» » Принцип причинной обусловленности в социальной диагностике. Основные принципы и методы социальной диагностики

Принцип причинной обусловленности в социальной диагностике. Основные принципы и методы социальной диагностики

Принцип объективности - во-первых, социальный педагог не должен зависеть от внешних факторов; во-вторых, социальный педагог должен противостоять влиянию на результаты собственных незнаний, аберрации собственного жизненного опыта. Это может блокировать коррекцию социальной патологии. Влияние таких факторов может негативно отразиться как на сборе фактов, так и на их интерпретации.
Принцип верификации социальной информации как установление ее достоверности. Социальная действительность содержит много противоріч, единичных фактов и случайностей. Поэтому, чтобы формулировать на их основе закономерности, необходимо проверить эмпирические данные теорией, сопоставлять сведения, полученные с разных каналов.
Вследствие этого необходимо применять в диагностике и принцип системности . Все социальные проблемы является полікаузальними, то есть, их зарождение и развитие определяется не одним, а несколькими причинами. В связи с этим для того, чтобы определить источник и способы решения жизненной трудности клиента, необходимо проанализировать его мікросоціальне среду, семейные взаимоотношения, иметь представление о интеллектуальный уровень и особенности характера клиента, состояние его здоровья.
Специфическим принципом диагностики можно считать и принцип клієнтоцентризму , то есть рассмотрения всех сторон социальной действительности, всех связей социальной ситуации с точки зрения интересов и прав клиента. Другие социальные институты защищают интересы государства и общества, их отдельных учреждений или организаций. Социальный работник - интересы клиента (конечно, если это не входит в конфликт с законом) и с учетом такой позиции строит всю свою деятельность.
В реальной действительности все явления и процессы находятся в универсальном взаимосвязи и взаимодействия, поэтому важным принципом является диагностики
принцип причинной обусловленности .
Принцип комплексного подхода в социальной диагностике заключается в необходимости учета и анализа всех условий и факторов, повлекших или способствуют возникновению определенного социального явления.
Принцип конфиденциальности - неразглашении результатов социального диагноза без персональной согласия на это лица, которая выступала объектом исследования.
Принцип научной обоснованности предусматривает, что результаты анализа должны быть валидными и надежными.
Принцип ненанесение вреда - диагностические результаты ни в коем случае не должны быть использованы во вред человеку, которая исследовалась.
Принцип эффективности - не стоит предлагать человеку рекомендации, которые по результатам диагноза для нее не полезны, могут привести к нежелательным или непредсказуемым последствиям.

Социальная диагностика взаимоотношений в обществе основывается на строго определенных исходных научных положениях, соблюдение которых при их осуществлении является обязательным и необходимым условием получения достоверных результатов исследования, адекватно отражающих сущность происходящих процессов и социальных изменений в обществе, в его структурах или отдельных группах и дающих возможность определить реальные пути и средства разрешения назревших проблем. Эти основные исходные положения называются принципами социальной диагностики.

Коренным из них является принцип объективности , сущность которого состоит в правдивом, непредвзятом рассмотрении социальных явлений, исключающем любые искажения действительности в личных, групповых или ведомственных интересах. Сложность реализации этого принципа заключается в том, что лица, осуществляющие то или иное исследование с целью установления социального диагноза, сами, в силу своих индивидуальных особенностей, политических или должностных пристрастий, могут, помимо своей воли, привносить определенные субъективные мнения в оценки полученных результатов , а порой идти на скрытый подлог или игнорирование особенно нежелательных фактов, тенденций или же, напротив, на преднамеренное выпячивание самых несущественных из них. К сожалению, подобные факты имели место в нашей действительности. Не устранены они и в настоящее время. Поэтому строгое следование принципу научной объективности должно стать неотложным нравственным качеством любого исследователя социальных процессов и явлений, ибо только беспристрастное заключение и сделанные по нему выводы имеют реальную научную и практическую значимость.

В социальной диагностике важное значение имеет и такой всеобщий принцип научного познания, как принцип причинной обусловленности . В реальном мире все явления и процессы находятся в универсальной связи и взаимодействии, причем каждое явление находит свое основание в некоторых других и определяется ими как своими причинами. Наличие этой всеобщей взаимосвязи и причинной обусловленности позволяет в процессе исследования социальных явлений не ограничиваться простым описанием отдельных фактов или событий, а обращаться к выяснению закономерностей их возникновения, развития и функционирования, к поиску их причин.

Практическая ценность такого подхода состоит также и в том, что он создает предпосылки для выявления и всестороннего изучения гносеологии исследуемого явления или события, позволяет увидеть все многообразие возможных форм его выражения в зависимости от того, как будут складываться сопутствующие ему обстоятельства или иные воздействующие на него условия и факторы. В качестве иллюстрации можно обратиться, например, к такому негативному социальному явлению, как преступность, все больше и больше поражающей наше общество. Исходя из принципиального положения о всеобщей связи и причинной обусловленности социальных процессов, исследование криминогенной обстановки следует органически увязывать с общими социально-экономическими, нравственно-правовыми и другими условиями, прямо или опосредованно влияющими на состояние преступности. Так, по данным американских социологов и психиатров, рост безработицы всего лишь на 1 % увеличивает число совершаемых преступлений в стране: убийств на 650, а тюрьмы пополняются более чем на 3 тыс. преступников. Как видим, казалось бы, на первый взгляд далекие друг от друга такие социальные явления, как безработица и преступность, на самом деле, вследствие всеобщей причинной обусловленности, находятся в непосредственной взаимосвязи и их нельзя рассматривать изолированно одно от другого, а тем более не учитывать эту связь при разработке и реализации конкретных программ по их преодолению.



Поэтому, как отражение объективной реальности при осуществлении социальной диагностики, возникает необходимость строгого соблюдения принципа комплексного подхода к изучению и исследованию любых социальных процессов, явлений или событий. Как бы ни были значимы сами по себе отдельно взятые социальные проблемы, события или факты, они не могут раскрыть всю глубину рассматриваемого явления, не дают возможности выявить и распознать все его взаимосвязи и обусловленности. Искусственное ограничение и сужение диагностируемого явления какими-то показателями чревато неизбежными искажениями ожидаемых результатов.

Значение этого принципа социальной диагностики становится еще более очевидным, если учесть, что вся социальная сфера представляет собой бесчисленное множество прямых и опосредованных человеческих отношений, поступков и действий в самых различных формах их проявления , вследствие чего вычленение отдельных из них возможно и допустимо лишь в целях накопления каких-то конкретных данных и может носить лишь условный характер. Например, задавшись целью разработать социальный диагноз состояния пожилых людей в условиях перехода народного хозяйства страны на рыночные отношения, нам, конечно, необходимо будет провести ряд специальных исследований по проблемам пенсионного обеспечения, медицинского обслуживания, жилищных условий, обеспеченности ухода со стороны членов семьи для проживающих в семьях или по проблемам одиноких пожилых людей и т. д. Однако полученные по ним результаты не могут рассматриваться в отрыве один от другого, вне общей связи с обстановкой в стране в целом, дальнейшими перспективами развития общества, потому что проблемы пожилых людей - это общечеловеческие проблемы и их решение возможно только комплексными усилиями государства и всех его граждан.

В этом, можно сказать, проявляется одна из специфических особенностей социальной диагностики, в ходе которой вырабатывается социальный диагноз , являющийся не только конечным результатом научного исследования тех или иных социальных явлений, но и исходным документом для принятия соответствующими органами и организациями конкретных практических мер по реализации содержащихся в них рекомендаций. Такая ответственная роль и значимость социального диагноза накладывает повышенные требования к его научной обоснованности и подтверждаемости сделанных выводов и предлагаемых рекомендаций, осуществление которых становится возможным лишь только тогда, когда в ходе исследования ни один факт или событие не будут самым тщательным образом проверены и изучены, не будут выявлены все причины и уже наступившие или ожидаемые последствия. Значение принципов обоснованности и подтверждаемости в социальной диагностике усиливается еще и тем, что за каждым результатом социального диагноза стоит жизнь людей, судьба которых может во многом зависеть от принятых на его основе решений.

Одним из ярких тому примеров может послужить печально известное в нашей истории событие, когда по необоснованным рекомендациям группы ученых-социологов в семидесятых годах было принято ошибочное решение о переселении жителей малых, так называемых неперспективных деревень, в крупные населенные пункты и районные центры, нанесшее трудновосполнимый ущерб нашему сельскому хозяйству, а еще больше - нравственному состоянию людей, вынужденных рвать свои исторические корни, уходить из родных мест, которые когда-то обживали и осваивали их предки, где покоится их прах.

Рассмотренные принципы социальной диагностики, также как и исследуемые процессы или явления, тоже находятся во всеобщих связях и взаимозависимостях, следуя которым мы имеем возможность с большей объективностью и обоснованностью познать сущность и внутреннюю логику социальных событий или явлений, правильно отразить их в социальном диагнозе. Допущенное в данном случае их последовательное рассмотрение объяснимо лишь учебно-методическими интересами, а в реальном научном исследовании все они проявляются и взаимодействуют в неразрывной совокупности.

Эти основные исходные теоретические положения - принципы социальной диагностики взаимоотношений в обществе - реализуются посредством применения специальных приемов или методов практического освоения социальной действительности, изучения конкретного события или явления. В зависимости от специфики диагностируемого социального явления, поставленных целей и задач, могут использоваться различные методы исследования, имеющие как всеобщий, так и частный характер.

Одним из основных методов социальной диагностики является всеобщий метод материалистической диалектики, суть которого проявляется в том, что процесс выявления и осмысления фактов, событий и явлений основывается на отражении в сознании исследователя объективной диалектики самой социальной действительности. При этом любое явление или событие рассматривается и исследуется в состоянии своего становления и развития, что исключает субъективность в подборе и толковании фактов, предвзятость и односторонность. Диалектика как метод социальной диагностики расширяет возможности социального предвидения и прогнозирования, потому что позволяет обнаружить самые глубинные причины и связи происходящих событий, вскрыть присущие им внутренние закономерности, а следовательно, с достаточной степенью научной достоверности обозначить зарождающиеся в них тенденции .

В исследовании социальных явлений, как и в любом другом научном исследовании, широко используются и такие два основных метода, как аналитический и синтетический . Аналитический метод - это такой путь исследования, в процессе которого рассматриваемое событие или явление разлагается на простейшие составляющие его части и каждая из них подвергается тщательному изучению. Применение этого метода позволяет, по мере увеличения степени дробления (разложения) целого на части, достигать максимально возможного в каждом конкретном случае сужения анализируемых проблем социального явления как целого, при одновременном повышении точности специальных методов диагностики. Рассмотренная выше в качестве примера общая схема социальной диагностики построена именно на применении аналитического метода исследования, в процессе которого взятое для исследования явление (в данном случае демографическая ситуация) разлагается на ряд более простых элементов, которые, в свою очередь, могут быть еще более дифференцированы, а следовательно, полнее и точнее изучены.

Противоположностью аналитического метода является синтетический метод познания сущности социальных явлений или происходящих событий. Суть его состоит в том, что изучению подвергаются сначала простейшие элементы исследуемых социальных объектов, накапливается необходимый массив конкретного знания, информации, а потом на их основе путем логических сопоставлений и обобщений делаются заключения о состоянии исследуемого явления, т. е. процесс исследования развивается в направлении от частного к общему по законам логики и ее учения о выводе и доказательстве.

В качестве небольшой иллюстрации вернемся к нашему примеру с диагностированием демографической ситуации. При применении синтетического метода исследователю предстоит сбор и накопление первичного фактического материала по самым конкретным и, казалось бы, частным вопросам данной проблемы. Это могут быть материалы о динамике народонаселения в целом по стране, по регионам за какой то определенный период (по годам или иным временным интервалам), статистические данные об абсолютном числе родившихся и умерших и в относительных показателях (в расчете на 100 тыс. населения) в тех же территориальных масштабах и пунктах, число браков и разводов, число родившихся и умерших детей и т. д. Располагая этими исходными материалами, можно приступить к последовательному их осмыслению, группировке по причинам и факторам, постепенно продвигаясь к выявлению общей демографической ситуации и свойственным ей на момент изучения временных или устойчивых тенденций.

Каждый из рассмотренных основных методов, используемых в социальной диагностике и терапии взаимоотношений в обществе, в свою очередь реализуется посредством применения и использования других специальных методов и приемов научного исследования, составляющих целостную систему. Это, например, методы статистического, структурного, ситуационного, факторного анализа, метод измерений и дифференциации, методы моделирования (конструирования) и прогнозирования . Всем им присуща собственная методика, отражающая их специфику и способы применения. Детальное ознакомление с ними предстоит при изучении других учебных дисциплин (социальное управление, социология, психология, социальное прогнозирование и др.), поэтому остановимся на некоторых из них, в частности, рассмотрим несколько методов проведения исследования методом качественных оценок - методом измерений и дифференциации , - осуществляемого с привлечением группы экспертов.

Применение этого метода в социальной диагностике наиболее целесообразно на ее заключительной стадии, когда возникает необходимость из нескольких предлагаемых проектов решения исследуемых социальных проблем выбрать в данном случае наиболее оптимальный, исходя из имеющихся материальных и финансовых возможностей, нравственно-правовых и других конкретных условий. При этом суждения экспертов, даваемые ими качественные и количественные оценки предлагаемых вариантов решений служат основным источником информации. Но поскольку характер этой информации различен, то используются и различные методы ее обработки и анализа.

Одним из них является метод парных сравнений . Его суть состоит в том, что эксперту последовательно предъявляются пары альтернативных проектов решений и предлагается указать для каждой из них, какой вариант решения этой социальной проблемы, с точки зрения эксперта, является более предпочтительным. В конечном итоге из всех предъявленных эксперту пар определяются альтернативные варианты, ранжированные по степени предпочтительности. Из ранжированных таким методом вариантов решений соответствующие государственные органы или специализированные общественные объединения (по поручению и в интересах которых проводилось исследование) избирают наиболее приемлемый для них в данных условиях.

Возможен и другой метод с использованием экспертных оценок. Это метод множественных сравнений . Он отличается тем, что экспертам последовательно предъявляются не пары альтернативных проектов решений, а тройки, четверки и т. д. вариантов, что менее вероятно, но возможно . И в данном случае процедура оценок примерно такая же, как и в предыдущем методе. Преимущество его состоит в том, что при большом количестве вариантов решений имеется возможность систематизировать наиболее близкие из них и сгруппировать по совпадающим показателям.

Широкое распространение получил специальный метод ранжирования альтернатив , в процессе которого эксперт упорядочивает по предпочтению все имеющиеся варианты решения исследуемых социальных проблем. Способы ранжирования могут быть разные, например по степени наибольшей предпочтительности по отношению ко всем остальным . Указанный экспертом наиболее (или наименее) предпочтительный вариант исключается из дальнейшего рассмотрения (его ранг уже определен). Затем такая же процедура повторяется с оставшимися вариантами и так до тех пор, пока все они не будут соответствующим образом ранжированы. Такая группировка альтернативных вариантов облегчает окончательный выбор одного из них, сообразуясь с возможностями и условиями.

Эти и другие кратко рассмотренные нами основные принципы и методы социальной диагностики взаимоотношений в обществе позволяют сделать вывод о том, что выработанные наукой и практикой методические приемы и способы их осуществления открывают, при правильном их использовании, широкие возможности для значительного повышения объективности, достоверности и эффективности ее результатов.

Тема 2. Социально-педагогическое исследование социальной среды.

4.Методы диагностики микро- и мезо-социума.

5. Социальный паспорт класса, школы, микрорайона.

Макросреда (от грен, makros - длинный, большой) - совокупность институтов и отношений, охватывающих существую­щую в обществе социально-экономическую систему с соответствующей политической надстройкой (политическим режимом). К. институтам макросреды относятся спо­соб материального производства, произ­водительные силы, производственные и общественные отношения, политическая система, цивилизация и др. В социоло­гии она изучается как взаимоотношение человека с государством, общественными и политическими институтами. В дан­ном контексте человек рассматривается как гражданин, член макросообщества или государства. Макросреда в социо­логической науке является объектом изу­чения преимущественно общесоциоло­гических теорий.

Мезосреда (от греч. mesos - средний, срединный, промежуточный) - совокуп­ность институтов и отношений, состав­ляющих основу социально-антропологичес­кой структуры общества. К мезосреде относятся институты, образующие и пред­ставляющие взаимоотношения человека с обществом, как горожанина, сельско­го жителя, члена определенной социаль­ной группы, партии или организации. Мезосреда в социологической науке яв­ляется объектом изучения преимуще­ственно частных (специальных) социо­логических теорий.

Микросреда (от греч. mikros - ма­лый) - совокупность институтов и от­ношений, составляющих непосредственное социальное окружение человека и оказы­вающих решающее влияние на формирование и развитие личности. К институтам микросреды относятся: семья, первич­ные трудовые коллективы, малые соци­альные группы и общности. Микросре­да в социологической науке является объектом изучения преимущественно прикладной социологии, социометрии.


Сущность социальной диагностики.
Диагностика как вид профессиональной деятельности специалиста по социальной работе.
Проблемы объективности социального диагноза.
Термин «диагностика» используется в медицине для обозначения процесса распознавания болезни, постановки диагноза. Диагностика как социальная практика получила признание и распространение в конце 19 начале 20 вв., постепенно сменив ранее существовавшие методы обобщения и анализа информации о социальной действительности.
Представления о патологиях состояния общества или индивидов и групп в этом обществе как о социальных болезнях утвердилось вместе с зарождением социальной работы. Это объясняет тот факт, что значительная часть терминологии социальной работы как отрасли знания и практической деятельности сходна с медицинской терминологией, так же как терминология, определяющая содержание и организационное оформление некоторых «сквозных» для всех видов социальной работы технологий: социальная диагностика, социальная терапия, профилактика и т.д. Это объясняется не только удобством использования хорошо разработанного понятийного аппарата, но и сходством этих двух областей деятельности.
Социально-экономические условия жизни были признаны в той или иной степени ответственными за нарушения здоровья. В науке утвердился термин «социальные болезни» для обозначения заболеваний, которые в первую очередь вызваны социально-экономическими условиями жизни человека. Сегодня этот термин применяется в основном не в сфере медицины, а в сфере социальных наук; социальными болезнями считают одиночество, бедность, голод и др. По этой причине использование «медицинской модели» технологического подхода применительно к процессу социальной работы претерпело в настоящее время определённое развитие и изменение. Распознавание социальной патологии, которую желательно изжить, или социальной проблемы, которую необходимо разрешить, вызывает в первую очередь вопрос о том, что понимается под патологией, нормой, проблемой. В самом общем смысле можно сказать, что патология - это объективное отклонение от нормы, а проблема - это осознанная патология, отклонение, которое вызывает беспокойство людей, мотивирует их преобразующую деятельность. При этом этот вопрос довольно сложен и по-разному решался на различных этапах истории человеческого общества. Понятие социальной нормы внутренне противоречиво. Его принято рассматривать на двух уровнях: с одной стороны, за то, что характеризует взгляды и поведение большинства, то, что в социальной действительности математически описывается как нормальное распределение; с другой стороны, это общепризнанное правило, то, что предписывается всем в качестве образца поведения и чувствования. Вероятно, в идеале второй вариант объяснения этого понятия должен быть обусловлен первым: образцом признаётся то, что присуще большинству. Но действительность превосходит любые идеальные представления о ней, поэтому понятия о норме и патологии могут подчиняться иным, гораздо более парадоксальным закономерностям.
Сущность социального диагноза заключается в точном определении причинно-следственных связей, порожденных условиями жизни клиентов социального обслуживания. Социальный диагноз предполагает сбор информации о клиентах и условиях их жизнедеятельности, а также её анализ для разработки программы социальной помощи. Цель диагностики состояния социального объекта - это установление достоверности информации о нём и окружающей его действительности, прогнозирование его возможных изменений и влияние на другие социальные объекты, а также разработка рекомендаций для принятия организационных решений, социального проектирование действий по оказанию социальной помощи.
Постановка социального диагноза - это процесс творческий, но имеющий определенный алгоритм действий, использования процедур и средств решения проблемы. Многие выдающиеся ученые, работавшие в самых различных областях науки, имели свои творческие, индивидуальные подходы к постановке и выяснению истины. Наиболее последовательно охарактеризовал технологичность творческого анализа и диагноза проблем социального развития В.И. Вернадский. Он советовал придерживаться правил:
проводить детальный анализ;
видеть за частным общее;
не ограничиваться описанием явления, а глубоко исследовать его сущность и связь с другими явлениями;
не избегать вопроса «почему?»;
прослеживать иᴄᴛорию идей;
собирать как можно больше сведений о предмете исследования из литературных источников;
изучать общие закономерности научного познания;
связывать науку с другими отраслями знания, с общественной жизнью;
не только решать проблемы, но и находить новые, нерешенные.
В социальной диагностике учитываются две группы факторов: социальные (внешние) и биологические (внутренние). Часто задача состоит в том, чтобы дать клиенту целостную характеристику с позиции медико-биологических, психолого-педагогических и социально-экономических параметров.
Таким образом, социальная диагностика представляет собой весьма сложный и ответственный вид деятельности специалистов социальной работы. Она требует соответствующего профессионального мастерства, поскольку затрагивает судьбы людей, различных социальных групп. На базе социального диагноза выделяются приоритеты и осуществляется выбор в оказании той или иной социальной помощи.
Социальная диагностика, как разновидность профессиональной деятельности, основывается на ряде принципов. Прежде всего, это принцип объективности, который следует рассматривать в двух аспектах. Во-первых, исследователь не должен зависеть от влияния внешних факторов (например, желания и предпочтений начальства). Во-вторых, социальный работник должен противостоять влиянию на результаты проводимого им анализа внутренних факторов - собственных предрассудков, незнания, аберрации собственного жизненного, семейного опыта.
По этой причине необходимо также использовать принцип верификации социальной информации, т.е. установления её достоверности, возможности проверки при помощи других процедур или других источников данных.
Вследствие данных обстоятельств нужно применять и принцип системности в диагностике, так как абсолютно все социальные проблемы являются поликаузальными, т.е. их зарождение и развитие определяется не одной причиной, а несколькими, часто даже системой, сетью причин.
Специфическим принципом диагностики в социальной работе стоит считать принцип клиентоцентризма, т.е. рассмотрения всех сторон социальной действительности, всех связей и опосредований социальной ситуации с точки зрения интересов и прав индивидуального или группового клиента.
Принцип причинности обусловлен универсальной связью и взаимодействием всех явлений и процессов в реальном мире, что позволяет в процессе исследования не ограничиваться описанием отдельных факторов или явлений, а выяснить закономерности их возникновения и функционирования.
Принцип комплексного подхода в изучении социальных явлений объясняется тем, что социальная сфера представляет собой сложное переплетение множества прямых и опосредованных человеческих поступков, отношений, в самых различных формах их проявления.
Принципы научной обоснованности и подтверждаемости особенно важны, ибо за каждым решением, принятым на основе социального диагноза, стоит жизнь конкретных людей, их судьбы.
Принцип конфиденциальности предполагает неразглашение результатов социального диагноза без персонального согласия на это лица, которое являлось объектом исследования. Если это дети, то на разглашение результатов обязательно требуется согласие родителей или замещающих их лиц.
Принцип эффективности предполагает, что не следует предлагать человеку такие рекомендации, которые по итогам диагноза для него бесполезны, могут привести к нежелательным или непредсказуемым последствиям.
Среди общих требований, которым должны отвечать методы социальной диагностики, следует назвать валидность, надежность, однозначность и точность. Есть ряд и дополнительных, специальных требований, предъявляемых к выбору диагностических методов в социальной работе. Во-первых, предпочтителен метод наиболее простой из всех возможных и наименее трудоемких из тех, что позволяют получить требуемый результат. Простая опросная методика иногда может быть результативней сложного теста.
Во-вторых, метод должен быть доступным не только для социального работника, но и для клиента при минимуме физических и психологических условий, необходимых для его проведения.
В-третьих, технология применения методов (инструкция) должна быть ясной и понятной. Она должна настраивать клиента на доверительные отношения с социальным работником, на сотрудничество, исключающее возникновение побочных мотивов, способных отрицательно повлиять на результаты.
В-четвертых, обстановка и условия проведения диагностики не должны отвлекать клиента от соучастия в диагностике.
Проблемы, которые необходимо решать социальному работнику во взаимодействии с клиентом или группой, бывают иногда тупиковыми; могут возникать неожиданные ситуации и обстоятельства, становящиеся преградой на пути достижения целей. Если социальный работник хочет понять поступки клиента, он начинает с выявления причин соответствующих действий, т.е. мотивов поведения, в основе которых чаще всего лежат потребности. Неудовлетворенные потребности порождают социальные проблемы. Социально-диагностическая технология не только выявляет реальные проблемы, но и выполняет прогностическую функцию. Составление социально значимых прогнозов невозможно без оценки существующих ресурсов, разработки диагностических технологий.
В последнее время в социальную диагностику все чаще стали включать такие методы, как:
Зондажно-информационное обследование конкретного социума, сбор сведений о состоянии домовладения и инфраструктуры, численности, составе и динамике местного населения;
Социально-исторические обследования, в т.ч. изучение истории заселения и освоения данной территории, процессов складывания и изменения состава местного населения и его занятий;
Информационно-целевой анализ различных документов, статей из местной и центральной прессы, материалов электронных средств информации, писем и жалоб граждан в СМИ;
Социальное картографирование, т.е. показатели, характеризующие социально-пространственное распределение и динамику населения.

Социально-экономическое развитие страны во многом определяет жизненный потенциал людей. Важнейшим критерием развития человека является индекс развития человеческого потенциала, включающий такие аспекты, как ожидаемая продолжительность жизни, уровень образования, реальный душевой валовый внутренний продукт. В совокупности эти показатели отражают три главных качества: здоровую жизнь, знания, достойный человека уровень жизни. Они же являются важнейшим диагностическим методом в понимании социальных процессов в оценке социальной политики государственной власти.
Среди методов диагностирования личности следует выделить следующие:
Интервью является самым универсальным методом сбора и поиска информации. Существует два типа интервью: свободное и формализованное, эффективность интервью зависит от степени его подготовленности.
Анкетирование предназначено для выявления конкретных фактов при помощи большого круга лиц. Углубленный сбор информации при помощи анкет представляет собой тестирование. Перед составлением анкеты следует уточнить какая, именно нужна информация, как она будет использоваться, как можно классифицировать и обобщать ответы.
Методы обработки и анализа информации включают: анализ проблем, анализ факторов, вызывающих проблему, анализ взаимного влияния этих факторов, сравнение различной информации.
Сравнение является неотъемлемой частью диагностики на всех ее этапах. Стоит отметить, что для сравнения используются нормативные эталоны, стандарты, выбранные как желаемые показатели. В ходе проведения диагностики важно выделить такие сравнения, которые помогут определить потенциальные результаты, на которых будет базироваться принятие стратегических путей решения социальных проблем.
В процессе диагностики требуется определить степень важности тех или иных проблем и порядок срочности их решения. Необходимо сказать, что для этого разработан ряд методов. Широкое распространение получил метод ранжирования альтернатив, в процессе которого эксперт упорядочивает все имеющиеся варианты решения исследуемых социальных проблем по определенному рангу, как наименее или наиболее предпочтительные.
Метод дерева целей исходит из того, что каждая глобальная цель делится на подцели, которые стоят на пути достижения главной, пока не будет достигнут уровень настолько конкретных целей, с точки зрения интересующих нас задач, что дальнейшее деление не будет иметь смысла.
Наблюдение - метод, который используется при изучении внешних проявлений поведения человека. Существуют различные разновидности наблюдения. Слово не единственный показатель, по которому можно оценить мысли и намерения, проблемы собеседника. Важно улавливать и мимику, жесты, позу, усиление голоса, выражение лица, глаз, улыбку. Отсутствие реакции собеседника обычно говорит о том, что он или не понял или не согласен со сказанным.
Беседа в социальной диагностике - это метод получения и корректировки информации на основе вербальной коммуникации. Ведение беседы требует определенных знаний и навыков по общей и социальной психологии, логике, риторике, этике и т.д.
Социометрия - это метод опроса и алгоритм для математической обработки первичных измерений. Суть ее сводится к исчислению разнообразных персональных и групповых индексов.
Мониторинг - это организация постоянного отслеживания информации, включенное наблюдение, оценка и анализ социальных ситуаций в фокусе их изменения, с прогнозированием этих изменений на определенную перспективу.
Методы тестирования особенно широко распространены. Их существует множество, они разделяются на группы по ряду признаков: индивидуальные и групповые; вербальные и невербальные; количественные и качественные; общие и специальные и др. Достоинство тестов состоит в том, что они могут применяться к категориям населения, различающимся по возрасту, культуре, профессии, жизненному опыту и т.д.
Биографический метод - способ исследования, диагностики, коррекции и проектирования жизненного пути личности, в контексте ее личной иᴄᴛории и перспектив развития ее индивидуального бытия и взаимоотношений с другими людьми.
Существуют и другие методы социальной диагностики: метод фокус-групп, ситуационный анализ, создание сценариев, метод «Делфи», «докладная записка»; методы активизации инновационных решений, методы обработки данных, логические методы, контент-анализ, метод «репертуарных решеток», выявление семантического пространства и другие методы, позволяющие ставить социальный диагноз и получать желаемый результат.
Социальная диагностика является необходимым звеном преобразовательной практики в цикле: диагноз - прогноз - программа - внедрение. Разработка диагноза определяет профессиональную среду деятельности социального работника, связанную с практической постановкой социального диагноза. Для того чтобы провести социальный диагноз в технологии социальной диагностики, выделяют ряд процедурных этапов:
ознакомление с клиентом, постановка задач, выделение состава диагностируемых ситуаций, параметров ситуации, выбор основных показателей или критериев;
измерение и анализ показателей;
формулирование и оформление выводов, заключений по диагнозу.
Уровни социальной диагностики можно разделить в соответствии как с решаемыми на этих уровнях задачами, используемыми средствами и методами, так и с организационно- управленческой структурой страны.
Так, общесоциальный уровень социальной диагностики эквивалентен в России федеральному уровню государственной власти; на этом уровне изучается состояние всего общества или его больших социально - демографических групп: детей, пожилых людей, женщин, мужчин, молодёжи. Этим занимаются как государственные, так и негосударственные, независимые научно - исследовательские учреждения академической и прикладной направленности; институты, фонды, научные центры, которые могут решать как чисто научные, так и прикладные задачи.
Кроме этого, существует так называемая ведомственная научно - исследовательская система - специальные подразделения, аналитические службы при аппарате Президента, Правительства РФ, в соответствующих министерствах. Инструментарий таких исследований преимущественно социологический, экономический, демографический. Могут использоваться весьма масштабные методы (всеобщие переписи населения, всероссийские моʜᴎᴛоринги социально - экономического положения семьи). Надо признать, что процедуры такого сбора информации довольно дорогостоящи и режим реального времени в них соблюсти невозможно.
Можно отметить также региональный уровень организации социальной диагностики, которая проводится как силами научных подразделений в субъектах Федерации, так и соответствующими службами при администрациях субъектов Федерации. Если организации федерального уровня подробно исследуют какой - либо конкретный регион, имеется совмещение методов и задач двух уровней. При социальной диагностике регионального уровня используют результаты всероссийских исследований применительно к соответствующей территории. Подобный анализ необходим на региональном уровне не только для того, чтобы знать состояние и динамику процессов социального функционирования в том или ином регионе и на её основе рекомендовать различные изменения, но и для практических организационных мер. Адресная социальная помощь малоимущим слоям населения основана на конкретных социальных показателях стоимости жизни, прожиточного минимума, средней заработной платы, средней пенсии, которые значительно различаются на разных территориях.
Известные различия характера и насыщенности территориальных социальных исследований могут быть объяснены различными причинами. Во - первых, невысокий интерес к ним можно объяснить тем, что социальное самочувствие населения территории не является социальной проблемой, т.е. не вызывает беспокойства у общественности и органов, принимающих решения. Во- вторых, наличие или отсутствие в регионе научных или учебных заведений, имеющих кадры квалифицированных социологов, социальных психологов, экономистов, статистов, демографов, в значительной степени влияет на уровень развитости прикладных социальных исследований. Полученная информация не просто принимается к сведению, а служит основой для принятия мер, направленных на полное или частичное устранение существующей трудности.
Наконец, наиболее тесное взаимодействие с клиентами, наиболее всестороннее изучение социального функционирования на локальном и индивидуальном уровне предполагает проведение социальной диагностики, осуществляемой непосредственно специалистами в учреждениях социального обслуживания населения.
На уровне непосредственной социальной работы с клиентом функции социальной диагностики несколько изменяются. Главной её целью становится определение социальной проблемы клиента и нахождение правильных средств для её разрешения. Обеспечение социальной политики на местном, региональном или, тем более, федеральном уровне также входит в компетенцию социального работника, однако отнюдь не в первую очередь.
На более высоких уровнях социальная диагностика может быть отдельной отраслью деятельности, осуществляемой специальными сотрудниками, которые интерпретируют собранные ими данные. По итогам этой работы могут быть предприняты какие - либо действия, но не обязательно. Социальная диагностика - необходимая стадия технологического процесса, начало работы в любой сфере обслуживания, с любой категорией клиентов и любым типом социальных проблем. Она ни личностно, ни организационно не отделена от других этапов социального вмешательства. Ни один социальный работник не занимается только социальной диагностикой, но каждый социальный работник наряду с другими обязанностями должен выполнять функции социального диагноста.
Беседа с клиентом наиболее точно может быть определена как коммуникация или взаимодействие. Это искусство и наука. Начинающим работникам, сталкивающимся с этой формой деятельности, необходимо обладать знанием и пониманием явных и тайных причин того или иного поведения человека. Знание этого способствует эффективности работы и терпимости к людям. Только внимательное выслушивание и наблюдение за тем, как люди ищут помощи, сможет превратить объективные факты и субъективные чувства в часть межличностного общения, включающего открытые и закрытые послания, их расшифровку и реакцию на различные уровни общения.
К основным навыкам, необходимым для ведения беседы, относятся такие десять принципов:
информировать клиента о продолжительности беседы;
начинать беседу после того как клиент понял ситуацию;
стараться быть доброжелательным, чтобы создать свободную непринуждённую атмосферу;
постараться увидеть ситуацию глазами клиента;
осознать опасность вынесения суждений, а не принятия человека таким, как он есть;
развивать навыки социального общения, к примеру, улыбнуться, чтобы помочь общению;
вначале избегать вопросов, на которые можно ответить «да» или «нет»;
не говорить, не домысливать за клиента;
не слишком торопиться, не суетиться;
научиться справляться с паузами и молчанием клиента.

Каждая беседа обычно фиксируется на какой - то основной проблеме например, исследование финансовых проблем клиента, его болезней, обид, взаимоотношений. Каждая беседа - знакомство должна иметь чёткую схему, т.е. начало, середину, конец. Каждая последующая беседа - встреча с клиентом должна как - то базироваться на содержании предыдущей, при этом должны быть использованы письменные или видеозаписи.
В процессе беседы обращения к одним и тем же трудностям может дать социальному работнику какой - то «ключ». Надо обращать внимание на несоответствия и умолчания. К примеру, подвергшийся насилию человек может и не хотеть вмешательства из вне.
Беседа - интервью социального работника отличается от повседневных бесед тем, что они имеют тему, направленную на достижение конкретной цели, временные рамки обычно бывают определены, предполагается положительное или отрицательное развитие взаимоотношений. Первая встреча социального работника и клиента, помимо чисто информативной функции, имеет, по меньшей мере, три цели: стремление заключить союз с клиентом относительно методов лечения, т.е. социальный работник старается понять чувства и мысли клиента; старается вселить в клиента чувство надежды, что он справится с ситуацией; демонстрирует методы и формы работы.
Удачные беседы не зависят только от содержания разговора, важно, если к работнику после этого интервью относятся как к человеку, способному понять чувства клиента, их мысли по поводу их трудностей, и как социальный работник реагирует на субъективные чувства клиента и использует их в рабочих отношениях. Интервью считается успешным, если работник попытается устранить барьеры общения, приводящие к непониманию.
Социальному работнику при социальной диагностике клиента важно уметь правильно задавать вопросы. Так, социальный работник, задающий вопросы в подозрительной или обвинительной манере, и не заинтересованным или недружелюбным тоном, вызовет у клиента чувство страха и недоверия. Задавание большого количества вопросов выглядит как допрос, а слишком мало вопросов может помешать выявить важные моменты. Другим барьером может служить слишком частое задавание вопроса «почему», так как оно подразумевает, что клиент должен объяснять своё поведение, это приводит к заниманию им оборонительной позиции. Предпочтительнее начинать вопрос со слова «что», так как он может выявить информацию, важную для обоих участников разговора.
Умелое использование вопросов - это нечто мало изученное в практике социальной работы. Оно очень важно, так как это не только сбор информации, но и один из путей начала процесса изменения.
Исследование большого объёма литературы свидетельствует о том, что независимо от школы, социальные работники должны уметь слушать, наблюдать и реагировать. Обретение навыков посещения клиентов, понимания специфики их жизни, навыки задавания вопросов, решения проблем планирования действий - всё это далеко не просто. Чтобы стать опытным консультантом, мало быть заботливым и понимающим, надо ещё умело применять на практике многочисленные приёмы и методы работы. Хороший специалист по социальной работе обладает следующими шестью качествами:
симпатия или понимание - попытка видеть мир глазами другого человека;
уважение, реагирование на проблему клиента таким образом, чтобы передать уверенность в том, что он сможет её решить;
конкретность, чёткость, чтобы тот, кого консультируют, максимально чётко понимал проблему;
искренность, умение вести себя естественно во взаимоотношениях с клиентом;
знание самого себя, оказание другим помощи в познании себя;
сиюминутность, иметь дело именно с тем, что происходит в настоящий момент встречи.

Важной чертой в работе с отдельными клиентами, в частности с пожилыми людьми, является оценочный анализ. Оценочный анализ - это продолжительный процесс, целью которого является понимание людей во взаимосвязи с окружающей их действительностью: это основа планирования того, что необходимо сделать, чтобы сохранить, улучшить или изменить состояние человека и окружающей его обстановки. Навык проведения оценочного анализа, получения результатов, зависит от таланта и профессионализма социального работника, в совокупности с человеческими взаимоотношениями. Стоит отметить, что для такой работы нужен человек, умеющий организовывать, систематизировать и проанализировать полученную информацию, при этом он должен тонко чувствовать обстановку и быть способным понять уникальность каждой конкретной ситуации.
Традиционно оценочный анализ в социальной работе стремится следовать по пути, ведущему к источникам (ресурсам), а не по пути потребностей, т.е. должны разрабатываться модели, разделяющие цели и средства. Хорошие практические результаты вытекают из широкого, всеобъемлющего оценочного анализа, а не узкого, ориентированного лишь на социальные услуги. Разумеется, анализ такого рода в отношении пожилых людей может побудить к усовершенствованию услуг: клиенты смогут дольше жить независимо, качество их жизни и тех, кто за ними ухаживает, улучшится.
В реальности, конечно, следование принципу удовлетворения потребностей невозможно, если не хватает ресурсов. В социальной работе мы всегда находимся в ситуации, когда потребности превышают средства, поэтому многие службы при оказании помощи придерживаются принципа приоритета. Исследования, касающиеся того, что было выявлено в процессе оценочного анализа, показывают, что в зависимости от конкретных обстоятельств данного клиента собирается большой объём информации социального, психологического, экономического, политического и духовного плана, характеризующей сущность индивида.
Оценочный анализ предполагает возможность ошибки или предубеждённого отношения социального работника. Чтобы избежать этого, следует проводить перекрёстные проверки данных, а кроме того:
развивать в себе самоконтроль, чтобы почувствовать, когда вы пытаетесь нормализовать, слишком оптимистично или рационально рассматривать полученные данные;
быть способным противостоять обладающим более высоким статусом или властью и выступать против их мнения, если это необходимо;
рассматривать все оценки как рабочие гипотезы, которые должны наполняться содержанием по мере поступления информации и знаний.
необходимо заметить, что для создания целостной картины ситуации клиента важно работать в команде, состоящей из представителей разных дисциплин. Роль социального работника в такой команде и навыки, которыми он должен обладать, будут включать в себя:
партнёрство, способность работать с коллегами, распределять задания;
умение вести переговоры, представлять, какой результат желаем лично для социального работника и для других, умение идти на компромисс и конфронтацию;
работа в сети, сбор и отбор нужной информации, установление связей между людьми и создание групп взаимной поддержки;
коммуникация (общение), написание эффективных отчетов;
изменение рамок проблемы (предложение более широких подходов, обсуждение альтернативных путей её решения);
гибкость (умение учиться у коллег);
руководство и оценка, измерение результатов и изменение методов и целей в связи с этим.

Ведение записей, ранее считавшееся рутинной обязанностью, начинает признаваться как основное умение, причём в ведении записей, где возможно, принимают участие и клиенты. В записях фиксируются вводные факты, свидетельства, чувства, решения, предпринятые и планировавшиеся действия, мониторинг, обзор, оценочный анализ и другая значимая информация. Они могут принимать форму детального отчета, обстоятельного обобщения каждого факта и контакта, форму для записей, в которой записывается закодированная информация, или могут включить в себя длинные социальные истории, программы индивидуальных планов.
Главной целью ведения записей является улучшение качества услуг, но их также можно использовать как:
материал для преподавания и обучения;
для административных целей;
исследования и оценки;
для иллюстрации недостатков или отсутствия услуг;
для сохранения преемственности в случае замены работников;
как помощь в планировании и принятии решений;
для управления развитием;
для облегчения участия клиента в решении проблемы.
Как минимум в записях должны содержаться: суть проблемы или ситуации; доступные и необходимые источники и ресурсы; краткосрочные, средне - и долгосрочные цели; план действия и точка зрения клиента. Систематические записи ведутся по четырём отдельным разделам: документ оценки, карта моʜᴎᴛоринга, формы для периодических записей, информация о расходах.
Документ оценки может быть создан для сохранения баланса между структурной, заранее закодированной информацией, и для создания записей личных характеристик каждого клиента. Его шесть секций охватывают такие основные записи как: возраст, адрес, формальные и неформальные контакты, жилищные и финансовые условия и т.д.
Карта мониторинга состоит из одного листа, на котором изображена матрица - 7 дней недели. По вертикали - дни недели, по горизонтали - критические периоды дня, такие как приём пищи, время сна.
Формы для периодических записей, используемые каждые три месяца для проверки процесса оказания помощи, считаются наиболее ценными в период кризиса и перемен. Информация о расходах - это запись израсходованных социальным работником средств на оплату помощникам.

я.

Социальная диагностика - это процесс исследования социального объекта, явления путем распознавания и изучения причинно-следственных связей, отношений, характеризующих его состояние и тенденции развития. Цель диагностики заключается в проникновении в сущность конкретных социальных проблем, присущих объекту или явлению, и их описание в системе показателей (норм, нормативов, ориентиров диагностируемой сферы жизнедеятельности).

Соц диагностика изуч не столько личность, сколько ее социальное окружение.

Структура социальной диагностики включает:

Изучение социально-психических и возрастных особенностей людей

Определение их способностей и интересов

Изучение профессиональных интересов и условий жизни этих людей, круга их общения, анализ социального климата их жизнедеятельности

Выявление позитивных и негативных влияний на индивида со стороны социального окружения.

В целях диагностирования могут быть использованы различные методы: опросы, наблюдение, изучение существующих письменных материалов, кейсы, игровые методы, картографирование, библиографич методы.

Этапы:

Составляется гипотеза

Проверяется (анкеты, опросы, наблюдение,)

Постановка диагноза

Прогноз

Общая схема методики осуществления диагностики сложилась и ее можно рассматривать в качестве исходной базовой модели. Она включает в себя ряд этапов:
предварительное ознакомление с объектом, которое предполагает получение достоверного представления о предмете изучения, определение его сильных и слабых сторон, возможных направлений изменения и совершенствования;
проведение общей диагностики, т. е. постановка задач, выделение состава диагностируемых ситуаций, определение эталонных (нормативных) параметров ситуаций, выбор методов диагностирования;
проведение специальной диагностики по каждой из взятых для углубленного исследования проблем, измерение и анализ всех необходимых показателей;
построение выводов, на основе которых делается заключение.

Эффективное ведение социальной диагностики предполагает соблюдение ее важнейших принципов. Под ними нужно понимать строго определенные исходные положения, соблюдение которых является целесообразным и даже необходимым условием получения достоверных результатов исследования.

  • объективность заключается в непредвзятом рассмотрении социального объекта, исключающем любые искажения действительности в чьих-то интересах, ибо только беспристрастное заключение и сделанные по нему выводы имеют реальную научную и практическую значимость;
  • причинность обусловлена универсальной связью и взаимодействием всех явлений и процессов в реальном мире, что позволяет в процессе исследования не ограничиваться описанием отдельных фактов или явлений, а выяснить закономерности их возникновения и функционирования;
  • комплексный подход в изучении социальных явлений объясняется тем, что социальная сфера представляет собой сложное переплетение множества прямых и опосредованных человеческих поступков, отношений, действий в самых различных формах их проявления, и выделение отдельных возможно лишь условно, для накопления каких – либо конкретных данных. При диагностике эти конкретные данные всегда нужно увязывать со всем комплексом проблем;
  • научная обоснованность и подтверждаемость особенно важны, ибо за каждым решением, принятым на основе социального диагноза, стоит жизнь конкретных людей, их судьбы.

Схема анализа отклоняющегося поведения

1. Индивидуально-типологическая ранимость: » сенситивность (повышенная чувствительность к любому внешнему воздействию); » эмоциональность (яркость переживаний) и эмоциональная лабильность (резкие перепады настроения); » пониженный фон настроения; » импульсивность (склонность к быстрой, необдуманной, неконтролируемой реакции); » низкая адаптивность (неспособность быстро и эффективно изменять свое поведение в ответ на изменения ситуации).

2. Нарушения саморегуляции личности: » преобладание негативных эмоциональных состояний (тревоги, бессилия, отчаяния, боли, вины, агрессии, депрессии) и внутренних конфликтов; » алекситимия - слабая речевая регуляция (непонимание своих переживаний и неумение формулировать их в словах, склонность отыгрывать аффекты в действиях, слабое развитие рефлексии).

Перечисленные особенности саморегуляции формируются в течение жизни. Сочетание нескольких проблем определяет психологическую предрасположенность к отклоняющемуся поведению.

3. Ресурсы личности (ее жизненно важные качества и компенсаторные возможности): » духовность; » здоровье и ценности здорового образа жизни; » внешняя привлекательность; » общительность, способность к сотрудничеству; » активность; » интеллект, специальные способности; » целеустремленность и честолюбие; » высшие чувства (совесть, ответственность, чувство долга, сострадание, вера); » творчество, хобби; » профессиональная квалификация, дело (работа, учеба); » достижения; » любовь, дружба, значимые личные отношения; » жизненный опыт.

Наличие перечисленных ресурсов у конкретной личности означает реальную возможность компенсации личностных или жизненных проблем. Они обеспечивают толерантность (устойчивость) личности к отклоняющемуся поведению. Также они определяют способность личности бороться со своей склонностью к зависимости. Их отсутствие или слабая выраженность означают дефицит внутренних ресурсов и слабую способность бороться с девиацией, незащищенность перед ней.

4. Дефицит социально-поддерживающих систем: отсутствие родительской семьи; » неполная семья (отсутствие отца); » зависимая семья; » девиантная семья; » низкий социальный статус семьи.

5. Социально-психологические условия, запускающие и поддерживающие отклоняющееся поведение: » состояние социально-психологической дезадаптации; » состояние фрустрации жизненно важных потребностей; » научение в референтной группе (на дискотеке, в школе); » провокация или давление со стороны.

6. Особенности отклоняющегося поведения (ОП): » ситуация, в которой впервые имело место ОП; » ситуации, в которых ОП проявляется в настоящее время; » степень выраженности поведения (способ, частота, обстоятельства, индивидуальный ритм).

7. Заключение.» форма и степень выраженности ОП; » степень социальной дезадаптации; отношение к ОП самой личности; » поддерживающие внешние условия (подкрепляющие стимулы); » поддерживающие внутренние условия (индивидуально-личностная предрасположенность и психологическая выгода); » ингибиторы (препятствующие условия); » ресурсы личности; » возможные пути преодоления (стратегия изменения); » формы и методы социально-психологической помощи.

В работе социальный педагог должен использовать диагностические методики:

  1. Опросник А.Басса и А.Дарк. Качества: все виды агрессии.
  2. Модификация теста Розенцвейга. Качества: фрустрация.
  3. Тест “Конфликтная ли вы личность?” Качества: конфликтность.
  4. Тест – опросник Шмишека. Качества: акцентуация.
  5. Тест школьной тревожности. Качества: тревожность.
  6. Шкала ситуативной тревожности и шкала личностной тревоги (опросник Спилберга) Качества: тревожность.Шкала одиночества (Д.Рассе, Л.Пепо, М.Фергюсон). Качества: социальная изоляция, депрессия, скука.

Карта личности (форма с34па)

В числе обязательных документов, которые составляются социальным педагогом, медико-психолого-педагогическая характеристика подопечных, которая относится к числу документов внутреннего пользования и не подлежит огласке. Социальный педагог может самостоятельно выполнять диагностические операции, а также прибегать к услугам специалистов

В случае, когда результаты диагностической деятельности используются социальным педагогом в собственной социально-педагогической деятельности, они, как правило, оформляются в единую « Карту личности», «Медико-психолого-педагогическую характеристику личности», « Социально-педагогический паспорт личности и т.п.

Социальный педагог должен помнить три вещи:

Чем больше пунктов заполнено в карте личности тем лучше и полнее будет картина личности. Но при этом необходимо понимать целесообразность заполнение тех или иных пунктов формы, а следовательно и проведении диагностических исследований.

При заполнении максимально уменьшить субъективный фактор, по возможно каждый пункт в форме подтверждать результатом диагностических тестов или другими материалами. Например " Социально-бытовые условия" заполнять на основе Акта обследования семьи, "Мышление" - на основе психологической диагностики.

Карта личности - документов внутреннего пользования и не подлежит огласке. В том числе при сборе, обработке и хранении информации.

Карта личности

1. Состояние здоровья и развития учащегося (заполняется школьным врачом или с его слов).

2. Психологическая атмосфера в семье: данные о родителях, другие члены семьи, тип семьи, характер взаимоотношений родителей с ребенком, организация режима труда и отдыхаю

3. Особенности учебной деятельности: успеваемость учащегося, отношение к учению, интеллектуальные возможности учащегося, мотивы учения.

4. Положение в классном коллективе, отношение к коллективу.

5. Отношение к общественной деятельности и общественно полезному труду.

7. Особенности сферы свободного общения учащегося.

8. Уровень самооценки личности.

9. Особенности поведения.

Методика диагностики микросреды. Под микросредой понимается общество индивидов, объединенных общими ценностями, интересами, проживающих в одинаковых социальных и экономических условиях.

Диагностику микросреды можно разделить на диагностику микросреды социального института, в структуру которого включен ребенок (социально-педагогическая характеристика микросоциума, Карта-характеристика микрорайона школы, Карта-характеристика жизненного пространства семьи и т.п.) и диагностику микросреды личности (Карта обследования жизненного пространства ребенка).

При проведении диагностики микросреды социальному педагогу важно:

Выбрать цель, уточнить содержание и методы сбора информации;

Построить практическую деятельность, опираясь на принципы объективности, адекватности, детерминизма;

Обеспечить этичность, личностный подход, педагогическое моделирование и предвидение в рамках проводимого обследования;

Определить адекватную задаче форму интерпретации результатов и форму графического (вербального) представления результатов.

Паспорт микрорайона содержит информацию, которая позволяет специалисту принимать обоснованные оценки и решения, всесторонне учитывающие ситуацию в микрорайоне, особенности природной, материальной, социальной среды. Использование паспорта придает социально-педагогической деятельности четко спланированный, системный характер.

Социальная диагностика как социальная технология

Термин «социальная диагностика» получил распространение в конце 20-начале 30-х гг. XX века. В настоящее время «социальная диагностика» утвердилась как важнейшее направление в социальной работе. Термин «диагностика» («диагноз» в переводе с греческого - распознавание, определение) заимствован из медицины.

«Диагностика» (греч. «diagnostikos» - способный распознавать) - общий способ получения исчерпывающей информации об изучаемом объекте или процессе. Значение диагностики в области социальных отношений и процессов аналогично «выявлению» характера заболевания в медицине: если вовремя и правильно определены признаки и причины возникновения заболевания, то можно надеяться на благополучный ход лечения и положительные результаты. Неправильный диагноз не только обесценивает усилия врачей, но и сводит к нулю шансы на выздоровление больного. Все сказанное в области соматического (телесного) здоровья относится и к психическому здоровью, в том числе к выявлению уровня знаний, интеллекта (педагогический аспект), а потому диагностика в социальной работе - чрезвычайно важная деятельность, требующая высокой квалификации и технологичности.

Некоторые авторы предлагают в социальной практике заменить этот термин понятием «проблемный анализ» или рассматривать процесс как выявление основных причин, или как экспертную оценку, полагая, что такое толкование имеет больше отношения к сбору необходимой информации и позволит избежать включения в это понятие психологических и медицинских аспектов.

Цель диагностики состояния социального объекта - установление достоверности информации о нем и окружающей его среде, прогнозирование его возможных изменений и влияния на другие социальные объекты, а также выработка рекомендаций для принятия организационных решений, социального проектирования действий по оказанию социальной помощи.

Задачи социальной диагностики

Социальная диагностика решает типичные для нее задачи, к которым относятся:



Выявление специфических социальных качеств, особенностей развития и поведения клиента;

Определение степени развитости различных свойств, их выраженности в количественных и качественных показателях;

Описание диагностируемых особенностей клиента, когда это необходимо;

Ранжирование специфических свойств клиента.

3 Постановка социального диагноза

Постановка социального диагноза - это процесс творческий, но имеющий определенный алгоритм действий, использования процедур и средств решения проблемы. Многие выдающиеся ученые, работавшие в самых различных областях науки, имели свои творческие, индивидуальные подходы к постановке и выяснению истины. Наиболее последовательно охарактеризовал технологичность творческого анализа и диагноза проблем социального развития В.И. Вернадский. Он советовал придерживаться правил:

Проводить детальный анализ;

Видеть за частным общее;

Не ограничиваться описанием явления, а глубоко исследовать его сущность и связь с другими явлениями;

Не избегать вопроса «почему?»;

Прослеживать историю идей;

Собирать как можно больше сведений о предмете исследований из литературных источников (преимущественно научных), обращаясь к оригиналам;

Изучать общие закономерности научного познания (думать о том, как думаешь);

Связывать науку с другими отраслями знания, с общественной жизнью;

Не только решать проблемы, но и находить новые, нерешенные.

В социальной диагностике учитываются две группы факторов: социальные (внешние) и биологические (внутренние). Часто задача состоит в том, чтобы дать клиенту целостную характеристику с позиции медико-биологических, психолого-педагогических и социально-экономических параметров.

Как известно, человек представляет собой единство биологического, духовного и социального во всей сложности их связей и взаимоотношений, в рамках единого целого.

Принципы социальной диагностики

Социальная диагностика - весьма сложный и ответственный вид деятельности специалистов социальной работы. Она требует соответствующего профессионального мастерства, поскольку затрагивает судьбы людей, различных социальных групп. На основе социального диагноза выделяются приоритеты и осуществляется выбор в оказании той или иной социальной помощи. В связи с этим социальный работник должен соблюдать ряд социально-этических требований - принципов диагностики.

Принцип конфиденциальности. Неразглашение результатов социального диагноза без персонального согласия на это лица, которое являлось объектом исследования. Если это дети, то на разглашение результатов обследования обязательно требуется согласие родителей или заменяющих их лиц.

Принцип научной обоснованности. Результаты анализа должны быть, как минимум, валидными (достоверными) и надежными.

Принцип ненанесения ущерба. Диагностические результаты ни в коем случае не должны быть использованы во вред человеку, который подвергся исследованию.

Принцип объективности. Выводы исследования должны делаться на основе научно обоснованных, объективных данных и не должны зависеть от субъективных установок тех, кто проводит исследование или пользуется его результатами.

Принцип эффективности. Не следует предлагать человеку такие рекомендации, которые по итогам диагноза для него бесполезны, могут

Принцип причинности. Обусловлен универсальной связью и взаимодействием всех явлений и процессов в реальном мире, что позволяет в процессе исследования не ограничиваться описанием отдельных фактов или явлений, а выяснить закономерности их возникновения и функционирования;

Принцип комплексного подхода. В изучении социальных явлений объясняется тем, что социальная сфера представляет собой сложное переплетение множества прямых и опосредованных человеческих поступков, отношений, действий в самых различных формах их проявления и выделения отдельных возможно лишь условно, для накопления каких-либо конкретных данных. При диагностике эти конкретные данные всегда нужно увязывать со всем комплексом проблем;

Принцип верификации социальной информации, т.е. установления ее достоверности, возможности проверки при помощи других процедур или других источников данных. Социальная действительность полна противоречий, единичных фактов и случайностей, и, чтобы формулировать на их основе закономерности, необходимо проверять эмпирические данные солидной теорией, сопоставлять сведения, полученные по различным каналам.

Принцип системности в диагностике, так как абсолютно все социальные проблемы являются поликаузальными, т.е. их зарождение и развитие определяется не одной причиной, а несколькими, часто даже системой, сетью причин. В связи с этим, для того чтобы определить источник и способы разрешения жизненного затруднения клиента, необходимо проанализировать его микросоциальную среду, его семейные взаимоотношения; необходимо также иметь представление об интеллектуальном уровне и особенностях характера клиента, о состоянии его здоровья.

Принцип клиентоцентризма, т.е. рассмотрения всех сторон социальной действительности, всех связей и опосредований социальной ситуации с точки зрения интересов и прав индивидуального или группового клиента. Другие социальные институты защищают интересы государства и общества, их отдельных учреждений или организаций. Социальный работник защищает интересы клиента (разумеется, если это не входит в конфликт с законом) и с учетом этой позиции строит всю свою деятельность.