» » Г. Пилипчук - Таможенное право. Краткий курс. Учебное пособие. Международные договоры по таможенным вопросам Таможенное законодательство краткий курс

Г. Пилипчук - Таможенное право. Краткий курс. Учебное пособие. Международные договоры по таможенным вопросам Таможенное законодательство краткий курс

Перемещение любого груза через таможню Российской Федерации - это сложный процесс, сопровождаемый рядом сложных действий, включая декларирование товара, который вывозится или ввозится на ее территорию. Этот процесс может сопровождаться большим количеством проблем, не знание тонкостей которых, требует привлечения юристов по таможенным вопросам.

Каждый шаг по оформлению перемещения груза через таможню - это отдельная процедура, тщательно прописанная в основном законодательном акте, регулирующем данную отрасль - Таможенном кодексе РФ от 28.06.2003 № 61-ФЗ, а также других нормативных документах.

В свою очередь, все вопросы, связанные с пересечением грузом российской границы, как раз и охватываются сферой действия таможенного права. По причине сложности данных норм и неоднозначности их толкования, в нашей стране на этапе их реализации проблемы у частных лиц возникают практически на каждом шагу. Вот лишь некоторые из них, с которыми чаще всего обращаются к нашим юристам по таможенному праву:

  • Необоснованная корректировка таможенной стоимости со стороны субъекта властных полномочий
  • Незаконные требования по уплате таможенных платежей
  • Возбуждение уголовных тел в таможенной сфере
  • Необоснованные требования внести изменения в таможенные декларации
  • Административные правонарушения в таможенной сфере

Почему лучше обратиться к юристам

Все, кто хоть раз сталкивался с перемещением товаров через границу Российской Федерации, хорошо знают, к чему может привести задержка, связанная с растаможиванием груза. Более того, законодательство по данному вопросу очень запутанное и часто меняется. Поэтому для того, чтобы быстро и эффективно справляться со всеми ситуациями, возникающими на таможне, лучше всего привлекать юриста по таможенному праву, который каждый день имеет дело с данными вопросами и отслеживает все изменения в этой отрасли права.

Например, для некоторых видов товаров, в зависимости от кода ТН ВЭД, необходимо подтверждать их целевое назначение согласно Таможенному тарифу РФ. Его можно получить, в частности, в Россельхознадзоре, Минтрансе, Минпромэнерго и других органах путем подачи необходимой документации в установленном порядке. Чтобы разобраться в таких сложных таможенных вопросах, человеку, не занимающемуся активно юридической практикой, придется потратить много времени. Кроме того, вряд ли он сможет завершить всю процедуру без ошибок, которые обернутся ему лишь массой ненужных дополнительных трудностей.

Поэтому обращение за бесплатной юридической консультацией может сэкономить массу времени, усилий и денег, ведь квалифицированный юрист по таможенным вопросам сразу сориентирует вас в нужном направлении деятельности и подскажет, каких подводных камней следует избегать в первую очередь.

Юристы по таможенному праву обладают высокой компетенцией и многолетним практическим опытом, чтобы защитить ваши права и законные интересы и предоставить необходимую помощь с таможенным оформлением того или иного груза, а также предупредить расторжение соглашений и споры в судах, связанные невыполнением или просрочкой выполнения условий договора.

Услуги компании «Юрист-эксперт 24»:

  • Бесплатные юридические консультации юристов по таможенным вопросам.
  • Представление интересов клиента в делах об административных правонарушениях, в частности, согласно статьей 16.1, 16.2 и прочих статьей главы 16 Кодекса РФ об административных правонарушениях
  • Обжалование требований таможенного органа об уплате платежей
  • Обжалование решений таможенного органа о классификации
  • Проведение мероприятий по досудебному порядку урегулирования таможенных споров
  • Помощь юриста по таможенному праву с возвратом уплаченных таможенных платежей в судебном порядке
  • Защита интересов клиентов по уголовным делам, связанных с нарушением таможенных норм
  • Обжалование решений таможенного органа о корректировке таможенной стоимости

Юристы по таможенным вопросам - профессионалы своего дела и готовы помочь вам решить проблему любой сложности. Для этого вам следует лишь набрать наш номер и получить бесплатную профессиональную консультацию практикующего юриста по таможенным вопросам - будьте уверены, решение ситуации будет именно в вашу пользу.

Таможенное право – отрасль юридических отношений, которая регулирует отношения в сфере:
перемещения грузов и товаров через таможенную границу;
расчета и взимания таможенных пошлин и платежей;
таможенного контроля и операций таможенной очистки грузов.

Таможенное право считается одной из наиболее запутанных сфер отраслевого права, которое помогает урегулировать споры между гражданами РФ, коммерческими и государственными организациями.

Возникающие в рамках таможенного права споры регламентируются Таможенным кодексом РФ и их можно урегулировать в досудебном и судебном порядке. Однако в таких спорах желательна помощь профессионального юриста по таможенному праву.

Важно понимать, что решить таможенный спор в вашу пользу будет сложно. Нередко таможенные инструкции противоречат сами себе, другим инструкциям и положениям ТК РФ, а таможенные специалисты не всегда имеют надлежащую квалификацию. Поэтому оказаться жертвой нарушения таможенного права, потерять массу времени и денег – обычное дело для таможни. Последующие же разбирательства очень сложны, громоздки и трудоемки.

Таможня может задержать груз, отказать в его очистке и пропуске на территорию РФ (или вывозе из РФ), незаконно доначислить платежи, штрафы и пени, неграмотно оформить документы либо отказать в рассмотрении некорректно оформленных документов заявителя и т.д. Причин для возникновения спора множество, и доказать свою правоту всегда будет сложно.

Получите результат всего
за 4 шага

Создайте
заявку

Ведете диалог
с нашим юристом

Формируем
Ваши документы

Получаете
результат

Юридическая помощь в таможенных спорах в Москве

Если вы оказались участником спора по таможенному праву и считаете, что ваши гражданские и имущественные права нарушены, вам срочно необходима профессиональная юридическая помощь, которую вам готовы оказать в Москве и других регионах России опытные таможенные юристы Всероссийской правовой сети «Органавт».

Наши специалисты готовы:

  • проконсультировать онлайн по любым вопросам таможенных споров;
  • провести аудит имеющихся таможенных документов;
  • провести правовую экспертизу вашего груза, документов, действий таможни;
  • помочь подготовить корректные таможенные документы на груз;
  • обеспечить юридическое сопровождение таможенного прохождения грузов;
  • проконтролировать соблюдение стандартов таможенной стоимости и классификаций ТН ВЭД;
  • снять незаконный или ошибочный арест с груза;
  • подать претензии в таможенную службу или иски в суд/арбитраж;
  • обеспечить представительство в судах любой инстанции;
  • проследить за законностью и своевременностью исполнения судебных решений.

Своевременное обращение к юристу позволит Вам предотвратить риски и конфликты, которые могут возникнуть в процессе трудовой деятельности, связанной с зарубежными рынками. В процессе экспортных и импортных операций нередко возникают конфликты и споры с работниками таможни.

Если вовремя посоветоваться с экспертом, можно сохранить время и добиться значительной финансовой экономии, что актуально для любого предпринимателя, независимо от сферы деятельности. Юрист по таможенным вопросам знает внутреннюю структуру системы, а также разбирается в её особенностях и нюансах, благодаря чему он сможет оказать помощь в определении наиболее эффективного алгоритма действий и минимизации рисков.

В решении каких проблем и вопросов сможет помочь таможенный юрист?

Квалифицированный юрист расскажет о том, какой порядок дальнейших действий будет наиболее эффективным, если принять во внимание действующее таможенное законодательство. Наши специалисты готовы бесплатно проконсультировать Вас по вопросам, связанным с таможней, предоставить персональную или дистанционную консультацию, провести анализ имеющейся документации и дать заключение.

Общение с нашими экспертами позволит Вам оперативно узнавать о таможенных нововведениях и быстро получать ответы на все вопросы, касающиеся данной сферы. Юрист также изучит таможенную схему, которой Вы отдали предпочтение, и представит заключение, касающееся последствий её использования.

Для каждой конкретной ситуации, специалист подберёт оптимальное решение и разработает подходящую схему транспортировки товаров через государственную границу. Все услуги, оказываемые нашими юристами, полностью соответствуют таможенному законодательству, действующему сегодня в России.

Эксперты готовы проконсультировать Вас по вопросам заключения договора и могут лично присутствовать при процедуре. При необходимости, таможенный юрист самостоятельно подготовит все бумаги, необходимые для подписания договора, отвечающего нормам и требованиям действующего законодательства.

Почему нашим таможенным юристам можно доверять?

Наша коллегия адвокатов состоит исключительно из профессионалов своего дела, готовых в любую минуту оказать вам квалифицированную помощь. Наши эксперты регулярно проделывают колоссальную работу, общаясь с людьми, чья деятельность напрямую связана с таможенным законодательством. Консультацию может получить как обычный гражданин, так и представитель компании. В работе таможенного подразделения нашей коллегии бывают случаи, когда специалисты лично ведут переговоры с работниками таможни.

Наш юрист по таможенным вопросам может предоставить подробную консультацию по вопросам, связанным с логическими схемами, импортом товаров и экспортными операциями. Он может проанализировать бумаги, которые уже есть в наличии и провести проверку наиболее актуальных документов, включая договора, соглашения и прочее.

У нас работают профессионалы, для которых нет нерешаемых вопросов. Сложно найти ситуацию, из которой нельзя найти выход, и эксперты готовы доказать это. Опытный специалист всегда сможет подобрать оптимально решение вопроса и даст дельный совет. А если обратиться к юристу заблаговременно, то проблем и вовсе удастся избежать, заблаговременно приведя документы в соответствие таможенному законодательству.

Тем, кто стремится всегда быть в курсе событий и находиться на шаг впереди конкурентов, мы предлагаем заключить договор на юридическое обслуживание. Благодаря ему вам больше не придётся волноваться о законности и правомерности международных операций.

Как внешние факторы влияют на таможенное законодательство?

Несложно заметить, что таможенная сфера развивается значительно быстрее других отраслей. Это обусловлено тем, что любые перемены в политической или экономической области оказывают влияние на таможенное законодательство.

Присоединение нашей страны к таможенному союзу и её вхождение в ВТО, стало своеобразным катализатором для внесения регулярных коррективов и дополнений в ряд документов. Однако следует понимать, что постоянные перемены в таможенном законодательстве, общий подход к регулированию данной сферы правоотношений остаётся неизменным.

Корректировке подверглись многие таможенные процедуры, что не могло не отразиться на организациях, принимающих непосредственное участие в международной торговле. На сегодняшний день, практически любой участник данной отрасли может столкнуться с целым спектром проблем, разобраться в которых самостоятельно будет крайне сложно.

Наш специалист всегда готов прийти вам на помощь. Заручившись поддержкой профессионала, вы легко докажете свою правоту представителям таможни и решите все проблемы максимально оперативно.

«Гражданина, утверждавшего, что он перевозит 30 кг муки, заставили печь блины прямо в аэропорту».

История таможни – это практически история торговли, и во все времена таможенные сборы были одним из важнейших источников пополнения государственного бюджета, соблюдение мер таможенного регулирования, ограничений и запретов, в соответствии с действующим Законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности связанной с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу РФ.


При этом осуществляя пополнение бюджета государства за счет перевозимых или поступающих товаров на территорию РФ, люди часто сталкиваются с проблемами прохождения таможенного контроля, которые возникают не только за не предоставление документов, но и в результате непомерно высоких сборов и налогов, которые приходится уплачивать таможенным органам, не зависимо от установленных норм.

Для того, чтобы товар поступил на территорию РФ, необходимо составить и подготовить «пакет» документов позволяющий покинуть ему пункт таможенного контроля. С действующим Законодательством в области Таможенного дела для каждой отдельной страны действуют свои нормы и установленные правила. Часто люди, пытаются самостоятельно разрешить вопросы, связанные с поставкой и получением груза находящегося на таможенном пункте контроля, однако, чтобы оформить все документы правильно, избежать потери времени, финансов и собственных нервов, требуется немалый опыт. И если физические грузы – то есть личный багаж, - зачастую оформляются с проблемами, то, что и говорить о грузах коммерческих поступающих для юридических лиц.

Если учитывать сложность таможенного законодательства, постоянно вносимые в законодательство изменения, неоднозначную трактовку многих актов, да и просто огромные массивы информации в Таможенном Кодексе, то обычному предпринимателю не хватит никакого времени для того, чтобы отследить все изменения и, более того, привести всю свою документацию в соответствие ими. Российское Таможенное Законодательство, к сожалению, достаточно труднопонимаемое и требует особенного внимания от всех участников процесса.

Ненадлежащее оформление сопроводительной документации на груз приводит не только к задержкам, срыву сроков поставок и излишним расходам, но и юридическим проблемам – ведь нарушение Таможенного законодательства сурово карается.

Ошибки растаможивания грузов обычно влекут за собой неприятные последствия и дополнительные траты - это и расходы на сопровождение товара, и расходы на его содержание на складах, и повышение сборов, и что хуже всего возможная порча товара при несоответствующих условиях хранения. Кроме того, нарушения, допущенные при оформлении – даже без злого умысла, - могут иметь серьезные последствия, не только административного характера, но возникновение проблем, которые возникают при дальнейшей продаже товаров на территории Российской Федерации.

Обращаясь в Правовой Центр «Вектор» Вы получите БЕСПЛАТНУЮ КОНСУЛЬТАЦИЮ по таможенному праву!

Наши ЮРИСТЫ и АДВОКАТЫ по таможенным делам защитят Вас и Ваших близких и помогут детально разобраться в Вашем вопросе, связанном с таможенными органами.

Специалисты по таможенным делам Правового Центра «Вектор» окажут Вам следующие услуги:

Консультация по таможенным вопросам

Составление документов по таможенным правоотношениям

Анализ возникшей ситуации

Подбор нормативно-правовой базы по таможенным делам

Подбор судебной практики по спорам с Таможенной службой

Урегулирование спора с таможней в досудебном порядке

Защита в суде по таможенным делам

Выезд юриста или адвоката в таможенный орган

Истребование справок и иной документации из таможенной службы

Иные вопросы по таможенному законодательству

Заявления и жалобы в ФТС и иные таможенные органы

Правовое регулирование таможенных отношений имеет комплексный характер и включает международные акты. Одним из основных источников таможенного права являются международные договоры. В настоящее время Российская Федерация является участницей нескольких десятков международных таможенных конвенций и договоров.

Международные таможенные конвенции и договоры в области таможенного дела могут быть классифицированы по нескольким основаниям. Прежде всего, по сфере их распространения договоры бывают:

  • универсальными , объединяющими большинство стран мира и выражающими интересы в области таможенного дела большей части мирового сообщества (например, Киотская конвенция);
  • региональными , объединяющими несколько стран- соседей и выражающими интересы определенного региона земного шара (например, Договор между Белоруссией, Казахстаном и Россией о создании единой таможенной территории и формировании таможенного союза от 06.10.2007, Соглашения о едином таможенном тарифе и общем Таможенном кодексе от 27.11.2009).

По числу участников договоры принято подразделять:

  • на двусторонние , связывающие только два государства и выражающие только их волю (например, Соглашение между Правительством РФ и Правительством КНР о пунктах пропуска на российско-китайской государственной границе от 27.01.1994, Меморандум о взаимопонимании между ГТК России и ее Величества Таможенной и акцизной службой Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии, касающийся сотрудничества и взаимной помощи 1994 г.; Финансовый протокол, касающийся вопросов компьютеризации таможен Калининградского таможенного управления 1995 г. (подписан между Россией и Францией), Меморандум между ГТК России и ГТУ Швеции о правилах по координации мер таможенного контроля в паромном и воздушном сообщении между Россией и Швецией 1995 г., Соглашение между Правительством РФ и Правительством Румынии о сотрудничестве и взаимной помощи в таможенных делах от 13.11.2003);
  • многосторонние , связывающие несколько государств и выражающие их совместную волю (например, Таможенная Конвенция о международной перевозке грузов с применением книжки МДП (Конвенция МДП) 1975 г.).

По объекту правового регулирования международные договоры в области таможенного дела можно подразделить:

  • на непосредственно посвященные таможенному делу и не затрагивающие иных вопросов. В качестве примера таких договоров можно привести Киотскую конвенцию;
  • фрагментарно касающиеся международных таможенных отношений (например, Венская Конвенция о дипломатических сношениях 1961 г.).

Рассмотрим подробнее международные договоры, непосредственно посвященные таможенному делу. Особого внимания заслуживает международный документ, посвященный описанию и кодированию товаров. 14 июня 1983 г. в Брюсселе была заключена Международная конвенция о гармонизированной системе описания и кодирования товаров (далее – ГС) . Данная конвенция была призвана заменить несколько устаревшую Конвенцию о номенклатуре Совета таможенного сотрудничества (НСТС). Гармонизированная система была введена с 01.01.1988 и состояла из 5000 наименований товаров, снабженных шестизначным кодом, а также необходимыми пояснениями и правилами пользования. Новая система сразу же стала популярной и получила широкое распространение. За четыре года ГС была принята в более чем в 100 государствах, на которые приходилось 90% всего мирового торгового оборота. Таким образом, ГС стала основным правовым документом в международной торговле.

Отметим, что для того чтобы тот или иной товар получил в ГС самостоятельное описание (отдельную базисную позицию), необходимо соблюдение одновременно двух условий, а именно: товар должен обладать отличительным признаком, позволяющим выделить его в отдельный класс, и должен представлять интерес минимум для двух государств.

Другой не менее важный документ был посвящен таможенной оценке товаров. Конвенция по таможенной оценке товаров, называемая Брюссельским определением таможенной стоимости, вступила в силу с 28.07.1953.

Поскольку эта конвенция не получила всеобщего признания, ее заменило Соглашение о применении статьи VII ГАТТ, известное как Кодекс по таможенной оценке ГАТТ. Соглашение ГАТТ вступило в силу 01.01.1981. На страны, применяющие Соглашение, приходится около 70% мирового торгового оборота.

Принцип таможенной оценки, являющийся основой этого соглашения, предусматривает оценку товаров при взимании таможенных платежей на основе суммы, реально уплаченной за импортируемый товар.

Таможенная оценка товаров является основным фактором современной системы таможенных тарифов. Она важна для определения таможенных пошлин как с целью их сбора в доход государства, так и для защиты внутреннего рынка. По своей значимости таможенная оценка стоит в одном ряду с такими аспектами международной торговой деятельности, как статистика международной торговли, квоты и лицензирование, налоги и другие элементы, применяемые при импорте товаров, а также при использовании систем преференций.

В идеальном варианте посредством универсального применения системы таможенной оценки импортируемые товары должны одинаково оформляться во всех таможенных организациях мира.

Одним из важнейших достижений работы постоянного технического комитета стало заключение Киотской конвенции , разработанной в целях упрощения таможенных процедур и содействия развитию международной торговли. В свое время соблюдение норм, содержащихся в Киотской конвенции, представлялось неотъемлемым условием для вступления России в ВТО. Включение положений Киотской конвенции в правовую систему нашей страны повлекло за собой необходимость переработки всего массива российского таможенного законодательства, а также внесения изменений в иные законодательные акты. Киотская конвенция состоит из Протокола об изменении этой Конвенции, текста Конвенции, Генерального и Специальных приложений. Генеральное приложение состоит из Стандартных правил и Стандартных правил с переходным сроком. В Генеральном приложении содержатся базовые принципы и подходы к таможенному регулированию. Его положения относятся ко всем институтам таможенного дела. В целом, действующий ТК ТС, как было отмечено выше, базируется на принципах Киотской конвенции, хотя в законодательстве по-прежнему сохраняются некоторые несоответствия.

Киотская конвенция включает в себя несколько основополагающих принципов современного таможенного права, таких как: прозрачность и предсказуемость операций по таможенному контролю; стандартизация и упрощение товарных деклараций и сопровождающих документов; упрощенные процедуры для уполномоченных операторов; максимальное использование информационных технологий; минимально необходимый таможенный контроль при соблюдении таможенных правил; применение процедур таможенного контроля, основанных на анализе рисков и аудите; проведение совместных операций с участием других пограничных служб; партнерство с частным сектором.

Кроме того, Конвенция предусматривает действенные меры по упрощению процедур торговли и эффективному контролю, а также содержит новые обязательные требования по их внедрению.

Необходимо отметить, однако, что безусловное и скороспешное включение норм Киотской конвенции в действующую систему, как российского законодательства, так и законодательства Таможенного союза, может привести к возникновению труднопреодолимых коллизий. Так, в рамках Киотской конвенции допускается урегулирование таможенных отношений посредством административного способа, построенного на "основе компромисса". Этот способ, как известно, применяется при условии согласия заинтересованного лица. Важно отметить, что подобного рода согласия не требует в качестве предварительного условия признания вины таким лицом. Однако действующее в России административное, уголовное законодательство не допускает возможности урегулирования таможенного правонарушения па компромиссной основе.

Хочется надеяться, что предусмотренный Киотской конвенцией значительный срок, в течение которого стране-участнице необходимо будет внести изменения в национальное законодательство , будет использован Российской Федерацией и другими государствами – участниками Таможенного союза по назначению.

Унификации в рамках международного таможенного права была подвергнута наиболее часто применяемая процедура – международный транзит товаров.

С этой целью была принята Конвенция МДП 1975 г. (с поправками 1997 г.) , главными целями которой являются: содействие облегчению международной перевозки грузов дорожными транспортными средствами; улучшение условий перевозок; упрощение и гармонизация административных, в частности, пограничных формальностей в области международных перевозок.

Конвенция регулирует процесс перевозки грузов от таможни места отправления до таможни места назначения ее государств-участников. При этом обязательным требованием является то, чтобы какая-то часть перевозок осуществлялась автомобильным транспортом.

В промежуточных таможнях грузы, перевозимые с соблюдением особой процедуры МДП, освобождаются от уплаты или депозита ввозных или вывозных таможенных пошлин и, как правило, от таможенного досмотра. Наличие одного сопроводительного документа – книжки МДП – упрощает пограничные операции, что существенно снижает транспортные расходы, главным образом, за счет задержек в пути.

Временный ввоз товаров и транспортных средств – другая часто применяемая процедура – также была подвергнута унификации. Таможенная конвенция АТА для временного ввоза товаров (Конвенция АТА) была принята 06.12.1961 г. Данная Конвенция является ведущей среди других конвенций, посвященных вопросам временного ввоза. В ней нашли отражение такие важные моменты, как порядок взыскания таможенных пошлин специфическое документационное оформление временного ввоза. В целом, функционирование системы АТА обеспечивается с помощью международных гарантий.

Карнет АТА представляет собой таможенный документ установленного образца для временного ввоза товаров. Конвенцией АТА установлены права и обязанности управомоченных ассоциаций, которые выдают карнеты и вносят в национальные таможенные органы обеспечение, необходимое для временного беспошлинного ввоза товаров. Например, в Российской Федерации функции такой управомоченной ассоциации выполняет Торгово-промышленная палата РФ. Ее гарантом перед Международным бюро торговых палат выступает Внешторгбанк России. Общий контроль за выполнением условий Конвенции АТА осуществляет ФТС России (см. приказ ФТС России от 28.12.2012 № 2675 "Об утверждении Методических рекомендаций о применении карнета АТА").

Назначение Конвенции АТА состоит в том, что она позволяет использовать Карнет АТА как универсальный таможенный документ вместо национальных таможенных документов и в качестве обеспечения ввозных таможенных пошлин во всех случаях, когда товары ввозятся временно и беспошлинно или транспортируются транзитом в связи с их временным вывозом.

Аналогичная Конвенции АТА – Конвенция о временном ввозе товаров (Стамбульская конвенция) была принята 26.06.1990 с целью обеспечения временного ввоза товаров, включая транспортные средства, о которых речь идет в приложениях к этому документу. Временный ввоз разрешен при полном освобождении от уплаты ввозных пошлин и сборов и без применения ограничительных мер.

Как Конвенция о карнете АТА, гак и Конвенция о временном ввозе (Стамбульская конвенция) являются инструментами Всемирной таможенной организации по временному ввозу товаров. Наличие только одного документа – карнета АТА – позволяет свободно перемещать товары через таможенные границы и осуществлять временный ввоз товаров на таможенную территорию, освобождая при этом товары от уплаты налогов и пошлин.

Стамбульская конвенция унифицировала все существующие положения по временному ввозу товаров и тем самым заложила прочную основу для осуществления тех направлений ВЭД, которые непосредственно связаны с такой таможенной процедурой, как временный ввоз.

Следует упомянуть еще две конвенции, связанные с таможенной сферой: Женевскую Таможенную конвенцию, касающуюся контейнеров от 02.12.1972 г. и подписанную с целью повышения эффективности борьба с таможенными правонарушениями, координации усилий таможенных и правоохранительных органов разных стран в этой сфере Конвенцию о взаимном административном содействии в предотвращении, расследовании и пресечении таможенных правонарушений (Конвенцию Найроби) от 09.06.1977. Благодаря Конвенции Найроби, у ее государств-участников появилась возможность как на многосторонней, так и на двусторонней основах сотрудничать в деле защиты национальной экономики, культурных и нравственных ценностей. В этих целях государства-участники поддерживают прямые контакты между таможенными службами.

Представляется, что к источникам таможенного права следует отнести, так называемые, нормы "мягкого права" , которые имеют рекомендательный характер и отличаются повышенной гибкостью. Такие нормы могут приспосабливаться как к особенностям регулируемых отношений, так и к субъектам, участвующим в этих отношениях. Примером нормы "мягкого права" является Декларация Аруша о профессиональной этике (другое название – Арушская декларация о честности в таможне), принятая в 1993 г. и пересмотренная в 2003 г. Данный документ носит необязательный характер и представляет собой ряд основных положений, направленных на борьбу с коррупцией в таможенной сфере. Для предотвращения указанного негативного явления и повышения уровня честности в таможенных органах предлагается придерживаться следующих стандартов деятельности: минимальное административное регулирование, прозрачность действий и принимаемых решений, автоматизация таможенного дела, стратегическое разделение, ротация и перемещение персонала, персональная ответственность и подотчетность, специальные процедуры по набору персонала, высокий моральный дух и организационная культура, развитие аудита и систем внутреннего расследования, принятие специального Кодекса поведения, перманентное профессиональное обучение, адекватное вознаграждение за труд, формирование специальных отношений с брокерами и отраслевыми представителями.

В 2003 г. Декларация Аруша была обновлена в ходе 101/102 Сессии Совета по таможенному сотрудничеству. Следует отметить, что в соответствии с обновленной Декларацией Аруша основная ответственность за предотвращение коррупции должна лежать на главе и исполнительном руководстве Таможенной администрации. В Декларации специально подчеркивается необходимость борьбы против коррупции на самом высоком государственном уровне, отмечается также, что борьба с коррупцией не должна носить кратковременного и спорадического характера, а должна быть системной и долговременной.

К нормам "мягкого права" следует также отнести Декларацию ООН против коррупции и взяток в международных коммерческих сделках, принятая резолюцией 58/4 Генеральной Ассамблеи от 31.10.2003.

Коррупция является одной из злободневных проблем современной России. Большинство россиян вынуждено давать взятки проверяющим или регистрирующим органам. При этом многие нормативные правовые документы, принимаемые Правительством РФ и местными органами самоуправления, только способствуют развитию коррупции. Несмотря на все заявления высших должностных лиц, органов внутренних дел, таможенных органов эффективность борьбы с коррупцией в Российской Федерации остается на очень низком уровне. В этой связи указанные выше нормы "мягкого права" заслуживают пристального исследования и изучения.

  • Конвенция вступила в силу 21.05.1980. В ней участвуют около 40 государств. Конвенция вступила в силу для Российской Федерации с 13.03.1995.
  •