4. Общее слово для названий: Евфрат, Инд, Еврот.
Государственное устройство Спарты
КОМАНДИРЫ
ВОЙСКА
2 Царя
Совет старейшин
ОБСУЖДАЕТ ВСЕ
ПРОБЛЕМЫ
Народное собрание
СОСТОИТ ИЗ
Свободное население
Спартанцы
Илоты
Рабы
земледельцы в Спарте, считавшиеся собственностью государства.
- Они были греками
2. Жили на земле своих предков.
3. Жили семьями.
4. Продавать их было нельзя.
- Спартанец не мог покинуть Лаконию без разрешения властей.
- Обычай граждан питаться за общей трапезой развивал в них дух солидарности
- В Спарте военные упражнения происходили даже в мирное время.
- Строгость закона, дисциплина.
- Патриотизм
Спартанцы впервые в мире ввели порядок в действия воинов - они придумали ФАЛАНГУ
Фаланга состояла
из 8 рядов
по тысяче воинов в
каждом.
Металлический щит
Кожаные доспехи
Ножные латы
Спартанское воспитание
- Целью воспитания было вырастить хорошего солдата, составить крепкое войско,
Спартанцы не могли заниматься ничем, кроме военного дела.
Патриотизм
- Слово Отечество обозначало у древних землю отцов. Для каждого Отечество - это часть земли, которая освящена его семейной или национальной религией, территория, где жили предки и где покоится их прах.
«Священная земля Отечества», - говорили греки.
Составьте логическую цепочку:
Лаконика
Балканский полуостров
Пелопонесс
Пелопонесс
Лаконика
Почему Спарту называли открытым городом?
Как называется река, которая протекала в Спарте?
Домашнее задание
- § 31, сочинение – миниатюра:
«Один день из жизни спартанца»
Слайд 2
Слайд 3
Географическое положение Спарты
- Спарта находится в Южной Греции на полуострове Пелопоннес, в долине реки Эврот.
- Спарта находилась: в южной Греции, на полуострове Пелопоннес, в области Лаконика, на правом берегу р. Эвфрот
Слайд 4
- Я очень люблю свою родину, но красиво о ней говорить не умею.
- Все в Лаконике говорят кратко – лаконично.
- А ты можешь рассказать, как прекрасна Спарта?
Слайд 5
Основание Спарты
Слайд 6
Слайд 7
Спартиаты
Мой род древний, принадлежит к спартиатам, живет в городе Спарта со времени покорения этих земель.
Слайд 8
- Объясни, почему женщины так напутствовали воинов, уходящих на войну.
- «Или со щитом, или на щите!»
- Из поколения в поколение мои предки, как и все спартиаты, занимались только военным делом.
Слайд 9
Мессения
Мои предки почти 2 века сражались с Мессенией. Разберись, чем закончились эти войны?
Слайд 10
Тасия
- Я Тасия из Мессении, мне 15 лет. Я происхожу из знатного мессенского рода. Это доспехи моего отца. Он был полководцем и погиб в войне со Спартой.
- Спарта встречает победителей войны
- Спарта завоевала Мессению и ряд других районов южного Пелопоннеса.
- Мою семью, как и всех, кого покорили спартанцы, теперь называют илотами. Илотам запрещено иметь оружие.
- Эти доспехи отца у меня отнимут победители.
Слайд 11
Наша победа не случайна! Сила спартанцев – в наших законах, которые мы свято соблюдаем! Их создал мудрый Ликург!
Слайд 12
Законы Ликурга
- Сообща владеем
- Все спартиаты – члены общины равных.
- Вся земля в Спарте – у общины равных.
- Каждой семье спартиатов – равный участок земли.
Что ты думаешь об этих законах?
Слайд 13
Члены общины равных регулярно собираются на сисситии – обеды, где едят очень скромную пищу и общаются друг с другом. Я был на них с отцом. Там царил дух товарищества, ведь люди, входящие в сисситию, потом сражаются в одном отряде!
Слайд 14
- Теперь нашими наделами владеют спартанцы.
- Моя семья прикреплена к земельному участку спартиата, обрабатывает его и отдает половину урожая хозяину. Мы не имеем права покидать свое село и обязаны подчиняться воле любого спартиата.
Слайд 15
Законы Ликурга
- В Спарте 2 царя. Они командуют войском во время войны.
- Народ выбирает совет старейшин. Они управляют общиной равных и вершат суд.
- Народное собрание участвует в решении главных вопросов жизни Спарты: царь и совет старейшин вносят предложения, народное собрание может их принять или отвергнуть.
- Сообща управляем.
- В нашем государстве правит народ!
Слайд 16
Когда мне исполнится 30 лет, я стану полноправным гражданином Спарты и смогу участвовать в Народном собрании.
Слайд 17
- Спартиаты составляют меньшинство страны.
- А нас, илотов, большинство, но мы не можем участвовать в Народном собрании!
- Мой дядя – периэк. Он купец. К периэкам также принадлежат ремесленники. Они живут в своих поселках. На Народном собрании им тоже места нет!
- Обращать внимание на слова илотов – недостойно спартанца! Да и что они могут?
- За нами армия!
- А в 60 лет меня, возможно, изберут в совет старейшин, как моего деда!
Слайд 18
- Все спартиаты с 20 до 60 лет служат в армии.
- Они не должны заниматься чем-либо другим, только военным делом.
- Сообща защищаем.
Слайд 19
Войско спартанцев – фаланга
Слайд 20
Войско спартанцев
Слайд 21
Слайд 22
- В военных походах каждый спартиат имеет слуг – илотов, которые носят снаряжение хозяина. Во время сражений илоты выносят с поля боя раненых. Периэки тоже сражаются в армии Спарты. Но у них свои отдельные отряды.
- Разве можно сравнить периэков и тем более илотов по военной выучке со спартиатом!
- Нас готовят воевать с детства!
Слайд 23
Обучение воинскому делу
- С детства отец купал меня в холодной горной реке – закаливал.
- В 7 лет меня отдали в школу.
- Там я живу без родителей!
Слайд 24
- Учитель – опытный воин
- Наши основные занятия – гимнастика, борьба, а уроки грамоты – уж как получится!
- Для нас главное дисциплина, воинский дух, выносливость!
- Пища грубая и скудная, порой ее добываем сами
- Агела (группа) спартанских школьников
- Чтобы стать храбрыми и умелыми воинами, надо все время закалять свой дух и тренировать тело!
Слайд 25
- Мы состязаемся в беге и борьбе.
- Наши девочки тоже очень ловкие и хорошие бегуньи.
Слайд 26
- Спартанские мальчики крадут пищу у нас, илотов. Старшие школьники ночью тайком нападают на наши села и убивают самых сильных мужчин.
- Ведь мы безоружны!
- Однажды меня поймали с украденной курицей. За то, что попался, меня наказали. Но под розгами я не проронил ни слова, как и подобает спартанцу!
Слайд 27
- Моего брата убили спартанцы.
- Теперь в нашей семье нет кормильцев.
- Учитель сказал, что я самый сильный и ловкий, и обещал, что меня назначат командиром агелы!
- Я сам буду наказывать своих подчиненных!
Слайд 28
Слайд 29
Итоги
- На протяжении веков вся жизнь спартанцев была подчинена неукоснительному соблюдению законов своей страны.
- Это был практически военный лагерь.
- Главным делом спартанцев было служение в армии.
- Выше всего ценились в человеке дисциплина и готовность отдать жизнь за Родину.
- Спартанцы вели суровый образ жизни, порицалось стремление к богатству и роскоши, занятия ремеслами, наукой, искусством.
- Военное искусство – главное, что осталось в мировом наследии от этих легендарных времен истории Спарты.
- Начиная с V века до н. э. спартанцы все чаще будут забывать законы Ликурга и приобщаться к традициям и культуре других греческих полисов.
Слайд 30
Елена и Менелай
Назови имена легендарного спартанского царя и его жены. С ними связаны события Троянской войны.
Слайд 31
Спартанцы, как и все греки, почитали богов
С какими занятиями жителей страны связаны их верования? Что попросят у этих богов спартанцы?
Слайд 32
Назови жителей Спарты. Какое положение они занимали в обществе?
- Спартиаты
- Илоты
- Периэки
Слайд 33
Объясни значение этих выражений
- лаконизм,
- спартанское воспитание,
- спартанские условия жизни.
Слайд 34
Определи последовательность ответа по теме «Древняя Спарта»
- Жители Спарты и их занятия
- Власть в Спарте
- Географическое положение и природа Спарты
- Жители Спарты и их занятия
- Власть в Спарте
- Воспитание спартанцев
Слайд 35
Ликург
- Сведения о Ликурге настолько противоречивы, что ученые даже склонны считать его вымышленным лицом.
- Согласно преданию, Ликург был сыном царя, жил в IX–VIII вв. до н. э.Его законы устанавливали равенство всех спартанцев, суровые обычаи жизни и воспитания. Недовольные преобразованиями спартанцы, которые потеряли свое богатство, однажды жестоко избили правителя, и Ликург ослеп на один глаз. Однажды спартанцы спросили: «Как сделать, чтобы соседние страны не нападали на нас?»
- Ликург отвечал: «Оставайтесь бедными и не будьте ни в чем богаче соседей».
- Ликург считал, что даже смерть общественного деятеля должна быть полезна государству. Когда законы были претворены в жизнь, Ликург отправился к Дельфийскому оракулу, взяв со спартанцев слово ничего не менять в законодательстве до его возвращения. В Дельфах законодатель покончил жизнь самоубийством, завещав сжечь свое тело, а пепел развеять, чтобы даже мертвым не вернуться в Спарту. Спартанцы, верные данному обещанию, много веков ничего не меняли в законах Ликурга.
Слайд 39
Периэки
Периэки («живущие вокруг») – люди, находившиеся под властью Спарты, при этом, в отличие от илотов, они были лично свободными. Могли заниматься торговлей, ремеслами, в армии они составляли свой отряд.
Слайд 40
Фаланга
Фаланга – боевое, организованное построение воинов. Впервые фаланга появилась в Спарте. Воины выстраивались в несколько рядов. Одновременно начинали движение и шли нога в ногу плечом к плечу. На противника они наставляли длинные копья, а сами были закрыты щитами. Фаланга была уязвима с флангов, при таком построении можно было сражаться только на ровной местности.
Посмотреть все слайды
Слайд 2
ВОСПИТАНИЕ СПАРТАНЦЕВ
По достижении семи лет маленький спартанец переходил непосредственно в ведение государств. Всех детей делили на отряды; в основном по шесть мальчиков в каждом. Командовал отрядом самый смышленый и ловкий ребенок. Полномочия командира были достаточно широки. Остальные дети слушались его беспрекословно. Так растили идеальных воинов (это была единственная профессия настоящего спартанца). В бою гоплит инстинктивно не смел игнорировать приказ; он подчинялся ему, как автомат. Ради этого в спартанцах с детства вырабатывался особый условный инстинкт: «моментальное подчинение приказу».
Слайд 3
«Старшим детям было приказано собирать дрова, маленьким - овощи. Все, что они приносили, было ворованным. Одни отправлялись для этого в сады, другие прокрадывались в сисситии, стараясь выказать всю свою хитрость и осторожность. Попавшегося без пощады били плетью как плохого, неловкого вора. Если представлялся случай, они крали и приготовленную еду, причем учились нападать на спавших и на плохих сторожей. Дети старались, - пишет Плутарх, - как можно тщательнее скрыть свое воровство».
Слайд 4
В школе приучали детей не только слушаться приказов, но и, выполняя их, доблестно воевать. Подготовка новых воинов была жизненно важна для государства. Ежегодно между спартанскими юношами проводились состязания - своего рода «бои без правил». В этом сражении юноши не щадили друг друга. По достижении 20 лет юноши поселялись в казармах для взрослых. Все они считались военнообязанными (срок военной службы в Спарте составлял сорок лет). Плутарх прямо говорит, что военные походы были для спартанцев возможностью отдохнуть от такой жизни: «На всей земле для одних лишь спартанцев война оказывалась отдыхом от подготовки к ней».
Слайд 5
НАУКА И ИСКУССТВО
Образование было очень ограничено. Чтение и письмо не входили в официальную программу, но большинство граждан выучивались этому самостоятельно. Музыка и танцы входили в общественное обучение не только как развлечения, а как элементы нравственного развития. Спартанцы занимались музыкой отнюдь не ради звуков нежных. Танец с оружием напоминал, скорее, боевое упражнение. Занятия танцами мало чем отличались от повседневной муштры; они лишь разнообразили ее. Под звуки же флейты спартанцы шли на битву. По словам Плутарха, мелодии спартанцев «обладали способностью проникать в душу, возбуждать мужество и великодушные чувства, внушать порывы энтузиазма». В песнях спартанцев восхвалялась храбрость тех, кому посчастливилось умереть за Спарту.
Слайд 6
ОБРАЗОВАНИЕ ДЕВОЧЕК
Образование девочек также было строго регламентировано, и музыка, танцы и пение отошли в нем отныне на второй план, теснимые гимнастикой и спортом. Подобно мальчишкам, они разбивались на отряды и проходили спортивную подготовку, упражняясь в беге, борьбе, метании копья и диска. Кроме того, женщинам внушался благородный образ мыслей, сознание, что и она может приобщиться к доблести и почету. Вот почему спартанки могли говорить и думать так, как рассказывают о жене царя Леонида по имени Горго. Одна афинянка сказала ей: «Одни вы, спартанки, делаете что хотите со своими мужьями». - «Да, но ведь одни мы и рожаем мужей», - ответила царица».
Слайд 2
Физическая культура Спарты достигла наиболее высокого значения к VI в до н.э.
Спартанцы (правящий класс) занимались исключительно военным делом, получая военно-физическую подготовку с раннего детства. Спартанец-отец обязан был показывать новорожденного ребенка совету старейшин, который оставлял его живым, если тот, по их мнению, был абсолютно здоровым.
Слайд 3
До семилетнего возраста физическое воспитание осуществлялось в семье, где основное внимание уделялось закаливанию. После 7 лет детей отбирали у родителей и воспитывали в специальных общественных домах, где, разбив их на группы, с ними занимались государственные воспитатели из наиболее заслуженных вольных граждан. Главное место в воспитании занимала физическая подготовка. Воспитание было суровым. Мальчики получали скудную пищу, ходили босиком и, как правило, без верхней одежды.
Слайд 4
Каждый год завершался состязаниями в беге, прыжках, метаниях копья и диска, различными обрядовыми танцами. При этом использовались различные мистификации. Например, состязания устраивались перед открытыми могилами героев прошлого. Из ужесточенных форм испытаний перед посвящением в подростки, в 15-летнем возрасте, был обычай криптий (сокрытие), когда группы численностью 30 - 40 человек под руководством своего воспитателя проходили своеобразные учения в районе мятежных деревень илотов. Название “криптий” связано с тем, что на дома и деревни, считавшиеся наиболее опасными, совершались ночные налеты, жертв уводили и убивали в неизвестном месте.
Слайд 5
По истечении испытательного срока (года) 15-летние подростки попадали в группу эйренов. Здесь в основе обучения были строевые занятия и овладение оружием. Базу собственно физической подготовки составляли пентатлон (пятиборье) и кулачный бой. Кулачный бой, а также приемы рукопашной схватки составляли “спартанскую гимнастику”. Даже танец служил подготовке воина: по ходу ритмических движений требовалось имитировать поединок с противником, метание копья, манипулировать щитом, чтобы увернуться от камней, которые бросали во время танца воспитатели или другие взрослые.
Слайд 6
Достигшие 20-летнего возраста спартанцы снова подвергались испытаниям, а после них переводились в группу эфебов. Систематическое военное обучение продолжалось до 30 лет. До 20 лет девушек обучали подобно юношам. Когда мужчины уходили в военные походы, обеспечение порядка становилось обязанностью отрядов женщин. Древнегреческий писатель и историк Плутарх так пишет об этом: “...Девицы также упражнялись в беге, борьбе, бросании диска и копья, чтобы их тела были сильны и крепки и чтобы такими же были и рождаемые ими дети. Закаленные такими упражнениями, они могли легче вынести муки деторождения и выйти из них здоровыми”.
Слайд 7
Таким образом, спартанское воспитание в основном было направлено на улучшение военно-физической подготовленности. По этому поводу Плутарх говорил следующее: “...Что касается обучения предметам, то ограничивались лишь абсолютно необходимым. Во всем остальном воспитание было рассчитано на то, чтобы сделать юношей послушными приказаниям, выносливыми в работе, способными сражаться и побеждать”.
Посмотреть все слайды