Назад
Вперёд
Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.
Цель урока:
- Познакомить учащихся с произведениями религиозного искусства.
- Выяснить православное значение понятий по теме урока.
- Развитие у школьников эстетического восприятия "красоты", как явления духовной значимости.
- Формировать нравственное сознание на основе христианских нравственных понятий.
- Развивать речь обучающихся, учить высказываться и рассуждать.
- Способствовать развитию собственного мнения и мышления, развивать творческие способности детей.
- Воспитывать чувство уважения к православной культуре и духовным ценностям русского народа.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, учебник "Православная культура" автор Л.Л.Шевченко 2-й год обучения (2 ч.), индивидуальные листы для творческой работы, цветные карандаши.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Сообщение темы:
Ребята, прочитайте, пожалуйста, тему урока. (Слайд 1 )
Как вы думаете, о чем пойдет речь сегодня на уроке? Какую красоту имела ввиду автор нашего учебника, давая нам эту тему?
(Ответы: красивые иконы, храмы, соборы и т.д.)
(Слайд 2, 3, 4)
А что же окружает все эти предметы? (ответы детей)
3. Работа над новым материалом.
Рассказ учителя:
Мы живём в доме , наш дом находится в нашей стране , а наша страна - это часть большой , круглой земли . Много лесов, высоких гор и глубоких морей есть на нашей земле. Не только люди населяют землю, рядом с нами живет много животных. Это собаки, кошки, кролики, а также коровы, лошади, овцы. Этих животных вы хорошо знаете. Но есть и дикие звери, некоторых из них вы тоже, наверное, видели.
Кроме того, на земле живут птицы. В воде живут рыбы. А всю нашу землю покрывают различные растения и деревья.
Красива наша земля, правда? Но знаете ли вы, кто создал нашу землю, всю эту красоту? (Господь)
А что же сотворил Господь? Давайте вспомним, посмотрев на слайды.
(Слайд 6) В темноте был когда-то весь мир. Тогда не было ни травы, ни деревьев, ни прекрасных цветов, ни птиц, ни даже неба и земли, но вся вселенная была тьмой и хаосом. Был только один Милосердный БОГ.
Он захотел, чтобы явился мир, или, как говорят проще, свет. В первый день создал БОГ свет. (Слайд 7)
И светло-светло сделалось на земле. И разделил Господь свет и тьму. И назвал Бог свет днём, а тьму - ночью.
Во второй день создал БОГ твердь. (Слайд 8) По слову Божьему открылся обширный голубой небесный свод, который вы видите над собой, когда гуляете.
(Слайд 9) В третий день Господь БОГ повелел, чтобы вода на земле собралась в особенные места. Где же воды не было, там выдавалась сухая земля, на которой возникли большие и малые горы. Но, если бы везде была голая земля, если бы вы нигде не видели ни одного зелёного листочка, ни цветочка, ни одного дерева, как вы думаете: это было бы красиво? - Да, это, было бы очень некрасиво и скучно. И вот в третий же день Милосердный Бог и сказал: пусть произрастит земля травы, овощи и цветы. (Слайд 10) И по Его повелению из земли выросли нежные травы, красивые цветы, самые разные кусты и деревья.
Теперь вы можете понять, что на земле стало красивее и веселее, чем было сначала.
В четвёртый день Бог сказал: "Пусть явятся на тверди небесной светила, которые освещали бы землю и по которым люди могли бы отличать день от ночи, считать месяцы и годы и замечать весну, лето, осень и зиму". И на небесном своде тотчас же заблистали бесчисленные светила. (Слайд 11) Между многими светилами два кажутся нам больше других. Творец повелел, чтобы одно из них светило днём, а другое - ночью. (Слайд 12)
Теперь было очень красиво на земле. Внизу цвели цветы и журчали ручейки. Вверху по небу плыли облака, и над ними сияло огромное солнце. Но ни одного живого существа ещё не было на земле. Ни одна птичка ещё не летала в воздухе. Не было ни бабочек на цветах, ни божьих коровок на листиках. Ни один червячок не полз по земле, а в озёрах и речках не плавала ни одна рыбка. Поэтому везде было тихо и мертво.
Вот, в пятый день сказал Бог: "Пусть в воде живут рыбы, (Слайд 13) а по воздуху летают птицы". (Слайд 14)
В шестой день Бог сотворил животных и зверей земных, - таких, которые не могут жить в воде и не могут летать. (Слайд 15)
Итак, теперь были растения и животные. Но не доставало ещё одного творения. Как вы думаете, кого ещё недоставало? Что же последним было в творении Бога? (Не было ещё людей) (Слайд 16)
Так в шесть дней был создан весь мир. И когда БОГ ещё раз осмотрел всё, что создал, то увидел, что всё было прекрасно. (Слайд 17)
А человек может создавать красоту? (Да)
(Слайд 18)
В православной культуре такую красоту называют РУКОТВОРНОЙ.
А красота, которая создана Богом - НЕРУКОТВОРНОЙ.
Откройте учебник на с. 67, прочитайте текст.
Вопрос: - Кого прославляли православные мастера в своих произведениях? (Святых, ангелов, Богородицу, Иисуса Христа:..)
4. Физминутка под музыкальное сопровождение (П.И. Чайковский. Из цикла "Времена года").
Работа с книгой.
Смотрим фрески.
Давайте рассмотрим иллюстрацию в учебнике на с.68. Прочитайте названия под изображениями.
А теперь разберем, где какое событие происходит?
Бичевание - одно из самых жестоких, тяжелейшее наказание. После него выживал не каждый.
Поругание - действие, поступок, наносящий грубое оскорбление, имеющий
целью унизить или опозорить.
А что было после Восхождения на Крест? (Ответ: Иисус умер на Кресте, его положили в пещеру, но на 3 день он воскрес)
Какой праздник связан с этим событием и мы его сейчас отмечаем? (Пасха)
В чем красота этого праздника? (Колокольный звон, куличи, яйца)
Каждый ли может увидеть красоту? (нет, только тот, кто чист душой, у кого нет ненависти, зависти:у кого доброе сердце)
6. Работа с текстом учебника.
Давайте прочитаем рассказ В.И.Сухомлинского, который так и называется "Человек с горячим сердцем". Откройте с. 70.
7. Закрепление прочитанного текста.
Ответьте на вопрос:
Почему один человек нашел красоту, а другой - нет?
Легко ли было человеку с горячим сердцем добраться до цветка в сером камне?
А что же помогло? (Упорство, настойчивость, доброе сердце:)
Учитель: - Выполните задание № 4. Подберите похожие по смыслу слова:
Сердце:..(горячее, доброе:.) А какое еще?
(Слайд 23)
Сердце (холодное, равнодушное:) Какое еще?
8. Работа в парах.
Задание № 5.
Подумайте и скажите: является ли созданный человеком цветок произведением религиозного искусства? Объясните, почему так думаете?
(Ответы: отразил красоту Божьего мира, был христианином, у него душа была чистая, не обозлен на мир:)
Не только великие люди могут быть людьми с "горячим сердцем". Им может быть каждый из нас, хорошо выполняющий какое-нибудь дело. Например: у нас в классе есть дети, которые хорошо мастерят, решают задачи, пишут стихи, поют, рисуют.
9. Творческая работа. (Слайд 25)
Следующий этап нашей работы - нарисовать необычный цветок.
10. Заключительный этап урока .
Что такое красота православного мира?
Что вам понравилось сегодня на уроке?
11.Домашнее задание
Выполнить задание № 1 на стр.69 учебника.
«Дополнительная образовательная программа» - Каков эффект? Результативный компонент Ожидаемые результаты Что в итоге? Содержательный компонент Суть деятельности. 5 мин Ответы на вопросы. Какие задачи решает программа? Защита дополнительной образовательной программы. Представление программы на основе ответов на вопросы. Ради чего? Характеристика детей Продолжительность реализации образовательной программы Формы и режим занятий.
«Деятельность педагога дополнительного образования» - Модернизация управления. Эволюция сферы дополнительного образования. Инновационный научно-методический потенциал. Формы презентации деятельности организаций. Результат управления. Политика модернизации дополнительного образования детей. Развитие инновационной деятельности. Реформирование образовательной системы.
«Факультативные занятия» - Предлагается трехбалльная система оценки. Презентация учащимися образовательных продуктов. Функции факультативных занятий. Логико-смысловая модель. Многомерная дидактическая технология. Список компетенций. Критерии и показатели результативности. Самооценка уровня владения умениями. Педагогическая функция МДИ.
«Дополнительное образование» - Интеграция общего и дополнительного образования. Работа на уроках в классе. Школьное образование. Школьное дополнительное образование. Основное образование. Учебный процесс. Модели организации дополнительного образования детей в ОУ. Дополнительное образование. Учреждения ДО детей. Вариации на тему ИНТЕГРАЦИИ…..
«Организация дополнительного образования» - Содержание работы. Декабрь. Сентябрь. Август. Апрель. Март. Дополнительное образование в школе. Январь. Май. Чёткая и слаженная работа всей педагогической системы. Февраль. Образовательная программа дополнительного образования ОУ. Ноябрь. Организация дополнительного образования. Июнь. Документы. Циклограмма работы организатора дополнительного образования детей.
«Дополнительное образование программы» - Таблица №1 «Формы выявление, фиксации, предъявления результатов». Приёмы и методы организации образовательного процесса. Возможно использование формы как приема. План реализации экспериментальных программ заслушивается и принимается методическим советом. Оценка эффективности реализации программ дополнительного образования детей: компетентностный подход.
Всего в теме 13 презентаций
Назад
Вперёд
Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.
Цель урока:
- Познакомить учащихся с произведениями религиозного искусства.
- Выяснить православное значение понятий по теме урока.
- Развитие у школьников эстетического восприятия "красоты", как явления духовной значимости.
- Формировать нравственное сознание на основе христианских нравственных понятий.
- Развивать речь обучающихся, учить высказываться и рассуждать.
- Способствовать развитию собственного мнения и мышления, развивать творческие способности детей.
- Воспитывать чувство уважения к православной культуре и духовным ценностям русского народа.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, учебник "Православная культура" автор Л.Л.Шевченко 2-й год обучения (2 ч.), индивидуальные листы для творческой работы, цветные карандаши.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Сообщение темы:
Ребята, прочитайте, пожалуйста, тему урока. (Слайд 1 )
Как вы думаете, о чем пойдет речь сегодня на уроке? Какую красоту имела ввиду автор нашего учебника, давая нам эту тему?
(Ответы: красивые иконы, храмы, соборы и т.д.)
(Слайд 2, 3, 4)
А что же окружает все эти предметы? (ответы детей)
3. Работа над новым материалом.
Рассказ учителя:
Мы живём в доме , наш дом находится в нашей стране , а наша страна - это часть большой , круглой земли . Много лесов, высоких гор и глубоких морей есть на нашей земле. Не только люди населяют землю, рядом с нами живет много животных. Это собаки, кошки, кролики, а также коровы, лошади, овцы. Этих животных вы хорошо знаете. Но есть и дикие звери, некоторых из них вы тоже, наверное, видели.
Кроме того, на земле живут птицы. В воде живут рыбы. А всю нашу землю покрывают различные растения и деревья.
Красива наша земля, правда? Но знаете ли вы, кто создал нашу землю, всю эту красоту? (Господь)
А что же сотворил Господь? Давайте вспомним, посмотрев на слайды.
(Слайд 6) В темноте был когда-то весь мир. Тогда не было ни травы, ни деревьев, ни прекрасных цветов, ни птиц, ни даже неба и земли, но вся вселенная была тьмой и хаосом. Был только один Милосердный БОГ.
Он захотел, чтобы явился мир, или, как говорят проще, свет. В первый день создал БОГ свет. (Слайд 7)
И светло-светло сделалось на земле. И разделил Господь свет и тьму. И назвал Бог свет днём, а тьму - ночью.
Во второй день создал БОГ твердь. (Слайд 8) По слову Божьему открылся обширный голубой небесный свод, который вы видите над собой, когда гуляете.
(Слайд 9) В третий день Господь БОГ повелел, чтобы вода на земле собралась в особенные места. Где же воды не было, там выдавалась сухая земля, на которой возникли большие и малые горы. Но, если бы везде была голая земля, если бы вы нигде не видели ни одного зелёного листочка, ни цветочка, ни одного дерева, как вы думаете: это было бы красиво? - Да, это, было бы очень некрасиво и скучно. И вот в третий же день Милосердный Бог и сказал: пусть произрастит земля травы, овощи и цветы. (Слайд 10) И по Его повелению из земли выросли нежные травы, красивые цветы, самые разные кусты и деревья.
Теперь вы можете понять, что на земле стало красивее и веселее, чем было сначала.
В четвёртый день Бог сказал: "Пусть явятся на тверди небесной светила, которые освещали бы землю и по которым люди могли бы отличать день от ночи, считать месяцы и годы и замечать весну, лето, осень и зиму". И на небесном своде тотчас же заблистали бесчисленные светила. (Слайд 11) Между многими светилами два кажутся нам больше других. Творец повелел, чтобы одно из них светило днём, а другое - ночью. (Слайд 12)
Теперь было очень красиво на земле. Внизу цвели цветы и журчали ручейки. Вверху по небу плыли облака, и над ними сияло огромное солнце. Но ни одного живого существа ещё не было на земле. Ни одна птичка ещё не летала в воздухе. Не было ни бабочек на цветах, ни божьих коровок на листиках. Ни один червячок не полз по земле, а в озёрах и речках не плавала ни одна рыбка. Поэтому везде было тихо и мертво.
Вот, в пятый день сказал Бог: "Пусть в воде живут рыбы, (Слайд 13) а по воздуху летают птицы". (Слайд 14)
В шестой день Бог сотворил животных и зверей земных, - таких, которые не могут жить в воде и не могут летать. (Слайд 15)
Итак, теперь были растения и животные. Но не доставало ещё одного творения. Как вы думаете, кого ещё недоставало? Что же последним было в творении Бога? (Не было ещё людей) (Слайд 16)
Так в шесть дней был создан весь мир. И когда БОГ ещё раз осмотрел всё, что создал, то увидел, что всё было прекрасно. (Слайд 17)
А человек может создавать красоту? (Да)
(Слайд 18)
В православной культуре такую красоту называют РУКОТВОРНОЙ.
А красота, которая создана Богом - НЕРУКОТВОРНОЙ.
Откройте учебник на с. 67, прочитайте текст.
Вопрос: - Кого прославляли православные мастера в своих произведениях? (Святых, ангелов, Богородицу, Иисуса Христа:..)
4. Физминутка под музыкальное сопровождение (П.И. Чайковский. Из цикла "Времена года").
Работа с книгой.
Смотрим фрески.
Давайте рассмотрим иллюстрацию в учебнике на с.68. Прочитайте названия под изображениями.
А теперь разберем, где какое событие происходит?
Бичевание - одно из самых жестоких, тяжелейшее наказание. После него выживал не каждый.
Поругание - действие, поступок, наносящий грубое оскорбление, имеющий
целью унизить или опозорить.
А что было после Восхождения на Крест? (Ответ: Иисус умер на Кресте, его положили в пещеру, но на 3 день он воскрес)
Какой праздник связан с этим событием и мы его сейчас отмечаем? (Пасха)
В чем красота этого праздника? (Колокольный звон, куличи, яйца)
Каждый ли может увидеть красоту? (нет, только тот, кто чист душой, у кого нет ненависти, зависти:у кого доброе сердце)
6. Работа с текстом учебника.
Давайте прочитаем рассказ В.И.Сухомлинского, который так и называется "Человек с горячим сердцем". Откройте с. 70.
7. Закрепление прочитанного текста.
Ответьте на вопрос:
Почему один человек нашел красоту, а другой - нет?
Легко ли было человеку с горячим сердцем добраться до цветка в сером камне?
А что же помогло? (Упорство, настойчивость, доброе сердце:)
Учитель: - Выполните задание № 4. Подберите похожие по смыслу слова:
Сердце:..(горячее, доброе:.) А какое еще?
(Слайд 23)
Сердце (холодное, равнодушное:) Какое еще?
8. Работа в парах.
Задание № 5.
Подумайте и скажите: является ли созданный человеком цветок произведением религиозного искусства? Объясните, почему так думаете?
(Ответы: отразил красоту Божьего мира, был христианином, у него душа была чистая, не обозлен на мир:)
Не только великие люди могут быть людьми с "горячим сердцем". Им может быть каждый из нас, хорошо выполняющий какое-нибудь дело. Например: у нас в классе есть дети, которые хорошо мастерят, решают задачи, пишут стихи, поют, рисуют.
9. Творческая работа. (Слайд 25)
Следующий этап нашей работы - нарисовать необычный цветок.
10. Заключительный этап урока .
Что такое красота православного мира?
Что вам понравилось сегодня на уроке?
11.Домашнее задание
Выполнить задание № 1 на стр.69 учебника.
Презентация из цикла "Священная Библейская история Ветхого Завета" о творении Богом мира и человека по учебнику архиепископа Вениамина (Пушкаря), митрополита Владивостокского и Приморского (3,9 Мв, pptх).
Дополнительные адреса для скачивания:
Все презентации этой серии можно скачать или перебросить на свои аккаунты (как по отдельности, так и архивом) на Яндекс.Диске и на Облако@Mail.Ru
Сканы некоторых слайдов. Увеличенное изображение открывается в отдельном окне по клику на картинке:
Послайдовое содержание презентации.
Слайд 2
. Джеймс Тиссо. Сотворение мира
. Творение Богом мира и человека
Книга Бытия
→
Бог - Творец
→
Ангельский мир
→
Материальный мир
→
Слайд 3
. Свиток
. Книга Бытия
. Эта книга называется так потому, что повествует нам о том, как «все начало быть, что начало быть», т.е. как Бог призвал видимый мир из небытия к бытию.
Слайд 4
. Моисей пишет Книгу Бытия
. Автором этой Священной Книги является великий пророк и вождь еврейского народа Моисей. Скрытый текст
: Он написал эту книгу для того, чтобы увековечить историю происхождения мира и первоначальных судеб человечества, когда устные предания об этом стали искажаться и даже постепенно исчезать.
Слайд 5
. Все повествование книги Бытия, содержащей в себе 50 глав
, можно разделить на три
главные и существенные части
.
↓ Первая
(1-3 гл.) повествует о происхождении мира и грехопадении прародителей.
↓ Вторая
(4-11 гл.) излагает историю первобытного падшего человечества, гибель его в водах потопа, размножение и рассеяние по всему миру послепотопного человечества.
↓ В третьей
(12-50 гл.) содержится история жизни еврейского народа.
Слайд 6
. Айвазовский И.К. Сотворение мира. Хаос
. Бог - Творец мира и человека
.
Слайд 7
. Фотография природы
. Красота, гармония, разнообразие
… Скрытый текст
: Мир, рассматриваемый в его внешней красоте и внутренней гармонии, представляет собой дивное создание, изумляющее стройностью своих частей и чудесным разнообразием своих форм.
Слайд 8
. Фотография космоса
. «Космос» - красота, порядок
. Скрытый текст
: Еще древнегреческий гений, созерцая разумное устройство в мироздании, дал ему имя космоc (kosmos), что значит красота, порядок.
Слайд 9
. Познание мира - познание Творца
. Скрытый текст
: Познавая посредством телескопов и радиотелескопов необъятные глубины космоса и в то же время проникая в мир элементарных частиц, современная наука усматривает на всем видимом печать невидимого Надмирового Разума.
Слайд 10
. Икона «Троица». Прп. Андрей Рублев, первая половина 15 в
. Творец мира и человека - Бог
. Скрытый текст
: Вот этот-то Надмировой или Божественный Разум, который открывается в мире и через мир человеку, по свидетельству Священной Библии, является не только устроителем этого мира, но и его Творцом.
Слайд 11
. Книга Библии
. Священная Библия на первых своих страницах сообщает нам тайну происхождения этого видимого мира.
Слайд 12
. Айвазовский И.К. Сотворение мира
. Время - форма бытия материального мира
. «В начале сотворил Бог небо и землю» (Быт.1,1), - говорит бытописатель Моисей. Скрытый текст
: В этих немногих словах выражена та необъятная по своей глубине истина, что все-все существующее на небе и на земле, а следовательно, и первобытное вещество, имеет свое начало. Словом «в начале» указывается, что мир не вечен, он призван из небытия к бытию Богом во времени, или вернее сказать - с самим временем. До появления мира не было времени, ибо время есть форма бытия материального мира.
Слайд 13
. Фотография Земли из космоса
. Причина происхождения мира - воля Бога
. Скрытый текст
: Бог является естественной причиной происхождения вселенной, и без Него ничего не могло произойти. Мир не мог произойти ни от «случая», ни от «самозарождения». Он произошел от свободного решения воли всемогущего Бога, благоволившего из небытия воззвать мир к временному бытию.
Слайд 14
. Это решение вытекало единственно из любви и благости Творца с целью дать и твари возможность насладиться этими величайшими свойствами Его Существа.
Слайд 15
. Гюстав Доре. Сотворение света
. В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог
(Ин.1,1). И вот «…Он, - по словам боговдохновенного псалмопевца, - сказал - и сделалось, Он повелел - и явилось» все (Пс.32,9). Скрытый текст
: По толкованию святых отцов Церкви, под творческим Словом Божиим надо понимать Вторую Ипостась Святой Троицы - Сына Божия, через Которого, по выражению евангелиста Иоанна Богослова, «все… начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть» (Ин.1,3). Так как во втором стихе первой главы книги Бытия говорится и об участии в творении Духа Святого, то можно думать, что Бог действовал при создании мира как предвечная Троица.
Слайд 16
. Мир сотворен из ничего
. Скрытый текст
: Творение мира из ничего или из небытия есть одна из основных истин христианской веры. Хотя в Библии и не встречается слова «из ничего», но оно подразумевается уже на первых ее страницах. Это слово впервые ввели в употребление святые отцы и учители Церкви в противовес господствовавшему тогда дуалистическому мировоззрению многих языческих мыслителей, которые признавали наряду с вечным Богом вечно существующую материю, из которой Бог затем создал разнообразные формы видимого мира. В свою очередь, языческие мудрецы возражали против монистического воззрения святых отцов и говорили, что из ничего нельзя создать что-либо. Св. Василий Великий в ответ на их возражение пояснил, что Бог создал мир не из ничего в буквальном смысле слова, но из «Своего могущества». Так что слово «из ничего» нам надо понимать в том смысле, в каком его употребляли святые отцы. Поскольку в Боге нет никакого изменения, то можно думать, что образ мира вечно существовал в Его Уме. Иначе выражаясь, идея мира всегда существовала у Бога, но затем она, по всеблагой Его воле, получила свою реализацию во времени.
Слайд 17
. Небесные силы (фрагмент росписи стены Михайловского Златоверхого собора в Киеве)
. Ангельский мир
.
Слайд 18
. Коллаж - земля и небо
. Бог создал два мира: небесный, земной
. Скрытый текст
: О духовном мире Библия дает нам совсем мало сведений. Из контекста всей Библии можно составить следующее представление о духовном, или ангельском, мире.
Слайд 19
. Священник Александр Егоров. Силы Небесные
. Ангельский мир был создан Богом прежде мира материального. Скрытый текст
: Об этом ясно говорит нам Сам Господь в книге Иова: «Егда (сотворены) быша звезды, восхвалиша Мя гласом велиим вси Ангели Мои» (Иов.38,7).
Слайд 20
. Рисунок Ангела
. Ангелы есть существа мыслящие, желающие, чувствующие
, как и люди, но бестелесные
.
Слайд 21
. Гюстав Доре. Ангельская феерия («Потерянный рай»).
Число ангелов очень велико.
Слайд 22
. Гюстав Доре. «Потерянный рай
». По своим совершенствам ангелы не одинаковы и делятся на несколько степеней. Самый низший из ангелов по своей природе выше самого одаренного человека. Скрытый текст
: Судьбы духовного мира от нас скрыты, но одно событие, известное нам из Священного Писания, немного приоткрывает тайну этого мира.
Слайд 23
. Гюстав Доре. «Потерянный рай
». Все ангелы были созданы Богом добрыми. Они жили в непосредственном общении с Богом и находились в блаженном состоянии.
Слайд 24
. Гюстав Доре. «Потерянный рай
». И вот один из высших ангелов, по имени Денница, возгордившись своими совершенствами, вышел из послушания Богу…
↓ …сделался злым диаволом (клеветником), сатаною (противником) и увлек за собой многих подвластных ему ангелов.
Слайд 25
. Гюстав Доре. «Потерянный рай
». Архангел Михаил - вождь Ангелов, оставшихся верными Богу…
↓ …низвергнул всех злых ангелов в ад, т.е. в место, где отсутствует спасительная благодать Божия.
Слайд 26
. Гюстав Доре. «Потерянный рай
». Таким образом, необъятная гордость, которая не допускает и тени смирения и не дает места раскаянию, затворила навсегда для падших ангелов Царство Небесное…
↓ …и низринула их в адскую бездну, где в вечных узах духовного мрака они соблюдаются на день Страшного Суда.
Слайд 27
. Фотография Земли из космоса
. Материальный мир
. Материальный мир был создан Богом за шесть творческих дней или творческих периодов. Скрытый текст
: Еврейское слово день (иом) - означает не только наш земной день, но вообще неопределенный промежуток времени.
Слайд 28
. Чюрленис М.К. Сотворение мира
. Первый творческий Божественный акт
- первоматерия. ↓ Из первоначальной материи - ↓ все формы бытия.
Слайд 29
. Чюрленис М.К. Сотворение мира
. Первоначальное состояние
новосозданной материи Моисей называет:
↓ землею
(скрытый текст
: потому что земной шар был потом образован именно из этой первоматерии)
↓ бездной
(скрытый текст
: указывая этим на ее беспредельность и необозримость для человеческого глаза)
↓ водою
(скрытый текст
: означая этим неустойчивость, подвижность, разреженность первобытного вещества, сравнительно с современным состоянием материи)
↓ невидимой
(скрытый текст
: в смысле отсутствия тех определенных признаков и качеств, с которыми материя явилась впоследствии, по завершении творческой деятельности, и с которыми она наблюдается теперь)
↓ неустроенной
(скрытый текст
: В смысле отсутствия тех законов, которыми так премудро и гармонично была обусловлена ее жизнь впоследствии («земля же была безвидна и пуста» (Быт.1.2))
Слайд 30
. Чюрленис М.К. Сотворение мира
. Над бездной праматерии была тьма
. Скрытый текст
: Это выражение бытописателя можно истолковать в том смысле, что это первичное состояние праматерии недоступно человеческому познанию. Это вещество предстоит перед человеческим сознанием как «бездна», не исследуемая и «вглубь», и «вширь».
. «И Дух Божий носился над водою
» (Быт.1,2). Скрытый текст
: Этими словами бытописатель выражает ту мысль, что Третья Ипостась Святой Троицы - Дух Божий - готовил это первозданное вещество к дальнейшим творческим Божественным актам.
Слайд 31
. Айвазовский И.К. Сотворение мира
. Скрытый текст
: И вот из этого готового первозданного, но еще неустроенного вещества происходит дальнейшее творение, совершившееся в продолжении шести дней, или периодов, когда всесильная рука Божия, по словам священного писателя книги Премудрости Соломоновой, творит мир «из необразного вещества» (Прем.11,18).