» » Какие налоги относятся к таможенным платежам. Таможенные платежи и их виды. Ввозная и вывозная таможенные пошлины

Какие налоги относятся к таможенным платежам. Таможенные платежи и их виды. Ввозная и вывозная таможенные пошлины

Фискальная функция таможенных органов связана с формированием федерального бюджета Российской Федерации за счет взимания таможенных платежей с участников ВЭД при перемещении товаров и средств международных перевозок через таможенную границу Таможенного союза, а также с аккумуляцией и распределением между сторонами Таможенного союза бюджетных доходов от импорта товаров на единую таможенную территорию.

Таможенные платежи - это обязательные платежи, взимаемые таможенными органами в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза.

Легальное определение таможенных платежей отсутствует, что порождает большое количество споров о сущности данного понятия.

Статья 70 ТК ТС предусматривает следующие виды таможенных платежей (рис. 10.1):

  • ввозная таможенная пошлина;
  • вывозная таможенная пошлина;
  • налог на добавленную стоимость (НДС), взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию Таможенного союза;
  • акцизы, взимаемые при ввозе товаров на таможенную территорию Таможенного союза;
  • таможенные сборы.

В целях защиты экономических интересов России и Таможенного союза могут применяться:

  • 1) специальная пошлина, предварительная специальная пошлина;
  • 2) антидемпинговая пошлина, предварительная антидемпинговая пошлина;
  • 3) компенсационная пошлина, предварительная компенсационная пошлина.

Для оперативного регулирования объемов ввоза и вывоза отдельных категорий товаров законодательством РФ могут устанавливаться сезонные таможенные пошлины.

Рис. 10.1 . Виды таможенных платежей

Особые признаки таможенных платежей:

  • 1) выполняют фискальные, регулятивные и протекционистские функции;
  • 2) регулируются ТК ТС (разд. 2), международными договорами государств - участников Таможенного союза, решениями ЕЭК (ранее - КТС), НК, Законом о таможенном регулировании, Законом РФ "О таможенном тарифе", а также законодательством РФ о мерах защиты экономических интересов Российской Федерации при внешней торговле;
  • 3) имеют фискальный характер, так как подлежат в установленном порядке обязательному отчислению в бюджеты государств - участников Таможенного союза с предварительным распределением ввозных таможенных пошлин и иных эквивалентных платежей (ст. 51 БК);
  • 4) имеют трансграничный характер, так как взимаются только в случае перемещения товаров через таможенную границу Таможенного союза и являются обязательным условием такого перемещения;
  • 5) правом взимания таможенных платежей наделены таможенные органы государств - участников Таможенного союза;
  • 6) уплата таможенных платежей обеспечивается принудительной силой государств - членов Таможенного союза. За неуплату, нарушение сроков уплаты, уклонение от уплаты таможенных платежей виновное лицо привлекается к уголовной, административной, финансово-правовой ответственности;
  • 7) имеют комплексный характер, так как включают фискальные платежи: налогового (НДС, акцизы) и неналогового характера (таможенные пошлины, сборы, иные пошлины);
  • 8) порядок и правила уплаты таможенных платежей зависят от вида таможенной процедуры, под которую помещается товар, и направления перемещения товаров (импорт, экспорт, внутри Таможенного союза).

Особенности взимания таможенных платежей с физических лиц при перемещении товаров для личного пользования устанавливаются гл. 49 ТК ТС и Соглашением между Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 18.06.2010 "О порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу Таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском". Таможенный платеж в данном случае является совокупным, т.е. не дифференцируется на отдельные пошлины и налоги.

Для более точного уяснения понятия "таможенные платежи" следует обратить внимание, что оно уже, чем понятие "платежи, предусмотренные таможенным законодательством", так как в состав последних дополнительно включаются обязательные платежи, уплачиваемые при реализации конфискованных товаров, проценты за предоставление плательщикам отсрочек" или рассрочек", а также пени и штрафы. Также следует отличать "таможенные платежи" от "платежей, взимаемых в связи с импортом и экспортом товаров", описанных в ст. 30 Федерального закона "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности". Последние не относятся к таможенным платежам, не взимаются таможенными органами и являются оплатой услуг, предоставленных государственными органами специальной компетенции в области технического контроля, количественных ограничений оборота товара, лицензирования, осуществления валютного контроля, статистических услуг, подтверждения соответствия продукции обязательным требованиям, экспертизы и инспекции, карантина, санитарной службы и фумигации и т.д.

При импорте товаров на таможенную территорию Таможенного союза взимается большее количество разновидностей таможенных платежей, чем при экспорте с таможенной территории Таможенного союза.

Таможенная пошлина - обязательный платеж, взимаемый таможенными органами при перемещении товаров через таможенную границу Таможенного союза, а также в иных случаях, установленных таможенным законодательством Таможенного союза и национальным законодательством государств - участников Таможенного союза.

Таможенная пошлина занимает центральное место в системе таможенных платежей, так как является основным инструментом таможенно-тарифного регулирования ВЭД. Уплата таможенной пошлины является неотъемлемым условием перемещения товара через таможенную границу, носит обязательный характер и обеспечивается мерами государственного принуждения. Нормативно-правовое регулирование уплаты таможенной пошлины находится в совместном ведении Таможенного союза и его сторон. Статья 5 Федерального закона "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности" относит к таможенным пошлинам ввозную таможенную пошлину, включая сезонные пошлины, и вывозную таможенную пошлину.

Федеральный закон от 29.07.2004 № 95-ФЗ исключил таможенную пошлину из ст. 13 НК, содержащей перечень федеральных налогов и сборов. От налога таможенную пошлину отличают преобладание регулирующей функции таможенной пошлины над фискальной, подзаконный характер установления ставок таможенной пошлины и признак возмездное™ как платы за совершение юридически значимых действий таможенными органами при выпуске товара. Однако (что не характерно для фискального сбора) возмездность таможенной пошлины не отличается эквивалентностью: размер таможенной пошлины в большинстве случаев превышает издержки таможенных органов.

Критерии классификации таможенных пошлин различны: направление перемещения товаров, способ исчисления таможенной пошлины, порядок введения таможенной пошлины и т.д.

По направлению перемещения товаров таможенные пошлины делятся на ввозные (импортные) и вывозные (экспортные), которые взимаются соответственно при ввозе товаров на единую таможенную территорию Таможенного союза и вывозе за ее пределы. Как указывалось выше, ставки ввозных таможенных пошлин устанавливаются Таможенным союзом и являются едиными на всей его таможенной территории, а ставки вывозных таможенных пошлин устанавливаются Российской Федерацией и действую на территории РФ.

Основную часть таможенных пошлин как в Таможенном союзе, так и за рубежом составляют ввозные таможенные пошлины, которые являются главным механизмом защиты и приспособления национальной экономики к иностранной продукции. Ввозные таможенные пошлины устанавливаются прежде всего в протекционистских целях и играют роль в оптимизации соотношения экспорта и импорта с учетом требований платежного и торгового баланса государств - членов Таможенного союза.

Вывозные таможенные пошлины применяются реже и нацелены либо на ограничение вывоза отдельных категорий товаров и удержание их на территории государства, либо на развитие отдельных отраслей экономики, например перерабатывающих отраслей, посредством повышения вывозных таможенных пошлин на сырье.

Международное таможенное право предусматривает возможность применения транзитных таможенных пошлин, целью введения которых может быть сокращение транспортных потоков по таможенной территории либо осуществление экономического давления на сопредельные страны. Транзитная пошлина почти повсюду обнуляется посредством заключения международных договоров. Начиная с середины XX в. в национальных правовых системах реализуется международный принцип свободы таможенного транзита, закрепленный в ст. V Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ) от 30.10.1947 и ряде иных международно-правовых актов1. Данный принцип предусматривает освобождение процедуры таможенного транзита от уплаты таможенных пошлин.

По способу исчисления таможенные пошлины могут быть (ст. 71 ТК ТС):

  • 1) адвалорные - тарифные ставки, установленные в процентах к таможенной стоимости облагаемых товаров;
  • 2) специфические - тарифные ставки, установленные в зависимости от физических характеристик товара в натуральном выражении (количества, массы, объема или иных характеристик);
  • 3) комбинированные - тарифные ставки, сочетающие специфический и адвалорный способы расчета таможенной пошлины.

Ставки таможенных пошлин являются едиными и не подлежат изменению в зависимости от лиц, перемещающих товары через таможенную границу Таможенного союза, видов сделок и других факторов. Наиболее распространенными в мире признаются адвалорные пошлины. Они в наибольшей степени отвечают современным взглядам на справедливую конкуренцию и оптимально подходят для применения к готовым изделиям, машинно-технической и наукоемкой продукции. Преимущество адвалорных пошлин состоит в том, что они поддерживают уровень защиты внутреннего рынка от колебаний цен на товар на мировом рынке, а недостаток - в необходимости правильного определения цены товара и установления его таможенной стоимости, что не всегда удается сделать1. Преимущество специфических пошлин состоит в отсутствии необходимости точного определения таможенной стоимости, однако они недостаточно реагируют на изменение цеповых показателей внешнеторговой деятельности.

По порядку введения таможенные пошлины делятся на две группы: ординарные и партикулярные.

Ординарные таможенные пошлины применяются при стабильном состоянии внешней торговли, имеют безусловный и бессрочный характер. К ним относится большинство применяемых ввозных и вывозных пошлин Таможенного союза.

Партикулярные таможенные пошлины носят протекционистский характер и устанавливаются на ограниченные сроки в целях предотвращения вреда или ликвидации угрозы национальной экономике при импорте иностранного товара. К партикулярным пошлинам относятся сезонные пошлины, особые пошлины, пошлины, взимаемые в условиях установления временных изъятий из режима функционирования единой таможенной территории, а также пошлины по товарам, к которым применяется тарифное квотирование.

Установление сезонных пошлин находится в национальном ведении Российской Федерации и иных членов Таможенного союза. Сезонные пошлины - виды таможенных пошлин, которые применяются в отношении сельскохозяйственных продуктов и других товаров, цены на которые циклически меняются по временам года. Сезонная таможенная пошлина применяется вместо ввозной либо вывозной таможенной пошлины. Срок действия сезонных пошлин не может превышать шесть месяцев в году (ст. 6 Закона РФ "О таможенном тарифе").

Особые пошлины устанавливаются в целях защиты экономических интересов государств - членов Таможенного союза от ввоза иностранных товаров и уплачиваются сверх взимаемых ввозных таможенных пошлин. Согласно ст. 7 Закона РФ "О таможенном тарифе" в зависимости от причины введения подобной защитной меры особые пошлины могут быть трех видов:

  • специальные пошлины, предварительные специальные пошлины;
  • антидемпинговые пошлины, предварительные антидемпинговые пошлины;
  • компенсационные пошлины, предварительные компенсационные пошлины.

Специальные, антидемпинговые и компенсационные пошлины устанавливаются в соответствии с международными договорами государств - членов Таможенного союза и (или) законодательством государств - членов Таможенного союза и взимаются в порядке, предусмотренном ТК ТС для взимания ввозной таможенной пошлины.

Особые таможенные пошлины устанавливаются Россией па основании Федерального закона от 08.12.2003 № 165-ФЗ "О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров" в соответствии с Соглашением между Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 25.01.2008 "О применении специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер по отношению к третьим странам".

Введению специальной защитной меры при импорте товара должно предшествовать официальное расследование, проводимое в соответствии с таможенным законодательством государств - членов Таможенного со юза i! целях установления необходимости их введения. Основанием применения защитных мер может быть установление факта увеличения импорта на таможенную территорию, наличия демпингового импорта или субсидируемого импорта и причинение этим серьезного ущерба (угрозы ущерба) отрасли внутренней экономики. Введению указанных видов партикулярных пошлин может предшествовать применение аналогичных предварительных особых пошлин, которые вводятся до завершения расследования в случае, если дальнейшая задержка с установлением особых мер может нанести серьезный ущерб национальной экономике. Максимальный срок действия предварительной специальной пошлины составляет 200 дней, предварительной антидемпинговой - шесть месяцев, предварительной компенсационной - четыре месяца.

Специальная пошлина - это пошлина, которая применяется при введении специальной защитной меры в случае возросшего импорта товара, когда данный товар наносит вред (создает угрозу вреда) отрасли внутренней экономики. Данная пошлина взимается таможенными органами независимо от взимания ввозной таможенной пошлины. Срок действия специальной защитной меры не должен превышать четыре года. Наряду со специальной пошлиной в качестве защитной меры для ограничения возросшего импорта на таможенную территорию может вводиться импортная квота.

Антидемпинговая пошлина - разновидность особой пошлины, которая применяется в целях противодействия демпинговому импорту, которая взимается таможенными органами независимо от взимания ввозной таможенной пошлины.

Демпинг - экономическое явление, связанное с продажей товаров по искусственно заниженным ценам, менее средних розничных цен, а иногда и более низким, чем себестоимость. Демпинг проводится с целью проникновения на рынок и устранения конкуренции по ценовому признаку.

Антидемпинговая пошлина является разновидностью мер по противодействию демпинговому импорту, которая применяется наряду с одобрением цеповых обязательств, принятых экспортером. Срок действия антидемпинговой меры не должен превышать пять лет со дня начала применения такой меры.

Компенсационная пошлина - пошлина, которая применяется в целях нейтрализации воздействия специфической субсидии иностранного государства (союза иностранных государств) на отрасль внутренней экономики и взимается таможенными органами независимо от взимания ввозной таможенной пошлины. Является компенсационной мерой наряду с одобрением обязательств, принятых уполномоченным органом субсидирующего иностранного государства (союза иностранных государств) или экспортером. Срок действия компенсационной меры не должен превышать пять лет со дня начала применения такой меры.

Партикулярные пошлины характерны для установления временных изъятий из режима функционирования единой таможенной территории Таможенного союза.

Согласно Перечню товаров и ставок, в отношении которых в течение переходного периода одним из государств - членов Таможенного союза применяются ставки ввозных таможенных пошлин, отличные от ставок Единого таможенного тарифа, утвержденного решением Межгоссовета ЕврАзЭС от 27.11.2009, государства - члены Таможенного союза получают право применять отличные от ЕТТ ставки ввозных таможенных пошлин в отношении отдельных наименований товаров и транспортных средств в течение установленных периодов времени. Установление переходного периода объясняется существующими различиями в структуре экономик государств-членов и различными потребностями в части объемов и номенклатуры импортируемых на национальные территории товаров.

С 1 января 2010 г. вступил в силу Протокол об условиях и порядке применения в исключительных случаях ставок ввозных таможенных пошлин, отличных от ставок Единого таможенного тарифа. Более низкие или более высокие ставки устанавливаются решением ЕЭК на срок не более шести месяцев.

Национальным законодательством государств - членов Таможенного союза предусмотрено применение тарифных квот. Если объем товаров не превышает установленного количества (квоты), применяется пониженная ставка таможенной пошлины, а когда объем импорта или экспорта превышает величину квоты, начинает применяться повышенная ставка (см. решение КТС от 18.11.2010 № 505).

Тарифная квота - мера регулирования ввоза на единую таможенную территорию отдельных видов товаров, происходящих из третьих стран, предусматривающая применение в течение определенного периода более низкой ставки ввозной таможенной пошлины при ввозе определенного количества товара (в натуральном или стоимостном выражении) по сравнению со ставкой ввозной таможенной пошлины, применяемой в соответствии с ЕТП.

К налоговым составляющим таможенных платежей относятся НДС и акциз. С 1 февраля 1993 г. они стали взиматься при ввозе товаров на таможенную территорию России, что и послужило основанием отнесения их к системе таможенных платежей.

Современное состояние интеграционного процесса ЕврАзЭС в рамках Таможенного союза не достигло уровня согласования налоговой политики государств - членов Таможенного союза, что является задачей следующих этапов интеграционного развития.

В настоящее время порядок взимания НДС и акцизов в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза и между членами Таможенного союза, определяется национальным налоговым и таможенным законодательством его государств-членов с учетом требований интеграционного законодательства: согласно ст. 4 Закона о таможенном регулировании в области таможенных правоотношений по взиманию и уплате таможенных платежей, относящихся к налогам, законодательство РФ о таможенном деле применяется в части, не урегулированной законодательством РФ о налогах и сборах. Основным документом Таможенного союза, регулирующим правила взимания НДС и акцизов, является Соглашение между Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 25.01.2008 "О принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг в Таможенном союзе" и Протоколы, принятые к нему.

По своей природе НДС и акцизы являются косвенными налогами и выполняют фискальные функции мобилизации доходов в федеральный бюджет Российской Федерации.

Налог на добавленную стоимость - косвенный налог, представляющий собой форму изъятия в федеральный бюджет государства части добавленной стоимости, которая создается на всех стадиях процесса производства товаров, работ и услуг и вносится в бюджет по мере реализации. Ставки НДС установлены ст. 164 НК.

Акциз - косвенный федеральный налог, устанавливаемый преимущественно на предметы массового потребления. Включается в цену товаров и впоследствии уплачивается потребителем. Им облагаются только некоторые категории "подакцизных" товаров. Положения об акцизах регулируются гл. 22 НК, ст. 181 которой определяет исчерпывающий список подакцизных товаров 10 видов, которые можно объединить в четыре группы:

  • спиртосодержащая продукция;
  • табачные изделия;
  • автомобили;
  • горюче-смазочные материалы.

Таможенные сборы - обязательные платежи, взимаемые таможенными органами за совершение ими юридически значимых действий, связанных с выпуском товаров, таможенным сопровождением товаров, хранением товаров. Таможенный сбор является фискальным сбором, выполняющим компенсационные функции по возмещению затрат, произведенных таможенными органами.

Виды и ставки таможенных сборов устанавливаются законодательством государств - членов Таможенного союза. Согласно положениям гл. 14 Закона о таможенном регулировании можно выделить следующие виды таможенных сборов:

  • таможенные сборы за таможенные операции - уплачиваются за таможенные операции при декларировании товаров, в том числе при подаче в таможенный орган неполной таможенной декларации, периодической таможенной декларации, временной таможенной декларации, полной таможенной декларации;
  • таможенные сборы за таможенное сопровождение -уплачиваются при сопровождении транспортных средств, перевозящих товары в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита;
  • таможенные сборы за хранение - уплачиваются при хранении товаров на складе временного хранения таможенного органа;
  • ставки таможенных сборов за таможенные операции устанавливаются Правительством РФ. Размер таможенных сборов за таможенные операции ограничивается примерной стоимостью услуг таможенных органов (ст. 130 Закона о таможенном регулировании).

Расширяя сферу своей деятельности, организация может выйти на внешний рынок. Участие во внешнеэкономической деятельности вызывает массу вопросов, в том числе по на таможенную границу и учете их в расходах. Это осложняется тем, что организации необходимо применять Таможенный кодекс и учитывать нормы Налогового кодекса, в частности гл. 21 "Налог на добавленную стоимость", 22 "Акцизы", 25 "Налог на прибыль организаций" в их взаимосвязи.

Статья посвящена порядку уплаты данных платежей, особенностям включения их в расходы, взимаемых при ввозе товаров на таможенную территорию РФ.

Внешнеэкономическая деятельность - это особая сфера. При ввозе товаров на таможенную территорию организация должна уплатить таможенные платежи.

Если организация объектом налогообложения выбрала доходы, уменьшенные на величину расходов, она вправе воспользоваться пп. 11 п. 1 ст. 346.16 НК РФ, согласно которому можно включить в расходы суммы таможенных платежей, уплаченные при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации и не подлежащие возврату налогоплательщику в соответствии с таможенным законодательством Российской Федерации. Рассмотрим терминологию, применяемую в Таможенном кодексе.

Товаром признается любое перемещаемое через таможенную границу движимое имущество, а также транспортные средства, отнесенные к недвижимым вещам (за некоторым исключением). Перемещение через таможенную границу - совершение действий по ввозу на таможенную территорию РФ или вывозу с этой территории товаров любым способом. Под ввозом товаров и (или) транспортных средств на таможенную территорию РФ понимается фактическое пересечение ими таможенной границы и все последующие предусмотренные Таможенным кодексом действия с ними до их выпуска таможенными органами. Единую таможенную территорию РФ составляет территория РФ. Ее пределы признаются таможенной границей, которая совпадает с государственной границей РФ, за некоторыми исключениями.

Понятие таможенных платежей дано в ст. 318 Таможенного кодекса. К ним относятся:

1) ввозная таможенная пошлина;

2) вывозная таможенная пошлина;

3) НДС, взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию РФ;

4) акциз, взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию РФ;

5) таможенные сборы.

Таможенный кодекс объединил таможенные платежи в три группы: таможенные пошлины, налоги (НДС и акцизы), таможенные сборы. Рассмотрим их подробнее.

Ввозная и вывозная таможенные пошлины

Законом РФ от 21.05.1993 N 5003-1 "О таможенном тарифе" определено, что таможенная пошлина - обязательный платеж в федеральный бюджет, взимаемый таможенными органами при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации или вывозе товаров с этой территории, а также в иных случаях, установленных таможенным законодательством Российской Федерации, в целях таможенно-тарифного регулирования внешнеторговой деятельности в экономических интересах Российской Федерации.

Свод ставок ввозных таможенных пошлин представлен в Таможенном тарифе РФ, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 30.11.2001 N 830 "О Таможенном тарифе Российской Федерации и товарной номенклатуре, применяемой при осуществлении внешнеэкономической деятельности".

Вывоз товаров с таможенной территории РФ - подача таможенной декларации или совершение иных действий, непосредственно направленных на вывоз товаров, а также все последующие предусмотренные Таможенным кодексом действия с товарами до фактического пересечения ими таможенной границы. Ставки вывозных таможенных пошлин утверждены Приказом ГТК России от 06.08.2003 N 865.

НДС и акцизы

В Таможенном кодексе налоги - это НДС и акциз, взимаемые таможенными органами в связи с перемещением товаров через таможенную границу в соответствии с НК РФ и Таможенным кодексом. Соответственно, в вопросах налогообложения нужно применять нормы Таможенного и Налогового кодексов.

НДС, взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию РФ

Порядок уплаты НДС, взимаемого при ввозе товаров на таможенную территорию РФ, Таможенным кодексом не установлен - он рассмотрен в гл. 21 НК РФ.

Подпункт 11 п. 1 ст. 346.16 НК РФ признает расходами для целей исчисления единого налога суммы таможенных платежей за исключением платежей, которые подлежат возврату в соответствии с таможенным законодательством. Рассмотрим вопрос, должен ли "упрощенец" возмещать уплаченную сумму НДС или включать ее в расходы?

Федеральная налоговая служба считает, что НДС, уплаченный "упрощенцем" при ввозе товаров на таможенную территорию РФ, не возмещается, а учитывается в составе расходов. Это следует из его Письма от 19.10.2005 N ММ-6-03/886@: суммы налога на добавленную стоимость, уплаченные при ввозе основных средств на территорию Российской Федерации лицами, перешедшими на упрощенную систему налогообложения, к вычету не принимаются, а учитываются в стоимости приобретенных основных средств. Аналогичная позиция представлена в Письме ФНС России от 07.04.2005 N 03-1-03/553/10. В обоснование того, что налог нужно учитывать в составе расходов, указано, что "упрощенцы" не признаются плательщиками НДС, поэтому к ним применима норма пп. 3 п. 2 ст. 170 НК РФ об учете сумм налога в составе расходов.

Согласно пп. 3 п. 2 ст. 170 НК РФ суммы НДС, фактически уплаченные при ввозе товаров, в том числе основных средств и нематериальных активов, на территорию РФ, учитываются в стоимости таких товаров, в том числе основных средств и нематериальных активов, в случае их ввоза лицами, не являющимися плательщиками НДС либо освобожденными от исполнения обязанностей налогоплательщика. Правы ли налоговики? Нет.

Во-первых, таможенное законодательство не определяет, что понимать под таможенными платежами, не подлежащими возврату налогоплательщику. В нем данным платежам посвящена гл. 33 "Возврат таможенных пошлин, налогов и иных денежных средств" Таможенного кодекса, в которой НДС не упоминается. Данный вопрос в Таможенном кодексе не освещен. Кодекс в отношении порядка взимания НДС предлагает руководствоваться нормами НК РФ, поэтому перейдем к ним.

Согласно п. 2 ст. 346.11 НК РФ лица, применяющие УСНО, не признаются плательщиками НДС, за исключением НДС, подлежащего уплате при ввозе товаров на таможенную территорию РФ. Законодатель относит лиц, применяющих УСНО, к плательщикам НДС только в случае осуществления операций по ввозу товара на таможенную территорию РФ. Позиция налоговиков противоречит данной норме, поэтому пп. 3 п. 2 ст. 170 НК РФ не применим к "упрощенцам", осуществляющим операции по ввозу товаров на таможенную территорию РФ.

"Упрощенцы" признаются плательщиками НДС не только в соответствии с гл. 26.2, но и 21 НК РФ. Подпунктом 4 п. 1 ст. 146 НК РФ определено, что объектом обложения НДС является ввоз товаров на таможенную территорию РФ, и в этом случае "упрощенцы" являются плательщиками НДС. Пункт 1 ст. 143 НК РФ говорит о том, что плательщиками НДС являются лица, признаваемые таковыми, в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ, определяемые в соответствии с Таможенным кодексом.

Во-вторых, п. 2 ст. 171 НК РФ сообщает о том, что вычетам подлежат суммы НДС, уплаченные налогоплательщиком при ввозе товаров на таможенную территорию РФ в таможенных режимах выпуска для внутреннего потребления, временного ввоза и переработки вне таможенной территории, в отношении:

1) товаров (работ, услуг), а также имущественных прав, приобретаемых для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с настоящей главой, за исключением товаров, предусмотренных п. 2 ст. 170 настоящего Кодекса;

2) товаров (работ, услуг), приобретаемых для перепродажи.

Выше мы определили, что пп. 3 п. 2 ст. 170 НК РФ к рассматриваемой ситуации неприменим. Следовательно, НК РФ не запрещает "упрощенцу" возместить суммы НДС, уплаченные при ввозе товаров на территорию РФ. Напомним, что в п. 2 ст. 171 НК РФ говорится, что вычетам подлежат суммы НДС, уплаченные налогоплательщиком при ввозе товаров на таможенную территорию РФ в таможенных режимах выпуска для внутреннего потребления, временного ввоза и переработки вне таможенной территории. Понятия этих таможенных режимов даны в Таможенном кодексе:

Выпуск для внутреннего потребления - таможенный режим, при котором ввезенные на таможенную территорию Российской Федерации товары остаются на этой территории без обязательства об их вывозе с этой территории (ст. 163);

Временный ввоз - таможенный режим, при котором иностранные товары используются в течение определенного срока (срока временного ввоза) на таможенной территории Российской Федерации с полным или частичным условным освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов и без применения к этим товарам запретов и ограничений экономического характера, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности (ст. 209);

Переработка вне таможенной территории - таможенный режим, при котором товары вывозятся с таможенной территории Российской Федерации для целей проведения операций по переработке товаров в течение установленного срока (срока переработки товаров) с последующим ввозом продуктов переработки с полным или частичным освобождением от уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов (ст. 197).

Налоговики ошибочно толкуют нормы законодательства, так как оно не содержит запрета для возмещения сумм НДС, уплаченных "упрощенцами" при ввозе товаров на таможенную территорию РФ. Их позиция фискальная, так для бюджета выгоднее, чтобы расходы были включены в налогооблагаемую базу, чем возместить их полностью.

Возможность возмещения сумм НДС у "упрощенца" не связана с объектом налогообложения, поэтому она распространяется как на тех, кто выбрал объектом налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, так и на тех, кто выбрал "доходы".

В отношении акцизов Таможенный кодекс говорит о том, что применяются и нормы НК РФ, поэтому нужно руководствоваться гл. 22 "Акцизы" НК РФ. Статья 179 НК РФ признает плательщиками акциза лиц, признаваемых таковыми в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ. Согласно пп. 13 п. 1 ст. 182 НК РФ объектом налогообложения признается ввоз подакцизных товаров на территорию РФ. Перечень подакцизных товаров дан в ст. 181 НК РФ, например, алкогольная продукция (за некоторыми исключениями), пиво, табачная продукция, легковые автомобили, моторные масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей.

Таможенный сбор

Таможенный кодекс подразумевает под таможенным сбором платеж, который является одним из условий совершения таможенными органами действий, связанных с таможенным оформлением, хранением, сопровождением товаров. Примечательно, что в первоначальной редакции Таможенного кодекса (вступил в действие с 01.01.2004) гл. 33.1 "Таможенные сборы" отсутствовала, она была утверждена позднее Федеральным законом от 11.11.2004 N 139-ФЗ "О внесении изменений в Таможенный кодекс Российской Федерации" и вступила в силу с 01.01.2005.

Таможенный сбор за таможенное оформление. Сбор уплачивается при декларировании товаров до подачи таможенной декларации или одновременно с ней. Ответственным за уплату сбора является декларант, то есть фирма, которая декларирует товары или от имени которой они декларируются, либо таможенный брокер, если он осуществляет декларирование. Таможенным брокером (представителем) признается посредник, совершающий таможенные операции от имени и по поручению декларанта или иного лица, на которого возложена обязанность или которому предоставлено право совершать таможенные операции.

В ст. 357.9 Таможенного кодекса перечислены товары, в отношении которых не взимаются таможенные сборы за таможенное оформление, например:

Товары, ввозимые на таможенную территорию РФ в течение одной недели в адрес одного получателя, общая таможенная стоимость которых не превышает 5000 руб.;

Товары, пересылаемые в международных почтовых отправлениях, за исключением случаев, когда их декларирование осуществляется путем подачи отдельной таможенной декларации;

Запасные части и оборудование, перемещаемые через таможенную границу РФ одновременно с транспортным средством в соответствии со ст. 278 Таможенного кодекса;

Товары, ввезенные на таможенную территорию РФ, помещенные под таможенный режим временного ввоза или таможенный режим свободной таможенной зоны и в дальнейшем используемые в международных перевозках в качестве транспортных средств.

Ставки таможенных сборов за таможенное оформление утверждены Постановлением Правительства РФ от 28.12.2004 N 863, например, за таможенное оформление товаров, в том числе транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу РФ в качестве товаров, таможенная стоимость которых:

Не превышает 200 000 руб. включительно - 500 руб.;

Составляет 200 000 руб. 1 коп. и более, но не превышает 450 000 руб. включительно, - 1000 руб.;

Составляет 450 тыс. руб. 1 коп. и более, но не превышает 1 200 000 руб. включительно, - 2000 руб.;

1 200 000 руб. 1 коп. и более, но не превышает 2 500 000 руб. включительно, - 5500 руб.

При этом размер сбора ограничен приблизительной стоимостью оказанных услуг и не превышает 100 000 руб. При исчислении суммы сбора применяются ставки, действовавшие на день принятия таможенной декларации таможенным органом.

Таможенный сбор за таможенное сопровождение. Сбор платится при сопровождении транспортных средств, перевозящих товары в соответствии с процедурой внутреннего таможенного транзита либо таможенным режимом международного таможенного транзита. Внутренний таможенный транзит является таможенной процедурой, при которой иностранные товары перевозятся по таможенной территории РФ без уплаты таможенных пошлин, налогов и применения запретов и ограничений экономического характера. Он применяется при перевозке товаров:

Из места их прибытия до места нахождения таможенного органа назначения;

Из места их нахождения при их декларировании до места вывоза с таможенной территории РФ;

Между складами временного хранения, таможенными складами;

В иных случаях перевозки иностранных товаров по таможенной территории РФ, если на эти товары не предоставлено обеспечение уплаты таможенных платежей.

Таможенный орган вправе принять решение о таможенном сопровождении, если, например:

Перевозчик не доставил хотя бы один раз в течение одного года до дня обращения за разрешением на внутренний таможенный транзит товары в место их доставки;

Перевозятся отдельные виды товаров, определяемых на основе системы анализа рисков и управления ими;

Перевозятся товары, в отношении которых применяются запреты и ограничения;

Не представлено обеспечение уплаты таможенных платежей.

Ответственными за уплату сбора являются лица, получившие разрешение на внутренний или международный таможенный транзит. Сбор нужно уплатить до начала фактического осуществления таможенного сопровождения, при этом применяются ставки, действующие на день принятия транзитной декларации таможенным органом.

Размер таможенного сбора за осуществление таможенного сопровождения каждого автотранспортного средства и каждой единицы железнодорожного подвижного состава зависит от расстояния:

До 50 км - 2000 руб.;

От 51 до 100 километров - 3000 руб.;

От 101 до 200 километров - 4000 руб.;

Когда протяженность пути превышает 200 километров, тариф составляет 1000 руб. за каждые 100 километров пути, но не менее 6000 руб. При осуществлении таможенного сопровождения каждого морского, речного или воздушного судна величина таможенного сбора не зависит от протяженности маршрута - она составляет 20 000 руб.

Таможенный сбор за хранение. Сбор уплачивается в случае хранения товаров на складе временного хранения или таможенном складе таможенного органа. Согласно ст. ст. 100 и 216 Таможенного кодекса склады временного хранения и таможенные склады являются зоной таможенного контроля и представляют собой специально выделенные и обустроенные для этих целей помещения и (или) открытые площадки, соответствующие установленным требованиям. Пунктом 2 ст. 357.9 Таможенного кодекса предусмотрены случаи, когда сбор не взимается при помещении таможенными органами товаров на склад временного хранения или таможенный склад таможенного органа, а также в иных случаях, предусмотренных Правительством РФ.

Ответственными за уплату сбора являются лица, поместившие товары на данные склады. Сбор должен быть уплачен до фактической выдачи товаров со склада временного хранения или таможенного склада. Сбор исчисляется по ставкам, действующим в период хранения товаров на этих складах. Величина сбора зависит от двух факторов: вес товара и количество дней его хранения. Она определяется в размере 1 руб. со 100 килограммов веса в день, а если местом хранения являются специально приспособленные (обустроенные и оборудованные) для хранения отдельных видов товаров помещения - 2 руб. Округление предусмотрено в сторону увеличения: неполные 100 килограммов приравниваются к полным 100, а неполный день - к полному.

Возврат таможенных платежей

Суммы таможенных платежей, подлежащие возврату, не уменьшают величину доходов для целей исчисления единого налога. Возврат таможенных пошлин рассмотрен в гл. 33 Таможенного кодекса. Излишне уплаченной или излишне взысканной суммой таможенных пошлин, налогов считается сумма превышения фактически уплаченных или взысканных в качестве таможенных пошлин, налогов денежных средств над суммой, подлежащей уплате. По заявлению плательщика, поданному не позднее трех лет со дня излишней уплаты таможенных пошлин, налога или их взыскания, данные суммы подлежат возврату таможенным органом. Общий срок рассмотрения таможенниками заявления о возврате, принятия решения о возврате и возврата этих сумм не должен превышать одного месяца со дня подачи заявления о возврате и представления всех необходимых документов. На несвоевременно возвращенную сумму начисляются пени. Не всегда плательщик может рассчитывать на возврат таможенных платежей, например, при наличии задолженности по уплате таможенных платежей, пеней и процентов таможенный орган вправе самостоятельно производить ее погашение за счет сумм излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных платежей.

В ст. 356 Таможенного кодекса перечислены другие случаи возврата таможенных платежей:

Если представленная в таможенный орган таможенная декларация считается неподанной в соответствии с Таможенным кодексом;

Отзыв таможенной декларации;

Предоставление тарифных льгот в виде возврата уплаченной суммы таможенной пошлины;

Восстановление режима наиболее благоприятствуемой нации или тарифных преференций;

Таможенным кодексом предусмотрен возврат уплаченных сумм таможенных пошлин, налогов при вывозе иностранных товаров с таможенной территории РФ, или при их уничтожении либо отказе в пользу государства, или при реимпорте товаров;

Изменение с разрешения таможенного органа ранее заявленного таможенного режима, если суммы таможенных пошлин, налогов, подлежащие уплате при помещении товаров под вновь избранный таможенный режим, меньше сумм таможенных пошлин, налогов, уплаченных при первоначальном таможенном режиме, за исключением случая, предусмотренного п. 6 ст. 212 Таможенного кодекса.

Возвращенные суммы таможенных платежей не включаются в расходы, их возврат не зависит от объекта налогообложения, выбранного "упрощенцем".

Порядок списания таможенных платежей

Таможенные платежи, согласно п. 2 ст. 346.16 НК РФ, учитываются в соответствии с порядком, предусмотренным для учета аналогичных расходов плательщиками налога на прибыль. Соответственно порядок их учета зависит от того, в каком качестве будут использованы ввезенные на таможенную территорию товары - как основные средства, материалы, товары для продажи.

Основные средства. Если таможенные платежи уплачены при приобретении ОС, тогда нужно применить нормы ПБУ 6/01 "Учет основных средств", так как первоначальная стоимость для целей единого налога формируется по правилам бухгалтерского учета, что следует из п. 3 ст. 346.16 НК РФ. В п. 8 ПБУ 6/01 указано, что в первоначальную стоимость включаются таможенные пошлины и сборы.

Сырье и материалы. В п. 2 ст. 254 НК РФ определено, что стоимость материально-производственных запасов, включаемых в материальные расходы, определяется исходя из цен их приобретения (без учета налога на добавленную стоимость и акцизов, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом), включая комиссионные вознаграждения, уплачиваемые посредническим организациям, ввозные таможенные пошлины и сборы, расходы на транспортировку и иные затраты, связанные с приобретением материально-производственных запасов. Следовательно, в стоимость материалов включаются ввозные таможенные пошлины и сборы.

Товары, предназначенные для продажи. До 01.01.2006 в ст. 346.17 НК РФ отсутствовал порядок учета расходов на приобретение товаров. Статью 268 НК РФ, раскрывающую порядок определения расходов при реализации товаров, "упрощенцам" применять нельзя, так как она не поименована в п. 2 ст. 346.16 НК РФ. Позиция налоговиков была изложена в Письме МНС России от 13.10.2004 N 22-1-15/1667: суммы налога на добавленную стоимость по приобретаемым товарам (работам, услугам) и суммы таможенных платежей, уплаченные при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации и не подлежащие возврату налогоплательщику в соответствии с таможенным законодательством Российской Федерации, предусмотренные пп. 8 и 11 п. 1 ст. 346.16 Кодекса, включаются в состав расходов, принимаемых в уменьшение доходов, в момент получения доходов от реализации данных товаров. Из Письма следует, что таможенные платежи, не подлежащие возврату, включаются в стоимость товаров, причем при получении доходов от реализации товаров.

Федеральным законом от 21.07.2005 N 101-ФЗ "О внесении изменений в главы 26.2 и 26.3 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах, а также о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" в п. 2 ст. 346.17 НК РФ были внесены изменения, вступившие в силу с 01.01.2006, которые узаконили данный момент учета расходов на приобретение товаров, а также определили методы оценки товаров.

"Упрощенец" сумму таможенных платежей, уплаченных при ввозе товаров на таможенную территорию РФ, вправе учесть в расходах за исключением той части, которая подлежит возврату, а также суммы НДС, которую законодательство не запрещает возмещать. В то же время, если налогоплательщик решит возместить, а не включать в расходы НДС, ему нужно быть готовым к спору с налоговой инспекцией.

Таможенные платежи уплачиваются на счета Федерального казначейства в валюте Российской Федерации.

Реквизиты для уплаты таможенных платежей:

Межрегиональное операционное УФК (ФТС России)

ИНН 7730176610

КПП 773001001

р/с 40101810800000002901

БИК 044501002

Таможенные платежи могут быть уплачены двумя способами:

  • платежными поручениями,
  • с использованием электронных терминалов.

В платежном поручение необходимо заполнить:

  • КБК - код бюджетной классификации согласно Приказ ФТС России от 17.02.2014 № 231 «Об утверждении Перечня соответствия видов налогов, сборов и иных платежей, взимание которых возложено на таможенные органы, кодам бюджетной классификации»;
  • поле 107 - номер таможенного органа;
  • назначение платежа. В зависимости от вида платежа различают авансовые платежи, ввозные таможенные пошлины, вывозные таможенные сборы, НДС, пени, а также специальные, антидемпинговые и компенсационные пошлины (Приказ ФТС России от 30.12..2010 г.. N 2747). Соответствующий код вида платежа указывается в 47 гр. ДТ.

Денежные средства после оплаты в банке поступают на счет таможенного органа на следующий день после обеда.

Денежные средства, уплаченные на счет таможенного органа, являются имуществом лица, внесшего платежи, и не могут рассматриваться в качестве таможенных платежей либо денежного залога до тех пор, пока указанное лицо не сделает распоряжение об этом таможенному органу.

Срок использования платежного поручения составляет три года со дня последнего списания денежных средств. Если списания не проводились, то с даты платежного поручения.

Оплата таможенных платежей с использованием электронных терминалов , установленных в местах таможенного оформления, производиться с помощью пластиковой карты ООО «Таможенная карта». После указания всех необходимых данных электронный терминал распечатывает чек и подтверждение кассации. Денежные средства сразу появляются в таможенной системе АИСТ-М. Номер чека отображается четырьмя цифрами.

Как оплатить таможенные платежи средствами таможенного представителя?

Для оплаты таможенных платежей денежными средствами таможенного представителя необходимо зарегистрировать договор на брокерское обслуживание в отделе таможенных платежей. В случае, если декларант не оформлялся ранее в таможенном органе, надо предоставить следующие документы: ОГРН, справка ИНН/КПП, справка ГОСКОМСТАТ.

Как выяснить, почему деньги не были учтены в счет оплаты таможенных пошлин?

Таможенная система АИСТ-М идентифицирует платежные документы по ИНН и КПП. Если участник ВЭД меняет КПП необходимо заново регистрироваться. Платежные поручения со старыми данными программа не идентифицирует, поэтому необходимо предоставить в таможенный орган письмо с просьбой объединить лицевые счета.

Как физическому лицу можно оплатить таможенные пошлины?

Уплата физическими лицами таможенных пошлин, налогов в отношении товаров для личного пользования может осуществляться в кассу таможенного органа.

По письменному заявлению лица, внесшего денежные средства, таможенный орган не позднее 30 дней со дня получения такого заявления обязан в письменной форме предоставить отчет о расходовании денежных средств, внесенных в качестве авансовых платежей и (или) подтверждение уплаты таможенных платежей, но не более чем за три года, предшествующие указанному заявлению.

Как оформить обеспечение уплаты таможенных пошлин и налогов?

Обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов предоставляется таможенному органу, осуществляющему выпуск товаров. Плательщик вправе выбрать любой из способов обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов:

  • денежными средствами (деньгами);
  • банковской гарантией;
  • поручительством;
  • залогом имущества.

Денежные средства (деньги) в качестве обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов (денежный залог) вносятся на счет Федерального казначейства. Оплата обеспечения может производиться только с платежного поручения с КБК авансовых платежей. В подтверждение внесения денежного залога выдается таможенная расписка. В случаи неисполнения обязательств, денежный залог списывается таможенным органом, а также выставляется требование об уплате пеней.

Таможенные органы в качестве обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов принимают банковские гарантии, выданные банками, иными кредитными организациями или страховыми организациями, включенными в Реестр банков, иных кредитных организаций и страховых организаций, обладающих правом выдачи банковских гарантий уплаты таможенных пошлин, налогов, который ведет ФТС России (Приказ ФТС России от 06.04.2012 № 666). Исключение банка, иной кредитной организации или страховой организации из Реестра не прекращает действия выданных ими и принятых таможенными органами банковских гарантий и не освобождает их от ответственности за неисполнение либо ненадлежащее исполнение условий таких банковских гарантий.

Поручительство оформляется договором поручительства между таможенным органом и поручителем.

Как определить сумму таможенных пошлин, если нет точных сведений о товаре?

Если невозможно точно определить сумму подлежащих уплате таможенных пошлин, налогов в силу непредставления в таможенный орган точных сведений о характере товаров, их наименовании, количестве, стране происхождения и таможенной стоимости, сумма обеспечения определяется исходя из наибольшей величины ставок.

Как вернуть уплаченную сумму таможенным органам?

Возврат таможенных пошлин, налогов и иных денежных средств делят на:

  • возврат авансовых платежей;
  • возврат излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов и иных денежных средств;
  • возврат денежного залога.

Для возврата необходимо обратиться в таможенный орган с заявлением. В зависимости от вида возврата заявление заполняется по соответствующему приложению Приказа ФТС России от 22.12.2010 г. N 2520.

К заявлению о возврате авансовых платежей необходимо приложить следующие документы:

  1. платежный документ, подтверждающий перечисление денежных средств;
  2. копию свидетельства о постановке на учет в налоговом органе, заверенную нотариально либо таможенным органом при предъявлении оригинала документа;
  3. копию свидетельства о государственной регистрации, заверенную нотариально либо таможенным органом при предъявлении оригинала документа;
  4. документ, подтверждающий полномочия лица, подписавшего заявление о возврате авансовых платежей, заверенный нотариально либо таможенным органом при предъявлении оригинала документа;
  5. образец подписи лица, подписавшего заявление о возврате авансовых платежей, заверенный нотариально либо таможенным органом при предъявлении оригинала документа, удостоверяющего личность лица, подписавшего заявление.

Если в таможенный орган эти документы уже предоставлялись ранее, то лицо вправе не предоставлять такие документы повторно, сообщив об этом таможенному органу.

К заявлению о возврате излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов должны прилагаться следующие документы:

  1. документы, подтверждающие начисление таможенных пошлин, налогов, подлежащих возврату;
  2. документы, подтверждающие факт излишней уплаты или излишнего взыскания таможенных пошлин, налогов.

К заявлению о возврате денежного залога прилагаются следующие документы:

  1. все документы, необходимые для возврата авансовых платежей;
  2. таможенная расписка;
  3. документы, подтверждающие исполнение (прекращение) обязательства, обеспеченного денежным залогом.

Возврат производится на счет плательщика, указанный в заявлении о возврате. Возврат таможенных пошлин, налогов по желанию плательщика может производиться в форме зачета в счет исполнения обязанностей по уплате таможенных пошлин, налогов, пеней, процентов определенного таможенного документа.

Возврат таможенных пошлин, налогов не производится при наличии у плательщика задолженности по уплате таможенных пошлин, налогов в размере указанной задолженности.

22. Таможенные платежи - налоги, сборы и иные обязательные платежи, взимаемые таможенными органами при перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу РФ и в других установленных законодательством случаях.

К таможенным платежам относятся:

1) ввозная таможенная пошлина;

2) вывозная таможенная пошлина;

3) налог на добавленную стоимость, взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию таможенного союза;

4) акциз (акцизы), взимаемый (взимаемые) при ввозе товаров на таможенную территорию таможенного союза;

5) таможенные сборы.

"Таможенный кодекс Таможенного союза" (приложение к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза, принятому Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС на уровне глав государств от 27.11.2009 N 17) (ред. от 16.04.2010)Раздел 2. Таможенные платежи

"Таможенный кодекс Российской Федерации" (утв. ВС РФ 18.06.1993 N 5221-1) (ред. от 26.06.2008)Раздел III. ТАМОЖЕННЫЕ ПЛАТЕЖИ

Федеральный закон от 27.11.2010 N 311-ФЗ (ред. от 06.12.2011) "О таможенном регулировании в Российской Федерации"Раздел II. Таможенные платежи

"Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 31.01.2012)Статья 16.22. Нарушение сроков уплаты таможенных платежей

"Уголовный кодекс Российской Федерации" от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 07.12.2011) (с изм. и доп., вступающими в силу с 06.01.2012)Статья 194. Уклонение от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организации или физического лица

Решение Комиссии Таможенного союза от 18.06.2010 N 331 (ред. от 23.09.2011) "Об утверждении перечня товаров, временно ввозимых с полным условным освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов, а также об условиях такого освобождения, включая его предельные сроки"

Решение Комиссии Таможенного союза от 15.07.2011 N 728 "О порядке применения освобождения от уплаты таможенных пошлин при ввозе отдельных категорий товаров на единую таможенную территорию Таможенного союза"

Соглашение между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь, Правительством Республики Казахстан от 21.05.2010 "Об основаниях, условиях и порядке изменения сроков уплаты таможенных пошлин"

Все перечисленные платежи взимаются российскими таможенными органами и учреждениями. Это обстоятельство их объединяет. Платежи различаются как по юридической природе, так и по экономическому содержанию. Среди них есть налоги (таможенная пошлина, НДС, акцизы) и обязательные платежи неналогового характера (платы, таможенные сборы и др.). Такое деление таможенных платежей имеет существенное значение для практики таможенного регулирования. Например, только по таможенным платежам, имеющим налоговую природу, может быть предоставлена отсрочка или рассрочка в уплате.

Средства, получаемые от таможенных платежей, поступают в федеральный бюджет России. На величину таможенных платежей влияет целый комплекс разнообразных факторов, которые различаются в зависимости от перечисленных выше конкретных видов таможенных платежей.

В соответствии с законодательством России о мерах по защите экономических интересов Российской Федерации при осуществлении внешней торговли товарами могут устанавливаться специальные, антидемпинговые и компенсационные пошлины. Они используются в качестве мер защиты экономических интересов российских производителей товаров и связи с возросшим импортом, демпинговым импортом или субсидируемым импортом на таможенную территорию России. Названные пошлины применяются независимо от ввозной таможенной пошлины по правилам, установленным для последней. Возможно, это обстоятельство не позволило законодателю включить особые виды таможенных пошлин в число таможенных платежей.

Функции таможенных платежей

Активное использование института таможенных платежей серьезно повышает их значимость для государства. Это позволяет им выполнить различные функции, которые при всем многообразии могут быть объединены в две основные: регулирующую и фискальную. В то же время не следует отрицать наличие иных функций, в том числе контрольной, статистической, балансировочной и др.

    1. Таможенная пошлина

Таможенная пошлина - обязательный взнос (платеж), взимаемый таможенными органами страны при ввозе (вывозе) товара на ее таможенную территорию и являющийся неотъемлемым условием такого ввоза (вывоза). Размер таможенной пошлины определяется таможенным тарифом.

Таможенная пошлина - это одна из разновидностей косвенных налогов, которым облагается внешнеторговый оборот при перемещении товаров через таможенную границу. Уплата таможенной пошлины носит обязательный характер. Ставки ввозных таможенных пошлин применяются дифференцированно в зависимости от страны происхождения товара.

В России применяются следующие виды ставок пошлин:

1) адвалорные (взимаются в процентах от таможенной стоимости);

2) специфические (устанавливаются в виде конкретной (твердой) денежной суммы за единицу (веса, объема, штуки и др.) товара);

3) комбинированные(сочетающие обе ставки)

По адвалорным ставкам облагаются сырье, продовольствие, по специфическим ставкам - готовые изделия.

Законом предусмотрены также сезонные и особые пошлины. Для оперативного регулирования ввоза и вывоза товаров Правительством РФ могут устанавливаться сезонные пошлины. При этом ставки таможенных пошлин, предусмотренные таможенным тарифом, не применяются. Срок действия сезонных таможенных пошлин не может превышать шести месяцев в году.

Применение сезонных пошлин позволяет государству более эффективно регулировать импорт и экспорт таких товаров в определенное время года.

Для защиты внутреннего рынка и отечественных производителей от импорта определенного товара используются особые виды пошлин, по которым предусмотрена особая процедура применения. В зависимости от цели применения особых пошлин они делятся на специальные пошлины; антидемпинговые пошлины; компенсационные пошлины.

Специальные пошлины применяются: в качестве защитной меры, если товары ввозятся на таможенную территорию РФ в количествах и на условиях, наносящих или угрожающих нанести ущерб отечественным производителям подобных или непосредственно конкурирующих товаров; как ответная мера на дискриминационные и иные действия, ущемляющие интересы РФ, со стороны других государств или их союзов.

Антидемпинговые пошлины применяются в случаях ввоза на таможенную территорию РФ товаров по цене более низкой, чем их нормальная стоимость в стране вывоза в момент этого ввоза, если такой ввоз наносит или угрожает нанести материальный ущерб отечественным производителям подобных товаров либо препятствует организации или расширению производства подобных товаров в РФ.

Компенсационные пошлины применяются в случаях ввоза на таможенную территорию РФ товаров, при производстве или ввозе которых прямо или косвенно использовались субсидии, если такой ввоз наносит или угрожает нанести материальный ущерб отечественным производителям подобных товаров либо препятствует организации или расширению производства подобных товаров в РФ.

Применение субсидий приводит к искусственному занижению затрат, а соответственно, и цен на экспортируемые товары (в том числе и в Россию). Размер компенсационных пошлин определяется величиной субсидии.

Следует отметить, что Россия фактически не использует на практике специальные, антидемпинговые и компенсационные пошлины для защиты внутреннего рынка и отечественного производителя от нежелательного для страны импорта товаров, хотя актуальность решения этой проблемы с позиций необходимости обеспечения экономической безопасности страны постоянно возрастает. Вышеуказанные виды пошлин могут применяться в любое время года, т.е. являются круглогодичными.

Валюта, в которой исчисляются таможенные пошлины, должна соответствовать валюте, в которой заявлена таможенная стоимость облагаемого товара.

При исчислении таможенной пошлины, подлежащей уплате при таможенном оформлении товаров, применяются различные методы. Методы исчисления зависят от того, по каким видам ставок облагается товар таможенными пошлинами: по адвалорным, по специфическим или по комбинированным.