» » Что такое сумма торгового сбора. Торговый сбор: кто, как и когда должен его платить. Торговый сбор. Ситуация из практики

Что такое сумма торгового сбора. Торговый сбор: кто, как и когда должен его платить. Торговый сбор. Ситуация из практики

Торговый сбор является местным платежом и устанавливается в отношении организаций и индивидуальных предпринимателей, занимающихся торговой деятельностью через объекты движимого или недвижимого имущества (статьи 411 , главы 33 Налогового Кодекса Российской Федерации - далее НК РФ).

Плательщики торгового сбора

Организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие виды предпринимательской деятельности на территории муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), в отношении которых нормативным правовым актом этого муниципального образования (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) установлен указанный сбор, с использованием объектов движимого и (или) недвижимого имущества на территории этого муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) ().

Индивидуальные предприниматели, применяющие патентую систему налогообложения, и налогоплательщики, применяющие систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог), в отношении этих видов предпринимательской деятельности с использованием соответствующих объектов движимого или недвижимого имущества.

Постановка на учет(снятие с учета) в качестве плательщика торгового сбора

Постановка на учет, снятие с учета организации или индивидуального предпринимателя в качестве плательщика сбора в налоговом органе осуществляются на основании уведомления о постановке на учет в качестве плательщика торгового сбора (пункт 1 статьи 416 НК РФ).

Постановка на учет производится на основании уведомления в течении 5 дней после его получения налоговым органом. В течение 5 дней с даты постановки на учет плательщику сбора направляется соответствующее свидетельство (пункт 3 статьи 416 НК РФ).

В случае прекращения осуществления предпринимательской деятельности с использованием объекта осуществления торговли плательщик сбора представляет в налоговый орган соответствующее уведомление.

Форма и формат уведомления о постановке на учет (снятия с учета) в качестве плательщика торгового сбора

Сроки для уплаты торгового сбора, код бюджетной классификации

Уплата сбора производится ежеквартально не позднее 25-го числа месяца , следующего за периодом обложения, т.е. квартала (пункт 2 статьи 417 НК РФ).

Код бюджетной классификации

182 1 05 05010 02 1000 110

182 1 05 05010 02 2100 110

182 1 05 05010 02 2200 110

182 1 05 05010 02 3000 1100

Льготы по уплате торгового сбора

Нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) могут также устанавливаться льготы, основания и порядок их применения (пункт 3 статьи 410 НК РФ).

Особенности регионального законодательства

Информация ниже зависит от вашего региона (77 город Москва )

Ваш регион был определен автоматически. Вы всегда можете сменить его, воспользовавшись переключателем в верхнем левом углу страницы.

Коды бюджетной классификации по Торговому сбору, действующие в городе Москве


Код бюджетной классификации

Торговый сбор, уплачиваемый на территориях городов федерального значения (сумма платежа (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному)

182 1 05 05010 02 1000 110

Торговый сбор, уплачиваемый на территориях городов федерального значения (пени по соответствующему платежу)

182 1 05 05010 02 2100 110

Торговый сбор, уплачиваемый на территориях городов федерального значения (проценты по соответствующему платежу)

182 1 05 05010 02 2200 110

Торговый сбор, уплачиваемый на территориях городов федерального значения (суммы денежных взысканий (штрафов) по соответствующему платежу согласно законодательству Российской Федерации)

182 1 05 05010 02 3000 110

Торговый сбор, уплачиваемый на территориях городов федерального значения (прочие поступления)*

182 1 05 05010 02 4000 110

Торговый сбор, уплачиваемый на территориях городов федерального значения (уплата процентов, начисленных на суммы излишне взысканных (уплаченных) платежей, а также при нарушении сроков их возврата)

182 1 05 05010 02 5000 110


Торговый сбор является местным платежом и устанавливается в отношении организаций и индивидуальных предпринимателей, занимающихся розничной, мелкооптовой и оптовой торговлей товарами через объекты движимого или недвижимого имущества (далее - объект осуществления торговли) (статьи 411, 412 НК РФ главы 33 НК РФ).

К объектам осуществления торговли относятся здания, сооружения, помещения, стационарные и нестационарные торговые объекты и торговые точки, а также объекты недвижимого имущества, используемые управляющими рынками компаниями в деятельности по организации розничных рынков ().

На орган исполнительной власти города Москвы, выполняющий функции по разработке и реализации экономической и налоговой политики возлагаются полномочия по сбору, обработке и передаче налоговым органам сведений об объектах обложения торговым сбором, а также по контролю за полнотой и достоверностью информации об объектах обложения торговым сбором.


09.09.2016

77 город Москва
Порядок учета сумм торгового сбора индивидуальными предпринимателями, применяющими упрощенную систему налогообложения
05.09.2016

ЗА БУКВОЙ ЗАКОНА

Практикующий юрист, начальник юридического отдела ООО «Инфа»

Новый местный налог: торговый сбор

В прошлом году Минфином России был разработан проект изменений в Налоговый кодекс РФ, предполагалось с 01 января 2015 года ввести налог с продаж. Однако Правительство России отказалось от его введения. Но для решения бюджетных проблем изобрели торговый сбор.

Определение понятия «сбор» для целей применения налогового законодательства дано в п. 2 ст. 8 НК РФ : под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

Данное определение дополнено Федеральным законом от 29.11.2014 № 382-ФЗ (далее – Закон № 382-ФЗ). Согласно определению, данному в гл. 33 НК РФ, торговый сбор – это обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого обусловлена осуществлением в пределах территории, на которой введен сбор, отдельных видов предпринимательской деятельности. Торговый сбор относится к местным налогам и сборам.

ПОЛЕЗНО ЗНАТЬ

Федеральный закон № 382-ФЗ расширил перечень местных налогов и сборов: к земельному налогу и налогу на имущество физических лиц добавлен торговый сбор.

Из приведенного определения можно выделить следующие характеристики торгового сбора:

  • это обязательный платеж для всех организаций и физических лиц;
  • он уплачивается только при осуществлении отдельных видов предпринимательской деятельности, установленных НК РФ;
  • он уплачивается, только если указанный вид деятельности осуществляется на территории, на которой введен данный сбор.

ВАЖНО В РАБОТЕ

Торговый сбор представляет собой платеж за право ведения торговли любыми товарами на объектах осуществления торговли.

Кто является плательщиком торгового сбора?

Плательщиками сбора признаются организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие виды предпринимательской деятельности на территории муниципального образования, в отношении которых нормативным правовым актом этого муниципального образования установлен указанный сбор, с использованием объектов движимого и(или) недвижимого имущества на территории этого муниципального образования.

Из этого правила есть исключения. От уплаты торгового сбора освобождаются:

  • индивидуальные предприниматели, применяющие ПСН;
  • налогоплательщики, применяющие систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (ЕСХН).

Кроме того, организации и предприниматели, торгующие в розницу на территориях, где будет введен торговый сбор, не смогут по этому виду деятельности применять ЕНВД.

ПЕРВОИСТОЧНИК

В целях уплаты торгового сбора к торговой деятельности приравнивается деятельность по организации розничных рынков.

Пункт 3 ст. 413 НК РФ.

Какие виды деятельности облагаются торговым сбором?

Как мы отметили выше, торговый сбор уплачивается только при осуществлении отдельных видов предпринимательской деятельности, определенных НК РФ. Сбор устанавливается в отношении осуществления торговой деятельности на объектах торговли.

К торговой деятельности отнесены четыре вида торговли:

1) торговля через объекты стационарной торговой сети, не имеющие торговых залов (за исключением объектов стационарной торговой сети, не имеющих торговых залов, являющихся автозаправочными станциями);

2) торговля через объекты нестационарной торговой сети;

3) торговля через объекты стационарной торговой сети, имеющие торговые залы;

4) торговля, осуществляемая путем отпуска товаров со склада.

Кроме этого, в целях уплаты торгового сбора к торговой деятельности приравнена деятельность по организации розничных рынков.

Законодатель счел необходимым прописать понятия, используемые для целей применения гл. 33 НК РФ:

  • торговля – вид предпринимательской деятельности, связанный с розничной, мелкооптовой и оптовой куплей-продажей товаров, осуществляемый через объекты стационарной торговой сети, нестационарной торговой сети, а также через товарные склады;
  • деятельность по организации розничных рынков – деятельность управляющих рынком компаний, определяемая в соответствии с положениями Федерального закона от 30.12.2006 № 271-ФЗ «О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации».

В каких регионах РФ будет уплачиваться торговый сбор?

Что может успокоить субъектов предпринимательской деятельности в связи с введением торгового сбора, так это, пожалуй, то, что он вводится не на всей территории РФ.

В городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе сбор устанавливается НК РФ и законами указанных субъектов РФ, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с НК РФ и законами указанных субъектов РФ и обязателен к уплате на территориях этих субъектов РФ.

Торговый сбор может быть введен в городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе не ранее 01 июля 2015 года. Таким образом, в других субъектах РФ торговый сбор пока введен не будет.

ВАЖНО В РАБОТЕ

В муниципальных образованиях, не входящих в состав городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя, торговый сбор может быть введен только после принятия соответствующего федерального закона.

Каков порядок исчисления и уплаты торгового сбора?

Поскольку мы ведем речь о торговом сборе, а не о налоге, то вместо привычного термина «налоговый период» используется «период обложения», а вместо «объекта налогообложения» – объект обложения.

Объект обложения. Объектом обложения сбором признается использование объекта движимого или недвижимого имущества (далее – объект осуществления торговли) для осуществления плательщиком сбора вида предпринимательской деятельности, в отношении которого установлен сбор, хотя бы один раз в течение квартала.

Законодатель выделил следующие понятия:

  • дата возникновения объекта обложения сбором – дата, когда объект осуществления торговли начал использоваться для осуществления вида предпринимательской деятельности, в отношении которого установлен сбор;
  • дата прекращения объекта обложения сбором – дата, когда объект осуществления торговли перестал использоваться для осуществления вида предпринимательской деятельности, в отношении которого установлен сбор.

Период обложения. Периодом обложения сбором признается квартал.

Ставки сбора. Ставки сбора устанавливаются нормативными правовыми актами муниципальных образований в рублях за квартал в расчете на объект осуществления торговли или на его площадь.

При этом субъектами РФ могут быть установлены дифференцированные ставки сбора и ставка сбора может быть снижена вплоть до нуля. Дифференцирование ставок может производиться в зависимости:

  • от территории осуществления конкретного вида торговой деятельности;
  • от категории плательщика сбора;
  • от особенностей осуществления отдельных видов торговли;
  • от особенностей объектов осуществления торговли.

Законодатель установил следующие предельные ставки по торговому сбору:

Вид торговой деятельности Предельная ставка сбора
Торговля через объекты стационарной торговой сети с площадью торгового зала более 50 кв. м* по каждому объекту организации торговли Не может превышать расчетную сумму налога, подлежащую уплате в связи с применением ПСН в данном муниципальном образовании на основании патента по розничной торговле, осуществляемой через объекты стационарной торговой сети с площадью торгового зала не более 50 кв. м по каждому объекту организации торговли, выданного на три месяца, деленную на 50
Торговля, осуществляемая путем отпуска товаров со склада (устанавливается в расчете на 1 кв. м площади торгового зала*)
Деятельность по организации розничных рынков Не может превышать 550 руб. на 1 кв. м площади розничного рынка. Указанная ставка подлежит ежегодной индексации на коэффициент-дефлятор, установленный на соответствующий календарный год
* Площадь торгового зала в целях применения гл. 33 НК РФ определяется в соответствии с пп. 5 п. 3 ст. 346.43 НК РФ. Площадь торгового зала – часть магазина, павильона, занятая оборудованием, предназначенным для выкладки, демонстрации товаров, проведения денежных расчетов и обслуживания покупателей, площадь контрольно-кассовых узлов и кассовых кабин, площадь рабочих мест обслуживающего персонала, а также площадь проходов для покупателей. К площади торгового зала относится также арендуемая часть площади торгового зала. Площадь подсобных, административно-бытовых помещений, а также помещений для приема, хранения товаров и подготовки их к продаже, в которых не производится обслуживание покупателей, не относится к площади торгового зала. Площадь торгового зала определяется на основании инвентаризационных и правоустанавливающих документов.

Порядок исчисления и уплаты сбора. По общему правилу плательщик торгового сбора сумму сбора определяет самостоятельно. Но в случае предоставления уполномоченным органом информации о выявленных объектах обложения сбором, в отношении которых в налоговый орган не представлено уведомление или в отношении которых в уведомлении указаны недостоверные сведения, налоговый орган направляет плательщику сбора требование об уплате сбора в срок не позднее 30 дней со дня поступления такой информации. Указанная в требовании сумма сбора исчисляется на основании сведений, представленных в налоговые органы уполномоченным органом.

Сумма сбора определяется для каждого объекта обложения начиная с периода обложения, в котором возник объект обложения сбором, как произведение ставки сбора в отношении соответствующего вида предпринимательской деятельности и фактического значения физической характеристики соответствующего объекта осуществления торговли. Формула для расчета проста:

Например, если ставка установлена по одному объекту торговли, то она умножается на 1. А если ставка определена в отношении 1 кв. м площади торгового зала (розничного рынка), ее необходимо умножить на размер этой площади.

Уплата сбора производится не позднее 25-го числа месяца, следующего за периодом обложения, которым является квартал. Соответственно, уплачивать сбор, например, за I квартал необходимо будет не позднее 25 апреля.

Учет сумм торгового сбора для целей УСН

С 01 января 2015 года ст. 346.21 НК РФ дополнена п. 8, в соответствии с которым в случае осуществления налогоплательщиком вида предпринимательской деятельности, в отношении которого в соответствии с гл. 33 НК РФ установлен торговый сбор, налогоплательщик в дополнение к суммам уменьшения, определенным п. 3.1 ст. 346.21 НК РФ, вправе уменьшить сумму налога (авансового платежа), исчисленного по итогам налогового (отчетного) периода по объекту налогообложения от указанного вида предпринимательской деятельности, зачисляемую в консолидированный бюджет субъекта РФ, в состав которого входит муниципальное образование (в бюджет города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя), в котором установлен указанный сбор, на сумму торгового сбора, уплаченного в течение этого налогового (отчетного) периода.

Указанные положения не применяются, если налогоплательщик не представил в отношении объекта осуществления предпринимательской деятельности, по которому уплачен торговый сбор, уведомление о постановке на учет в качестве плательщика торгового сбора.

В данном случае речь идет об «упрощенцах», которые применяют объект налогообложения «доходы». Что касается «упрощенцев», выбравших объект налогообложения «доходы минус расходы», то они вправе учесть сумму торгового сбора в расходах на основании пп. 22 п. 1 ст. 346.16 НК РФ.

ПОЛЕЗНО ЗНАТЬ

Формы уведомлений о постановке на учет в качестве плательщика сбора, а также порядок и состав сведений, указываемых в них, будут разработаны ФНС России.

Каков порядок учета плательщиков сбора?

Для постановки на учет, снятия с учета организации или индивидуального предпринимателя в качестве плательщика торгового сбора в налоговом органе предусмотрено два основания:

  • соответствующее уведомление плательщика сбора, представляемое им в налоговый орган;
  • информация уполномоченного органа.

Уведомление плательщика торгового сбора. Плательщик сбора представляет уведомление не позднее пяти дней с даты возникновения объекта обложения сбором. В уведомлении указывается следующая информация об объекте обложения сбором:

  • вид предпринимательской деятельности;
  • объект осуществления торговли, с использованием которого осуществляется (прекращается) указанная предпринимательская деятельность;
  • характеристики (количество и(или) площадь) объекта осуществления торговли, необходимые для определения суммы сбора.

ВАЖНО В РАБОТЕ

Осуществление вида предпринимательской деятельности, в отношении которого установлен сбор, без направления указанного уведомления приравнивается к ведению деятельности организацией или индивидуальным предпринимателем без постановки на учет в налоговом органе.

В случае прекращения предпринимательской деятельности с использованием объекта осуществления торговли плательщик сбора представляет соответствующее уведомление в налоговый орган.

Плательщик сбора обязан информировать налоговый орган не только о начале и прекращении соответствующей деятельности, но и о каждом изменении показателей объекта осуществления торговли, которое влечет за собой изменение суммы сбора, в срок не позднее пяти дней со дня соответствующего изменения.

ФНС определит форму уведомления, а также порядок и состав сведений, указываемых в уведомлениях.

Уведомление можно будет представить как в письменном виде на бумажном носителе, так и в электронной форме.

ПОЛЕЗНО ЗНАТЬ

Если налоговики поставили вас на учет самостоятельно на основании имеющейся у них информации, ждите требование об уплате сбора в срок не позднее 30 дней со дня поступления к ним такой информации. Правда, сумму сбора проверяющие рассчитают сами исходя из данных, представленных уполномоченным органом.

Постановка на налоговый учет. Постановка на учет производится на основании уведомления, представленного плательщиком сбора, в течение пяти дней после получения налоговым органом указанного уведомления. Также в течение пяти дней с даты постановки на учет плательщику сбора направляется соответствующее свидетельство.

Датой снятия с учета организации или индивидуального предпринимателя в качестве плательщика сбора является дата прекращения осуществления плательщиком сбора вида деятельности, указанная в уведомлении.

Постановка на учет, снятие с учета организации или индивидуального предпринимателя в качестве плательщика сбора в налоговом органе осуществляются:

  • по месту нахождения объекта недвижимого имущества – в случае если предпринимательская деятельность, в отношении которой установлен сбор, осуществляется с использованием объекта недвижимого имущества;
  • по месту нахождения организации (месту жительства индивидуального предпринимателя) – в иных случаях.

В случае если несколько объектов осуществления видов предпринимательской деятельности, в отношении которых установлен сбор, находятся в одном муниципальном образовании на территориях, подведомственных разным налоговым органам, постановка на учет плательщика сбора осуществляется налоговым органом по месту нахождения того объекта, сведения о котором поступили от плательщика сбора ранее, чем о других объектах.

Где введен торговый сбор

НК РФ предусматривает возможность введения сбора на территории муниципальных образований и городов федерального значения (Москва, Севастополь, Санкт-Петербург).

При этом обязательным условием для введения торгового сбора является принятие властями региона соответствующего закона.

На сегодняшний день единственный субъект РФ, в котором в законодательном порядке взимается сбор, – это Москва. Нормативным актом, регулирующим порядок применения ТС по Москве, является закон № 62 от 17.12.2014.

Плательщики сбора и объект налогообложения

Плательщиками сбора признаются юрлица и ИП, применяющие или и ведущие торговую деятельность через объекты недвижимого или движимого имущества (такие объекты могут арендоваться или находиться в собственности субъекта), которые используются плательщиком сбора в указанной деятельности хотя бы раз в квартал.

К торговым объектам, в целях применения ТС, относятся:

  • машины, автоприцепы, лотки и прочие объекты нестационарной торговой сети;
  • павильоны, магазины и иные объекты стационарной торговли, имеющие торговые залы;
  • складские помещения при отпуске товаров со склада (на текущий момент в Москве по отношению к таким объектам ставки сбора не установлены);
  • ларьки, киоски и прочие стационарные объекты, не имеющие торгового зала, за исключением автозаправок;
  • розничные рынки (облагается вся площадь рынка, а плательщиком сбора выступает управляющая компания).

При этом сбором облагается именно торговый объект, т. е.:

  1. Фактический объем дохода организации (ИП) в расчет не принимается;
  2. Налогоплательщик может быть зарегистрирован в другом субъекте РФ, но если одна или несколько его торговых точек находится в регионе, где введен сбор (или торговля ведется через объекты нестационарной сети на территории такого региона), ТС придется платить.

Кто освобожден от уплаты ТС

НК РФ полностью освобождает от уплаты ТС субъектов, применяющих , и ИП на (п. 2 ст. 411 НК РФ).

Примечание: не применяется к тем видам деятельности, в отношении которых введен торговый сбор (п. 2.1. ст. 346.26 НК РФ). Следовательно, плательщикам ЕНВД, в отношении деятельности которых вводится торговый сбор на территории субъекта РФ, следует сменить налоговый режим.

Законом № 62 г. Москвы (в ред., вступившей в силу с 01.01.2017) от уплаты сбора также освобождаются следующие виды торговой деятельности:

  • продажа товара через автоматы вендинга;
  • торговля на специализированных и региональных ярмарках, включая ярмарки выходного дня;
  • продажи через торговые объекты, расположенные внутри розничных рынков;
  • разносная торговля в зданиях, принадлежащих казенным и бюджетным учреждениям.

До 01.01.2021:

  1. торговля через нестационарные объекты «Печать», размещенные согласно требованиям Правительства Москвы;
  2. торговля на территории, принадлежащей компаниям агропродовольственного сектора рынка;
  3. продажа товаров в музеях, цирках, кинотеатрах, планетариях, если общий доход юрлица (ИП) от основной деятельности (реализации билетов на спектакли, фильмы, представления) составляет не менее 50% от общего объема доходов.

Кроме определенных видов торговой деятельности от уплаты сбора освобождаются:

  • казенные, автономные и бюджетные учреждения;
  • организации федеральной почтовой связи.

До 01.01.2021:

  • религиозные общества, ведущие торговлю внутри культовых сооружений и на прилегающей к ним территории.

Дополнительно, согласно московскому законодательству, не платят сбор некоторые субъекты при одновременном соблюдении следующих условий (до 01.01.2021):

1. Юрлицо (ИП) торгует через объекты стационарной (с залом до 100 кв.м. или без зала) или нестационарной сети, при этом основным видом экономической деятельности лица, указанным в ЕГРЮЛ (ЕГРИП), является оказание услуг:

  • салонов красоты и парикмахерских;
  • стирки, окрашивания, химчистки изделий из текстиля и меха;
  • по ремонту обуви, одежды, изделий из кожи, часов, ювелирных украшений;
  • по изготовлению и ремонту ключей и металлической галантереи.

Кроме этого, площадь, предназначенная для демонстрации товаров, не должна превышать 10% от общей площади объекта, используемого в основной деятельности.

2. Юрлицо (ИП) продает товары через нестационарные или стационарные объекты как с торговыми залами, так и без залов, при этом:

  • основным видом деятельности лица является торговля журналами, газетами, книгами (как новыми, так и подержанными);
  • по результатам первого квартала и далее поквартально нарастающим итогом в течение года доля дохода от основного вида деятельности составляет не меньше 60% в общем объеме доходов;
  • площадь, предназначенная для демонстрации печатных изданий, составляет не меньше 60% от общей площади объекта, используемого в основной деятельности;
  • все наличные расчеты с покупателями проводятся с применением .

Постановка на учет в качестве плательщика ТС

Для постановки на учет в качестве плательщика сбора хозяйствующий субъект обязан самостоятельно подготовить и сдать в ИФНС в течение 5 дней с начала ведения торговой деятельности.

Уведомление подается либо по месту осуществления деятельности, либо, если торговля ведется через нестационарные сети, по месту постановки на учет юрлица (месту жительства ИП).

Если объектов обложения сбором у налогоплательщика несколько, но при этом они расположены в одном муниципалитете, на территории которого действуют несколько инспекций, то все объекты перечисляются в одном уведомлении.

При этом на каждый объект оформляется отдельная страница, а сдать подготовленный документ нужно в ИФНС, расположенную по месту нахождения объекта, который указан в уведомлении первым.

Представить уведомление можно:

  • в 2 экз. – лично или через уполномоченного представителя (при наличии доверенности) непосредственно в налоговую инспекцию;
  • в 1 экз. – почтовым отправлением с описью вложения;
  • в электронном виде – через сайт ФНС или оператора ЭДО.

Кроме того, налогоплательщик обязан вновь уведомить инспекцию в течение 5 дней, если открыта новая торговая точка или изменилась площадь торгового объекта, уже поставленного на учет.

В ситуациях, когда меняется территориальное расположение объекта, следует сначала снять торговую точку с учета, а затем зарегистрировать ее по новому адресу.

В течение 5 дней после получения уведомления сотрудники ИФНС направят заявителю свидетельство о постановке на учет в качестве плательщика сбора.

Снятие с учета по ТС

Если юрлицо или предприниматель перестали вести деятельность с использованием торгового объекта, они имеют право сняться с налогового учета по ТС.

Для этого нужно подготовить и сдать его в инспекцию – в течение 5 дней со дня закрытия торговли на объекте обложения, одним из вышеописанных способов. Датой снятия объекта с учета будет считаться дата прекращения торговой деятельности, которую налогоплательщик указал в уведомлении.

Как рассчитать торговый сбор

ТС рассчитывается за квартал. При этом размер сбора не зависит от фактического количества дней ведения торговой деятельности, т. е. даже если субъект вел торговлю всего один день, сбор придется уплатить за весь период обложения. Никаких послаблений не предусмотрено.

Торговый сбор рассчитывается налогоплательщиком самостоятельно как произведение установленной регионом ставки по ТС и физического показателя.

В качестве физического показателя (в зависимости от вида торговли) выступает либо площадь объекта, либо сам объект, принимаемый за количественную единицу.

Формула: ТС = Ставка сбора * Физ. показатель

Размер ставки сбора по Москве также зависит от местоположения торгового объекта.

Законодательно определены 3 группы районов, при этом для каждой группы установлен свой тариф (ст. 2 закона № 62):

  • к 1 группе относятся районы ЦАО г. Москвы;
  • во 2 группу включены районы за МКАД, включая Новую Москву;
  • к 3 группе относятся районы, находящиеся внутри кольцевой, но не входящие в ЦАО.

Ставки ТС, действующие в Москве:

Вид торговли Объект обложения сбором Ставка сбора по группам, руб.
1 2 3
Через нестационарные и стационарные сети без залов

Торговый объект, ед.

81 000 28 350 40 500
Развозная и разносная 40 500
Через стационарные сети с залами:
до 50 кв. м. 60 000 21 000 30 000

более 50 кв. м.

Площадь объекта, кв.м.

При этом полная стоимость взимается только за 50 кв. м., к остальной части площади применяется ставка 50 руб. за кв. м.

Организация розничных рынков Площадь рынка
в кв. м.
50

Примечание: согласно п. 4 ст. 415 НК РФ ставка сбора для организаторов розничных рынков подлежит ежегодной индексации на коэффициент-дефлятор (1,237 на 2017 год, 1,285 на 2018 год).

Пример расчета торгового сбора

ООО «Ириска» продает кондитерские изделия и имеет 1 павильон площадью 70 кв.м. в Ново-Переделкино и 3 киоска в Северо-Западном автономном округе Москвы.

Рассчитаем ТС для павильона:

Район Ново-Переделкино относится ко 2 группе, т. е. сбор рассчитывается исходя из ставок: 420 руб. за каждый кв. м. до 50-ти кв. м. и 50 руб. за каждый кв. м. остальной части площади.

ТС (павильон) = 420 руб. * 50 кв. м. + 50 руб. * 20 кв. м. = 22 000 руб.

Сбор по киоскам:

Северо-Западный АО – это 3 группа. Физ. показатель будет равен 3. Ставка составит 40 500.

ТС (киоски) = 40 500 * 3 = 121 500 руб.

В итоге ООО «Ириска» заплатит за квартал сумму ТС в размере 143 500 руб.

Уплата торгового сбора

Юрлица (ИП) уплачивают сбор в ИФНС по месту постановки на учет в качестве плательщика ТС.

Налогоплательщик может заплатить сбор самостоятельно наличным или безналичным способом или поручить уплату третьему лицу.

В платежном документе нужно указать коды КБК:

Вид платежа КБК
Торговый сбор 182 1 05 05010 02 1000 110
Пени 182 1 05 05010 02 2100 110
Проценты 182 1 05 05010 02 2200 110
Штрафы 182 1 05 05010 02 3000 110

Сроки уплаты ТС

Сбор нужно платить ежеквартально не позже 25 числа месяца, идущего за истекшим периодом обложения.

Если крайний срок для оплаты сбора выпадает на праздник или выходной, перечислить ТС нужно в ближайший рабочий день.

Сроки для уплаты сбора в 2017 году:

Уменьшение налогов на сумму сбора

Налогоплательщики имеют законное право уменьшить суммы налогов, взимаемых с полученных доходов, на сумму уплаченного торгового сбора в следующем порядке:

Вид налога Порядок уменьшения

Налог на прибыль организаций

Юрлица, находящиеся на ОСНО, не учитывают сумму уплаченного торгового сбора в расходах, а уменьшают непосредственно саму сумму налога на прибыль (авансового платежа).

При этом уменьшить можно только ту часть налога (аванса), которая уплачивается в бюджет субъекта РФ, взимающего ТС

ИП на общем налоговом режиме может уменьшить сумму НДФЛ, начисленного по итогам налогового периода, на сумму ТС, уплаченного в этом периоде.

При этом если ИП состоит на учете в ИФНС по месту прописки, а ведет торговлю и платит сбор в другом регионе, то уменьшить НДФЛ нельзя, так как налог на доходы уплачивается исключительно по месту проживания

Единый налог на УСН

При УСН «доходы минус расходы»:

Юрлица (ИП) учитывают торговый сбор в составе расходов.

При УСН «доходы»:

Субъекты вправе уменьшить начисленный единый налог (авансовый платеж по ЕН) на сумму уплаченного торгового сбора, но только при условии, что ЕН зачисляется в тот же бюджет, куда платится ТС.

Если юрлицо (ИП) ведет несколько видов деятельности, то на сумму сбора можно уменьшить только ту часть ЕН, которая начислена с доходов от торговли, попадающей под обложение сбором. При этом субъекту следует вести раздельный учет доходов

Отчетность по ТС

НК РФ не предусматривает никакой отчетности по торговому сбору.

При этом ежеквартальные платежи по ТС отражаются в соответствующих разделах деклараций по тем налогам, которые подлежат уменьшению на сумму сбора.

Штрафы по сбору

За неподачу уведомления, в том числе при изменении показателей торгового объекта, субъект будет оштрафован на 200 руб. (п. 1. ст. 126 НК РФ).

При ведении торговли без постановки на учет санкции составят 10% от суммы доходов, полученных за период ведения деятельности без свидетельства о регистрации в качестве плательщика ТС, но не меньше 40 000 руб. (ст. 116 НК РФ).

Дополнительно может быть наложен административный штраф (ч. 1 ст. 15.6 КоАП РФ) в размере:

  • от 100 до 300 руб. для ИП;
  • от 300 до 500 рублей для руководителя юрлица.

Если субъект указал в уведомлении неверные сведения, и в результате таких действий сумма сбора была занижена, контролирующие органы могут наказать плательщика по ст. 120 или 122 НК РФ. В таком случае санкции составят 20 % от суммы недоплаты, а если будет доказано умышленное занижение налоговой базы, то размер штрафа увеличат до 40 % от этой суммы.

Кроме этого, за несвоевременную уплату сбора начисляются пени за каждый день просрочки налогового платежа (п. 4. ст. 75 НК РФ).

Платит ли интернет-магазин торговый сбор

Следует отметить, что деятельность интернет-магазина – это разновидность торговли, которая ведется путем отпуска товаров со склада.

Такая торговля подпадает под сбор при условии, что помещение для отпуска товаров на доставку соответствует требованиям № 381-ФЗ (закона о торговле). Т. е. в площадь склада включается помещение, предназначенное для выкладки и демонстрации товаров, обслуживания покупателей и проведения налично-денежных расчетов.

Если складское помещение таким требованиям не соответствует, то признать его торговым объектом нельзя.

Кроме того, согласно закону № 62 г. Москвы, деятельность по отпуску товаров со склада сбором не облагается. Поэтому интернет-магазин, отгружающий товары со склада в Москве, торговый сбор не платит.

Проводки по торговому сбору

Если налогоплательщик применяет УСН – «доходы минус расходы», то сумма сбора учитывается в составе расходов:

Дт 44 Кт 68 (ТС).

Сумма торгового сбора, уменьшающая налог к уплате (налог на прибыль при ОСНО или единый налог при УСН – «доходы»), отражается в бухгалтерском учете в следующем порядке:

Дт Кт Содержание операции
Начисленный налог (НП / ЕН) превышает сумму торгового сбора:
76 (ТС) 68 (ТС) Исчислена сумма сбора
68 (здесь и далее – субсчет, соответствующий налогу: НП / ЕН)

Начислен налог

68 (ТС) 51 Сбор перечислен в бюджет
68 (НП / ЕН) 76 (ТС) Налог уменьшен на сумму фактически уплаченного сбора
68 (НП / ЕН) 51 Остаток налога уплачен в бюджет
Начисленный налог меньше сбора:
76 68 (ТС) Исчислена сумма сбора
99 68 (НП / ЕН) Исчислен налог
68 (ТС) 51 Сбор перечислен в бюджет
68 (НП / ЕН) 76 (ТС) Налог уменьшен на часть суммы
фактически уплаченного сбора
09 76 (ТС) Отражено отложенное налоговое обязательство по неучтенной части ТС
76 (ТС) 09 Погашен отложенный актив по ТС
в следующем отчетном периоде
Если по итогам года получен убыток и уменьшить налог на сумму сбора не удалось:
44 68 (ТС) Сбор учтен в составе расходов

Торговый сбор – это не налог, а обязательный взнос местного значения, который обязаны уплачивать все ИП и организации за право на осуществление торговой деятельности.

Содержимое страницы

Введение торгового сбора регламентируется законом от 29.11.2014 №382-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса РФ». Новому сбору в Налоговом кодексе Российской Федерации посвящена новая 33 глава.

В настоящий момент торговый сбор введен только для предпринимателей Москвы. Закон действует с 1 июля 2015 года. Если данное введение хорошо себя зарекомендует и позволит увеличить налоговые сборы в местный бюджет, торговый сбор смогут ввести еще в двух городах федерального значения – в Санкт-Петербурге и Севастополе. Властям именно этих городов законом разрешено ввести торговый сбор с 1 июля 2015 года. В остальных регионах возможность введения нового сбора появится только после принятия соответствующего закона на федеральном уровне. Это регламентируется п. 4 ст. 4 ФЗ-382.

Кому и как платить торговый сбор

Закон о торговом сборе регулируется на региональном уровне. Это означает, что объекты обложения, процентные ставки, порядок и сроки уплаты, льготы устанавливаются органами местной власти.

Торговый сбор – это дополнительный муниципальный сбор, который уплачивается организациями, занимающимися мелокооптовой, крупнооптовой и розничной куплей-продажей товаров, которая осуществляется с использованием стационарных или нестационарных объектов недвижимости, а также товарных складских помещений. Этот сбор предприниматели платят за право на ведение торговой деятельности. Объектом налогообложения является не доход, а торговая площадь.

Кто должен платить торговый сбор?

1. При применении объекта налогообложения «доходы», торговый сбор отражается в строках 140-143 Раздела 2.1. Он указывается вместе с суммами страховых взносов, выплаченных работникам пособий по временной нетрудоспособности и платежей по договорам добровольного личного страхования.

2. При применении объекта налогообложения «доходы, уменьшенные на величину расходов» сумма уплаченного торгового сбора учитывается в составе расходов, отражаемых по строкам 220 – 223 Раздела 2.2.

Торговый сбор — новый налоговый платеж, появившийся в 2015 году. Его правила определяются не только Налоговым кодексом, но и законами субъектов Российской Федерации. Рассмотрим, каковы особенности оплаты этого сбора.

Плательщики торгового сбора по НК РФ: кто ими является?

К плательщикам торгового сбора гл. 33 НК РФ, посвященная этому платежу, относит юрлиц и ИП, занятых торговлей на торговых объектах, исключая ИП, работающих на патенте, и лиц, применяющих ЕСХН (п. 2 ст. 411 НК РФ). Если в регионе введен торговый сбор, то применение ЕНВД к торговой деятельности, попадающей под торговый сбор, невозможно.

Торговой считается деятельность, ведущаяся на объектах (ст. 413 НК РФ):

  • стационарной сети независимо от наличия у нее торговых залов;
  • нестационарной сети;
  • складского типа;
  • розничных рынков в связи с их созданием и управлением их работой.

Базой для расчета налога служит вид или площадь объекта торговли. В зависимости от характера и размера объекта в НК РФ определены особенности ставок этого сбора (ст. 415 НК РФ).

Однако правила, содержащиеся в НК РФ, лишь определяют общие черты этого платежа, а конкретный порядок применения (в т. ч. величину ставок и круг льгот по налогу) устанавливают субъекты РФ, в которых этот сбор вводится соответствующим законодательным актом (ст. 410 НК РФ). Поэтому выясняя, кто платит торговый сбор в конкретном регионе, надо узнать:

  • Принят ли этим субъектом РФ закон о торговом сборе .
  • Какому кругу лиц закон региона предписывает уплату сбора.

В какой бюджет относится оплата торгового сбора?

Торговый сбор — налог местного уровня (п. 3 ст. 15 НК РФ), в установлении особенностей расчета которого важнейшая роль отводится местным органам власти. Они вправе определять:

  • Разбивку налогоплательщиков и объектов торговли на категории.
  • Особенности налогообложения, зависящие от вида торговой деятельности и места ее осуществления.
  • Свою систему ставок, не выходя за верхние пределы, установленные НК РФ, имея при этом возможность не устанавливать ставку вообще (по сути, освобождать объект от налогообложения).

Они же ответственны за назначение органа, который должен собирать информацию об объектах налогообложения и предоставлять эту информацию в ИФНС (ст. 418 НК РФ).

То есть все полномочия по контролю правильности исчисления и уплаты этого налога ложатся на местные инстанции. И ответ на вопрос о том, куда платить торговый сбор , очевиден: в местный бюджет.

ИП вправе уменьшить начисленный НДФЛ на суммы торгового сбора. Но что делать, если сумма сбора оказалась больше величины НДФЛ? Об этом — в статье .

Где должен начисляться торговый сбор с 1 июля 2015 года?

Введение торгового сбора стало возможным с 01.07.2015 (п. 4 ст. 4 закона «Об изменениях в НК РФ» от 29.11.2014 № 382-ФЗ). Обязательным условием появления этого налога в регионе является принятие соответствующего закона.

К указанной дате такой документ был принят единственным субъектом РФ — Москвой (закон города Москвы «О торговом сборе» от 17.12.2014 № 62). Остальные субъекты РФ планировали ввод торгового сбора не ранее 2016 года. Однако и в 2016 году к г. Москве ни один из регионов страны не присоединился.

Закон г. Москвы определил круг налогоплательщиков и перечень объектов налогообложения в детализации, приведенной в НК РФ, не установив при этом ставку для торговли, осуществляемой непосредственно со складов (ст. 2 закона г. Москвы), что освободило эту деятельность от налогообложения.

Законом г. Москвы предусмотрен ряд льгот в виде освобождения от уплаты налога:

  • Юрлиц и ИП, занятых розничной торговлей с применением торговых автоматов, продажей на ярмарках и на территориях розничных рынков, торговлей вразнос в помещениях, управляемых автономными, бюджетными или казенными учреждениями.
  • Юрлиц, относящихся к автономным, бюджетным или казенным учреждениям, а также организациям федеральной почты.

Законом г. Москвы «Об изменениях в законах Москвы» от 24.06.2015 № 29 исходный текст закона от 17.12.2014 № 62 дополнен льготами, введенными на период до 2021 года:

  • К видам освобожденной от налога деятельности добавлены торговля на территории агрокластера, продажи в помещениях кинотеатров, театров, музеев, планетариев, цирков (при условии, что доход от главной деятельности этих заведений превышает половину всех поступлений), нестационарная торговля печатной продукцией.
  • В список освобожденных от сбора юрлиц добавлены религиозные организации, занимающиеся торговлей на территории соответствующих религиозных заведений.

Дополнительно законом от 24.06.2015 № 29 без ограничения срока действия льготы освобождены от уплаты сбора юрлица и ИП, оказывающие бытовые услуги (в т. ч. услуги парикмахерских, салонов красоты, прачечных, химчисток, ателье по ремонту одежды, металлогалантереи) при условии, что объект торговли занимает площадь не более 100 кв. м. и из этой площади не более 10% отведено для демонстрации товаров.

На учет налогоплательщики ставятся при самостоятельном обращении в ИФНС или на основании информации, предоставленной Департаментом экономической политики и развития г. Москвы, который служит уполномоченным для этой цели органом (письма МФ РФ от 08.04.2015 № 03-11-06/19790 и от 27.03.2015 № 03-11-06/16906).

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! При непостановке на учет налогоплательщика ожидает штраф, составляющий 10% суммы дохода от торгового объекта, но не меньше 40 000 руб. (п. 2 ст. 116 НК РФ). На должностных лиц организаций возможно наложение административного штрафа в размере от 2 000 до 3 000 руб. (ст. 15.3 КоАП РФ).

О дополнительных льготах, введенных в Москве с 2017 года, читайте в материале .

Как оплатить торговый сбор в 2016-2017 годах?

Торговый сбор — квартальный налог, уплачиваемый налогоплательщиком не позднее 25 числа месяца, который последует за отчетным периодом (п. 2 ст. 417 НК РФ). Если налогоплательщик не встал на учет, а объект налогообложения по информации, полученной ИФНС от уполномоченного органа, у него есть, то налоговый орган в срок не позднее 30 дней с даты получения информации о наличии объекта направит налогоплательщику требование об уплате, в котором сумма налога будет рассчитана по данным, имеющимся у ИФНС. Аналогичный порядок будет соблюден при выявлении недостоверности сведений об объекте налогообложения, представленных налогоплательщиком в ИФНС при постановке на учет как плательщика этого сбора (п. 3 ст. 417 НК РФ).

Как поступить, если не надо было вставать на учет, а вы подали уведомление в ИФНС, читайте в статье .

Выбор места, по которому производят оплату сбора, зависит от места постановки на учет (письмо ФНС РФ от 26.06.2015 № ГД-4-3/11229@):

  • Объекта недвижимости, на котором осуществляют торговлю. Для этой ситуации в платежном документе приводят код ОКТМО, соответствующий месту учета в качестве плательщика сбора.
  • Юрлица или ИП, уплачивающих сбор. Код ОКТМО для такого случая должен соответствовать месту ведения торговли.

Платежное поручение по торговому сбору оформляется в обычном для налоговых платежей порядке с использованием стандартного набора реквизитов. В качестве КБК указывают:

  • по налогу — 182 1 05 05010 02 1000 110;
  • по пеням — 182 1 05 05010 02 2100 110;
  • по штрафу — 182 1 05 05010 02 3000 110.

Образец заполнения платежного документа по этому налогу можно увидеть в материале .

Итоги

Оформление платежных документов на оплату торгового сбора не представляет сложности. Следует соблюдать сроки оплаты и делать расчет сбора на основании достоверных данных.