» » Положение о руководителе основной образовательной программы. Типовая должностная инструкция руководителя образовательной программы высшего профессионального образования. Ильясов Ильгиз Мансурович

Положение о руководителе основной образовательной программы. Типовая должностная инструкция руководителя образовательной программы высшего профессионального образования. Ильясов Ильгиз Мансурович
Такая история сплошь и рядом во всем МВД, чтобы скрыть "текучку" кадров начальники делают все чтобы уволить сотрудника по отрицательной статье, тем самым прикрывая себе от нехороших вопросов по поводу "текучки", а так уволил по статье и спит спокойно.

"Я, Заместитель начальника полиции (по ООП) Отдела МВД России по району Новогиреево г. Москвы капитан полиции Филиппенко Игорь Васильевич по состоянию здоровья решил уволиться из органов внутренних дел, написал рапорт, и 29 мая 2017 года зарегистрировал его в канцелярии УВД по ВАО, и ушёл на больничный.


По истечении какого то времени, примерно недели три, мне позвонил помощник начальника ОМВД Масалыгин А.А., и поинтересовался, нахожусь ли я еще на больничном? На что я ответил да, на мой вопрос, что с моим увольнением, он сказал что ничего не знает.

После этого примерно через 3 дня мне позвонил специалист инспекции по личному составу УВД, и сообщил, что в отношении меня назначена служебная проверка, и что мне надо дать объяснение, на что я ответил, что по закону, я находясь на больничном могу не давать объяснения.

20 июня 2017 года мне не пришла заработная плата, по этому поводу я попытался узнать в ОК УВД почему? На что ответа не получил. Опять же законом запрещено приостанавливать сотруднику заработную плату, пока он находится на больничном.

С этого только начался тот беспредел, который творится вокруг моего желания уволиться из ОВД. Заработная плата пришла только 7 июля 2017 года. В период моего больничного я неоднократно подтверждал устно, а также подтвердил письменно по почте свое нежелание продолжать службу в ОВД, согласно закона.

Первый раз я пришел к начальнику ОК УВД по ВАО полковнику внутренней службы Самохвалову В.В. 30 июня 2017 года, находясь еще на больничном. На вопрос, что с моим увольнением, он мне не мог дать никакого ответа, и всячески уходил от него.

Так и не услышав ответа по поводу моего увольнения, я ушел. На больничном я находился до 14 августа 2017 года включительно.

15 августа 2017 года я снова пришёл в УВД по ВАО к Самохвалову В.В., чтобы узнать, по поводу моего увольнения, почему до сих пор нет приказа об увольнении, что за служебная проверка в отношении меня, которая была якобы назначена в период моего больничного, хотя официальных документов я не получал по месту жительства?

Самохвалов В.В. снова ничего мне не мог пояснить и объяснить, сказав только тоже самое, что и говорил всегда, что в отношении меня назначена служебная проверка и что мне надо сначала дать объяснение. А потом только он примет решение об моём увольнении.

Я поехал в инспекцию по личному составу УВД для ознакомления с материалами служебной проверки. Ознакомившись с материалом, я сказал, что у меня есть 2 дня по приказу №161 МВД, чтобы дать объяснение.

После этого я снова поехал в УВД по ВАО к Самохвалову В.В., у которого я хотел узнать, где находится мой оригинал рапорта на увольнение по инициативе сотрудника, которого в материалах служебной проверки почему-то не было, какая на нем стоит резолюция, и все таки почему меня не уволили через 30 дней после моего желания об увольнении по инициативе сотрудника.

Приехав снова в УВД по ВАО к начальнику ОК УВД к полковнику внутренней службы Самохвалову В.В. с этими вопросами, он начал говорить, что не может показать мой рапорт, так как он якобы находится в канцелярии УВД и доступа к ней нет, что является полным абсурдом, на вопрос что это за служебная проверка, которую назначили в период моего больничного, он тоже пояснить не смог, я сказал что я не раб, и это мое полное право, закреплённое в Конституции, хочу я работать или нет.

Получается это полный беспредел и беззаконье, когда сотрудник сам хочется уволиться, а ему всячески препятствуют в этом, выдумывая всяческие ухищрения, чтобы не позволить сотруднику поступить так, как ему хочется по закону.

Самохвалов В.В. всячески начал принуждать меня к труду, и говорить, что я сейчас должен быть на работе, хотя я и так был на работе, но видимо ранги работы ОМВД и УВД это разное, на что я снова ему сказал, что я не собираюсь работать и в УВД по ВАО, и вы уже должны меня давно было уволить, по выходу с больничного предоставить приказ об увольнении, выдать трудовую книжку, военный билет, и рассчитать. Но этого было не сделано."

"Я, Антонов Артем Владимирович, полицейский комендантской группы ОВМД России по району "Марфино" УВД по СВАО г. Москвы, не могу уволиться на пенсию по выслуге лет с 21 апреля 2017 года!

На мой рапорт пришел ответ о том, что "Принято решение об увольнении из ОВД после проведения кубка Федерации ФИФА 2017". Ответ подписан начальником ОМВД подполковником полиции Костюком Андреем Владимировичем.

Что самое интересное - ответ зарегистрирован 23 мая 2017 года, а на почту конверт с ответом сдан 17 июня 2017 года и 8 июля я получил ответ у себя на почте.

После этого со мной провел беседу помощник начальника ОМВД подполковник в/с Карнайх Дмитрий Валерьевич на тему о том, чтобы я поработал еще месяц. Я, к сожалению, согласился.

У меня был неотгуленный отпуск за выслугу лет (15 дней) и мне сказали, что после него я буду уволен. Со 2 августа по 16 августа я отпуск отгулял, но меня опять не увольняют, говоря, что нужно еще месяц отработать и тогда уволят.

Полный беспредел!"

О группе охраны общественного порядка

Межмуниципального отдела Министерства внутренних дел России «Кавалеровский»

1. Основные задачи

1.Сбор и анализинформации о состоянии оперативной обстановки в общественных местах, в том числе на улицах.

2. На основе анализа оперативной обстановки совместно с руководителями подразделений, участвующих в обеспечении правопорядка в общественных местах, в том числе на улицах принимать участие в разработке плана единой дислокации.

3. Вести учет результатов работы подразделений патрульно – постовой службы полиции МОМВД России «Кавалеровский», в целях достижения положительных результатов работы, установленных системой оценки деятельности органов внутренних дел Российской Федерации.

4. Подготавливать информационно - аналитические и справочные материалы об эффективности работы патрульно - постовых нарядов по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности, результатах комплексного использования сил и средств, задействованных в системе единой дислокации.


2. Функции

1. Участвовать в организации и контроле за несением нарядами службы, рациональному использованию комплексных сил и средств, задействованных по плану единой дислокации.

2. По поручению руководства МОМВД принимать участие в проведении служебных проверок по преступлениям, совершенным в общественных местах в зоне ответственности нарядов комплексных сил в период несения службы и нераскрытым ими, с целью установления причин и условий его совершения, выработке предложений на расстановку нарядов комплексных сил для их предупреждения, оценки работы нарядов.

3. Участвовать в организации работы подразделений по охране общественного порядка в период подготовки и проведения праздничных, политических и иных мероприятий.

4. Принимать участие в планируемых мероприятиях по охране общественного порядка.

5. Обеспечивать совместно с представителями органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаторами собраний, митингов, демонстраций, шествий и других публичных мероприятий безопасность граждан и общественный порядок.

6. Анализировать и прогнозировать состояние преступности в общественных местах, в том числе на улицах, охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности, вырабатывает на их основе меры по укреплению правопорядка, вносить руководству МОМВД предложения по совершенствованию данной работы.

1

В современных условиях основная профессиональная образовательная программа высшего образования является не просто стратегическим документом, определяющим особенности образовательного процесса, но и многофункциональным, многомерным продуктом. Управление такой программой должно осуществляться специалистом, компетентность которого охватывает как образовательную, так и бизнес-сферу. В статье автором предпринята попытка описания функциональной структуры деятельности такого специалиста – руководителя программой. Показано, что должностные позиции, традиционно существующие в российских вузах, не отвечают в полной мере искомому набору функций, а занимающие их лица – искомому набору компетенций. Руководство основной профессиональной образовательной программой – особый вид профессиональной деятельности, который должен найти своё отражение как в номенклатуре должностей, так и в программах подготовки специалистов соответствующего профиля.

высшее образование

образовательная программа

управление программой

руководитель образовательной программы.

1. Аммосов И.Н. Управление образовательной программой вуза в контексте процессного подхода // Современные тенденции в образовании и науке: сб. науч. тр. по материалам Междунар. науч.-практ. конференции: в 14 ч. – Тамбов, 2014. – С. 15-18.

2. Барылкина Л.П. Образовательная программа – ключевой документ в управлении образовательной организацией // Глобальный научный потенциал. – Тамбов, 2013. – № 10 (31). – С. 198-200.

3. Блинов В.И. Методика преподавания в высшей школе: учеб.-практич. пособие / В.И. Блинов, В.Г. Виненко, И.С. Сергеев. – М. : Юрайт, 2013. – 315 с.

4. Гончаров С.А. Управление инновационной образовательной программой и профессиональные компетентности участников // Universum: Вестник Герценовского университета. – 2008. – № 2. – С. 15-16.

5. Громова Л.А. Новые возможности управления качеством образовательных программ / Л.А. Громова, С.Ю. Трапицын // Universum: Вестник Герценовского университета. – 2011. – № 9. – С. 53-57.

6. Громова Л.А. Стратегические задачи управления образовательными программами на основе стандартов третьего поколения // Universum: Вестник Герценовского университета. –2010. – № 9. – С. 17-19.

7. Жичкин А.М. Метод применения инструментария контроля качества в организациях высшего профессионального образования // Высшее образование сегодня. – М., 2014. – № 1. – С. 19-25.

8. Наводнов В.Г. Если доверить «сомелье» оценку качества образования / В.Г. Наводнов, Г.Н. Мотова, Т.В. Сарычева // Аккредитация в образовании. – 2011. – № 2 (46). – С. 38-45.

9. Чандра М.Ю. Структурно-функциональная характеристика системного мониторинга в управлении качеством основных образовательных программ вуза [Электронный ресурс] // Письма в Эмиссия. Оффлайн: электронный научный журнал. – 2012. – № 3. – С. 1751. - URL: http://www.emissia.org/offline/2012/1751.htm (дата обращения: 23.05.2016).

В последнее время наблюдается заметный всплеск интереса учёных и практиков к проблематике, связанной с образовательными программами высшего образования. Безусловно, это не случайно. Введение Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) третьего поколения предусматривает целый ряд системных изменений в работе вуза с образовательными программами.

Во-первых, в новых условиях образовательная программа становится ключевым документом любой образовательной организации, направленным на решение стратегических задач, на удовлетворение перспективных образовательных потребностей, реализацию социального образовательного заказа .

Во-вторых, в современных условиях образовательным организациям предлагается самостоятельно разрабатывать и утверждать образовательную программу. Это приводит к неизбежному росту количественного и качественного разнообразия образовательных программ разного уровня, типа и профиля. Так, по данным В.Г. Наводнова, если в 1990 г. в РФ велась подготовка примерно по 10 тыс. программам, то в 2012 г. это число превысило 32 тыс. . Очевидно, что эта тенденция далее будет лишь нарастать.

В-третьих, реализуемая ныне в нашей стране концепция реформирования вузовского образовательного процесса опирается на опыт ведущих зарубежных западных вузов, где управление строится именно по образовательным программам .

Таким образом, в условиях введения нового поколения ФГОС к образовательным программам высшего образования предъявляется комплекс взаимосвязанных требований. Большинство из этих требований являются принципиально новыми и порой «не ухватываются» сознанием управленцев и преподавателей, а иногда и входят в противоречие с привычными и удобными, но неэффективными способами организации образовательной деятельности вуза.

Открытость и прозрачность - центральное требование, которое в той или иной степени детерминирует все остальные. Суть его в том, что образовательная программа высшего образования становится социально-экономическим продуктом, в котором должны отражаться интересы всех заинтересованных сторон. Особое значение имеет учёт ожиданий и потребностей внешних субъектов - заказчиков и благополучателей системы высшего образования, в число которых входят: государство как социальный заказчик образовательных услуг по определенным образовательным программам; работодатели как представители сферы труда, в которой предстоит работать выпускнику; абитуриенты как потенциальные участники образовательного процесса; выпускники как сформированные специалисты . Очевидно, к этому перечню следует добавить и представителей родительской общественности.

Ориентированность на требования рынка труда - требование, которое конкретизирует предыдущее, задает ему доминирующий вектор. Ориентация образовательных программ на рынок труда должна быть первичным и приоритетным фактором, определяющим их целевое назначение и содержание, относительно ориентации на рынок образовательных услуг. Именно образовательная программа (вуза, колледжа, техникума) выступает важнейшим инструментом сопряжения сферы образования и сферы труда.

Адаптивность - заданное новыми ФГОС и другими нормативными документами требование ежегодного обновления образовательных программ с целью непрерывной «настройки» на постоянно меняющиеся внешние требования.

Гибкость - возможность корректировать сроки в зависимости от потребностей обучающихся, а также наличия в вузах спектра программ одного профиля, но с разным сроком обучения, в том числе не только основных образовательных программ высшего образования, но и дополнительных профессиональных программ.

Междисциплинарность - центральное требование к содержанию программ, главная содержательная характеристика. Междисциплинарность определяется и новым содержанием социального заказа к результатам высшего образования. «Только междисциплинарные связи позволяют достичь нового качества подготовки кадров», - замечает в связи с этим С.А. Гончаров .

Сетевое взаимодействие факультетов, кафедр, других подразделений вуза выступает непосредственным механизмом, который обеспечивает междисциплинарность программ на этапах их разработки и реализации.

Партисипативность - требование обязательного соучастия в процессе совместного проектирования программы всех вовлеченных субъектов - как представителей заказчиков (прежде всего работодателей), так и непосредственных исполнителей (представителей соответствующих кафедр и факультетов вплоть до рядовых преподавателей), а также студентов.

Диагностичность - требование, в соответствии с которым программа, во-первых, должна иметь четкие критерии качества и, во-вторых, должна быть оценена в соответствии с этими критериями с точки зрения всех заказчиков и заинтересованных сторон. При этом должна осуществляться оценка качества программы как целостного продукта (а не только поэлементно или «на промежуточных этапах»).

Положение о том, что образовательную программу сегодня необходимо рассматривать именно как «продукт, с которым вуз выходит на рынок , а не просто как совокупный процесс обучения и воспитания» , на наш взгляд, является наиболее принципиальным с точки зрения изменения в управленческих подходах. При этом образовательную программу следует рассматривать как сложный, многофункциональный и многоцелевой продукт, имеющий несколько измерений, а именно: социальный продукт, «определяющий миссию вуза и опосредованно влияющий на ценности общества в целом» ; экономический продукт , который ориентирован на потребности рынка труда и служит инструментом экономического развития отрасли и/или региона; маркетинговый продукт, с которым вуз выходит на рынок образовательных услуг; педагогический продукт , предполагающий достижение определенных задач, связанных с обучением, воспитанием и развитием личности студента и поэтому неизбежно отвечающий идеям той или иной образовательной парадигмы; управленческий продукт , обеспечивающий качество работы вуза и его конкурентоспособность.

Из сказанного следует, что управление программой высшего образования как многомерным продуктом представляет собой сложную научно-практическую задачу, требующую анализа и адаптации имеющихся и разработки новых подходов и управленческих технологий. Общий контекст решения этой задачи задается высокой (и при этом всё более возрастающей) динамикой технико-технологических и более широких социально-экономических изменений, всеобщими тенденциями глобализации, информатизации, становления, развития и отмирания очередных технологических укладов. Это требует непрерывного пересмотра структуры, содержания и технологий реализации образовательных программ вуза с учетом постоянно меняющихся требований государства, работодателей, студентов, а также с учетом обновляемых прогнозов социально-культурного и экономического развития и рынка труда.

Проведённый нами анализ работ современных исследователей (И.Н. Аммосов , Л.П. Барылкина , Л.А. Громова и С.Ю. Трапицын , , М.Ю. Чандра ) показывает, что авторы, как правило, делают акцент на тех или иных сторонах управления образовательной программой вуза, например: управление разработкой и реализацией учебного процесса (учебного содержания) в рамках образовательной программы; управление командой разработчиков и исполнителей программы; управление качеством программы и т.д. При этом отдельные аспекты неизбежно остаются за пределами рассмотрения.

Претендуя не столько на системность, сколько на полноту, мы предлагаем следующую функциональную структуру деятельности специалиста по управлению образовательной программой вуза.

1. На этапе формирования программы:

1.1. непрерывный мониторинг ожиданий и потребностей заказчиков и всех заинтересованных лиц;

1.2. анализ и оценка выявленных потребностей;

1.3. запуск проекта разработки программы - создание системы управления («создание структуры управления проектом, распределение ролей и функциональных обязанностей, начало работы по управленческому обеспечению и сопровождению разработки программы» );

1.4. формирование «большой» команды разработчиков и исполнителей программы (организация рабочих групп, распределение обязанностей между группами и в группах, обучение, обеспечение, мотивация к действиям);

1.5. проектирование образовательной программы: определение концепции программы (миссии, целей, задач); построение компетентностной модели выпускника; выстраивание процессов внутри программы; разработка системы оценочных средств, содержания образования, образовательных технологий; проектирование условий реализации образовательной программы с учетом имеющихся ресурсов (при необходимости - определение потребных дополнительных ресурсов и их поиск (закупка), в т.ч. «дополнительная работа с кадрами» ); оформление программы в соответствии с требованиями (разработка паспорта программы, программы формирования компетенций, учебного плана, учебных программ дисциплин и практик и т.д.); разработка учебно-методических комплексов и других средств обучения, которые необходимы для реализации программы, но отсутствуют в наличии;

1.6. первичная (априорная) оценка качества программы в форме внутренней и внешней экспертизы;

1.7. корректировка программы по итогам экспертизы;

1.8. лицензирование (при отсутствии лицензии) направления подготовки, в рамках которого планируется реализовывать программу;

1.9. определение (уточнение) стоимости обучения по программе.

2. На этапе реализации программы:

2.1. формирование контингента обучающихся (рекламные мероприятия, довузовская подготовка, профориентационная работа, организация набора / отбора абитуриентов для обучения);

2.2. управление учебным планом (формирование и реализация индивидуальных учебных планов; взаимодействие с работодателями и другими партнерами по реализации и корректировке гибких учебных планов, в т.ч. совместных; ежегодное обновление учебных планов);

2.3. планирование расписания занятий и управление расписанием (с учетом модульного рабочего плана и индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся);

2.4. распределение и расчёт нагрузки преподавателей, разработка их индивидуальных планов;

2.5. организация учебного процесса по программе: «управление командами и проектными группами преподавателей на основе общих ценностей университета и сетевого взаимодействия в обмене ресурсами» , координация деятельности различных подразделений вуза; проведение аудиторных занятий, практик, самостоятельной, воспитательной и научно-исследовательской работы студентов, всех видов контроля качества сформированности у студентов компетенций;

2.6. управление условиями организации образовательного процесса (в т.ч. планирование и организация воспитательного процесса и научно-исследовательской работы студентов, определение совместно с партнерами-работодателями баз практик и распределение по ним студентов и т.д.);

2.7. трудоустройство выпускников и их постобразовательное сопровождение;

2.8. оптимизация затрат реализации программы.

3. В процессе контроля качества программы:

3.1. «научно-исследовательское сопровождение программы» с целью ее совершенствования;

3.2. создание системы непрерывного (внутреннего) мониторинга деятельности всех участников образовательного процесса, реализующего функцию контроля за достижением целей образовательной программы «на всех этапах жизненного цикла <программы> - от ее проектирования до утилизации» ;

3.3. внешняя оценка программы с участием различных заинтересованных сторон (государства - государственная аккредитация, профессионального сообщества - профессионально-общественная аккредитация, международного сообщества - международная аккредитация и др.);

3.4. организация независимой оценки квалификации выпускников;

3.5. корректировка программы по итогам реализованных процедур оценки её качества.

Итак, кто должен управлять образовательной программой высшего образования? В чьи обязанности должна входить реализация перечисленных выше профессиональных функций, многие из которых являются многосоставными?

Для нас очевидно, что распределение этих обязанностей по группе различных должностных лиц неэффективно, поскольку связано с «размыванием ответственности». Эту позицию поддерживают и другие исследователи. Так, А.М. Жичкин прямо указывает на то, что «образовательные программы должны иметь "собственника" или владельца, который бы был не только автором соответствующей программы, но и организатором ее осуществления» , - таким образом, и разработка, и реализация программы (включая оценку качества) должны быть сосредоточены в руках одного и того лица. Л.А. Громова называет это лицо руководителем образовательной программы , поясняя, что именно этот человек «становится ключевой фигурой на факультете и отвечает за набор на программу и трудоустройство выпускников, за формирование содержания программы и ее обеспечение преподавателями» .

Главная особенность деятельности руководителя образовательной программы состоит в том, что он совмещает «классические» функции специалиста образовательной сферы с функциями бизнес-менеджера, специалиста по управлению командой (по сути, HR-менеджера), а также специалиста по управлению проектами. Всё это предъявляет определенные требования к его профессиональной компетентности. Как специалист образовательной сферы, он должен быть компетентен в следующих вопросах: профориентация и набор; проектирование результатов, содержания и условий образования; организация образовательного процесса; оценка качества образования; содействие профессиональному становлению и трудоустройству студентов и выпускников. Как специалист бизнес-сферы, он должен совмещать в себе отдельные компетенции маркетолога, разработчика коммерческого продукта, продавца (менеджера по продажам), специалиста по рекламе, распорядителя бюджета (по существу, финансового директора) и др.

На практике у задачи о том, кто должен быть назначен руководителем образовательной программы высшего образования, есть несколько решений.

  1. Может ли преподаватель быть руководителем программы? Вероятно, в некоторых случаях - да, но при этом необходимо соблюдение как минимум двух условий. Во-первых, его квалификация и опыт работы должны позволять ему успешно реализовать все функции, необходимые для управления программой. Во-вторых, такой вариант возможен в том случае, если речь идёт о короткой программе - например, о программе профессионального обучения или повышения квалификации, реализуемой на базе вуза.

Похожие примеры мы можем наблюдать в практике независимых бизнес-тренеров, которые сами разрабатывают свои курсы, определяют их коммерческую стоимость, сами рекламируют их и набирают учебные группы, сами проводят занятия и осуществляют оценку качества своей работы.

Однако по отношению к продолжительным и ресурсоёмким программам высшего образования такое решение неприемлемо.

  1. Может ли ректор вуза быть руководителем образовательной программы? По сумме своих компетенций - безусловно, да (речь идёт, разумеется, об эффективном ректоре). Более того, между деятельностью ректора и деятельностью руководителя образовательной программы есть вполне очевидное сходство; последнего из них можно даже, без особых преувеличений, назвать «ректором в миниатюре». Проблема лишь в том, что общий круг обязанностей ректора (включая решение всей массы «горящих» проблем и учёт постоянно возникающих форс-мажорных обстоятельств) настолько широк, а время его настолько ограниченно, что принять на себя ещё и обязанности руководителя образовательных программ он физически не способен.

И всё же данное решение тоже имеет право на существование - в условиях очень небольшого вуза, реализующего всего одну-две образовательные программы. Такие вузы в нашей стране тоже есть, и некоторые из них работают весьма эффективно. В этом случае само понятие «руководство вузом» оказывается, по существу, тождественным понятию «руководство образовательной программой».

  1. Может ли руководителем образовательной программы быть заведующий кафедрой? Не только может, но - на практике - во многих случаях и является. Более того, в ряде российских вузов, внедряющих модель управления программами (например, в Дальневосточном федеральном университете), «признали, что из всех моделей взаимодействия руководителя образовательной программы и заведующего кафедрой наиболее удачной оказалась форма, когда оба эти субъекта - одно лицо» .

Нужно пояснить, что «менее удачная» форма взаимодействия - это назначение руководителем программы авторитетного преподавателя (профессора, доцента) кафедры, который не занимает руководящих постов в формальной структуре кафедры или факультета. В этом случае вместо его продуктивного взаимодействия с заведующим кафедрой, ответственной за реализацию данной программы, подчас разворачивается борьба за власть и доступ к необходимым ресурсам.

В то же время мы предполагаем, что и эта «наиболее удачная форма» всё же не является оптимальной, поскольку её реализация сопряжена по крайней мере с тремя взаимосвязанными рисками.

Первый риск - весьма вероятное противоречие между профессиональным менталитетом заведующего кафедрой и теми профессиональными подходами, которые ему необходимо реализовать в роли руководителя программы. Заведующие кафедрами по своему типажу, как правило, являются «предметниками» или «проблемниками», тогда как для управления программами нужны «проектники». Иными словами - нужны специалисты, понимающие логику работы с продуктом на протяжении полного жизненного цикла проекта (определение потребности - разработка продукта - реализация продукта). Именно такая логика заложена, например, в современных стандартах инженерного образования CDIO, пришедших к нам из западного опыта.

В большинстве зарубежных стран «содержательная» и «рыночная» составляющая в разработке и реализации университетских образовательных программ органично соединены, тогда как в России ситуация всё ещё во многом противоположная. Заведующий кафедрой традиционно курирует исключительно содержательную часть (разработка содержания курсов на основе принципа научности и их ведение), и поэтому неизбежно обладает соответствующей профессиональной ограниченностью. Об одной из сторон такой ограниченности говорит Л.А. Громова: «в связи с быстро меняющимися условиями рынок труда предоставляет свои требования к выпускникам вузов, о которых руководителям программ зачастую не известно » (курсив наш - Н.Б.). Есть и противоположный пример - это известный образ «универсального менеджера», специалиста по эффективному управлению бюджетом, который не владеет (и не считает для себя необходимым владеть) содержательной частью образовательной программы.

Второй риск - монополия личной власти, полноту которой сосредотачивает в своих руках заведующий кафедрой. В этой ситуации слишком многое оказывается зависящим от личностной позиции и личностных качеств этой ключевой фигуры, а также от её личных отношений с вышестоящим руководством (ректором). Формальный, а нередко и реальный авторитет заведующего кафедрой в научно-образовательном сообществе неизбежно способствует развитию «вертикальных», авторитарных подходов в управлении программами, противоречащих идеям партисипативности и здоровой конкуренции. В то же время управление программами эффективно только в том случае, если оно «предполагает не только управленческие решения «сверху», но и деловую активность и профессиональную ответственность всех» .

Третий риск состоит в том, что вместо искомой междисциплинарной программы, скорее всего, будет создана и реализована «монокафедральная». Вполне объективный экономический интерес заведующего кафедрой - не делиться ресурсами с другими подразделениями, а обеспечить всю программу собственными силами кафедры. Тогда как, наоборот, в процессе разработки и реализации современных образовательных программ «жесткие границы кафедр, факультетов, структурных подразделений должны преодолеваться в решении общей задачи» .

Безусловно, на вопрос «Кто именно должен быть руководителем образовательной программы?», помимо трёх обозначенных ответов (преподаватель, ректор, заведующий кафедрой), возможны и другие варианты. Например, назначение в качестве руководителей образовательных программ вуза тех самых «эффективных менеджеров», имеющих экономическое образование и конкретные, узкие целевые установки на повышение экономической эффективности. Однако, на наш взгляд, наиболее верный ответ на поставленный вопрос таков: нужен особый, специально подготовленный специалист по управлению образовательными программами. Со всеми необходимыми атрибутами, включая отдельный профессиональный стандарт и соответствующие программы подготовки. Естественные вопросы о том, из кого, где и как готовить такого специалиста, мы предполагаем рассмотреть в другой статье.

Библиографическая ссылка

Песоцкий Ю.С., Баранова Н.В. КТО ДОЛЖЕН УПРАВЛЯТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММОЙ ВУЗА? (ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ) // Современные проблемы науки и образования. – 2016. – № 5.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=25154 (дата обращения: 01.02.2020). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

Вопрос № 1

Состав и структура полиции по ООП.

В своей деятельности подразделения ППС взаимодействуют: ГИБДД, вневедомственная охрана, линейные ОВД на железнодорожном, водном и воздушном транспорте, воинские части ВВ МВД России и др.

Основными задачами строевых подразделений ППС являются:

Обеспечение правопорядка на улицах, объектах транспорта и в других общественных местах;

Обеспечение безопасности личности, предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений на постах и маршрутах патрулирования;

Выявление на постах, маршрутах и задержание лиц, совершивших преступления и скрывающихся от следствия и суда;

Оказание содействия подразделениям криминальной полиции в исполнении возложенных на нее обязанностей.

Строевые подразделения ППС выполняют следующие функции :

Защита жизни, здоровья, прав и свобод граждан от преступных и иных противоправных посягательств;

Оказание помощи гражданам, пострадавшим от преступлений, административных правонарушений и несчастных случаев, а также находящимся в беспомощном либо ином состоянии, опасном для жизни и здоровья;

Пресечение и задержание лиц, совершивших преступления, по горячим следам;

Обеспечение правопорядка при массовых мероприятия;

Совместно с другими подразделениями органов внутренних дел принятие неотложных мер при ЧС;

Взаимодействие с гражданами по вопросам ООП и ОБ;

Участие в соответствии с законодательством Российской Федерации в проведении контртеррористических операций.

Вопрос № 2

Контроль за организацией и несением службы нарядами ППСП

Контроль осуществляется путем проведения систематических проверок нарядов (не менее одного раза в течение двух часов), во время которых устанавливается:

1. Соответствие расстановки и использования личного состава

2. Четкость и оперативность управления нарядами, своевременность доведения до них информации об изменениях оперативной обстановки.

3. Знание нарядами обстановки на территории поста, маршрута, выполняемой задачи, дислокации постов и границ маршрутов ближайших нарядов, способов связи с ними, а также своих прав и обязанностей.

4. Качество несения службы нарядами и их активность в предупреждении и пресечении преступлений и административных правонарушений.

5. Уровень взаимодействия между нарядами ППСП, сотрудниками других подразделений полиции и общественными формированиями правоохранительной направленности, ЧОО, участвующими в охране общественного порядка на улицах, объектах транспорта и в других общественных местах.

6. Соблюдение нарядами законности и дисциплины.

7. Количество совершенных преступлений и административных правонарушений на посту, маршруте и принятые по ним меры.

8. Правильность оформления и ведения служебных документов.

Проверка несения службы нарядами может быть гласной и скрытой.

Тема № 4 Организация работы дежурной части ОВД.

Вопрос № 1

Назначение: Дежурная часть – это самостоятельное структурное подразделение в системе органов внутренних дел, которое призвано осуществлять руководство и контроль за деятельностью разнообразных по характеру и функциям служб и аппаратов различных уровней управления в целях эффективного решения задач в области охраны общественного порядка и борьбы с преступностью. (то есть. центр: сбора оперативной информации; реагирования на сообщении о происшествиях и преступлениях; работы с задержанными и доставленными и управления силами и средствами, задействованными в охране общественного порядка.)

Дежурные части ОВД решают следующие задачи и обеспечивают:

Непрерывный круглосуточный сбор, обработку и передачу информа­ции об оперативной обстановке;

Прием, регистрацию, поступивших в дежурную часть, заявлений и сообщений, а также своевременное реагирова­ние на них;

Непрерывное управление силами и средствами органа внутренних дел, немедленное принятие мер к раскрытию преступлений по «горячим следам»;

Безотлагательная организация действий по обеспечению обществен­ного порядка, ликвидации последствий стихийных бедствий и других чрез­вычайных ситуаций и происшествий;

Организация разбирательства, в том числе с задержанными и достав­ленными;

Контроль в пределах своей компетенции за соблюдением установ­ленного порядка содержания и конвоирования задержанных и заключен­ных под стражу лиц;

Прием и сохранность изъятого, добровольно сданного, найденного оружия, боеприпасов, а также предметов и вещей, принадлежность кото­рых не установлена;

Контроль за состоянием охраны помещений, обороны здания ОВД и прилегающей к нему территории, его противопожарной безопасности и санитарным состоянием;

Передачу в подчиненные органы внутренних дел специальных сигналов о введении степеней готовности и оповещение личного состава по ним.

Организация работы : Возложенные на дежурную часть задачи выполняет дежурная смена, в состав которой входят:

– начальник дежурной смены, а в ОВД, где штатном расписании эта должность не предусмотрена, помощник начальника дежурной части – старший оперативный (оперативный) дежурный;

– 1-2 помощника оперативного дежурного;

– дежурный по разбору с доставленными и задержанными.

Кроме этого в суточный наряд дежурной части входят:

– следственно-оперативная группа (СОГ);

– группа немедленного реагирования (ГНР);

– группа задержания пульта централизованной охраны (ПЦО) отдела вневедомственной охраны;

– водители служебного автотранспорта дежурной части.

Вопрос № 2

Приказ приема, организации и приема заявлений, сообщений

Вопрос № 3-4

При разбирательстве с правонарушителями, доставленными в дежурную часть, оперативный дежурный обязан:

– выяснить основания и причину доставления, наличие данных о потерпевших и свидетелях;

– установить личность доставленного, его возраст, физическое состояние;

– принять от сотрудника, доставившего правонарушителя, письменный рапорт, а при доставлении гражданами - заявления;

– составить протокол о доставлении лица в соответствии с требованиями статьи 27.2 КоАП РФ либо сделать соответствующую запись в протоколе об административном правонарушении или в протоколе об административном задержании;

– зарегистрировать факт доставления в книге учета лиц, доставленных в ОВД;

Доставлению в дежурную часть не подлежат :

– Президент РФ и Президент РФ, прекративший исполнение своих полномочий;

– депутаты (различных уровней);

– зарегистрированный кандидат в депутаты органов местного самоуправления;

– судьи Конституционного суда РФ, Верховного суда РФ и федеральные судьи;

– прокурорские работники, имеющие классные чины;

– Председатель Счетной палаты, заместитель Председателя Счетной палаты и аудиторы Счетной палаты Российской Федерации;

– Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации;

– иностранные граждане, пользующиеся дипломатическим иммунитетом;

– Лица, имеющие травмы, телесные повреждения опасные для их жизни и здоровья или состояние которых вызывает опасение (психически больные).

Если доставленный имеет травмы, телесные повреждения или его психическое состояние вызывает сомнения, а также в случае заявления с его стороны об ухудшении состояния здоровья, причинения себе телесных повреждений, покушения на самоубийство, оперативный дежурный обязан:

– вызвать скорую медицинскую помощь, до приезда которой начать оказание доврачебной помощи самостоятельно, обеспечить постоянное наблюдение за таким лицом и доложить о случившемся начальнику органа внутренних дел;

– выяснить причины и обстоятельства получения травм и телесных повреждений лицом, доставленным в дежурную часть, отразить это в составленном протоколе, получить от него заявление, которое зарегистрировать в КУЗиСП;

– получить письменные объяснения (рапорта) от очевидцев об обстоятельствах происшествия в случае причинения задержанным лицом себе телесных повреждений и покушения на самоубийство в помещении органа внутренних дел. О произошедшем доложить начальнику ОВД.

Вопрос № 5

После принятия решения на обеспече­ние общественного порядка начи­нается этап непосредственного оператив­ного управления деятельностью всех слу­жебных нарядов, задействованных на ООП:

Подготовка сил и средств для выпол­нения поставленных задач, инструктаж нарядов;

Обеспечение постоянной и устойчи­вой связи с дежурной частью и между на­рядами, обеспечение своевременного об­мена информацией;

Организация взаимодействия, маневр силами и средствами, задействованными в обеспечении общественного порядка и безопасности;

Контроль за организацией и несением службы всеми нарядами.

Вопрос № 2

По организации раскрытия преступления по «горячим следам» оперативный дежурный обязан:

Выяснить:

данные о времени, месте и обстоятельствах преступления (происшествия),

о приметах лиц, его совершивших,

о состоянии потерпевших,

об очевидцах и лице, сообщившем о преступлении (происшествии).

Зарегистрировать заявление, сообщение.

Незамедлительно организовать выезд на место преступления (проис­шествия):

группы немедленного реагирования (ГНР),

сотрудников криминальной милиции,

УУП, обслуживающего данную территорию,

нарядов ППСП, ДПС и вневедомственной охраны,

Примечание:

1. С учетом характера преступления определить состав СОГ.

2. Обеспечить при необходимости участие в осмотре места происшест­вия специалистов соответствующего профиля в области судебной медицины, баллистики, взрыво-пожаротехники и других, а также привлечение дополни­тельных сил и средств для раскрытия преступления.

3. Включить в состав СОГ сотрудников подразделений по борьбе с эко­номическими преступлениями при совершении тяжких и особо тяжких престу­плений в сфере экономики и отработки экономических версий при совершении убийств по найму.

Доложить о преступлении (происшествии) начальнику ОВД.

Передать в случае подтверждения достоверности информацию в де­журную часть вышестоящего ОВД.

Принять меры:

к обеспечению охраны места преступления (происше­ствия),

перекрытию возможных путей отхода лиц, совершивших преступление,

блокированию мест их укрытия,

при необходимости известить другие ОВД:

о совершенном преступлении,

о приметах преступников,

о похищенных вещах и иных обстоятельствах,

по установлению личности погибших, по­страдавших и доставленных в медицинские учреждения.

Поддерживать постоянную связь с СОГ, сотрудниками (руководите­лями) ОВД, находящимися на месте происшествия.

Ввести по указанию начальника ОВД (в его отсут­ствие самостоятельно с последующим ему докладом) спецпланы по задержанию подозреваемых лиц.

Докладывать о результатах начальнику ОВД и в дежурную часть вышестоящего ОВД.

Тема № 5 Подготовка и инструктаж нарядов к несению службы.

Вопрос № 1,2

Подготовка и инструктаж нарядов ППСП проводятся, в специально оборудованном классе- проводятся должностными лицами командного состава подразделений ППСП под руководством начальника ОВД или его заместителей с обязательным участием оперативного дежурного (прибытие за 15 мин. до начала инструктажа, продолжительность - 30 минут)

Инструктирующий обязан знать:

1.оперативную обстановку

3.порядок и особенности несения службы на каждом маршруте.

Заступающие на службу сотрудники должны при себе иметь:

1. Служебное удостоверение.

2. Нагрудный знак, жетон.

3. Служебную книжку, карточку маршрута, поста.

4. Бланки рапортов.

5.Табельное огнестрельное оружие с двумя снаряженными магазинами.

6. Кобуру с протиркой и страховочным ремешком.

7. Палку специальную.

8. Наручники.

9. Свисток.

10. Носимую радиостанцию.

11. Карманный электрический фонарь.

В зависимости от характера выполняемых задач наряду ППСП дополнительно может выдаваться:

Электрошоковое устройство, аэрозольный распылитель, ручной досмотровый металлоискатель, бинокль и др.

Инструктирующий обязан:

1. Убедиться в готовности личного состава к несению службы, принять меры к устранению выявленных недостатков.

2. Проверить знание патрульными и постовыми (своих прав и обязанностей, отдельных положений нормативных правовых актов итд)

3. Довести оперативную обстановку, поставить каждому наряду конкретные задачи на весь период несения службы, разъяснить порядок смены, связи и взаимодействия.

4. Отработать с нарядами ППСП вводные задачи, при этом разобрать наиболее характерные тактические приемы несения службы, в том числе в особых условиях (ведение наблюдения, выявление преступников по малозаметным признакам и приметам, предупреждение и пресечение террористических актов, групповых нарушений общественного порядка, задержание вооруженных преступников и другие).

6. Обратить внимание нарядов ППСП на необходимость соблюдения законности, внимательного отношения к гражданам.

7. Ответить на имеющиеся вопросы.

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ТИПОВАЯ ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ

РУКОВОДИТЕЛЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

г. Владивосток

2011
1
Общие положения

1. Общие положения

3.9. Инициирует создание и изменение штатного расписания образовательной программы с учетом объема и форм педагогической работы по образовательной программе, численности обучающихся;

3.10. Готовит отчетные материалы для определения рейтинга образовательной программы.

3.11. Обеспечивает соответствие своих деяний общепризнанным принципам морали, этики и делового поведения.

3.12. Профессионально совершенствуется сам и отвечает за профессиональную подготовку подчиненных сотрудников с целью улучшения качества методического обеспечения образовательной программы и непосредственного процесса преподавания.

4. Права

Руководитель ОП имеет право:

4.1.Обращаться в дирекцию школы для обеспечения материальными и другими ресурсами для проведения учебного процесса;

4.2. Участвовать в работе структурного подразделения ДВФУ и школы, где обсуждаются и решаются вопросы, относящиеся к организации учебной деятельности и НИРС;

4.3. Принимать участие в совещаниях, касающихся организации учебной деятельности и НИРС по курируемой образовательной программе;

4.4. Вносить на рассмотрение ректората, дирекции школы и Ученого совета ДВФУ, ученого совета Школы предложения по совершенствованию учебной работы ДВФУ, школы;

4.5. Давать распоряжения администратору образовательной программы, преподавателям, привлекаемым к реализации образовательной программы, по роду их работы;

4.6. Вносить в установленном порядке предложения о назначении, перемещении и увольнении сотрудников, находящихся в его подчинении, наложении дисциплинарных взысканий на лиц, допустивших должностной проступок, а также о поощрении сотрудников за успешное и добросовестное исполнение должностных обязанностей;

4.7. В установленном порядке обжаловать приказы, распоряжения и другие организационно-распорядительные акты администрации Университета.

5. Ответственность

Руководитель ООП несет ответственность:

5.1. За ненадлежащее исполнение или неисполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией, - в пределах, определенных трудовым законодательством РФ;

5.2. За совершенные в процессе осуществления своей деятельности правонарушения - в пределах, определенных административным, уголовным и гражданским законодательством РФ;

5.3. За причинение материального ущерба – в пределах, определенных трудовым и гражданским законодательством РФ;

5.4. За несанкционированное разглашение сведений, носящих конфиденциальный характер, за исключением случаев, предусмотренных действующим законодательством РФ - в пределах, определенных законодательством РФ;

5.5. За невыполнение приказов, распоряжений и поручений проректора по учебной и воспитательной работе, ректора ДВФУ - в пределах, определенных законодательством РФ;

5.6. За невыполнение СМК, несоблюдение трудовой дисциплины, правил охраны труда и техники безопасности - в пределах, определенных законодательством РФ.

6. Функциональные c вязи

6.1. Руководитель ООП получает:

6.2. Руководитель ООП передает:

Заместитель директора Департамента

академической политики

СОГЛАСОВАНО:

Заместитель проректора

по учебной и

воспитательной работе

Директор Правового департамента

И. о. директора департамента

управления персоналом

Директор департамента

контроля за учебной работой