» » Административно-правовой статус общественных объединений (организаций). Особенности административно-правового статуса общественных объединений 4 административно правовой статус общественных объединений

Административно-правовой статус общественных объединений (организаций). Особенности административно-правового статуса общественных объединений 4 административно правовой статус общественных объединений

Предприятия, учреждения и организации, как субъекты административного права

Прежде чем приступить к рассмотрению административно-правового статуса предприятий учреждений и организаций (а именно в такой последовательности они закреплены в статье 13 Конституции Республики Беларусь) необходимо уточнить понятие «организация». Так как оно служит обобщающим понятием, а предприятия и учреждения являются разновидностью организаций.

Организация – это коллектив работников различной численности, возглавляемый своим органом управления и имеющий в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество.

Администрация – это орган, на который возложены функции оперативного управления организацией. Возглавлять административную может единоличный руководитель в лице генерального директора, директора, председателя, ректора и т.д.; или возможно совместно единоличное и коллективное руководство в лице совета директоров, дирекции, правления; либо другой назначенный орган, или орган которому коллектив делегировал право по управлению организацией.

Вопросы деятельности организаций являются предметом изучения ряда отраслей права: административного, финансового, гражданского, трудового, налогового и других.

В гражданском кодексе Республики Беларусь (глава 4) нашло свое юридическое закрепление понятия юридического лица, которое имеет важное теоретическое и практическое значение не только для гражданского, но и для административного права. Так как, в частности, определяет виды различных организаций.

Юридическим лицом , в целом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество, несет самостоятельную ответственность по своим обязательствам, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, исполнять обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

Для всесторонней и правильной характеристики административно-правового статуса каждой из организаций в отдельности очень важное значение имеет их классификация.

Так, по цели деятельности

- коммерческие

    некоммерческие

В соответствии со ст. 46 Гражданского кодекса Республики Беларусь коммерческими организациями считаются организации, преследующие извлечения прибыли в качестве основной цели своей деятельности и (или) распределяющие полученную прибыль между участниками.

Некоммерческие организации – это распределяющие не имеющие такой цели и не распределяющие полученную прибыль между участниками.

Коммерческие организации могут создаваться в форме хозяйственных товариществ и обществ, производственных кооперативов, унитарных предприятий и крестьянских (фермерских) хозяйств. Некоммерческие организации – в форме потребительских кооперативов, общественных или религиозных организаций (объединений), финансируемых собственником учреждений, благотворительных и иных фондов, а также в других формах, предусмотренных законодательством.

Некоммерческие организации могут осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку она необходима для их уставных целей, ради которых они созданы, соответствует этим целям и отвечает предмету деятельности некоммерческих организаций.

Допускается создание объединений коммерческих и (или) некоммерческих организаций в форме ассоциаций и союзов.

В соответствии с законодательными актами юридические лица Республики Беларусь могут создавать объединения, в том числе с участием иностранных юридических лиц в форме финансово-промышленных и иных хозяйственных групп в порядке и на условиях, определяемых законодательством о таких группах.

По видам собственности организации подразделяются на:

    государственные;

    негосударственные;

По роду деятельности (предназначению) существуют следующие разновидности организаций:

    предприятия;

    учреждения;

    иные организации.

Сюда же можно отнести общественные объединения граждан.

Предприятия и учреждения - это особые субъекты административного права. В отличие от органов исполнительной власти они осуществляют не руководство, а экономические, социально-культурные и иные функции в целях удовлетворения материальных, духовных и других потребностей граждан, общества и государства.

Предприятия и учреждения отличаются друг от друга по их назначению.

Предприятия - это самостоятельный хозяйствующий субъект, созданный для производства продукции, выполнения работ и оказания услуг в целях удовлетворения общественной потребности и получения прибыли.

Правовое положение и организационно-правовые формы предприятий определяются Гражданским Кодексом Республики Беларусь.

В частности, предусмотрено, что хозяйственные товарищества могут создаваться в форме полного товарищества и коммандитного товарищества, а хозяйственные общества – в форме акционерного общества, общества с ограниченной ответственностью или общества с дополнительной ответственностью.

Существует множество форм предприятий, определяемых их отраслевой производственно-технологической специализацией:

а) промышленные предприятия: заводы, фабрики, шахты, комбинаты и т.д.

б) сельскохозяйственные предприятия: колхозы, совхозы, фермерские хозяйства и др.

в) строительные предприятия: строительные управления, кооперативы и др.

г) транспортные предприятия: железные дороги, станции, депо, пароходства, порты, аэропорты и т.п.

д) предприятия связи: узлы связи, почтамты, телеграфы, телефонные станции и др.

е) предприятия торговли: универмаги, гастрономы и т.п.

ж) жилищно-коммунальные предприятия: жилищно-эксплуатационные службы, ремонтно-эксплутационные управления, энергосети и др.

Административно-правовой статус предприятия – это комплекс прав и обязанностей, которые предприятие приобретает и реализует в процессе своей деятельности.

Нормы права, устанавливающие административно-правовой статус предприятий и учреждений, могут быть подразделены на три основные группы:

    нормы, относящиеся к предприятиям и учреждениям всех форм собственности;

    нормы, адресуемые государственным предприятиям и учреждениям;

    нормы, адресуемые негосударственным предприятиям и учреждениям.

Нормы первой группы закрепляют принципиальные позиции во взаимодействии предприятий и учреждений с органами исполнительной власти. Они устанавливают:

      запрет на вмешательство государства и его органов в деятельность предприятий;

      государственную регистрацию предприятий, порядок ее осуществления и основания для отказа в регистрации;

    обязательность для предприятий ведения бухгалтерской и статистической отчетности, предоставления государственным органам информации, необходимой для налогообложения.

Предприятия, независимо от видов собственности, обязаны соблюдать законодательство об охране окружающей среды, правила безопасности на производстве, санитарно-гигиенические нормы и требования и т.д.

Особенности административно-правового статуса государственных предприятий проистекают из того, что государство является собственником таких предприятий. К ведению государственных органов относится учреждение предприятий, определение их профиля и дислокации, утверждение устава, управление ими, назначение на должность и освобождение от нее руководителей, доведение в установленных случаях государственных заказов, прекращение деятельности государственных предприятий.

Некоторые виды деятельности разрешаются только государственным предприятиям (производство любых видов оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, изготовление и реализация наркотических веществ).

Влияние государственных органов на негосударственные предприятия более ограничено, чем на государственные. Они не решают конкретных вопросов их учреждения, определения профиля, организации управления. По этим и многим другим вопросам решения принимаются учредителями или уполномоченными ими органами.

Учреждения – это организации, которые выполняют социально-культурные или административно-политические функции. Они предназначены для создания социальных ценностей в основном непроизводственного характера. К учреждениям, осуществляющим управленческие функции, относятся, например, аппараты законодательных, судебных органов, прокуратуры. Социально-культурные функции выполняют учреждения образования, науки, культуры, здравоохранение и др.

В отличие от предприятий, чье правовое положение в основном закреплено в Гражданском кодексе Республики Беларусь (Закон Республики Беларусь от 14 декабря 1990 года «О предприятиях» признан утратившим силу. Смотри Закон Республики Беларусь от 30.07.2004 г. № 307-3 «О признании утратившим силу законодательных актов и внесении изменений в некоторые законодательные акты Республики Беларусь»), правовое положение учреждений определено рядом правовых актов, регулирующих отношения в отдельных отраслях и сферах управления…. К таким актам относятся: Законы Республики Беларусь «Об образовании в Республике Беларусь», 2002; «О здравоохранении», 1993 г.; «О культуре в Республике Беларусь», 1990 г. и др.

Государственные учреждения наделены достаточной самостоятельностью, при этом их оперативная деятельность координируется и контролируется соответствующими органами исполнительной власти.

Организации. Ранее мы рассматривали понятие «организация». В самом обобщенном виде это объединение людей, совместно реализующих программу или цель и действующих на основе определенных правил и процедур. Что же касается вопросов, связанных с административным правом, то в данном аспекте организации создаются во многих отраслях и сферах государственной деятельности. К ним относятся, например: научно-исследовательские, проектно-технические институты, конструкторские бюро и др.

Термин «организация» используется также для обозначения первичных звеньев общественности и их органов. Применяется он для наименования в отраслях государственного управления наряду с такими понятиями как «предприятие», «учреждение», «объединение», иногда одновременно обозначая одни и те же структурные звенья.

Таким образом, различия между предприятием, учреждением и организацией коренятся в содержании и результатах их основной деятельности. Вместе с тем, деятельности предприятий часто сопутствует выполнение отдельных функций, свойственных для учреждений и организаций, и наоборот учреждения и организации могут выполнять работу, характерную для предприятий (например, функционируют экспериментальные и другие производственные подразделения).

В соответствии со ст. 5 Федерального закона «Об общественных объединениях » от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ под общественным объединением понимается добровольное, самоуправляемое некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения.

В соответствии со ст. 7 названного Закона общественные объединения могут создаваться в одной из следующих организационно-правовых форм:

  1. общественная организация - основанное на членстве общественное объединение, созданное на основе совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения уставных целей объединившихся граждан;
  2. общественное движение - состоящее из участников и не имеющее членства массовое общественное объединение, преследующее социальные, политические и иные общественно полезные цели, поддерживаемые участниками общественного движения;
  3. общественный фонд - не имеющее членства общественное объединение, цель которого заключается в формировании имущества на основе добровольных взносов, иных не запрещенных законом поступлений и использовании данного имущества на общественно полезные цели;
  4. общественное учреждение - не имеющее членства общественное объединение, ставящее своей целью оказание конкретного вида услуг , отвечающих интересам участников и соответствующих уставным целям указанного объединения;
  5. орган общественной самодеятельности - не имеющее членства общественное объединение, целью которого является совместное решение различных социальных проблем, возникающих у граждан по месту жительства, работы или учебы, направленное на удовлетворение потребностей неограниченного круга лиц, чьи интересы связаны с достижением уставных целей и реализацией программ органа общественной самодеятельности по месту его создания;
  6. политическая партия - общественное объединение, созданное в целях участия граждан Российской Федерации в политической жизни общества посредством формирования и выражения их политической воли, участия в общественных и политических акциях, в выборах и референдумах , а также в целях представления интересов граждан в органах государственной власти и органах местного самоуправления .

В зависимости от территориальной сферы деятельности все действующие в России общественные объединения подразделяются на следующие виды:

  1. общероссийские - действующие на территориях более половины субъектов Российской Федерации и имеющие там свои структурные подразделения (организации, отделения или филиалы и представительства);
  2. межрегиональные - действующие на территориях менее половины субъектов Российской Федерации и имеющие там свои структурные подразделения (организации, отделения или филиалы и представительства);
  3. региональные - действующие в пределах территории одного субъекта Российской Федерации;
  4. местные - действующие в пределах территории органа местного самоуправления (муниципального образования).

1. Общественные объединения подлежат специальной государственной регистрации в органах Федеральной регистрационной службы. В целях приобретения прав юридического лица общественные объединения, кроме того, регистрируются в соответствующих налоговых органах.

2. Общественные объединения в отличие от других организаций наделяются дополнительными правами в административно-публичной сфере. В частности, они вправе иметь собственную символику (флаги, эмблемы, вымпелы и т.п.), участвовать в выработке решений органов государственной власти и органов местного самоуправления в порядке и объеме, установленных законодательством, организовывать и проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия, пикетирования и другие публичные мероприятия, учреждать средства массовой информации и осуществлять издательскую деятельность, участвовать в выборах и референдумах в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, выступать с инициативами по различным вопросам общественной жизни, вносить предложения в органы государственной власти.

3. Общественные объединения в отличие от других организаций несут дополнительные обязанности в административно-публичной сфере, в частности: ежегодно публиковать отчет об использовании своего имущества; ежегодно информировать регистрирующий орган о продолжении своей деятельности, допускать представителей регистрирующего органа на проводимые общественным объединением мероприятия; информировать регистрирующий орган об объеме получаемых от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства денежных средств и иного имущества, о целях их расходования или использования и об их фактическом расходовании или использовании; исполнять обязанности, связанные с организацией и проведением выборов в органы государственной власти и местного самоуправления.

4. В отношении общественных объединений, нарушающих Конституцию и законодательство Российской Федерации, конституции (уставы) субъектов РФ, регистрирующим органом или соответствующим прокурором может быть применена такая мера административного принуждения , как приостановление деятельности общественных объединений на срок до шести месяцев. В случае приостановления деятельности общественного объединения приостанавливаются его права как учредителя средств массовой информации, ему запрещается организовывать и проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия, пикетирование и иные массовые акции или публичные мероприятия, принимать участие в выборах, использовать банковские вклады.

Право граждан на объединения закреплено в двух статьях Конституции РФ: ст. 13 Конституции РФ определяет социальные основы объединения – идеологическое и политическое многообразие, многопартийность, равенство объединений перед законом;

Ст. 30 Конституции РФ определяет право на объединение.

Закон РФ ""Об общественных объединениях"" закрепляет понятие общественного объединения.

Общественное объединение – добровольное, самоуправляемое некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения.

Добровольность формирования – важнейший признак общественного объединения. При этом граждане имеют право создавать по своему выбору общественные объединения без предварительного разрешения органов исполнительной власти и органов местного самоуправления.

Создаваемые гражданами общественные объединения либо регистрируются в установленном порядке и приобретают права юридического лица, либо функционируют без государственной регистрации и приобретения права юридического лица.

Правоспособность общественного объединения как юридического лица возникает с момента его государственной регистрации в органах юстиции, о чем ему выдается соответствующее свидетельство. Регистрация общественных объединений – форма государственного контроля за их целевым назначением, однако при этом государство не вмешивается в их текущую деятельность.

Членами общественного объединения могут быть физические лица и юридические лица – общественные объединения, чья заинтересованность в совместном решении задач данного объединения оформляется индивидуальными заявлениями или документами, позволяющими учитывать количество членов общественного объединения в целях обеспечения их равноправности в качестве его членов.

Виды общественных объединений

Общественные объединения могут создаваться в одной из следующих организационно-правовых форм: общественная организация; общественное движение; общественный фонд; общественное учреждение; орган общественной самодеятельности, политическая партия.

Общественная организация – это основанное на членстве общественное объединение, созданное на основе совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения уставных целей объединившихся граждан.

Членами общественной организации могут быть физические и юридические лица – общественное объединение, если иное не установлено общим и специальным законодательством об общественном объединении. Высшим руководящим органом является съезд (конференция) или общее собрание. Постоянно действующим руководящим органом является выборный коллегиальный орган, подотчетный съезду или общему собранию.


В случае государственной регистрации ее постоянно действующий руководящий орган осуществляет права юридического лица от имени данной общественной организации и исполняет ее обязанности в соответствии с уставом.

Общественное движение – это состоящее из участников и не имеющее членства массовое общественное объединение, преследующее социальные, политические и иные, общественно полезные цели, поддерживаемые участниками общественного движения.

Высшим руководящим органом является съезд (конференция) или общее собрание. Постоянно действующим руководящим органом общественного движения является выборный коллегиальный орган, подотчетный съезду (конференции) или общественному собранию.

В случае государственной регистрации его постоянно действующий руководящий орган осуществляет права юридического лица от имени общественного движения и исполняет его обязанности в соответствии с уставом.

Общественный фонд – это разновидность некоммерческих фондов и представляет собой не имеющее членства общественное объединение, цель которого заключается в формировании имущества на основе добровольных взносов и иных не запрещенных законом поступлений и использовании данного имущества на общественно полезные цели.

Учредители и управляющие имуществом не вправе использовать указанное имущество в собственных интересах. Руководящий орган общественного фонда формируется его учредителями и (или) участниками, либо решением учредителей общественного фонда, принятым в виде рекомендации или персональных назначений, либо путем избрания участниками на съезде или общем собрании.

В случае государственной регистрации общественного фонда он осуществляет свою деятельность в порядке, предусмотренном Гражданским кодексом РФ. Создание, деятельность, реорганизация, ликвидация иных видов фондов (частных, корпоративных, государственных, общественно-государственных) могут регулироваться соответствующими законодательствами о фондах.

Общественное учреждение – это не имеющее членства общественное объединение, ставящее своей целью оказание конкретных видов услуг, отвечающих интересам участников и соответствующих уставным целям.

Управление общественный учреждением и его имуществом осуществляется лицами, назначаемыми учредителями. В соответствии с учредительными документами в общественного учреждении может создаваться коллегиальный орган, избираемый участниками, не являющимися учредителями данного учреждения и потребителями его услуг. Указанный орган может определять содержание деятельности общественного учреждения, иметь право совещательного голоса при учредителе, но не вправе распоряжаться имуществом общ. учреждения, если иное не установлено учредителями.

В случае государственной регистрации общественного учреждения данное учреждение осуществляет свою деятельность в порядке, предусмотренном Гражданским кодексом РФ.

Орган общественной самодеятельности – это не имеющее членства общественное объединение, целью которого является совместное решение различных социальных проблем, возникающих у граждан по месту жительства, работы или учебы, направленное на удовлетворение потребностей неограниченного круга лиц, чьи интересы связаны с достижением условных целей и реализацией программы органа общ. самодеятельности по месту его создания. Он формируется по инициативе граждан, заинтересованных в решении указанных проблем, и строит свою работу на основе самоуправления в соответствии с уставом, принятым на собрании учредителей.

Не имеет над собой вышестоящего органа, учреждения или предприятия.

В случае государственной регистрации органа общественной самодеятельности данный орган приобретает права и принимает на себя обязанности юридического лица в соответствии с уставом.

Союзы общественных объединений – это общественные объединения независимо от их организационно-правовой формы, которые вправе создавать ассоциации общественных объединений на основе учредительных договоров и (или) уставов, принятых союзами, образуя новые общественные объединения. Правоспособность союзов общественных объединений, в том числе с участием иностранных, некоммерческих, неправительственных объединений, осуществляется в порядке, предусмотренным действующим законодательством.

Чаще всего, в форме общественного объединения выступают политические партии, религиозные общества, профессиональные союзы и т.д.

Среди общественных объединений важную роль играют профсоюзы. Они обладают значительным объемом административной правоспособности. Профсоюз – добровольное общественное объединение граждан, связанных общими производственными, профессиональными интересами по роду их деятельности, создаваемое в целях представительства и защиты их социально-трудовых прав и интересов . Деятельность профсоюзов регламентируется Федеральным законом № 10-ФЗ "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" от 12 января 1996 г. (ред. от 01.07.2010). Профсоюзы независимы в своей деятельности от органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, работодателей, их объединений (союзов, ассоциаций), политических партий и других общественных объединений, им не подотчетны и не подконтрольны.

Профсоюзы защищают право своих членов на труд, заключают с администрацией коллективные договоры и контролируют их выполнение; контролируют законодательство о труде и об его охране.

Трудовым кодексом РФ предусмотрено право профсоюзов на осуществление контроля за соблюдением работодателями и их представителями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права. Для осуществления этого контроля профсоюзы и их объединения могут создавать правовые и технические инспекции труда профсоюзов, которые наделяются соответствующими полномочиями. Профсоюзы располагают возможностями активно влиять на правотворчество . Так, проекты нормативных правовых актов, затрагивающих социально-трудовые права работников, рассматриваются и принимаются органами исполнительной власти, органами местного самоуправления с учетом мнения соответствующих профсоюзов.

Профсоюзы вправе иметь своих представителей в коллегиальных органах управления организацией, а также в создаваемых в организации комиссиях по приватизации государственного и муниципального имущества. Они могут участвовать в формировании социальных программ, направленных на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

Профсоюзам принадлежат равные с другими социальными партнерами права на паритетное участие в управлении государственными фондами социального и обязательного медицинского страхования, пенсионным и другими фондами. Они взаимодействуют с органами государственной власти и местного самоуправления по развитию санаторно-курортного лечения, учреждений отдыха, туризма, массовой физической культуры и спорта.

Правовое положение молодежных и детских объединений определено Федеральным законом № 98-ФЗ "О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений" от 28 июня 1995 г. (ред. от 22.08.2004), Указом Президента "О мерах государственной поддержки общественных объединений, ведущих работу по военно-патриотическому воспитанию молодежи" от 16 мая 1996 г., Постановлением Правительства "О военно-патриотических молодежных и детских объединениях" от 24 июля 2000 г. и другими актами. Молодежным и детским объединениям оказывается государственная поддержка, под которой понимается совокупность мер, принимаемых органами государственной власти в целях создания и обеспечения правовых, экономических и организационных условий, гарантий и стимулов деятельности таких объединений, направленной на социальное становление, развитие и самореализацию детей и молодежи в общественной жизни, а также в целях охраны и защиты их прав.

Административно-правовой статус общественных объединений

Право граждан на объединение предусмотрено ст. 30 Конституции РФ. Содержание этого права, основные государственные гарантии, статус общественных объединений, порядок их создания, деятельности, реорганизации и (или) ликвидации регулируются ФЗ «Об общественных объединениях» от 19 мая 1995 (с последующими изменениями), «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» от 12 января 1996, «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений» от 28 июня 1995, «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» от 11 августа 1995, «О политических партиях» от 11.07.2001 (с изм. от 25 июля 2002 г.) и другими актами.

Действие ФЗ «Об общественных объединениях» распространяется на все общественные объединения, созданные по инициативе граждан, за исключением религиозных организаций, а также коммерческих организаций и создаваемых ими некоммерческих союзов (ассоциаций), а также на деятельность созданных на территории РФ структурных подразделений – организаций, отделений или филиалов и представительств – иностранных некоммерческих неправительственных объединений.

Общественное объединение – добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения, что способствует реализации прав и законных интересов граждан.

Для общественных организаций как для субъектов административного права характерны признаки: добровольность объединения; наличие устава или положения, регулирующего правовое положение данной организации; организационная имущественная обособленность; наличие органов самоуправления; материальное участие членов организации в создании материальной базы; как правило, стабильный состав, сочетающийся с возможностью обновления.

Формы общественных объединений:

1. Общественная организация – основанное на членстве общественное объединение, созданное для общих интересов и достижения уставных целей объединившихся граждан.

2. Общественное движение – это не имеющее членства массовое общественное объединение, состоит из его участников и преследует социальные, политические и иные общественно полезные цели.

3. Общественный фонд – это один из видов некоммерческих объединений, не имеющее членства общественное объединение, цель которого заключается в формировании имущества на основе добровольных взносов и иных не запрещенных законом поступлений и использовании данного имущества на общественно полезные цели.

4. Общественное учреждение – не имеющая членства общественная организация, создается с целью оказания конкретного вида услуг, отвечающих интересам участников и соответствующих целям этого объединения.

5. Орган общественной самодеятельности создается с целью совместного решения различных социальных проблем, возникающих у граждан по месту жительства, работы или учебы, для удовлетворения потребностей неограниченного круга лиц, чьи интересы связаны с достижением уставных целей и реализацией программ органа общественной самодеятельности по месту его создания.

6. Политическое общественное объединение – общественное объединение, в уставе которого в числе основных целей закреплено участие в политической жизни общества посредством влияния на формирование политической воли граждан, участие в выборах в органы государственной власти и органы МСУ посредством выдвижения кандидатов и организации их предвыборной агитации, участие в организации и деятельности указанных органов.

7. Профсоюз – добровольное общественное объединение граждан, связанных общими производственными, профессиональными интересами по роду их деятельности, создаваемое в целях представительства и защиты их социально-трудовых прав и интересов.

8. Молодежные и детские объединения – им оказывается государственная поддержка, под которой понимается совокупность мер, принимаемых органами гос. власти в целях создания и обеспечения правовых, экономических и организационных условий, гарантий и стимулов деятельности таких объединений, направленной на социальное становление, развитие и самореализацию детей и молодежи в общественной жизни, а также в целях охраны и защиты их прав.

9. Благотворительные организации понимается добровольная деятельность граждан и юридических лиц по бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) передаче гражданам или юридическим лицам имущества, в т.ч. денежных средств, бескорыстному выполнению работ, предоставлению услуг, оказанию иной помощи. ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» устанавливает основы правового регулирования благотворительной деятельности, особенности создания и деятельности благотворительных организаций.

Запрещается создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности РФ, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной или религиозной розни. Учредителями, членами и участниками общественных объединений являются граждане (в т.ч. иностранцы) с 18 лет, молодежных – с 14 лет, а детских общественных объединений – с 10 лет.

Возникает с момента государственной регистрации данного объединения в органах юстиции. В этом случае ему выдается соответствующее свидетельство. Для регистрации общественного объединения необходимо: заявление в регистрирующий орган; устав; выписка из протокола съезда; сведения об учредителях; документ об уплате регистрационного сбора. Органы юстиции, регистрирующие обществ. объединения, включают их в единый государственный реестр юридических лиц, открытый для всеобщего ознакомления.

Религиозные объединения – добровольное объединение граждан России, иных лиц, постоянно и на законных основаниях проживающих на ее территории, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры и обладающее соответствующими этой цели признаками: вероисповедание; совершение богослужений; других религиозных обрядов и церемоний; обучение религии и религиозное воспитание своих последователей. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом. Их правовое положение определено ФЗ «О свободе совести и религиозных объединениях» от 26 сентября 1997. Религиозные объединения не имеют права вмешиваться в дела государства, участвовать в выборах в органы гос. власти и в органы МСУ, в деятельность политических партий и политических движений, а также оказывать им материальную и иную помощь.

Административная правосубъектность общественных объединений включает комплекс принадлежащих им прав и обязанностей, которые реализуются во взаимоотношениях с гражданами, органами исполнительной власти и местного самоуправления, государственными и негосударственными учреждениями, предприятиями и организациями. Административная правосубъектность общественных объединений определяет виды административных правоотношений, субъектами которых они являются.

Несмотря на отличия в административно-правовом положении различных общественных объединений, их статусам присущи многие общие черты. Это определяется тем, что все общественные объединения:

Образуются физическими и юридическими лицами на добровольной основе;

Не обладают государственно-властными полномочиями;

Не являются субъектами правотворчества;

Действуют от своего имени;

Не являются коммерческими организациями, т. е. цель их деятельности не преследует извлечение прибыли.

Важнейшее положение, определяющее статус общественных объединений, - отсутствие руководства их деятельностью со стороны государства. Не допускается вмешательство органов государственной власти и их должностных лиц в деятельность общественных объединений, а самих объединений - в деятельность государственных органов, за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом «Об общественных объединениях». Этот же принцип взаимного невмешательства характерен для отношений общественных объединений с органами местного самоуправления.

Между тем, согласно данному Закону, государство определяет требования к содержанию устава общественных объединений, по желанию объединений их регистрирует, наделяя правами юридического лица, обеспечивает соблюдение прав и законных интересов объединений, оказывает поддержку их деятельности, регулирует предоставление им налоговых и иных льгот и др. Орган юстиции, регистрирующий общественные объединения, контролирует соответствие их деятельности уставным целям, имеет право запрашивать их распорядительные документы, может направлять своих представителей для участия в проводимых ими мероприятиях, в установленных федеральным законом случаях вправе выносить руководящим органам этих объединений письменные предупреждения с указанием конкретных оснований их вынесения.

Общественные объединения обязаны соблюдать законодательство РФ, нормы и принципы международного права, ежегодно публиковать отчет об использовании своего имущества и информировать орган, регистрирующий объединение, о продолжении своей деятельности, допускать представителей этого органа на проводимые мероприятия, оказывать им содействие в ознакомлении с деятельностью объединения и др.

Общественные объединения, в свою очередь, вправе:

Свободно распространять информацию о своей деятельности;

Участвовать в выработке решений органов государственной власти и местного самоуправления;

Проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия, пикетирование;

Учреждать средства массовой информации и осуществлять издательскую деятельность;

Представлять и защищать свои права, законные интересы своих членов и участников, других граждан в органах государственной власти, органах местного самоуправления и в других общественных объединениях;

Осуществлять в полном объеме полномочия, предусмотренные законами об общественных объединениях;

Выступать с инициативами по различным вопросам общественной жизни, вносить предложения в органы государственной власти;

Участвовать в избирательных кампаниях (при условии государственной регистрации данного общественного объединения и при наличии в его уставе положения об участии в выборах).

Общественные объединения могут заниматься предпринимательской деятельностью, если это соответствует их уставным целям и служит достижению данных целей. Осуществляемая ими предпринимательская деятельность регулируется ГК РФ и другими законодательными актами. Они могут создавать хозяйственные товарищества и иные хозяйственные организации, а также приобретать имущество, предназначенное для ведения предпринимательской деятельности.

Доходы от предпринимательской деятельности общественных объединений не могут перераспределяться между членами или участниками этих объединений и должны использоваться только для достижения уставных целей. При этом допускается использование общественными объединениями своих средств на благотворительные цели.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Размещено на http://www.allbest.ru/

НОУ ВПО «ИНСТИТУТ ЗАКОНОВЕДЕНИЯ И УПРАВЛЕНИЯ ВПА»

КУРСОВАЯ РАБОТА

ТЕМА: Административно-правовой статус общественных объединений

Введение

Глава 1. Теоретические основы общественных объединений как субъектов административного права

1.1 Понятие и виды общественных объединений

1.2 Развитие административно-правовых основ правового положения общественных объединений

1.3 Права и обязанного общественных объединений

1.4Порядок создания, реорганизации и ликвидации общественных объединений

1.5 Публичный контроль деятельности общественных объединений

Глава 2. Изучение административно-правового статуса некоторых общественных объединений

2.1 Административно-правовой статус благотворительных организаций

2.2 Административно-правовой статус религиозных общественных объединений

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Расширение демократических процессов в обществе, повышение социальной активности граждан способствуют реализации их прав и законных интересов через создание различного рода общественных объединений. Именно поэтому в Российской Федерации число общественных объединений возрастает из года в год. За пять лет только Министерством юстиции РФ зарегистрировано 2846 общественных объединений (в том числе 85 политических партий и 105 общественных движений). В целом же по стране органы юстиции зарегистрировали более 35 тысяч таких формирований, в том числе почти 1,5 тысячи политических партий. Иванова М.И. Особенности правового статуса общественных объединений. - Саратов: изд-во Научная книга, 2009.-с.43. общественный организация ликвидация благотворительный

Так же социально-экономические изменения, происшедшие в Российской Федерации за последние годы, поставили перед юридической наукой проблему поиска новых административных методов воздействия на общественные отношения со стороны исполнительной власти, а также проблему совершенствования форм, ее взаимодействия с институтами гражданского общества. Недостаточная социальная активность общественных объединений, является наиболее значимой проблемой для жизнедеятельности нашего общества. Данное обстоятельство обусловлено тем, что общественные объединения являются важной составной частью правового государства, выступают связующим элементом между государством и личностью. Черемных Г.С. Общественные объединения: регулирование деятельности // Российская юстиция. -1996.-№4. Однако, как показывает практика, это далеко не всегда так. Между тем, именно общественные объединения являются одним из наиболее активных участников социально-экономических преобразований. В связи с этим проводимые политические и правовые реформы в нашей стране должны опираться на современную теоретическую концепцию их административно-правового положения.

Исследование административно-правового статуса общественных объединений позволит раскрыть их подлинную роль как эффективного элемента в механизме доступа граждан к институтам государственной власти, а также преодолеть противоречия, возникающие при взаимодействии исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления с институтами гражданского общества. Кроме того, административно-правовой статус общественных объединений нуждается в адекватном и научно обоснованном нормативном определении. Правоотношения общественных объединений в сфере действия норм административного права представляют собой значительную группу. Нормы административного права регулируют разнообразные отношения с участием общественных объединений и для того, чтобы практика этих отношений складывалась в соответствии с законом, необходима определенность, которая достигается путем совершенствования нормативной правовой регламентации административно-правового статуса общественных объединений. Соболева Ю.В. Административно-правовой статус общественных объединений: понятие и структура // Гражданин и право. -2008. -№6.

Актуальность, сложность и многоплановость этих и некоторых других проблем, явилась определяющим фактором в выборе темы настоящей курсовой работы.

Целью курсовой работы является изучение теоретических положений, определяющих основы административно-правового статуса общественных объединений.

Объектом курсовой работы являются общественные отношения, которые складываются в административно-правовой сфере с участием общественных объединений.

Предметом курсовой работы является совокупность административно-правовых норм, регламентирующих механизм реализации правового положения отдельных видов общественных объединений в Российской Федерации.

Задачи курсовой работы :

· исследовать административно-правовые основы правового положения общественных объединений в Российской Федерации;

· рассмотреть процесс развития административно-правовых основ правового положения общественных объединений;

· проанализировать понятие и виды общественных объединений;

· исследовать порядок создания, реорганизации и ликвидации общественных объединений;

· изучить общественные объединения как субъекты административного права;

· рассмотреть права и обязанности общественных объединений как субъектов административного права;

· исследовать основы публичного контроля деятельности общественных объединений.

Методы исследования:

· Теоретические: анализ литературы, нормативно-правовой базы по проблеме исследования.

Глава 1. Теоретические основы общественных объединений как субъектов адми нистративного права

1.1 Понятие и виды общественных объединений

Общественным объединением является добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации целей, указанных в уставе общественного объединения», - говорится в ст. 5 Федерального закона от 19 мая 1995 г., «Об общественных объединениях». ФЗ № 82-ФЗ от 19 мая 1995 г. «Об общественных объединениях».

Этим Законом предусмотрены различные формы реализации гражданами конституционного права на объединения. Граждане вправе объединятся в политические партии, профессиональные союзы, благотворительные и иные организации. Деятельность таких объединений регламентируется не только упомянутым Законом, но и специальным федеральным законодательством.

Добровольность формирования - важнейший признак общественного объединения. При этом граждане имеют право создавать по своему выбору общественные объединения без предварительного разрешения органов исполнительной власти и органов местного самоуправления. Создаваемые гражданами общественные объединения либо регистрируются в установленном порядке и приобретают права юридического лица, либо функционируют без государственной регистрации и приобретения права юридического лица.

Членами общественного объединения могут быть физические и юридические лица - общественные объединения, чья заинтересованность в совместном решении задач данного объединения оформляется индивидуальными заявлениями или документами, позволяющими учитывать количество членов общественного объединения в целях обеспечения их равноправности как его членов. Семина О.В. Правовое регулирование деятельности общественных объединений в РФ // Право и государство: теория и практика. - 2007.- №2.

Законодательство различает пять организационно-правовых форм общественных объединений, созданных в виде организации, движения, фонда, учреждения и органа общественной самодеятельности, однако фиксированное членство предусмотрено Законом только для общественных организаций. В то же время закреплены четкие правовые различия движений, фондов, общественных учреждений и органов общественной самодеятельности. Каждое из этих объединений имеет свои особенности.

Общественной организацией является основанное на членстве общественное объединение, созданное на основе совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения установленных целей объединившихся граждан. Членами общественной организации в соответствии с ее уставом могут быть физические лица и юридические лица - общественные объединения, если иное не установлено федеральным законом и законами об отдельных видах общественных объединений. Высшим руководящим органом является съезд (конференция) или общее собрание. Постоянно действующий руководящий орган общественной организации - выборный коллегиальный орган, подотчетный съезду (конференции) или общему собранию. В случае государственной регистрации общественной организации ее постоянно действующий орган осуществляет права юридического лица от имени общественной организации, и исполняет ее обязанности в соответствии с уставом. Попов Л.Л. Административное право.- М.: Юристъ, 2005. - с. 37.

Общественным движением является состоящее из участников и не имеющее членства массовое общественное объединение, преследующее социальные, политические и иные общественно полезные цели, поддерживаемые участниками общественного движения. Высший руководящий орган общественного движения - съезд (конференция) или общее собрание. Постоянно действующим руководящим органом общественного движения выступает выборный коллегиальный орган, подотчетный съезду (конференция) или общему собранию. В случае государственной регистрации общественного движения его постоянно действующий орган осуществляет права юридического лица от имени общественного движения и исполняет его обязанности в соответствии с уставом.

Общественный фонд - один из видов некоммерческих фондов, представляющий собой не имеющее членства общественное объединение, цель которого заключается в формировании имущества на основе добровольных взносов, иных не запрещенных законом поступлений и использовании данного имущества на общественно полезные цели. Учредители и управляющие имуществом общественного фонда не вправе использовать указанное имущество в собственных интересах. Руководящий орган общественного фонда формируется его учредителями и (или) участниками либо решением учредителей общественного фонда, принятым в виде рекомендаций или персональных назначений, либо путем избрания участниками на съезде (конференции) или общем собрании.

Общественное учреждение - не имеющее членства общественное объединение, ставящее своей целью оказание конкретного вида услуг, отвечающих интересам участников и соответствующих уставным целям указанного объединения. Управление общественным учреждением и его имуществом осуществляется лицами, назначенными учредителем (учредителями). В соответствии с учредительными документами в общественном учреждении может создаваться коллегиальный орган, избираемый участниками, не являющимися учредителями данного учреждения и потребителями его услуг.

Органом общественной самодеятельности является не имеющие членства общественное объединение, цель которого - совместное решение различных социальных проблем, возникающих у граждан по месту жительства, работы или учебы, направленное на удовлетворение потребностей неограниченного круга лиц, чьи интересы связаны с достижением уставных целей и реализаций программ органа общественной самодеятельности по месту его создания. Бахрах Д.Н. Административное право России: Учебник для ВУЗов. -М.: Норма-Инфра,2003.- с. 53.

Федеральным законом от 19 июля 1998 г. № 112 - ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общественных объединениях»» вводится ст. 12.1, в соответствии с которой «политическим общественным объединением является общественное объединение, в уставе которого в числе основных целей должны быть закреплены участие в политической жизни общества посредством влияния на формирование политической воли граждан, участие в выборах в органы государственной власти и органы местного самоуправления посредством выдвижения кандидатов и организации их предвыборной агитации участие в организации и деятельности указанных органов».

Общественные объединения могут добровольно объединяться в ассоциации (союзы). Члены ассоциации (союза) сохраняют свою самостоятельность и права юридического лица, наименование ассоциации (союза) должно содержать указание на основной предмет деятельности ее членов с включением слова «ассоциация» и «союз». ФЗ №10-ФЗ от 12 января 1996 г. «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности».

Так же опираясь на законодательную базу, общественные объединения и организации в отличие от государственных институтов, не имеют властных полномочий, не могут принимать общеобязательных решений и требовать их выполнения, а также диктовать свою волю. Общественные объединения отличаются в своей деятельности и от политических партий, так как не ставят своей целью овладеть государственной властью и в этом смысле изначально не являются политическими организациями, хотя их деятельность и может приобретать политический характер в предусмотренном законом порядке, а также в соответствии с уставом, учредительными документами общественного объединения или организации. Ивакин А.А. Характеристика содержания административно-правового статуса общественных объединений 2006// Современное право.-2008. -№12.

Таким образом, общественные объединения в России создаются для привлечения граждан к реализации государственной политики, выдвижения гражданских инициатив, направленных на осуществление конституционных прав, свобод и законных интересов граждан и самих общественных объединений, их деятельности в сфере развития гражданского общества и правового демократического социального государства в Российской Федерации. Общественные объединения, в соответствии с их уставами, учредительными документами, можно условно, разделить на:

· общественно-политические,

· общественно-гражданские,

· национально-культурные,

· религиозные и другие. Попов Л.Л. Административное право.- М.: Юристъ, 2005. - с. 42.

В большинстве случаев каждое из обозначенных направлений, в свою очередь, подразделяется на различные по профилю и интересам организации. Например, внутри общественно-гражданского направления формируются ветеранские, молодежные, детские, женские, культурно-просветительские, образовательные, благотворительные, правозащитные, профессиональные, творческие объединения. Согласно учредительным документам, в соответствии со своей организационной структурой, все указанные объединения разноплановы по сферам деятельности, охватывают разные комплексы общественных интересов. Общественные объединения различны и по своим характеристикам, в том числе:

· по территориальному статусу: муниципальные, общегородские, региональные, межрегиональные, федеральные, международные;

· по характеру и направленности деятельности: общества, ассоциации, центры, организации культуры, образования, просвещения, общественно-политические, профессионально-культурные и др.;

· о принадлежности к социальным группам: молодежные, ветеранские, женские;

· по политическим и идеологическим установкам. Соболева Ю.В. Административно-правовой статус общественных объединений: понятие и структура, 2008.

Основанием для классификации, могут быть и другие критерии: по масштабам деятельности, методам и способам действия, степени организации, по классовому, национальному или демографическому признакам. Но, общественные объединения, независимо от организационно-правовых форм равны перед законом. Их деятельность основывается на принципах добровольности, равенства права, самоуправления и законности. Общественные объединения свободны при определении своей внутренней структуры, целей, форм и методов деятельности. Деятельность общественных объединений должна быть гласной, а информация об их учредительных и программных документах общедоступной. Мельник Т.Е. Приостановление и запрет деятельности общественных объединений. - 2003. -№4.

1.2 Развитие административно-правовых основ правового п о ложения общественных объединений

Исследование и развитие административного законодательства, регламентирующего административно-правовое положение общественных объединений, имеет важное значение для формирования в нашей стране правовых механизмов, касающихся становления полноценных институтов гражданского общества. Кроме того, изучение истории развития законодательства об общественных объединениях позволяет сформировать новое видение гражданского общества, а также может способствовать развитию адекватных административно-правовых механизмов, касающихся взаимоотношения отдельно взятой личности и государства. Помимо вышеизложенного, исследование истории законодательства об общественных объединениях помогает систематизировать теоретический и эмпирический материал, касающийся функционирования в нашей стране общественных объединений. Иванова М.И. Особенности правового статуса общественных объединений. - Саратов: изд-во Научная книга, 2009.- с. 56.

В XVIII-XIX вв. происходило становление законодательства об общественных формированиях, однако, законодательные акты этого периода приоритетное внимание уделяли не порядку образования общественных формирований, а организации контроля (надзора) за ними. Одним из первых законодательных актов, определявших административно-правовое положение общественных формирований был Устав благочиния (1782 г.). Данный нормативный акт давал гражданам возможность самим создавать общественные объединения.

В юридической литературе конца XIX - начала XX вв., для обозначения категории "общественное объединение" использовалась различная терминология (общество, ассоциация, частное общество и др.). Социально-экономические преобразования конца XIX в. повлекли за собой активизацию деятельности общественных формирований, однако нормативно-правовая база их деятельности в тот период практически отсутствовала. Для создания общественных объединений необходимо было получить разрешения МВД и Минфина. Общественные объединения, которые были созданы и функционировали без их разрешения, признавались незаконными. Компетенция МВД в деле регулирования административно-правового положения общественных объединений была определена актом МВД от 26 апреля 1905 г., в этот период был также издан манифест "О свободе союзов". Следом за манифестом началось активное создание политических партий, профсоюзов и других общественных формирований. 4 марта 1906 г. принимаются временные правила "Об обществах и союзах". Знаковым нормативным правовым актом в механизме административно-правового регулирования деятельности общественных объединений явилось постановление "О собраниях и союзах". Исаев И.А. История Государства и Права России. М.: Прогресс, 2006. -с. 47.

В советский период законодательство об общественных объединениях также активно развивалось. В 20-е гг. XX в. был принят Декрет ВЦИК от 3 августа 1922 г. "О порядке созыва съездов и всероссийских совещаний различных союзов и объединений и о регистрации этих организаций", 9 мая 1924 г. принимается постановление ЦИК и СНК СССР "О порядке утверждения и регистрации обществ и союзов, не преследующих цели извлечения прибыли и распространяющих свою деятельность на территории всего Союза ССР, и надзоре за ними", 6 февраля 1928 г. Постановлением ВЦИК и СНК РСФСР утверждается положение "Об обществах и союзах, не преследующих извлечение прибыли". В 30-е годы XX в. законодательство об общественных объединениях также продолжало развиваться. Так, 10 июля 1932 г. ВЦИК и СНК РСФСР принял постановление "Об утверждении положения о добровольных обществах и союзах". Данный акт в отличие от всех предыдущих, достаточно комплексно определил административно- правовое положение общественных объединений. Названный нормативный правовой акт определял: порядок организации обществ и союзов; режим контроля государства за деятельностью добровольных обществ и их союзов; порядок ликвидации деятельности общественных объединений. Концепция упомянутого документа послужила основой для последующего развития административного законодательства об общественных объединениях. Следует отметить, что постановление 1932 г. было отменно лишь в 1992 г. Исаев И.А. История Государства и права России. -М.: Прогресс,2006.- с.48-49.

Современное состояние нормативно-правового регулирования деятельности общественных объединений в Российской Федерации характеризуется чрезвычайной обширностью. Деятельность общественных объединений регулируется целым рядом нормативно-правовых актов. Это Конституция Российской Федерации, Гражданский кодекс Российской Федерации, Федеральный закон "Об общественных объединениях", а также: Федеральный закон №95-ФЗ от 11июля 2001 г. "О политических партиях", Федеральный закон №10-ФЗ от 12 января 1996 г. "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности", Федеральный закон №125-ФЗ от 26 сентября 1997 г. "О свободе совести и о религиозных объединениях" и многие другие.

1.3 Права и обяз анного общественных объединений

Содержание административно-правового статуса, составляют их права и обязанности, которые в своей совокупности выражают наиболее важные и существенные связи общественного объединения с органами исполнительной власти. В связи с этим, административно-правовой статус общественных объединений составляет базу для развития иных прав и обязанностей данного субъекта административного права. В структурном плане административно-правовой статус общественных объединений определяется: правами, обязанностями, гарантиями реализации прав и исполнения обязанностей, а также юридической ответственностью.Бахрах Д.Н. Административное право России: Учебник для ВУЗов. -М.: Норма-Инфра, 2003.- с. 59.

Правовые возможности общественного объединения в сфере исполнительной власти многочисленны и разнообразны. Установленные административным законодательством в соответствии с конституционными основами, права и обязанности этого субъекта закрепляют их отношения и связи с органами исполнительной власти, осуществляющими исполнительно-распорядительную деятельность. Они могут складываться в связи с:

· реализацией принадлежащих общественному объединению по закону прав;

· выполнением возложенных на общественное объединение обязанностей в сфере государственного управления;

· нарушением органами управления (должностными лицами) прав и интересов общественного объединения;

· нарушением общественным объединением своих правовых обязанностей в сфере государственного управления. Козлова Ю.М. Попова Л.Л. Административное право. Учебник. -М.: Юристъ, 2002. - с.84.

Таким образом классификация субъективных прав и обязанностей общественных объединений в сфере государственного управления может быть следующей:

· общие права и обязанности общественного объединения в сфере государственного управления;

· специальные права и обязанности общественного объединения в сфере государственного управления, в частности в сфере охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности.

К группе общих прав и обязанностей общественного объединения в сфере государственного управления в соответствии с действующим законодательством относится то, что общественное объединение имеет право:

· свободно распространять информацию о своей деятельности;

· принимать участие в выработке решений органов государственной власти и местного самоуправления в порядке и объеме, предусмотренных законодательством;

· проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирования;

· учреждать средства массовой информации и вести издательскую деятельность;

· представлять и защищать свои права, законные интересы своих членов и участников, других граждан в органах государственной власти, органах местного самоуправления и общественных объединениях;

· осуществлять в полном объеме полномочия, предусмотренные законами об общественных объединениях;

· выступать с инициативами по различным вопросам общественной жизни, вносить предложения в органы государственной власти;

· участвовать в избирательных кампаниях (в случае государственной регистрации объединения и при наличии в уставе данного объединения положения об участи его в выборах) и др. (статья 27 Закона).

· законами об общественных объединениях могут быть предусмотрены дополнительные права для конкретных видов общественных объединений.

В своей деятельности общественное объединение обязано:

· соблюдать законодательство, общепризнанные принципы и нормы международного права, касающиеся сферы его деятельности, а также нормы, предусмотренные его уставом и иными учредительными документами;

· ежегодно публиковать отчет об использовании своего имущества или обеспечивать доступность ознакомления с указанным отчетом, информировать орган, регистрирующий объединение, о продолжении своей деятельности и указывать действительное место нахождения постоянно действующего руководящего органа, его название и данные о руководителях объединения в объеме сведений, включенных в единый государственный реестр юридических лиц;

· представлять по запросу органа, регистрирующего объединения, решения руководящих органов и должностных лиц объединения, а также годовые и квартальные отчеты о своей деятельности в объеме сведений, предоставленных в налоговые органы;

· допускать представителей органа, регистрирующего объединения, на проводимые общественным объединением мероприятия, оказывать содействие представителям органа, регистрирующего общественное объединение, в ознакомлении с деятельностью объединения. Ивакин А.А. Характеристика содержания административно-правового статуса общественных объединений 2006// Современное право.-2008. -№12.

Если говорить о гарантиях реализации общественным объединением своей правоспособности, то они могут быть классифицированы на: общие (идеологические, социальные, политические, экономические и др.), специальные (правовые) и организационные гарантии. Исследуя общие гарантии административно-правового положения общественных объединений, приходим к выводу о том, что их основой являются конституционные предписания относительно того, что Российская Федерация является социальным государством. В Российской Федерации признаются идеологическое и политическое многообразие и др. Соболева Ю.В. Административно-правовой статус общественных объединений: понятие и структура, 2008.

В современных условиях для полноценной реализации предоставленных общественным объединениям прав, особое место принадлежит экономическим гарантиям. Конституция России признает и защищает равным образом частную, государственную, муниципальную и иные формы собственности. И хотя эта норма прямо не указывает на необходимость защиты собственности общественных объединений, но она распространяется и на нее. Козлова Ю.М., Попова Л.Л. Административное право. Учебник. -М.:Юристъ, 2002. -с. 80. Право собственности общественных объединений закреплено в целом ряде федеральных законов: "О некоммерческих организациях", "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях", "Об общественных объединениях", "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" и др. Существенную роль в формировании имущества общественных объединений играют доходы, поступающие от предпринимательской деятельности. Однако действующим законодательством определяются некоторые особенности осуществления предпринимательской деятельности общественными объединениями, в частности определяется ее уставной характер, а также устанавливается порядок распределения доходов от осуществления предпринимательской деятельности. Гутникова О.В. Право собственности некоммерческих организаций. -М.:Норма, 2008. -с. 102.

Проблеме возможности осуществления общественными объединениями предпринимательской деятельности в литературе уделено достаточно большое внимание и в основном через призму того, что осуществлять соответствующую деятельность общественные объединения не вправе, поскольку это противоречит правовой сущности данных организаций. Данную ситуацию весьма емко, но в тоже время содержательно описала Иванова М.И.: "На первый взгляд в теории некоммерческих юридических лиц особых "головоломных проблем", как говорил К.П. Победоносцев, нет. Да и ничего особо теоретического в самом подинституте как бы не существует. Все кажется в этой части ясным: на одной стороне - некоммерческие юридические лица с их специальной правоспособностью, на другой - законное право этих субъектов на предпринимательскую деятельность, которая в доктрине предусмотрительно называется не основной, или побочной. Данное положение выглядит логичным и понятным: раз не достает у некоммерческих юридических лиц ресурсов для основной деятельности, то пусть зарабатывают. Именно это и отражено в существующем сегодня законодательном концепте, который, однако, предполагается откорректировать в силу обнаружившихся на практике противоречий и нестыковок". Иванова М.И. Конституционный принцип равенства общественных объединений перед законом РФ // Конституционное и муниципальное право. -2010. -№2.

С экономическими гарантиями административно-правового положения общественных объединений тесным образом связаны организационные гарантии. Законодательство достаточно последовательно разграничивает деятельность органов государственной власти и общественных объединений. Согласно закону об общественных объединениях, вмешательство органов государственной власти и их должностных лиц, равно как и вмешательство общественных объединений в деятельность органов государственной власти и их должностных лиц не допускается, за исключением случаев, предусмотренных законом. Государство обеспечивает соблюдение прав и законных интересов общественных объединений, законодательство регулирует предоставление общественным объединениям налоговых льгот.

Законом устанавливается государственная поддержка некоторых видов общественных объединений, которая может выражаться в виде целевого финансирования отдельных общественно полезных программ общественных объединений, предоставления грантов, государственных заказов и т.п. Иванова М.И. Конституционный принцип равенства общественных объединений перед законом РФ // Кон ституционное и муниципальное право. -2010. -№2.

Таким образом, государство обеспечивает соблюдение прав и законных интересов общественных объединений, оказывает поддержку их деятельности, законодательно регулирует предоставление им налоговых и иных преимуществ.

1.4 Порядок создания, реорганизации и ликвидации общ е ственных объединений

Согласно общему порядку, общественные объединения создаются по инициативе не менее трех физических лиц, в состав учредителей наряду с физическими лицами могут входить юридические лица - общественные объединения. Решения о создании общественного объединения, об утверждении его устава и о формировании руководящих и контрольно-ревизионных органов принимаются на съезде или общем собрании. С момента принятия перечисленных решений общественное объединение считается созданным: осуществляет свою уставную деятельность, приобретает права (за исключением прав юридического лица) и принимает на себя обязанности в соответствии с действующим законодательством. Мельник Т.Е. Приостановление и запрет деятельности общественных объединений // Журнал российского права. - 2003. - №4.

Органы юстиции, регистрирующие общественные объединения включают их в единый государственный реестр юридических лиц, открытый для всеобщего ознакомления, а также публикуют списки политических общественных объединений в средствах массовой информации. Круг оснований, по которым может быть отказано в регистрации общественного объединения, ограничен ст. 23 ФЗ «Об общественных объединениях»:

· если устав общественного объединения противоречит Конституции Российской Федерации, конституциям (уставам) субъектов Российской Федерации, положениям статей 16, 19, 20, 21 настоящего Федерального закона и законам об отдельных видах общественных объединений;

· если не представлен полный перечень учредительных документов или они оформлены в ненадлежащем порядке;

· если ранее зарегистрировано общественное объединение с тем же названием на территории, в пределах которой данное объединение осуществляет свою деятельность;

· если органом, регистрирующим общественные объединения, установлено, что в представленных на регистрацию учредительных документах содержится недостоверная информация;

· если название общественного объединения оскорбляет нравственность, национальные и религиозные чувства граждан.

Правоспособность общественного объединения, как юридического лица, возникает с момента его государственной регистрации. Исследование законодательства об общественных объединениях позволяет сделать вывод о том, что в настоящее время достаточно последовательно определены требования, предъявляемые к учредителям, членам и участникам общественных объединений, а также достаточно четко определена процедура государственной регистрации общественных объединений. Однако, как показывает анализ информационных материалов Минюста России, ряд общественных объединений нарушают предписания законодательства о государственной регистрации юридических лиц. Нарушения, как правило, выражаются в том, что они не информируют орган, принявший решение о государственной регистрации общественного объединения, о продолжении своей деятельности с указанием действительного места нахождения постоянно действующего руководящего органа, его названия и данных о руководителях общественного объединения. С учетом сложившейся судебной практики, а также рекомендаций Минюста России, при невыполнении общественными объединениями вышеназванного требования, управлениями юстиции по субъектам Российской Федерации готовятся соответствующие иски о ликвидации данных общественных объединений. В настоящее время, по-прежнему, остается актуальной проблема использования рядом общественных объединений государственной символики на печатях, бланках, удостоверениях своих объединений и т.п. Мельник Т.Е. Приостановление и запрет деятельности общественных объединений // Журнал российского права. - 2003. - №4.

Порядок реорганизации и ликвидации определяется в ст.ст. 25, 26 ФЗ «Об общественных объединениях». Реорганизация общественного объединения осуществляется по решению съезда (конференции) или общего собрания, либо в судебном порядке. Государственная регистрация вновь образованного после реорганизации общественного объединения осуществляется в порядке, установленном статьей 21 настоящего Федерального закона. Имущество общественного объединения, являющегося юридическим лицом, переходит после его реорганизации к вновь возникшим юридическим лицам в порядке, предусмотренном Гражданским кодексом Российской Федерации. А имущество, оставшееся в результате ликвидации общественного объединения, после удовлетворения требований кредиторов направляется на цели, предусмотренные уставом общественного объединения, либо, если отсутствуют соответствующие разделы в уставе общественного объединения, на цели, определяемые решением съезда (конференции) или общего собрания о ликвидации общественного объединения, а в спорных случаях - решением суда. Решение об использовании оставшегося имущества публикуется ликвидационной комиссией в печати. Таким образом, реорганизация общественного объединения осуществляется по решению съезда или общего собрания. События последних лет наглядно продемонстрировали необходимость создания административно-правового механизма для более жесткого и оперативного пресечения любых форм экстремистской деятельности со стороны общественных объединений. Конституция России, Федеральный закон от 25 июля 2002 г. "О противодействии экстремистской деятельности", КоАП Российской Федерации и ряд иных нормативных правовых актов направлены на предупреждение и пресечение экстремистской деятельности, однако, как показывает практика, реализация ст. 20.3 КоАП Российской Федерации затруднена тем, что диспозиция данной статьи носит неопределенный характер. В этой связи было бы вполне целесообразно, если бы Верховный Суд Российской Федерации дал официальное разъяснение по порядку применения закона о противодействии экстремисткой деятельности и соответствующих статей КоАП Российской Федерации. ФЗ №82-ФЗ от 19 мая 1995г. «Об общественных объединениях».

Так же общественное объединение может быть ликвидировано по решению съезда (конференции), а также по решению суда в случае грубого нарушения общественным объединением прав и свобод человека и гражданина, а также неоднократного и грубого нарушения Конституции и законодательства Российской Федерации. Ликвидация общественного объединения по решению суда означает запрет на его деятельность. Решение о ликвидации общественного объединения, являющегося юридическим лицом, направляется в орган, зарегистрировавший общественное объединение, для исключения указанного объединения из единого государственного реестра юридических лиц. Мельник Т.Е. Приостановление и запрет деятельности общественных объединений // Журнал российского права. - 2003. - №4.

1.5 Публичный контроль деятельности общественных объед и нений

Государство практически никогда не упускало из поля своего воздействия общественные объединения. В различные исторические периоды сфера такого воздействия была различна. Контроль деятельности общественных объединений осуществляют различные органы государственной власти. У каждого органа государственной власти имеется своя компетенция в исследуемой сфере государственного управления. Контроль (надзор) относится к числу объективно необходимых явлений общественной жизни и является одним из способов обеспечения правопорядка. Надзор за соблюдением законов общественными объединениями осуществляет прокуратура РФ. Полномочия органов прокуратуры в сфере осуществления надзора за деятельностью общественных объединений закреплены не только в законодательстве об общественных объединениях, но и в Законе РФ "О прокуратуре". Ивакин А.А. Характеристика содержания административно-правового статуса общественных объединений 2006// Современное право.-2008. -№12.

Так, Закон "О прокуратуре" предоставляет органам прокуратуры широкие полномочия, которые реализуются ими в различных сферах государственного управления, в том числе и в ходе осуществления органами прокуратуры надзора за деятельностью общественных объединений. Прокурор вправе приносить протест на противоречащий закону правовой акт, выносить представление об устранении нарушений закона, принимать решение о возбуждении производства по делам об административных правонарушениях, а также выносить предостережение о недопустимости нарушений закона. Закон об общественных объединениях наделяет органы прокуратуры дополнительными полномочиями по осуществлению надзора за их деятельностью. Прокуратура наряду с органами юстиции может направлять заявления в суд о приостановлении деятельности общественных объединений. В этом случае приостанавливаются права общественного объединения как учредителя средств массовой информации, такому общественному объединению запрещается организовывать собрания, митинги, демонстрации и другие массовые мероприятия, принимать участие в выборах, использовать банковские вклады, за исключением расчетов по хозяйственной деятельности и трудовым договорам, возмещению убытков, причиненных его действиями, а также штрафов. Кубанкина Е.И., Павленко В.В. Административное право: учебное пособие. -М.: Издательско-торговая корпорация,2006. - с.122.

Основным субъектом контроля деятельности общественных объединений, является Минюст России. Данный вывод следует из анализа законодательства об общественных объединениях, а также из анализа положения о Минюсте России. Несмотря на те изменения, которые произошли в системе и структуре федеральных органов исполнительной власти, контрольная функция по-прежнему является важнейшей составной частью работы Министерства юстиции Российской Федерации. Контроль со стороны органов Минюста России за деятельностью общественных объединений начинается уже в процессе регистрации общественных объединений. Кроме того, контроль за деятельностью общественных объединений осуществляется в процессе посещения представителями Минюста проводимых общественными объединениями массовых мероприятий. Одной из эффективных форм контроля за деятельностью общественных объединений является обязанность общественных объединений ежегодно информировать орган, принимающий решение о регистрации общественных объединений, о продолжении своей деятельности с указанием действительного места нахождения постоянно действующего органа, его названия и данных о руководителях общественного объединения в объеме сведений, включаемых в единый государственный реестр юридических лиц.

Кроме органов Минюста России, контроль деятельности общественных объединений осуществляют финансовые органы, органы, осуществляющие экологический, пожарный и санитарно-эпидемиологический контроль (надзор) и др. Овсянко Д.М. Административное право: учебное пособие. -М.: Юристъ, 2002. -с. 96-98.

Глава 2. Изучение административно-правового статуса некоторых общес т венных объединений

2.1 Административно-правовой статус благотворительных орган и заций

Законом об общественных объединениях предусмотрено, что деятельность отдельных видов общественных объединений может быть урегулирована в специальных законах. Первым среди них стал Федеральный закон от 11 августа 1995 г. «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях». Согласно этому Закону, благотворительная организация должна соответствовать всем основным признакам общественного объединения, определенным Законом об общественных объединениях. Созданная для осуществления социально-приоритетных целей, некоммерческая благотворительная организация должна обладать важнейшим свойством: ее деятельность должна носить бескорыстный характер - безвозмездный или на льготных условиях. Льготные условия означают предоставление благотворителям тех или иных льгот и преимуществ (прежде всего, материального характера), стимулирующие эту разновидность социально-приоритетной деятельности. Однако государственные гарантии - предоставление налоговых и имущественных льгот - распространяется лишь на благотворительные организации, но не на юридических и физических лиц, являющихся спонсорами благотворительных организаций (ст. 18 Закона о благотворительных организациях). ФЗ №135-ФЗ от 11 августа 1995 «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях»

Благотворительные организации, как и все другие общественные объединения, не вправе перераспределять денежные средства, полученные в результате предпринимательской деятельности, между своими членами или участниками. В соответствии со статьей Закона о благотворительной деятельности, благотворительная организация не вправе использовать более 20% финансовых средств, расходуемых за финансовый год, на оплату труда административно - управленческого персонала. Тем самым подобная форма противоправного перераспределения денежных средств невозможна среди членов или участников благотворительных организаций.

В Законе о благотворительной деятельности, как и в Законе о некоммерческих организациях, не указан орган государственной регистрации благотворительных организаций. Эта процедура должна осуществляться «в порядке, установленном федеральными законами». Административно-правовые отношения возникают в процессе представления благотворительным организациям органами исполнительной власти различных льгот и преимуществ, например передача в собственность государственного имущества. В Законе о благотворительной организации более детально урегулированы формы контроля: орган власти, осуществляющий регистрацию благотворительной организации, вправе контролировать ее финансово-хозяйственную деятельность «по использованию имущества и расходованию средств». Это означает, что подконтрольной может быть вся информация, подтверждающая обязательственно-правовые отношения организации с любыми юридическими и физическими лицами. Помимо активных форм контроля, осуществляемых должностными лицами регистрирующего органа непосредственно на месте, предусмотрены и пассивные формы: благотворительная организация, представляя регистрирующему или налоговому органу годовой отчет о своей деятельности, инициирует и возникновение административно-правовых отношений. Помимо контроля регистрирующего органа за финансово-хозяйственной деятельностью благотворительных организаций важное место отводится контролю налоговых органов, которые контролируют источники доходов организаций, размеры получаемых ими средств и уплату налогов. В данном случае контрольная деятельность регистрирующих и налоговых органов во многом идентична: ее объектом является все та же информация об общественно-правовых отношениях благотворительных организаций. Очевидно, что все виды финансового контроля должна осуществляться налоговыми органами.

Таким образом, очевидны различия в правовой регламентации деятельности общественных объединений в базовом Законе об общественных объединениях и в принятых позднее законах об отдельных видах общественных объединений. Статус отдельных видов юридических лиц, например, производственных кооперативов, весьма напоминает правовое положение общественных объединений. Однако данная форма совместной деятельности граждан преследует основной целью извлечение прибыли, что совершенно неприемлемо для статуса некоммерческих объединений. Конечно, могут принимать специальные законы об отдельных видах объединений, но их соответствие предписаниям базового Закона об общественных объединениях обязательно. Однако фактически этот принцип не всегда соблюдается. Семина О.В. Правовое регулирование деятельности общественных объединений в РФ // Право и государство: теория и практика. - 2007.- №2.

2.2 Административно-правовой статус религиозных общ е ственных объединений

В соответствии с положениями Конституции Российской Федерации и Закона РФ от 26,09.1997 г. «О свободе совести и о религиозных объединениях»13, каждый гражданин имеет право на свободу совести и свободу вероисповедания.

Религиозным объединением в Российской Федерации признается добровольное объединение граждан Российской Федерации, иных лиц, постоянно и на законных основаниях проживающих на территории РФ, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры, а также обладающее соответствующими этой цели признаками:

· вероисповедание определенной религии;

· совершение богослужений и иных религиозных обрядов и церемоний;

· обучение религии и религиозное воспитание своих последователей.

Религиозные объединения могут создаваться в форме религиозных групп и религиозных организаций. Однако запрещается создание религиозных объединений в органах государственной власти, других государственных органах, государственных учреждениях и муниципальных организациях. Религиозной группой признается добровольное объединение граждан, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры, осуществляющее деятельность без государственной регистрации и без приобретения правоспособности юридического лица.

Религиозная организация действует на основании устава, который утверждается ее учредителями или централизованной религиозной организацией и должен отвечать требованиям гражданского законодательства Российской Федерации. Религиозные объединения отделены от государства. Государство, его органы и должностные лица не имеют права вмешиваться:

· в определение гражданином своего отношения к религии и религиозной принадлежности;

· в воспитание детей родителями или лицами, их заменяющими, в соответствия со своими убеждениями и с учетом права ребенка на свободу совести и свободу вероисповедания.

Государство не возлагает на религиозные объединения выполнение функций органов государственной власти, других государственных органов, государственных учреждений и органов местного самоуправления и не вмешивается в деятельность религиозных объединений, если она не противоречит закону.

Религиозное объединение создается и осуществляет свою деятельность в соответствии со своей собственной иерархической и институционной структурой. Выбирает, назначает и заменяет свой персонал согласно своим собственным установлениям, не выполняет функций органов государственной власти, других государственных органов, государственных учреждений и органов местного самоуправления. Иванова М.И. Особенности правового статуса общественных объединений. - Саратов: изд-во Научная книга, 2009.-с. 49-52.

Также религиозное объединение не участвует в выборах в органы государственной власти и в органы местного самоуправления, не участвует в деятельности политических партий и политических движений, не оказывает им материальную и иную помощь.

Религиозные объединения вправе:

· основывать и содержать культовые здания и сооружения, иные места и объекты, специально предназначенные для богослужений, молитвенных и религиозных собраний, религиозного почитания (паломничества);

· проводить религиозные обряды в лечебно-профилактических и больничных учреждениях, детских домах, домах-интернатах для престарелых и инвалидов, в учреждениях, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы;

· производить, приобретать, экспортировать, импортировать и распространять религиозную литературу, печатные, аудио- и видеоматериалы и иные предметы религиозного назначения;

· пользоваться исключительным правом учреждения организаций, издающих богослужебную литературу и производящих предметы культового назначения;

· осуществлять благотворительную деятельность, как непосредственно, так и путем учреждения благотворительных организаций;

· создавать культурно-просветительские организации, образовательные и другие учреждения, а также учреждать средства массовой информации;

· создавать учреждения профессионального религиозного образования (духовные образовательные учреждения) для подготовки служителей и религиозного персонала;

· устанавливать и поддерживать международные связи и контакты;

· религиозные объединения обладают правом собственности на имущество, а также они вправе осуществлять предпринимательскую деятельность и создавать собственные предприятия. Семина О.В. Правовое регулирование деятельности общественных объединений в РФ // Право и государство: теория и практика. - 2007.- №2.

...

Подобные документы

    Административно-правовые основы положения общественных объединений, их права, обязанности, порядок создания, реорганизации и ликвидации. Административно-правовой статус благотворительных и религиозных организаций, публичный контроль их деятельности.

    курсовая работа , добавлен 16.12.2014

    Понятие и виды общественных объединений России; порядок их создания, реорганизации и ликвидации. Механизм доступа граждан к институтам государственной власти. Характеристика административно-правовых норм, регламентирующих правовое положение объединений.

    курсовая работа , добавлен 06.12.2013

    История развития общественных объединений в России и их правовой регламентации. Понятие, организационно-правовые формы и виды, порядок создания, реорганизации и ликвидации общественных объединений. Права, обязанности и ответственность объединений.

    курсовая работа , добавлен 18.01.2011

    Понятие и порядок создания общественных объединений. Виды общественных объединений и их административно-правовой статус. Законодательство об отношении личного состава внутренних войск и органов внутренних дел к общественным объединениям.

    реферат , добавлен 10.01.2004

    Общественные объединения в России: понятие, организационно-правовые формы. Порядок создания, реорганизации и ликвидации общественных объединений. Общая характеристика правового регулирования общественных объединений, значение международных документов.

    курсовая работа , добавлен 30.05.2014

    Правовая основа деятельности общественных объединений, их характерные черты, виды, права и обязанности. Признаки и сущность сравнительного анализа гражданской, правоохранительной и военной службы. Особенности ликвидации общественных объединений.

    контрольная работа , добавлен 01.03.2010

    Развитие законодательства об общественных объединениях. Современный правовой статус общественных объединений. Нарушения в деятельности общественной организации, порядок ее реорганизации и ликвидации. Контроль и надзор за общественными объединениями.

    реферат , добавлен 18.01.2010

    Понятие и система государственной службы в Российской Федерации. Правовые основы государственной военной службы в Российской Федерации. Административно-правовой статус общественных объединений. Правовое регулирование государственной тайны в России.

    контрольная работа , добавлен 30.12.2008

    Конституционно-правовой статус общественных объединений. История развития общественных объединений в России и их правовой регламентации. Понятие, организационно-правовые формы и виды общественных объединений их права, обязанности и ответственность.

    курсовая работа , добавлен 29.09.2008

    Административно-правовой статус религиозных объединений в Российской Федерации. Проблемы реализации законодательства в сфере религии. Основания приостановления деятельности и ликвидации религиозных организаций. Проявление проблем в повседневной жизни.