» » Изучение библиотечного фонда: показатели, их суть и значение. Книжный фонд абонемента: изучение, актуальность, востребованность читателями Сельская библиотека зависимость фонда от обращаемости

Изучение библиотечного фонда: показатели, их суть и значение. Книжный фонд абонемента: изучение, актуальность, востребованность читателями Сельская библиотека зависимость фонда от обращаемости

В ходе изучения выявляют документы, которые требуют усилить их пропаганду среди абонентов, увеличить или сократить их экземплярность, исключить из фонда, передать на другой уровень хранения. Чем меньше объем фонда, тем чаще он должен изучаться.

Отдел комплектования - составляет план изучения состава и использования фонда, рассчитанный на определенный срок, длительность которого зависит от величины фонда, количества библиотекарей и времени, которое они могут уделять этому процессу .

Технологически изучение фонда делится на этапы.

На подготовительном этапе определяют очередность, сроки, исполнителей. Составляют и утверждают календарный график выполнения операций, подготавливают учетно-отчетные материалы о составе, величине, движении фонда и его использовании, отказах абонентам, готовят бланки учетной документации, таблицы анализа фонда, подбирают соответствующие библиографические пособия, инструктируют и обеспечивают нужными материалами исполнителей.

На втором этапе приступают непосредственно к изучению намеченного раздела фонда - его состава, величины, характера использования.

Третий этап - обработка и анализ данных, полученных в ходе изучения. С ними на производственных совещаниях знакомят всех библиотекарей, которым эти сведения необходимы в их производственной деятельности. На этом этапе принимают решения по вторичному отбору в изученной части фонда.

Заключительный этап - проведение принятых решений в жизнь .

Очередность изучения подфондов (разделов фонда) определяется актуальностью тематики, подлежащей изучению, активностью спроса, состоянием сохранности, сменой сотрудников и тому подобными факторами. При этом может оказаться правомерным, что одни части фонда изучаются чаще, основательнее, разностороннее, чем другие.

Показатели: Показателем надежности фонда является коэффициент удовлетворения запросов за анализируемый период (месяц, квартал, год), определяемый отношением числа удовлетворенных запросов к общему числу поступивших запросов. Надежность фонда проявляется в его полноте, готовности к эксплуатации, безотказности функционирования, долговечности, пригодности ремонту .

Расчет экземплярности: число читателей умножить на средний срок пребывания учебника на руках и все это разделить на количество дней жизни документа.

Библиотечный фонд равен книговыдаче умноженной на количество читателей.

Обращаемость библиотечного фонда. Показатель определяется по формуле количество выданных читателям в течение года документов из библиотечного фонда, разделив на общий объем этого фонда. Обращаемость может быть общая (по всему фонду) или частная (по подфондам), она равна количество выдач делить на время пребывания в фонде документов. Чем выше обращаемость, тем лучше скомплектован фонд.

Читаемость определяют числом документов, выданных одному читателю за определенный отрезок времени. Показатель получают путем деления количества книговыдач на число читателей. Если этот показатель невелик, возможно, в библиотеке мало интересных и нужных читателям книг. Так же можно рассчитать формулу читательской емкости - время, затраченное на чтение всего фонда поделить на время, затраченное на чтение одного документа .

Разделив количество документов, которыми располагает библиотека, на количество читателей, получим показатель общей книгообеспеченности. Показатель говорит о достаточности (или наоборот) фонда для обслуживания читателей.

Обновляемость БФ показывает качественные изменения в структуре фонда, придает ему динамичность развития. Зная темп обновляемости БФ, можно вычислить период, в течение которого он обновится практически полностью.

Под показателем обновляемости фонда понимается средняя величина, рассчитанная путем деления объема поступлений за исследуемый период на объем фонда на конец исследуемого периода и умноженная на 100 процентов.

Макулатур-фактор - показатель, определяющий в процентах, сколько не нужных библиотеке документов (макулатуры) было приобретено в фонд за конкретный период. На основе читательского спроса он рассчитывается по формуле L=[(S - Sn)/S] - 100%, где S - количество документов, введенных в конкретный период в фонд; Sn - количество использованных из них читателями в течение этого периода .

Любой показатель позволяет библиотекарю контролировать качество фонда, находить причины отклонения от оптимальных данных и либо пополнять, либо очищать его. Все показатели взаимосвязаны - их сопоставление позволяет определить, в какой части фонда произошло рассогласование комплектования, какие процессы, тенденции в развитии фонда проявляются, какие из них прогрессивны, какие нет .

Постоянно применяются методы повседневного изучения библиотечного фонда: ознакомление с книгами при обработке новых поступлений, при расстановке документов на полки, при организации выставок, при проведении бесед и библиографических обзоров. Однако такого ежедневного наблюдения за фондом недостаточно для управления его формированием. Нужен целый комплекс специальных методов изучения фонда: статистический, библиографический, аналитический и социологический.

Цель изучения библиотечного фонда – оценка качества данного фонда или подфонда, установление его слабых и сильных сторон, своевременное выявление нарушений, изъянов, ошибок в деятельности по его созданию, с тем что бы вовремя предупредить возникновение кризисных ситуаций, предприняв правильное корректирующее действие.

Методы сбора контролирующей информации -Быстрое ознакомление с содержанием документов при обработке документов, при подготовке выставок, перед выдачей и при расстановке документов в фонде; - наблюдения за интенсивностью спроса по различным темам, на те или иные виды документов, а также на отдельные документы; - наблюдения за отказами по различным темам; - наблюдение за состоянием материальной основы отдельных документов.

Выводы. § Положительные стороны метода: при малых затратах труда, времени и материальных ресурсов метод позволяет выявлять и корректировать разнообразные недочеты и погрешности, допущенные при формировании фонда. Недостатки метода: субъективность получаемой информации о фонде и его востребованности.

Библиографический метод состоит в том, что библиотечный каталог, отражающий состав. фонда сопоставляется с библиографическими указателями, в которых отражаются документы по профилю данного фонда. Таким образом происходит выявление документов отсутствующих в фонде

В качестве источников информации используются: - государственные библиографические издания, выпускаемые Российской книжной палатой; - текущие указатели или реферативные журналы институтов научной информации; - профильные библиографические указатели рекомендательного характера; - рекомендательные списки в профильных изданиях (учебниках, учебных пособиях и т. д. ; - Критические обзоры и рецензии в отраслевых журналах;

- рекомендательные списки изданий по профилю на сайтах отдельных организаций; - литература предлагаемая на различных тематических сайтах и порталах.

Метод предназначен для совершенствования состава фонда, в особенности его ядра. Главный его недостаток – трудоемкость. Однако это единственный метод, который способен обеспечить полноту комплектования.

Социологические методы направлены на выявление мнений пользователей о данном фонде, их читательских предпочтений, служат для оценки их удовлетворенности фондом библиотеки. Методы, используемые для изучения фонда опрос наблюдени е Возможность читателями вносить свои предложения метод выборочного наблюдения анализ читательског о формуляра экспертный опрос анализ книжных формуляров и листков возврата составление рейтинга метод эксперимента

2. Статистический анализ библиотечного фонда. Метод статистического анализа предусматривает рассмотрение и сравнение различных количественных данных о состоянии и использовании библиотечного фонда. Преимущества статистического анализа - относительная объективность, поскольку он основывается на количественных данных, собранных в результате сплошного учета фонда и результатов его использования; - экономичность – статистический анализ базируется на данных библиотечной статистики и не требует специального сбора сведений, особой математической подготовки; - оперативность – с его помощью можно быстро диагностировать проблемы в фонде для принятия соответствующих управленческих решений;

- эффективность – позволяет одновременно решать несколько задач: определять соответствие данного фонда или подфонда запросам пользователей; выявлять пассивные, малоспрашиваемые части фонда; регулировать отраслевую или типовидовую структуру фонда, достигать оптимального соотношения между подфондами, выделенными по различным признакам; определять базовые показатели для планирования деятельности библиотеки с учетом выявленных проблем и тенденций; выявлять скрытые резервы для повышения эффективности использования фонда.

В статистическом анализе фонда используются два основных вида количественных показателей: Абсолютные показатели Образуются в результате суммирования данных учета. Относительные (расчетные) показатели Рассчитываются на основе абсолютных по специальным формулам.

Источниками получения абсолютных показателей библиотечного фонда являются: Книга суммарного учета: Дневник библиотеки: § объем фонда в экземплярах; § объем фонда в названиях; § Объем подфондов по видам документов, по отраслям, по языкам; § объем новых поступлений. А также объемы поступлений по отдельным видам документов, отраслям, языкам, источникам комплектования; § количество выбывших из фонда документов, в том числе по отраслям, языкам, причинам выбытия. § книговыдача. Показывает востребованность документов из фонда; § частная книговыдача – выдача отдельных видов документов из различных отраслевых подфондов; § общее количество показателей; § количество отдельных групп пользователей (по полу, возрасту и пр.).

Относительные показатели получаются в результате деления одного из показателей на другой, принятый за базу сравнения и выражаются в коэффициентах (кратких отношениях) или в процентах, а в некоторых случаях – именованными числами (например, количество экземпляров на одного пользователя). Для многих относительных показателей устанавливаются нормативы, в кото определяется приемлемый уровень соотношений. Отклонения от нормативного показателя свидетельствуют об имеющихся проблемах в фонде.

Все относительные показатели связанные с библиотечным фонд делятся на три группы: 1. Относительные показатели библиотечного фонда Наименование показателей Книгообеспеченность (Ко) Сущность показателей Расчетная формула Среднее количество Ф: П документов в фонде, Ф – объем приходящееся на одного фондаполуфонда; пользователя Нормативные границы 8

Наименование показателей Сущность показателей Расчетная формула Нормативные границы Коэффициент полноты комплектования (Пкомпл) Степень представленности в фонде документов из профильного документопотока, т. е. всех выпущенных профильных документов (как правило за определенный период) (Фназв: ДПпр) * 100% От 20% до 100% - в зависимости от задач фонда. Коэффициент удовлетворения запросов (Уз), или удельный вес удовлетворенного спроса Доля запросов удовлетворенных собственным фондом, от всех поступающих запросов пользователей по профилю фондаподфонда (Зудв. : Зобщ) * 100%, Где Зудв. – количество удовлетворенных запросов; Зобщ. – поступивших Фназв – объем фондаполуфонда в названиях за последние 3 -5 лет; ДПпр – количество названий в профильном документопотоке за последние 3 -5 лет. Относительные показатели использования библиотечного фонда 80%

Наименование показателей Обращаемость (Об) Читаемость (Ч) Удельный вес отрасли в книговыдаче (Ув. В) Сущность показателей Расчетная формула Среднее количество В: Ф, где выдач каждого В – объем документа в фонде за книговыдачи из год фонда подфонда; Ф – объем фонда подфонда. Среднее количество документов, выданных из фонда подфонда каждому пользователю в год В: П, где В – в объеме книговыдачи из фонда подфонда; Доля книговыдачи из (Впф: В) * 100%, где данного подфонда в Впф – книговыдача из общей книговыдаче данного подфонда; (т. е. из фонда в В – общая целом), выраженная в книговыдача. процентах Нормативные границы 1, 3

Коэффициент соответствия (Кс) Показатель соизмеримости долей отрасли знаний в фонде и в книговыдаче Ув. Вп. Ф: Ув Фп. Ф, где Ув. Впф – удельный вес книговыдачи из данного подфонда; Ув. Фп. Ф – удельный вес подфонда в общем объеме фонда. 0, 7 0

Темпы прироста фонда Прирост величины фонда подфонда за определенный период, выраженный в процентах (Пр. Ф: Фпред) * 100%, где Пр. Ф – абсолютный прирост фонда подфонда за рассматриваемый период; Фпред = исходная величина фонда за рассматриваемый период. От 2% до 10%

Темпы роста фонда (Тр. Ф), книговыдачи (Тр. В), ползователей (Тр. П) Степень прироста базового показателя за определенный период (несколько лет) Тр. Ф = Фтек: Фпред Тр. В = Втек: Впред Тр. П = Птек: Ппред, где Фтек, Втек, Птек – показатели объемов фонда, книговыдачи и числа пользователей за текущий год; Фпред, Впред, Ппред – показатели объемов фонда, книговыдачи и числа пользователей за предыдущий год. Обновляемость фонда Степень обновления (Фн: Ф)*100%, где (Н) фонда за Фн – объем новых определенный период поступлений; (1 -5 лет) Ф – объем фонда. Тр. Ф = Тр. В = Тр. П От 3% до 10%

Относительные показатели состава (состояния) фонда Книгообеспеченность показывает, какое количество документов в фонде в среднем приходится на одного пользователя. Удельный вес подфонда отражает его долю в общем объеме фонда, выраженную в процентах. Коэффициент полноты комплектования количественно характеризует долю в фонде или подфонде документов из профильного документопотока. При этом в расчете показателя используется объем фонда или подфонда, исчисляемый в названиях, а не в экземплярах.

Относительные показатели использования фонда удельный вес удовлетворенного спроса (коэффициент удовлетворения запросов) рассчитывается для оценки оптимальности полноты библиотечного фонда; показатели обращаемости фонда и читаемости характеризуют интенсивность использования библиотечного фонда, а, следовательно, его востребованность; Относительные показатели развития фонда Абсолютный прирост фонда образуется путем вычитания абсолютных показателей объемов фонда за текущий и предыдущий годы; Темпы прироста фонда показывают, на какую долю, выраженную в процентах, увеличился или сократился фонд.

Соразмерность темпов роста фондов с темпами роста пользователей и книговыдачи оценивается в библиотечных фондах, ориентированных в первую очередь на использование документов, а не на сохранение их как культурного наследия Все большее значение в последние годы приобретает показатель обновляемости фонда. Для поддержания соответствия состава фонда современным запросам потребителей информации необходимо непрерывное обновление библиотечных фондов.

Походы к расчету показателя обновляемости фонда: - обносляемость как удельный вес (доля) поступлений в общем объеме фонда. Позволяет контролировать объемы новых поступлений, которые не должны существенно снижаться; - обновляемость как период времени, за который фонд должен полностью обновиться. Для различных фондов он может колебаться от 10 до 30 лет; - обновляемость как доля новых документов в фонде (в%). норматив может колебаться в зависимости от задач фонда и особенностей его профиля.

Почти все нормативы относительных показателей носят рекомендательный характер. Прежде всего они разрабатываются для библиотек определенного типа. Поэтому для каждого библиотечного фонда разрабатывается собственный стандарт оценки качества фонда. При анализе полученные статистические данные сравниваются: - с нормативными показателями; - с аналогичными показателями за предыдущие периоды; - с аналогичными показателями фондов других библиотек; - Сопоставляются между собой все абсолютные и относительные показатели (комплексный анализ библиотечного фонда).


Фонд библиотеки включает в себя литературу по различным отраслям знаний, художественную литературу, справочную и учебную. Кроме традиционных источников информации в фонде присутствуют электронные учебные издания по различным предметам. В фонде присутствуют книги различных лет издания, от 1950г. до 2012г. Основная часть книг издана в 70-90 годах прошлого века. Современная литература в фонде присутствует. Обновляемость фонда - средняя.

^ Поступление литературы за 2012-2013 уч. год.


Фонд

Прибыло

Выбыло

Стало

Основная литература

23

0

23

Электронные издания

Периодические издания

15 экз.

0

15 экз.

Итого

38 экз.

экз.

38 экз.

Количество периодических изданий уменьшилось. В прошлом учебном году выписывалось 16 наименований газет и журналов: для воспитанников -11, для педагогов и администрации – 4 экз., библиотековедческих – 1 экз. В этом учебном году в связи с сокращением финансирования выписывалось во втором полугодии - 10 наименования газет и журналов. В том числе для воспитанников -7 , для педагогов- 2, библиотековедческих- 1.

Энциклопедии, справочники, словари насчитывают более двухсот экземпляров. Это современные энциклопедии серии «Аванта+», школьные энциклопедии по всем предметам, и многие другие. Дети в основном работают со справочной литературой в библиотеке на абонементе, частично выдается для работы в группы.

^ Количественный состав фонда:


Общественно-политическая литература

139 экз.

Естествознание, математика и медицина

143 экз.

Техника

41 экз.

Искусство и спорт

69 экз.

Художественная литература

543 экз.

Литература для младших читателей

180 экз.

Методическая литература

159 экз.

Справочная литература

206 экз.

Нетрадиционные носители информации

250 экз.

Итого

1730 экз.

Типологический состав фонда:

  • Книжный фонд

  • Методический фонд

  • Справочный фонд

  • Фонд электронных носителей

  • Фонд периодических изданий

  • Краеведение
Фонд краеведческой литературы включает:

  • Справочные издания

  • Издания по различным отраслям знаний

  • Художественная литература

  • Периодические издания («Хабаровские вести», «Тихоокеанская звезда», «Хабаровская неделя»)
Небольшая часть это старая литература. В последнее время появились и новые книги: «Книга Памяти» в 4-х томах, «Черный тюльпан», «Медведь на гербе Хабаровского края», «Хабаровск-доблесть земляков», «Строим город, в котором живем» (Хабаровску – 150), «Хабаровск – столица Дальневосточного Федерального округа» и др.

^ Для обеспечения учета при работе с фондом ведется следующая документация :

Книга суммарного учета фонда библиотеки;

Инвентарные книги (2 штуки);

Папка «Акты на списание» (2 штуки);

Алфавитный каталог основного фонда;

Читательские формуляры.

Записи в документах производятся своевременно и аккуратно.

Фонд расставлен по таблицам ББК. Основная часть фонда открыта для свободного доступа. Основная часть фонда технически обработана.

^ Обслуживание читателей

В библиотеке систематически ведется «Дневник работы», в котором учитываются сведения о количестве и составе читателей, об объеме выданных изданий и распределении их по отделам библиотечной классификации; дополнительно в дневник введены графы, характеризующие объем выданных нетрадиционных носителей информации, посещений и книговыдачи.

Книговыдача


  1. Общественно-политическая литература - 296 ед.

  2. Естествознание, математика, медицина - 197 ед.

  3. Техника – 42 ед.

  4. Искусство и спорт – 55 ед.

  5. Художественная литература – 869 ед.

  6. Детская литература – 1095 ед.

  7. Нетрадиционные носители информации – 72 ед.

  8. Прочая литература – 1070 ед.

  9. Периодика – 1295 ед.
Как читают наши дети? По моим наблюдениям младшие читатели (2,3 группы) читают больше старших воспитанников – они ходят в библиотеку не только за программной литературой, но и берут книги по своей инициативе для досугового чтения. Очень любят младшие школьники периодические издания «Мурзилка», «Детская энциклопедия», «Детская газета», «Отчего и почему?», «Свирелька», «Простоквашино», «Маруся» и др. За последнее время наблюдается спад читательской активности, особенно среди детей старшего звена. Это объясняется тем, что в последнее время библиотека не пополняется художественной литературой для детей, а та, которая есть, устарела и не соответствует спросу читателей, детям же хочется читать новые, интересные, яркие книжки. У старшеклассников же просто остается очень мало времени на досуговое чтение. А когда есть возможность, они отдают предпочтение использованию компьютера.

Снизился спрос на литературу по педагогике. Это объяснимо: за последние годы фонд не обновлялся, педагоги приобретают литературу за свой счет, а также они активно используют Интернет-ресурсы.

Отмечается востребованность педагогами в педагогической деятельности периодических изданий: газетная периодика, «Завуч», «Воспитание школьника», «Педсовет», «Детский дом», «Домашняя энциклопедия», «Мальчишки и девчонки», «Читаем, учимся, играем», «Воспитание и обучение для детей в отклонении в развитии» и др. (Горшкова Е.П., ст. педагог доп. образования, Парамонова С.В., учитель-логопед, педагоги Службы: Плотникова Е.В., Попова В.С., администрация учреждения: Перелякина Н.Л., директор, Жолобова Е.В., зам. директора по УВР, Бычкова Н.И., воспитатель).

Книговыдача показывает, что наиболее спрашиваемая литература:


  • естественнонаучная, в том числе и периодика

  • художественная литература

  • детская литература

  • спрашиваемой является литература по истории и обществознанию, информация на нетрадиционных носителях.
В библиотеке оформлены папки «Локальные документы библиотеки», где размещены: «Положение о библиотеке», «Правила пользования библиотекой». Это позволяет пользователям, правильно пользоваться своими правами и знать о мерах ответственности за нарушение правил пользования библиотечными ресурсами.

Библиотечное обслуживание

Основные формы индивидуального обслуживания :


  • беседа при записи в библиотеку,

  • беседа при выдаче документов,

  • беседа о прочитанном;

  • анализ читательских формуляров,

  • индивидуальный час чтения,

  • диагностическое анкетирование и т. д.
Беседы о прочитанных книгах проходят на абонементе систематически, уделяется внимание детям, которые плохо читают и из группы риска, с вновь прибывшими воспитанниками. Также проводятся рекомендательные беседы при выборе книги, в основном для младших воспитанников, чтобы помочь в выборе интересной книги (в зависимости от возраста читателя, техники чтения, интереса и т.д.). После таких бесед ребята с интересом читают и сами обращаются за помощью при выборе книг. Во время индивидуального часа чтения организуется работа по чтению с читателем (практикуется с детьми из 2,3 групп, с учетом их интересов и желания). Можно отметить таких воспитанников из числа активных пользователей библиотеки: Якимов В., Теплоухова К., Джайлов А., Здельников И., Заболотский И., Шмукста А., Казенец Р. (записался в библиотеку в летний период), Одерихина В., (активный читатель периодики) и т.д.

Основные формы группового и массового обслуживания :


  • книжные выставки,

  • открытые просмотры новой литературы,

  • тематические папки,

  • библиографические списки,

  • конкурсы («Проба пера», «Чтецов», конкурс презентаций и т.п.),

  • обзоры книг,

  • литературные встречи как праздники общения «(Неделя книги», «БиблиоНочь»),

  • викторины и др. ,

  • участие в общих мероприятиях детского дома,

  • в работах МО, педсоветах и т.п.
В этом учебном году в библиотеке были оформлено 14 выставок и тематических подборок, таких как:

  • «День мира». Выставка была оформлена для читателей на абонементе (сентябрь).

  • «75 лет Хабаровскому краю». Выставка посвящена юбилею нашего края, его культуре и литературе. (постоянная выставка).

  • «Творчество С.Маршака» (ноябрь). Для младших читателей.

  • «Твои любимы журналы» (январь). Выставка посвящена Дню печати (январь).

  • «Что значит Родину защищать?». К Дню защитника Отечества, на абонементе (февраль).

  • «О подвиге, о доблести, о славе». Для воспитанников группы 5, проведение воспитательного часа (по запросу воспитателя Лисаковской Н.Г.)

  • «День космонавтики» (апрель). На абонементе.

  • «И помнит мир спасенный». Выставка посвящена Победе в Великой Отечественной войне. Выставка оформлена на абонементе (май).
Дополнительно оформлялись выставки репродукций и информационный материал к выставкам: «День библиотеки», «Новый год шагает по Планете», «День печати», «День птиц», «Мир, труд, май», «Великая Победа», «Великие битвы Вов» и др..

В библиотеке постоянно действуют тематические папки, оформлены буклеты, которые помогают при выборе литературы, при работе на компьютере: «Аннотированные и рекомендательные списки» (для разных групп читателей), «Добрые советы», «Советы психолога», «Как подготовить пересказ литературного произведения», «Советы читающему», «Советы при работе на компьютере», «Как подготовить презентацию» и др.

^ Воспитание информационной культуры личности учащихся осуществляется через библиотечные уроки. А также тематические подборки: «Книга и её создатели», «Как выбрать книгу в библиотеке», «О старинных библиотеках», «Как подготовить пересказ», «Как написать отзыв» «Твои первые энциклопедии» и др.

^ Формы работы библиотеки по распространению ББЗ и развитию культуры чтения:


  • индивидуальные консультации по библиографическому разысканию и методике работы с литературой.

  • групповые консультации, беседы об информационной системе библиотеки.

  • экскурсия по библиотеке.

  • проведение практических индивидуальных Интернет-часов по использованию традиционных и электронных информационных ресурсов (включая Интернет).
Формы и методы обучения усложняются и совершенствуются. Естественно, что в связи с этим повышается роль и значение библиотеки. Она становится центром информационной поддержки и развития интеллектуального потенциала воспитанников, а библиотекарь – партнером педагогов в решении этой важнейшей педагогической задачи. Наша библиотека, сохраняя традиции, ищет новые, современные формы работы с книгой, в помощь образовательному процессу детского дома. Библиотека открывает ребенку все более широкое поле для различных видов активной деятельности (видео-фильмы, электронные ресурсы, новые информационные технологии), но центральное место занимает чтение книги.

В библиотеке организуются массовые мероприятия, ставящие своей целью, как привлечение к чтению учащихся, расширяющие их кругозор: проводятся библиотечные часы, Неделя книги, «БиблиоНочь» и т.п.

Информационная среда нашей детского дома начинает формироваться с оформления подписки на периодические издания. Благодаря периодическим изданиям в библиотеке оформляются книжные выставки, делаются тематические подборки литературы к воспитательным и библиотечным часам, составляются информационно – рекомендательные списки литературы к педсоветам и МО. Только очень жаль, что средств на периодические издания с каждым годом выделяется все меньше.

Одним из важнейших аспектов управления деятельностью по формированию документного фонда является проблема обеспе-чения качества документного фонда как ее конечного результата.

В библиотечной практике анализ качества документного фонда проводится давно. Его принято называть «изучением библиотечного фонда». В ходе изучения фонда осуществляется сбор и анализ информации о его состоянии и использовании, и на этой основе дается оценка оптимальности состава документного фонда, выявляются отклонения и принимаются решения по их регулированию.

Для изучения документных фондов принято использовать следующие методы:

Повседневное наблюдение при работе с фондом;

Статистический анализ;

Социологические методы;

Библиографический метод.

Повседневное наблюдение является наименее затратным методом изучения фонда. Его осуществляют сотрудники, работающие с фондом на разных технологических участках — в подразделениях комплектования и обработки документов, в хранилищах на обслуживании пользователей.

Метод предполагает:

Быстрое ознакомление с содержанием документа при обработке поступлений, при подготовке выставок, перед выдачей и при расстановке документов. Это позволяет работнику лучше знать состав фонда, свободно ориентироваться в фонде, быстро находить документ по запросу, рекомендовать документы из фонда в ответ на неопределенный запрос пользователя. На основе такого ознакомления принимается множество оперативных решений по корректировке размещения и по продвижению документа пользователю;

Наблюдение за интенсивностью спроса по различным темам, на те или иные виды документов, а также на отделы документы. Благодаря этому можно выявить документы повышенного спроса, недостаточную или избыточную экземплярность документов, малоспрашиваемые и незаслуженно забытые издания, чтобы отрегулировать процессы пополнения фонда, вторичного отбора и перераспределения фондов. Кроме того, сотрудники, осуществляющие выдачу документов из фонда, могут персонифицировать спрос на отдельные документы, отслеживать, какие группы пользователей имеют интерес к той или иной части документного фонда. Все это дает важную информацию для корректировки состава фонда;

Наблюдение за отказами по различным причинам (выдано, нет на месте, нет в фонде и т. п.). Повседневное наблюдение помогает отслеживать различные ситуации, приводящие к отказам, выявлять типичные сбои и ошибки на различных этапах формирования фонда, приводящие к отказам на отдельные документы, а также оперативно исправлять их, своевременно диагностировать и снимать неудовлетворенность пользователя;

Наблюдение за состоянием материальной основы отдельных документов, которое позволяет своевременно принимать меры по реставрации ветхих или испорченных документов ментов, по замене документов, пришедших в негодность. Кроме того, оно помогает оперативно выявлять возникающие проблемы сохранности документов в фонде, чтобы пресекать действия вредоносных факторов.


Метод повседневного наблюдения прост и эффективен, поскольку при малых затратах труда, времени и материальных ресурсов позволяет выявлять и корректировать разнообразные недочеты и погрешности, допущенные при формировании фонда. Однако его непременным условием становится желание сотрудников осуществлять наблюдения и корректировки, стремиться к повышению качества документного фонда. Поэтому результативность данного метода напрямую зависит от профессионализма и мотивированности сотрудников. Его недостатком является субъективность получаемой информации о фонде и его востребованности. Для снижения субъективности необходимо одновременно применять и другие методы оценки качества фонда.

Значительно большей объективностью обладает метод статистического анализа, который базируется на количественных данных о состоянии и использовании документного фонда, собранных в результате сплошного учета фонда и фактов его использования.

Количественные данные, полученные в результате суммирования данных учета, называются абсолютными (базовыми) показателями.

К абсолютным показателям относятся все количественные данные, регистрируемые в Книге суммарного учета фонда:

Объем фонда в экземплярах, или общее количество документов в фонде;

Объем фонда в названиях, который характеризует информационное разнообразие фонда;

Объемы подфондов по видам документов, по отраслям, по языкам и др.;

Объем новых поступлений, т. е. количество документов, поступивших в фонд в течение определенного периода, а также объемы поступлений по отдельным видам документов, по отраслям, по языкам, источникам комплектования и др.;

Количество выбывших из фонда документов, в том числе по видам документов, по отраслям, по языкам, причинам выбытия и др.

К абсолютным показателям относятся и статистические данные, полученные в результате учета фактов использования документов из фонда. Основным показателем использования документного фонда является выдача (книговыдача, документо-выдача) — это количество документов, выданных из фонда пользователям. Объемы выдачи также разделяют по видам документов, по отраслям, по языкам и другим признакам (частная книговыдача) — по аналогии с объемами подфондов. Это позволяет анализировать состояние и использование отдельных подфондов и производить более тонкую настройку каждого раздела фонда.

В анализе документного фонда и его использования применяется также показатель количества пользователей, характеризующий диапазон его востребованности. Кроме общего количества пользователей, желательно количественно отслеживать потоки потребителей, обращающихся в отдельные подфонды. Благодаря этому можно оценивать востребованность каждого подфонда. Дифференциация данных показателей по различным признакам (полу, возрасту, уровню образования, категориям специалистов и пр.) помогает выявить соотношение пользовательских групп, предпочитающих те или иные разделы фонда.

Абсолютные показатели одного вида можно сравнивать друг с другом, выстраивать на их основе графики, выявляя тенденции роста или спада в показателях фонда и его использования. Однако оценить качество фонда и оптимальность его состава непосредственно по абсолютным показателям невозможно. Поэтому в статистическом анализе используются и относительные показатели.

Относительные показатели рассчитываются на основе абсолютных по специальным формулам, поэтому иногда их называют «расчетными». «Относительными» их называют потому, что в них количественно выражаются отношения двух сравниваемых между собой показателей, например, объема фонда и количества пользователей или объема фонда и объема новых поступлений и т. д. Как правило, относительные показатели получаются в результате деления одного из показателей на другой, принятый за базу сравнения, и выражаются в коэффициентах (кратных отношениях) или процентах, а в некоторых случаях — именованными числами (например, количество экземпляров на одного пользователя).

Их преимущество перед абсолютными показателями состоит в том, что они устанавливают соотношение между различными явлениями и позволяют наблюдать и сравнивать их соотносительность в разных фондах или подфондах. При значительных различиях в абсолютных показателях (ситуация несопоставимости) относительные показатели могут оказаться близкими по значению. Например, в одном из документных фондов при объеме 2 тыс. экз. выдается в год 4 тыс. экз., в другом фонде объем составляет 100 тыс. экз., и в год выдается 200 тыс. экз. — какой из этих фондов оптимальнее? При всем различии абсолютных величин, характеризующих фонд и выдачу документов (в 50 раз!), соотношение величин в каждом из них оказывается одинаковым: объем книговыдачи в 2 раза превышает объем фонда. Это означает, что каждый документ из фонда был выдан в течение года в среднем 2 раза (показатель обращаемости фонда).

Таким образом, относительные показатели не только помогают увидеть зависимость между объемом фонда и книговыдачи (либо другими показателями), но и позволяют сопоставлять состояние и использование различных фондов. Для многих из них разрабатываются нормативы, которые устанавливают приемлемый уровень соотношений. Отклонения от нормативного показателя свидетельствует об имеющихся проблемах в фонде. Так, если показатель обращаемости фонда ниже нормативного, то это говорит о том, что фонд имеет низкую востребованность, значительная часть документов в нем не пользуется спросом.

Если же показатель обращаемости фонда оказывается выше нормативного, то это свидетельствует о сверхактивном использовании фонда. Такая ситуация не только приводит к быстрому изнашиванию документов, но и побуждает работников строго ограничивать сроки пользования документом. В конечном итоге это сигнал о том, что документов недостаточно для полноценного обслуживания потребителей. Различают относительные показатели состава (состояния), развития и использования документного фонда.

Состав документного фонда характеризуют книгообеспеченность, показатели удельного веса каждого подфонда и коэффициент полноты комплектования. Книгообеспеченность показывает, сколько в среднем документов из фонда приходится на одного пользователя. Если этот показатель низок, то вводятся ограничения на пользование документами в связи с тем, что их недостаточно для удовлетворения поступающих запросов. Все это снижает удовлетворенность потребителя и, соответственно, качественные свойства фонда. Значительное превышение норматива книгообеспеченности снижает эффективность формирования документного фонда, поскольку большая доля пассивного фонда не приносит пользы, но требует затрат на ее содержание.

Удельный вес подфонда отражает его долю в общем объеме фонда, выраженную в процентах. Расчет удельного веса каждого из подфондов позволяет получить представление о структуре фонда, о количественном соотношении между подфондами, предусматривает сравнение строения разных подфондов. При сопоставлении с удельным весом книговыдачи из данного фонда становится возможным оценка его укомплектованности, способности удовлетворять запросы по своему профилю. Благодаря такому анализу выявляются наиболее проблемные и наиболее качественные разделы данного документного фонда. Расчет удельного веса поступлений/выбытий по отраслям, типам документов или другим основаниям структурирования позволит изучать структуру новых поступлений или анализировать потоки выбывающих документов. Структуру новых поступлений и/или структурное распределение выбывающих документов по различным признакам сопоставляют между собой или со структурой документного фонда в целом, что позволяет наблюдать пропорциональность развития разных подфондов.

Коэффициент полноты комплектования количественно характеризует долю в фонде или подфонде документов из профильного документопотока. Как известно, лишь ограниченное число документных фондов/подфондов стремится к исчерпывающей полноте, и соответственно данный показатель в них должен составлять 100%. В других фондах степень полноты колеблется от справочной (20%) до максимально релевантной (75%). В соответствии с особенностями профиля можно рассчитывать этот показатель по отдельным видам/типам документов и даже отдельным темам, поскольку в разных фондах/под фондах акценты полноты могут расставляться со значительной долей детализации.

Для получения количественных показателей документопотока производят его статистическое мониторинговое исследование на основе текущих библиографических изданий по профилю фонда. Для сопоставимости показателей фонда и документопотока следует выбирать один и тот же период для изучения. Наиболее актуальными считаются новые документы, вышедшие в течение последних 3-5 лет, которые и следует выявить в фонде и в документном потоке. Но при желании хронологические границы исследования можно расширить.

Для статистической оценки качества документного фонда большое значение имеют относительные показатели использования фонда.

Как уже известно, одним из показателей полноты фонда является удовлетворенный пользовательский спрос. Для оценки оптимальности полноты как важного потребительского свойства документного фонда рассчитывается удельный вес удовлетворенного спроса (коэффициент удовлетворения запросов). В соответствии с критерием оптимальности Парето соотношение удовлетворенных запросов и отказов должно составлять 80% : 20%. Если в документном фонде такое соотношение поддерживается, то он является оптимально качественным.

Показатели обращаемости фонда и читаемости характеризуют интенсивность использования документного фонда, а, следовательно, его востребованность. В этом смысле могут быть отнесены к показателям качества фонда.

Относительные показатели развития документного фонда характеризуют темпы и пропорции обновления его состава. Документный фонд должен изменяться в соответствии с развитием информационных потребностей и тенденциями спроса. Поэтому оценка полученных показателей производится в сравнении с динамикой изменений других показателей — прежде всего с количеством пользователей. Большое значение придается равномерной поступательности роста, отсутствию резких колебаний в темпах роста и прироста, которые служат свидетельством того, что все возникающие ситуации находятся под контролем, являются управляемыми.

Потребительские свойства документного фонда отражает показатель обновляемости фонда. Традиционный подход к пониманию обновляемости трактует ее как удельный вес (долю) новых поступлений в общем объеме фонда. Этот показатель позволят контролировать объемы новых поступлений, которые не должны существенно снижаться. Другой подход к определению обновляемости рассматривает период времени, за который фонд должен полностью обновиться. Для различных фондов он может колебаться от 10 до 30 лет. Но данный подход неприменим к фондам, в составе которого имеются документы «вечного хранения».

Качество документного фонда характеризует и уровень представленности в фонде новых документов. В Модельном стандарте публичной библиотеки определяется доля новых документов в составе фонда, которая должна быть не менее 50% от объема фонда. Однако этот норматив также может колебаться в зависимости от задач фонда и особенностей профиля.

Таким образом, почти все нормативы относительных показателей документного фонда в настоящее время носят рекомендательный, ориентирующий характер. При выборе имеющихся нормативов следует иметь в виду ограниченность их действия. Прежде всего, они разрабатываются для документных фондов определенного типа. Наибольшее распространение получили нормативы для публичных (ранее — массовых библиотек). Это связано с их численным преобладанием и широкой аудиторией их пользователей. Нормативы для фондов массовых библиотек ориентировались в первую очередь на эффективность использования фондов. Для современных публичных библиотек актуальны задачи существенного улучшения их материально-технической базы и увеличения объемов финансирования со стороны государственных и муниципальных органов. Поэтому новые нормативы задают повышенные требования, прежде всего, к ресурсной стороне формирования документных фондов. В этой связи наблюдается тенденция к росту некоторых нормативных показателей, например, норматива книгообеспеченности.

Для других документных фондов нормативы публичных библиотек могут быть неприемлемы. К примеру, книгообеспеченность учебных фондов рассчитывается исходя из других оснований (количество учебников на 1 учащегося), поэтому традиционно рассчитанная книгообеспеченность здесь будет во много раз превышена. В справочно-библиографическом фонде показатель книгообеспеченности не имеет принципиального значения, потому что использование документов в них кратковременно. Для оценки его качества важнее коэффициент полноты комплектования.

Показатель обращаемости в научном фонде объективно ниже, чем в публичной библиотеке, поскольку спрос на документы в них более индивидуализирован; здесь меньше типовых запросов, и при этом они не отличается массовостью. В фонде периодических изданий читаемость всегда выше, чем в книжном фонде или в фонотеке. При использовании сетевых ресурсов она увеличивается многократно в связи с высоким уровнем информационного шума при поиске по запросу.

Все сказанное приводит к выводу, что для каждого отдельного фонда может разрабатываться собственный стандарт оценки качества, в котором должны быть учтены целевые особенности фонда, его профиль и требования пользователей данного фонда.

Метод статистического анализа предусматривает сравнение показателей документного фонда, полученных в результате учета и/или расчета, с другими, принятыми в качестве эталона: базового уровня. В результате выявляются отклонения от оптимального состояния и функционирования фонда.

В качестве эталона сравнения обычно служат нормативные показатели, которые становятся идеальными количественными моделями фонда. Поэтому в первую очередь оценка качества фонда производится путем сопоставления реальных показателей со стандартами и нормативами.

Значительное распространение получил сравнительный анализ текущих показателей и аналогичных показателей данного фонда за предыдущие периоды (год, квартал, месяц и пр.). Он позволяет делать выводы о том, какие изменения происходят в фонде в последние годы. Если эти изменения позитивны, то необходимо их поддерживать и усиливать; если же наблюдаются негативные тенденции в развитии фонда, то требуются решения по противодействию им.

Интересную информацию дает сравнение статистических показателей данного фонда с аналогичными показателями фонда других библиотек и информационных служб. При сравнении с показателями однотипных фондов выявляются возможности повышения эффективности деятельности по формированию использованию фонда. Сравнение с показателями фондов, имеющих другие задачи и состав, способствует более глубокому пониманию происходящих процессов и механизмов востребованности документных фондов.

Однако наиболее глубокие выводы позволяет сделать комплексный анализ документного фонда. Для этого сопоставляются между собой все абсолютные и относительные показатели фонда. В результате выявляются наиболее влиятельные факторы, определяющие ситуацию.

Особенно показательно сопоставление величин обращаемости (Об), читаемости (Ч) и книгообеспеченности (Ко). Например, в результате расчетов получено следующее соотношение данных показателей: Об = 6,5; Ч = 16; Ко = 8,4. Как видим, уровень книгообеспеченности соответствует минимальной норме, читаемость тоже отвечает нормативным требованиям, однако высок показатель обращаемости. Очевидно, что в данном фонде катастрофически не хватает документов и при использовании применяются сдерживающие ограничения по количеству выдаваемых документов и по срокам пользования ими. Вывод: требуется докомплектование данного фонда.

Другой пример: Об = 0,7; Ч = 21; Ко = 31. Как видим, читательская активность достаточно высока, но фонд явно перенасыщен (высокая книгообеспеченность и низкий уровень обращаемости фонда). Можно говорить о том, что значительная часть фонда пассивна. Такая ситуация обычно характерна для научных фондов. Главной проблемой в данном фонде является дефицит помещений для хранения фонда.

Таким образом, статистический анализ является средством распознавания проблемных ситуаций в фонде, которые снижают его качественные свойства.

С помощью статистического анализа можно диагностировать следующие проблемы:

Несоответствие фонда/подфонда запросам пользователей (масштабы неудовлетворенного спроса);

Наличие пассивных частей фонда;

Несоответствие отраслевой структуры фонда структуре спроса;

Нарушения в нормальном развитии фонда и др.

Кроме того, статистический анализ может служить обоснованием для определения плановых показателей деятельности и выявления скрытых резервов для повышения эффективности использования фонда.

В оценке качества документного фонда все большее значение приобретают социологические методы. Они предполагают изучение мнений пользователей о данном фонде, служат для выявления их удовлетворенности документным фондом. Благодаря этим методам выявляется уникальная информация, которую невозможно получить другими способами, но без нее понимание проблем качества документного фонда оказалось бы неполным.

Самыми распространенными из социологических методов являются опросы — анкетирование, интервьюирование. Их достоинством является то, что потребитель имеет возможность непосредственно высказать свое мнение о том, что ему нравится или не нравится. Однако требуется большое мастерство для того, чтобы побудить его это сделать откровенно и по существу. Принято считать, что главным недостатком результатов опросов является субъективность суждений, которую в социологии снижают через расширение круга респондентов, когда статистические погрешности становятся не слишком значительными.

При оценке качества фонда единичные мнения столь же значимы, как ответы большинства, поскольку, отвечая на вопросы анкеты или интервьюера, лишь немногие пользователи готовы формулировать причины своей неудовлетворенности. Большая же часть респондентов скрывает теневые стороны своих мнений за стандартными и вежливыми ответами или отговорками. Поэтому очень распространена ситуация, когда статистика ответов рисует позитивную картину удовлетворенности пользователей, но реальная оценка качества, оставаясь за границами опросов, определяет нежелательное поведение потребителей по отношению к данному фонду.

Другой формой узнать мнение пользователей о фонде является предоставление им возможности вносить свои предложения по комплектованию. В некоторых автоматизированных информационных системах для библиотек и информационных служб создается специальный модуль в электронном каталоге, где пользователи могут записать название тех документов на разных носителях, которые им необходимы, но которые отсутствуют в фонде. Такой подход к выявлению отказов дает более объективную картину неудовлетворенного спроса, чем их учет работниками.

Разновидностью опроса является экспертный опрос, в котором респондентами и субъектами оценивания выступают эксперты. т. е. высококвалифицированные специалисты, компетентные в области, связанной с профилем данного документного фонда. Как правило, к экспертному оцениванию прибегают в том случае, когда невозможно непосредственное измерение процессов или явлений либо когда пользователи не могут быть достаточное компетентны для оценки документного фонда. Например, для оценки фонда детской литературы в качестве экспертов могут быть привлечены руководители детского чтения; для оценки учебного фонда — преподаватели данных предметов. Экспертные оценки содержания документа позволяют принимать решение о включении или, напротив, исключении того или иного документа из фонда. Данный метод целесообразно использовать также для оценки качества ядра фонда или его моделирования.

Процедура экспертной оценки предусматривает заполнение оценочного листа, в котором перечислены документы и/или некоторые важнейшие параметры для оценки данного фонда/подфонда: например, удобство расстановки документов, удобочитаемость документов, частота спроса на тот или иной документ, культура обслуживания пользователей, эстетичность среды и др.

Для оценки степени выраженности качественных свойств по данным параметрам могут использоваться различные оценочные шкалы:

Дихотомическая шкала, фиксирующая наличие или отсутствие того или иного свойства и предусматривающая выбор вариантов — «да/нет»,«+/-». Например, «удобно/неудобно», «соответствует/не соответствует»;

Ранговая шкала, применяемая в тех случаях, когда некоторый признак не может быть измерен, но объекты могут сравниваться между собой и упорядочиваться от более качественного к менее качественным. В этом случае эксперту предлагается упорядочить предложенный список объектов, понятий или суждений по определенному критерию — например, документов по степени ценности;

Сферическая шкала, в которой качественные свойства оцениваются по степени их выраженности у объекта. Например, при оценке интенсивности спроса на конкретный документ эксперт выбирает один из вариантов, характеризующих данный параметр: «постоянно», «часто», «иногда», «редко», «никогда». Каждому варианту может быть присвоено определенное количество баллов, которые впоследствии суммируются. Благодаря этому, появляется возможность определить, насколько данный признак, по мнению экспертов, более или менее выражен у одного объекта по сравнению с другим. Разновидностью сферической шкалы является 5-10-100-балльная оценка свойств фонда.

Экспертные оценки основываются на суждениях отдельных людей, хотя и высокопрофессиональных, поэтому они в значительной степени субъективны. Объективность экспертного оценивания достигается путем специальных методов формирован групп экспертов, продуманных форм вопросов и ответов, компьютерной обработки результатов и пр.

Электронные каталоги открывают новые возможности ведения наблюдения за реальным спросом. Статистика поисков по предметным рубрикам, авторам, заглавиям, сериям и другим поисковым признакам, которая собирается в автоматическом режиме, дает объективную картину того, что реально интересу пользователей. Для совершенствования качества фонда можно проследить, сколько и каких документов реально может найти в каталоге пользователь по той или иной рубрике. Аналогично можно выявлять лидеров спроса среди отдельных документов, которые были выбраны при поиске по запросу, и оценивать соответствие их экземплярности реальному спросу.

В некоторых ситуациях целесообразно использовать метод выборочного наблюдения. Например, в течение определенного периода учитывать запросы и книговыдачу по определенной теме, которая не включена в параметры сплошного учета выдачи. Полученная информация прояснит положение дел в той или иной нетипичной ситуации и поможет принять обоснованное решение по ее исправлению.

Аналогичные цели достигаются с помощью анализа формуляров пользователей, поскольку это позволяет выявить выдачу по отдельным темам или видам документов и при этом соотнести ее с отдельными группами пользователей. Благодаря этому появляется возможность выявлять предпочтения тех или иных групп пользователей и частоту спроса на отдельные документы, если не используется других способов его учета. Преимущество анализа формуляров перед методом выборочного наблюдения состоит в том, что доступны более длительные периоды наблюдения, позволяющие выявлять тенденции и делать надежны выводы.

В выявлении пользовательских предпочтений можно использовать метод эксперимента. В науке данный метод (от лат. experimentum — проба, опыт) применяется для выявления причинно-следственных связей или проверки гипотезы путем пробного воспроизведения объекта или ситуации. В качестве эксперимента можно использовать перестановку, выделение временного подфонда, организацию выставки с документами определенного типа или содержания для того, чтобы понаблюдать за информационным поведением пользователей, а после этого принимать решения по совершенствованию фонда. Надежность выводов обеспечивается учетом наблюдаемых фактов до и после введения изменений либо на основе сравнения поведения экспериментальной и контрольной групп.

Библиографический метод изучения фонда состоит в том, что состав фонда сверяется с внешним профильным документопотоком и выявляются лакуны и дезидераты. На практике происходит сопоставление текущих библиографических указателей (в том числе государственных, научно-вспомогательных, издательских и книготорговых), в которых отображаются документы по профилю фонда, с каталогом, отражающим состав фонда. В результате составляется список тех документов, которые необходимо приобрести для фонда. Метод предназначен для совершенствования состава фонда, в особенности его ядра. Главный недостаток — в его трудоемкости. Некоторые документопотоки недостаточно полно регистрируются и отражаются библиографически. Зачастую такая информация бывает труднодоступна. Однако это единственный метод, который способен обеспечить полноту комплектования.

Таким образом, все рассмотренные методы решают более широкий спектр задач, помимо оценки качества фонда. Их эффективность повышается, если они, помимо выполнения контролирующей функции, ориентированы также и на своевременные корректирующие действия. Однако ограничения, свойственные каждому из методов, обусловливают необходимость использования их в комплексе, а относительный характер качества фонда требует систематичности в их применении.

Литература :

1. Морева О.Н. Документные фонды библиотек и информационных служб. СПб. : Профессия, 2010. С. 270-285.


в) Анализ комплектования книжных фондов

На сегодняшний день совокупный объем фондов МБУК «Библиотека города Фокино» насчитывает 35 898 экземпляров, это в среднем 7 экземпляров на 1 читателя, или 2,6 экземпляра на 1 жителя. За отчетный период фонд уменьшился на 342 экземпляра.

В среднем в каждой библиотеке 11 966 экземпляров книг, это на 114 экземпляров меньше, чем в 2011 году.

Объем новых поступлений в библиотеки города Фокино составил 1 811 экземпляров, что выше по сравнению с 2011 годом на 41 экземпляр.

Книгообеспеченность жителей очень низкая – 2,6 экземпляра (по сравнению с прошлым годом не изменилась).

Книгообеспеченность читателей – 7, по сравнению с 2011 годом уменьшилась на 0,1 (с 7,1 экземпляров до 7).

Обновляемость фонда по сравнению с прошлым годом увеличилась незначительно (с 4,9% до 5 %).

г) Справочный аппарат в помощь комплектованию


  • внесены изменения в картотеку периодических изданий по МБУК
«Библиотека города Фокино»;

  • внесены изменения в картотеку социально-экономического профиля города;

  • составлена сводная картотека докомплектования на книги,
получившие наибольшее количество отказов за год.

^ III. Изучение состава и использования библиотечных фондов

Анализ использования книжного фонда

На сегодняшний день фонд МБУК «Библиотека города Фокино» насчитывает более 36 000 экз. документов по различным отраслям знаний.

В 2012 в библиотеках МБУК «Библиотека города Фокино» был проведен анализ состояния и использования книжного фонда по искусству и спорту.

Цель анализа – формирование фонда, соответствующего информационным потребностям пользователей.

Задачи анализа:


  • Выявление малоиспользуемых, устаревших по содержанию, ветхих изданий

  • Выявление и анализ причин образования пассивной части фонда

  • Освобождение фонда от малоиспользуемых, устаревших по содержанию, ветхих изданий

  • Выявление недостатков в работе с фондом и выработка мер по их устранению.
^ Объект исследования – отдел по искусству и спорту.

Рабочая гипотеза – невостребованная литература засоряет фонд, снижает показатели обращаемости фонда.

Всего в фонде литературы по искусству и спорту состоит 1360 экземпляров книг, или 3,8% от общего состава фонда.

Исследование проводилось на абонементах и в читальных залах библиотек.

В ходе анализа было просмотрено 994 экз. книг (73,1%) фонда литературы по искусству и спорту.

^ В том числе:

МБУК «Библиотека г. Фокино»:

512 экз. (91,6%) в Библиотечно-информационный отдел

169 экз. (36,6%) в Отдел семейного чтения

313 экз. (87,7%) в Детской библиотеке


  1. ^ Анализ фонда по хронологическому охвату и интенсивности использования
Просмотрено 994 экземпляра.

а) Литература за последние 5 лет издания (2007 – 2011гг.)

Всего просмотрено 131 экз. (13,2%)

Не выдавались ни разу – 20 экз. (15,3%)

Выдавались:

1 – 2 раза – 29 экз. (22,1%)

3 – 5 раз – 37 экз. (28,2%)

6 – 10 раз – 25 экз. (19,1%)

Свыше 10 раз – 20 экз. (15,3%)

б) Литература за предыдущие 5 лет издания (2002 – 2006 гг.)

Всего просмотрено 88 экз. (8,9%)

Не выдавались ни разу – 24 экз. (27,3%)

Выдавались:

1 – 2 раза – 22 экз. (25%)

3 – 5 раз – 12 экз. (13,6%)

6 – 10 раз – 20 экз. (22,7%)

Свыше 10 раз – 10 экз. (11,4%)

в) Книги, изданные свыше 10 лет назад (ранее 2001 г.)

Всего просмотрено 775 экз. (78%)

Не выдавались ни разу – 85 экз. (11%)

Выдавались:

1 – 2 раза – 133 экз. (17,1%)

3 – 5 раз – 322 экз. (41,5%)

6 – 10 раз – 112 экз. (14,5%)

Свыше 10 раз – 123 экз. (15,9%)

^ Анализ фонда показал следующее:

Литература по искусству и спорту составляет в общем фонде 3,8%, что меньше нормы, более чем в 2,5 раза. Необходимо увеличить долю литературы данного отдела в фонде до 6,5%.

Из хронологического анализа видно, что книги, изданные за последние 5 лет (2007 – 2011 гг.) составляют 11,9%, а для нормальной работы библиотеки требуется, чтобы литература последних 5 лет издания занимала в фонде до 50% его объема.

Книги за предыдущие 5 лет (2002 – 2006 гг.) составляют 8,9%, а остальные почти 80% – это книги, изданные более 10 лет назад. Это говорит о том, что книги, в основном, старые (80 – 90-х годов издания), читателям они почти не интересны. Многие из них уже морально устарели. Необходимо кардинально обновить фонд литературы по искусству и спорту.

Из анализа фонда видно, что в читальных залах библиотек преобладают, в основном, новые издания, в то время, как на абонементах – фонды устаревшие.

Сравнительный анализ литературы по искусству и спорту показал, что книг по искусству в фонде больше, чем по спорту, но, в то же время, если исходить из хронологических показателей, то книги по спорту более новые. Большая часть книг по искусству, изданных свыше 10 лет назад, до сих пор пользуется популярностью.

В отделе «Спорт» не хватает книг по следующим разделам и темам: литература по отдельным видам спорта, об истории физической культуры в России, оздоровительной физкультуре, спортивной гимнастике. Очень мало литературы по физкультуре и спорту для младших школьников.

В отделе «Искусство» недостаточно следующей литературы: охрана памятников, литература об отдельных музеях (Эрмитаж, Третьяковская галерея), о русских художниках их картинах, о дизайне, об отдельных видах художественных изделий (Хохлома, Палех), о скульпторах, о памятниках литературным героям.

Не хватает также литературы о русских и зарубежных актерах, композиторах, о видах и жанрах музыки, об истории игрушек, мебели, кухонной утвари, костюме, о жанрах и видах живописи, сборников популярных песен с нотами, сценариев.

В целом анализ литературы по искусству и спорту показал, что фонд не удовлетворяет потребностям читателей. Книг очень мало, а состав имеющихся книг по читательскому, целевому назначению, конкретной тематике не соответствует запросам читателей, так как книги давно устарели. Та небольшая часть книг, которая обращается, быстро изнашивается и исключается из фонда.


  1. ^ Анализ причин образования пассивной части фонда
Просмотрено 994 экземпляра.

Не выдавались ни разу – 129 экз. (13%)

Выдавались:

1 – 2 раза – 184 экз. (15,5%)

3 – 5 раз – 371 экз. (37,3%)

6 – 10 раз – 157 экз. (15,8%)

Свыше 10 раз – 153 экз. (15,4%)

Среди пассивной части фонда 313 экз. (31,5%)

Дублетных – 93 экз. (29,7%)

Незаслуженно забытых – 129 экз. (41,2%)

Недавно поступили – 70 экз. (22,4%)

Ветхих – 52 экз. (16,6%)

Устаревших по содержанию – 56 экз. (17,(%)

Непрофильных – 9 экз. (2,9%)

Анализ пассивной части фонда выявил следующее. Необходимо пополнить фонд литературы по искусству и спорту новыми изданиями. За последние несколько лет отдел «Искусство» и «Спорт» существенно сократился, было исключено много устаревшей по содержанию литературы, изданной более 20 лет назад, а новых поступлений почти не было, то есть выбытие во много раз превышает поступление. Имеющаяся в фонде литература постоянно обращается, а высокая обращаемость ведет к быстрому износу книг.

Анализ позволил выявить пробелы в работе и скорректировать план мероприятий по пропаганде литературы по искусству и спорту.

С вновь поступившими изданиями необходимо проводить мероприятия по их рекламе: организовывать выставки новой литературы, оформлять открытые полки-просмотры, проводить обзоры новых книг с выходами в образовательные учреждения.

Для более полного удовлетворения запросов читателей ЦБ планирует провести анкетирование «Информационные запросы читателей», ежеквартально проводить обзор-рекламу отделов «Спорт», «Искусство».

Необходимо также запланировать мероприятия с незаслуженно забытыми книгами: выставки «По страницам забытых книг», цветные закладки «Интересная книга» в книги для привлечения внимания читателей, информация в периодическую печать с обзорами интересных книг.

Необходимо исключить устаревшую по содержанию, излишне дублетную и ветхую литературу.

Анализ отказов

Сделан анализ неудовлетворенного спроса читателей МБУК «Библиотека города Фокино» за 2012 год на основе «Тетрадей отказов» каждого филиала. Составлен список книг и тем получивших наибольшее количество отказов.

В МБУК «Библиотека города Фокино» книжный фонд в 2012 году составлял 36 240 экземпляров книг.

Фонд библиотеки универсален, так как в нем представлены документы по всем отраслям знаний. В течение года фонд пополнялся новыми документами, но в недостаточном количестве. В связи с этим не все запросы пользователей удалось удовлетворить. В библиотеках МБУК «города Фокино» ведутся «Тетради учёта отказов», где фиксируются все книги и темы, на которые были отказы.

^ Всего отказов – 654

в том числе:

а) в помощь деловому чтению – 444 (67,9 %)

по темам:

художественная литература (программные произведения) – 333 (75%)

естественнонаучная литература – 30 (6,7%)

литературоведение, языкознание – 28 (6,3%)

общественно-политическая литература – 23 (5,2%)

искусство, спорт – 18 (4,1 %)

техника – 8 (1,8%)

сельское хозяйство – 4 (0,9)

б) личный интерес – 210 (32,1 %)

по темам:

художественная литература – 86 (41%)

литературоведение, языкознание – 30 (14,3%)

естественнонаучная литература – 23 (11%)

общественно-политическая литература – 23 (11%)

техника – 19 (9%)

искусство, спорт – 17 (8%)

сельское хозяйство – 12 (5,7%)

Анализ отказов показал следующее.

Наибольшее число неудовлетворенных запросов приходится на учебную и художественную (программную) литературу. По-прежнему не хватает изданий по краеведению, стихов и рассказов о войне для младших школьников, православной литературы для детей и взрослых.

Спрос на произведения классической и современной русской и зарубежной литературы, входящие в учебные программы, не был удовлетворен в полной мере. Книги некоторых авторов или совсем отсутствуют в библиотеках, или имеются в 1 – 3 экземплярах, а необходимо в 4 – 5 раз больше. Не хватает произведений следующих авторов: Лиханов А. Последние холода, Токмакова И. Аля Кляксич и другие, Хогарт Э.Мафин и его друзья, Крапивин В. Брат, которому семь, Булычев К. Миллион приключений, Зальтен Ф. Бемби, Токарева В. Я есть. Ты есть. Он есть, Лондон Д. Маленькая хозяйка большого дома, Велтистов В. Приключения Электроника, Астафьев В. Рассказы, Солженицын А. Матренин двор и другие.

В отделе художественной литературы наиболее часты отказы на следующие жанры и темы: триллеры (мистика, ужасы), детективы, фантастика, книги, ставшие «литературным событием». Чаще всего спрашивают книги А.Марининой, Т. Устиновой, З. Прилепина, О. Роя, Б. Акунина, П. Дашковой, Л. Улицкой, Д. Рубиной.

В фонде естественных наук, искусства и сельского хозяйства наибольшее число отказов пришлось на научно-популярную, справочную литературу, книги по биологии человека, о домашних животных, цветоводстве, дачном хозяйстве, пчеловодстве, описание картин, памятников. Отказы носят конкретный характер.

Остро не хватает литературы для подростков и книг для молодежи. Мало книг по физкультуре и спорту.

Часты отказы на техническую литературу по домоводству и рукоделию (плетение из лозы, столярное дело, дизайн жилых помещений, вязание, бисероплетение).

На основе «Тетрадей отказов» составлен список книг и тем, получивших наибольшее количество отказов.

Список книг и тем, получивших наибольшее количество отказов, прилагается.

^ IV. Работа с каталогами и картотеками

За работу с каталогами в МБУК «Библиотека города Фокино» отвечает отдел комплектования и обработки (заведующая Мишина Т.В., образование среднее специальное (библ.)).

В филиалах МБУК «Библиотека города Фокино» являются обязательными алфавитный и систематический каталоги, систематическая картотека статей, краеведческая картотека.

В должностных инструкциях библиотекарей филиалов работа с каталогами и картотеками отражена в виде следующих формулировок:

«Отвечает за ведение систематического каталога и АПУ к нему»;

«Отвечает за ведение алфавитного каталога»;

«Отвечает за ведение топографического каталога»;

«Отвечает за ведение систематической картотеки статей, краеведческой картотеки, тематических картотек».

Образование библиотекарей филиалов:

Высшее – 3 чел. (2 – эконом., 1 – педаг.)

Среднее специальное – 8 чел. (в том числе библ. – 7).

Количество полученной новой литературы за 2012 год составляет 1 811 экземпляров.

Распределение по филиалам


Название библиотеки

Количество поступивших изданий

Количество

библиографическ.

записей,

влитых в алфавитный каталог


Количество библиографическ. записей, влитых в систематичес-

кий каталог


Библиотечно-информационный отдел

352

461

403

Детская библиотека

455

500

378

Отдел семейного чтения

333

469

452

ИТОГО

1 140

1 430

1 233

По данным отчетов, справочно-библиографический аппарат библиотек МБУК в 2012 году пополнился на 6 433 библиографических записи, включая поступления из ОКиО, изъято – 3 923 библиографических записи.

Во всех филиалах оформлены картотеки периодических изданий для

читателей. Влито 53 библиографических записи, в том числе в Библиотечно-информационном отделе – 20, в Детской библиотеке – 18, в Отделе семейного чтения – 25.

Редактирование: