» » Специальность "Социальная работа": кем работать? Выбор профессии. Социальная работа в вузах Специальность специалист по социальной работе учебные заведения

Специальность "Социальная работа": кем работать? Выбор профессии. Социальная работа в вузах Специальность специалист по социальной работе учебные заведения

Курсы социальных работников предназначены для слушателей, желающих работать в органах социального обслуживания, в профильных социальных центрах, в интернатах и реабилитационных центрах.

Социальный работник осуществляет реализацию программ социальной помощи, предоставление общественных услуг и оказывает помощь клиентам для решения их личных и социальных проблем.

Программа обучения социальных работников разработана в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 1 июля 2013 г. №499 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам».

Программа «Социальный работник профессиональное обучение» опирается на требования профессионального стандарта «Социальный работник» (утвержден приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 ноября 2013 г. №677н «Об утверждении профессионального стандарта Социальный работник»), а также на общероссийский классификатор занятий ОК 010-20141 (МСКЗ-08) и на требования современного рынка труда.

Целью программы профессионального обучения социальных работников является формирование профессиональных компетенций сотрудников центров социального обеспечения населения, а также всех заинтересованных лиц.

Курс для социальных работников состоит из теоретических лекций, интерактивных презентаций, видеоуроков, тестов и ситуационных задач.

В рамках обучения социальных работников бесплатно вы можете консультироваться с личным менеджером по тематике курса, получить бесплатное электронное пособие по курсу, оперативная отправка документов об образовании по окончанию обучения.

Вы сможете пройти обучение социальных работников в удобное для Вас время. Подготовка социальных работников стала еще удобней с программой дистанционного обучения.

Мы предлагаем изучить курс социальный работник дистанционно.

Курс предназначен для:

Лиц, желающих освоить программу профессионального обучения «Социальнй работник», имеющих высшее (бакалавриат, специалитет) или среднее профессиональное образование.

Преимущества курса:

1. Подготовка социальных работников длится 2 месяца, вы можете проходить обучение в любое удобное для вас время и с любого мобильного устройства, без отрыва от производства.

2. В случае если Вы не успели сдать все внутренние экзамены, Вы можете продлить обучение на неопределенный период за символическую стоимость.

3. Вы всегда можете вернутся к лекции или видеокурсу, чтобы закрепить материал, воспользоваться электронной библиотекой.

Требования к слушателям:

1. Полное среднее образование.

2. Копии документов, требуемых для прохождения обучения и выдачи удостоверения о повышении квалификации:

  • Документ о полном среднем образовании;
  • Копия трудовой книжки;
  • Копия паспорта;
  • Документ о смене фамилии, если она менялась.

ЧАСТО ЗАДАВАЕМЫЕ ВОПРОСЫ

После того как вы отправите заявку или наш менеджер свяжется с Вами Вам выставляется Счет, если вы юридическое лицо, либо формируется квитанция для оплаты в любом банке, либо Вы можете самостоятельно оплатить услугу положив курс в корзину, с помощью сервиса Robokassa. Счет, квитанция, договор и программа выбранного курса будут отправлены Вам на электронную почту указанную в заявке.

Некоммерческое образовательное учреждение дополнительного профессионального образование, в соответствии с российским законодательстве не подлежит государственной аккредитации. Государственной аккредитации подлежат только высшие учебные заведения.

В течении дня, с момента получения оплаты, договора с вашей подписью и пакета заявлений для формирования личного дела. Доступ предоставляется на вашу личную электронную почту.

Вам на почту придет электронное уведомление о окончании курса. Либо по окончанию курса в вашем личном кабинете появится электронное уведомление об успешном окончании курса. В случае, если ничего не происходит, тогда Вам необходимо связаться с Вашим персональным менеджером, тьютором, написать в техническую службу – вам оперативно предоставят информацию о статусе вашего обучения.

Все зависит от выбранной вами программы. Каждая программа рассчитана на определенное количество часов. Например 288 ак. ч. – рассчитана на 2 месяца. Но Вы можете пройти обучение быстрее сдав все тесты и решив ситуационные задачи и кейсы. В случае если Вы не успеваете пройти программу в установленные договором сроки, ВЫ можете приобрести неограниченный доступ к программе. Его стоимость зависит от выбранной Вами программы. Например, приобретение неограниченного доступа по программам «Медицинский массаж», «ЛФК», «Сестринское дело» 288 и 504 академических часа стоит 7000 тысяч рублей, в рамках покупки неограниченного доступа с Вами заключается дополнительное соглашение к вашему договору об оказании образовательных услуг.

В случае если Вы приобретаете длительные сертификационные или профессиональные курсы, Вам необходимо будет не только пройти практику, но и написать дипломную работу, и сдать квалификационный экзамен. Экзамен можно сдать дистанционно в рамках онлайн конференции в назначенный день, или приехать на очный сертификационный экзамен. В случае если Вы житель Москвы и МО, мы можем направить вас на практику к нашим партнёрам совершенно бесплатно. В зависимости от курса для прохождения практики может понадобиться медицинская книжка. Уточняете подробности у Вашего личного менеджера.

Вы получите документы от 3-х до 14-ти календарных дней. Мы работаем с курьерской службой EMS (Почта России) за счет Заказчика, а также отправляем документы Почтой России бесплатно.

Если Вы хотите получить документы быстрее – мы можем отправить их за ваш счет указанной Вами курьерской службой. Данные о курьерской службе сообщите сразу Вашему персональному менеджеру.

Да. У нас есть официальные агентские представительства в г. Красноярск, Краснодар и филиал который осуществляет образовательную деятельность по набавлению «Косметология» в г. Екатеринбург.

Конечно. Организацией обучения выездных циклов у нас занимаются менеджеры корпоративного отдела. Учебный процесс по выездным циклам отлажен. При необходимости задействуется мобильный симуляционный центр. Каждый запрос организации мы рассматриваем индивидуально и предлагаем разумное и выгодное решение нашему партнёру.

Да, конечно. Наш центр аккредитован на всех электронных площадках. Мы постоянно участвуем в закупках по 44-ФЗ.

Наш Центр работает без НДС. Образовательные услуги некоммерческой организации дополнительного профессионального образования в соответствии с пп. 14, п.2 ст. 149 НК РФ не облагаются НДС (не подлежит налогообложению (НДС) реализация на территории Российской Федерации услуг в сфере образования, оказываемых некоммерческими образовательными организациями по реализации общеобразовательных и (или) профессиональных образовательных программ (основных и (или) дополнительных), программ профессиональной подготовки, указанных в лицензии, или воспитательного процесса, а также дополнительных образовательных услуг, соответствующих уровню и направленности образовательных программ, указанных в лицензии).

В случае, если Вы расторгаете договор на оказание образовательных услуг до начала обучения, то мы возвращаем вам все 100% уплаченной Вами суммы, без каких-либо удержаний. Для оформления возврата денежных средств вам необходимо заполнить письмо на фирменном бланке Вашей организации или личное заявление, указав реквизиты платежа, причину возврата, банковских реквизиты на которые необходимо вернуть средства, и прислать нам скан-копию, а оригинал либо принести в Центральный офис, либо отправить письмом с уведомлением Почтой России, заранее уведомив об этом вашего персонального менеджера. Возврат денежных средств производится в течении 14 календарных дней с момента получения письменного обращения гражданина, и регистрации данного заявления менеджером по качеству.

У нас нет специальной службы занятости студентов. Однако, к нам часто обращаются работодатели и партнёры с просьбой о предоставлении квалифицированных кадров. О подобных вакансиях мы сообщаем нашим слушателям, или размещаем объявления в группах и социальных группах в интернете.

Слушателям, у которых нет медицинского образования в МЦПО разработаны специальные программы: «Медицинский массаж. Комплексный курс», «Детский массаж. Комплексный курс». В рамках этих курсов слушатели получат максимум информации для в целях самосовершенствования, получим диплом установленного образца.

Также можно получить образование и по смежным направлениям, например ЛФК и SPA-оператор, что сделает вас еще более конкурентоспособным на рынке труда.

Социальные работники оказывают всестороннюю помощь людям, взаимодействуя преимущественно с незащищенными категориями граждан. Они работают с беженцами, детьми-сиротами, пенсионерами, помогая им получить социальную, правовую, материальную поддержку. Профессия подходит тем, у кого нет интересов к школьным предметам (см. выбор профессии по интересу к школьным предметам).

Краткое описание

Профессия очень древняя, несколько сотен лет назад таких специалистов называли благотворителями, миссионерами. Часть социальных обязанностей возлагалась на монахов и монахинь, которые давали приют, пищу и минимальный уровень образования бедным людям. Сегодня все изменилось, а эту работу выполняют уполномоченные представители социальных служб, которых прикрепляют к каждому человеку или семье, нуждающихся в государственной помощи и поддержке. Преимущественно специалист ведет следующие группы граждан:

  • пенсионеры и люди с ограниченными возможностями;
  • дети и подростки, страдающие от врожденных и приобретенных заболеваний, семейного насилия и других проблем;
  • женщины, ставшие жертвой любого вида насилия;
  • зависимые граждане;
  • люди, лишившиеся жилья, получившие травмы, потерявшие близких во время катастроф;
  • многодетные семьи и другие.

Социальный работник напрямую контактирует с населением, проверяя, в каких условиях содержатся дети, как распределяются средства, выделенные государством на новорожденного. Они носят продукты больным людям и пенсионерам, оказывают эмоциональную поддержку гражданам, страдающим от зависимостей (алкогольная, наркотическая, игровая и другие). Труд непростой и опасный, ведь специалист никогда не знает о том, что ожидает его за закрытой дверью той или иной квартиры. Социальные работники получают не слишком высокий оклад, традиционно эту профессию выбирают женщины, более склонные к состраданию, чем мужчины.

Особенности профессии

Социальный работник должен любить людей. Это первое требование, которое негласно выдвигают к специалистам. В обязанности такого сотрудника входит следующий перечень обязательных работ:

  • анализ вверенного участка, выбор людей, нуждающихся в социальной помощи и защите (временно или на постоянной основе);
  • работа с жалобами и обращениями населения, проверка информации, принятие решения по каждому отдельному заявлению;
  • предоставление всех видов социальных услуг, информирование граждан об их правах и обязанностях;
  • оказание помощи в получении правовых и других видов консультаций;
  • доставка на дом продуктов питания, питьевой воды, медикаментов, а также других товаров. Соцработник может следить за порядком в доме людей, к которым прикреплен, готовить или разогревать пищу, доставлять готовую еду от родственников или из специальных столовых, оплачивать счета;
  • помощь в оформлении заявлений и прошений на получение социальной помощи, льготных путевок, услуг;
  • общение с социально незащищенными гражданами и их родственниками;
  • оказание дополнительных услуг: первая медицинская помощь, психологическая поддержка и другие;
  • ведение учетной и отчетной документации.

Соцработник должен иметь минимальные знания о медицине, быть отличным психологом, ведь его труд объединяет в себе основные черты этих профессий. Сегмент отличается высокой текучестью кадров, поэтому сотрудники всегда необходимы. Специалист взаимодействует с представителями правопорядка, волонтерскими организациями, разными группами педагогов и врачей.

Плюсы и минусы профессии

Плюсы

  1. Огромная социальная значимость профессии, ведь ежедневно такие специалисты выполняют сложную и важную работу, повышающую качество жизни многих людей.
  2. Официальное трудоустройство и солидное количество вакансий.
  3. Специалисты востребованы в каждом крупном и маленьком городе России.
  4. Можно трудоустроиться без высшего образования.
  5. Стабильное обучение и развитие.
  6. Большое количество бюджетных мест в вузах, возможность получить образование на очном, очно-заочном или заочном факультете.
  7. Работа станет идеальным решением для гуманитариев.

Минусы

  1. Низкооплачиваемая работа.
  2. Постоянный контакт с разными слоями населения, представители которых не всегда приветливые, честные.
  3. Взаимодействие с больными, зависимыми людьми может привести к заражению инфекционными и другими видами заболеваний.
  4. Труд недооценен в странах СНГ.
  5. Специалист проводит много времени на ногах, вынужден выполнять большой объем работ.
  6. График может быть ненормированным.
  7. Социальные работники часто сталкиваются с вопиющими случаями человеческой жестокости, что может оказывать подавляющее воздействие на моральное состояние.

Важные личные качества

Эмоциональная стабильность и спокойствие - вот два важнейших качества, которые обязательно должны присутствовать в характере хорошего социального работника. Этот специалист должен иметь отлично поставленную речь, вызывать доверие и уважение, уметь слушать и понимать людей. Важны и другие качества:

  • человеколюбие;
  • толерантность;
  • находчивость;
  • самоконтроль;
  • склонности к работе в коллективе;
  • обостренное чувство справедливости;
  • четность;
  • увлеченность социальными процессами.

В характере специалиста должна отсутствовать гордыня, а также жадность, брезгливость.

Обучение на социального работника

Освоить эту непростую профессию можно как в вузе, так и в колледже. Поступая в вуз, стоит выбирать направление подготовки «Социальная работа», сдавая экзамены по русскому языку, истории и обществознанию, срок обучения составляет 5-6 лет. Также рекомендуется рассмотреть следующие программы:

  • «Социальная работа с молодежью»;
  • «Социальная работа в системе социальной защиты».

После 9 или 11 класса можно подать документы в колледж, выбирая факультет социальной работы. Срок обучения составляет 2-3 года, что зависит от базовой подготовки абитуриента и выбранного учебного заведения. В некоторые колледжи можно поступать по результатам среднего балла аттестата, не сдавая экзамены.

Российский институт профессионального образования "ИПО" - проводит набор учащихся на получение специальности по дистанционной программе профессиональной переподготовки и повышения квалификации. Обучение в ИПО - это удобное и быстрое получение дистанционного образования. 200+ курсов обучения. 8000+ выпускников из 200 городов. Сжатые сроки оформления документов и обучение экстерном, беспроцентная рассрочка от института и индивидуальные скидки. Обращайтесь!

Образовательный центр «Верити»

Большой выбор разнообразных программ подготовки, помогающих повысить квалификацию людям, трудящимся в сфере оказания социальной помощи. Предусмотрены занятия как для отдельных сотрудников, так и для целых коллективов. Получать знания можно очно или дистанционно. Программы включают инновационные методики развития для детей, правила взаимодействия с подростками, охрану труда и не менее актуальные вопросы.

Колледжи Социальных работников

  1. СПб ГБОУ СПО «Политехнический колледж городского хозяйства».
  2. Колледж по подготовке социальных работников («Колледж № 16»), г. Москва.
  3. Экономико-технологический колледж КИБиТ.

Высшее образование Социальных работников

  1. Российский государственный социальный университет.
  2. Московский педагогический государственный университет.
  3. Московский государственный медико-стоматологический университет им. А. И. Евдокимова.
  4. Первый Московский государственный медицинский университет им. И. М. Сеченова.
  5. Московский социально-экономический институт.
  6. Российский новый университет.
  7. Московский государственный психолого-педагогический университет.
  8. Санкт-Петербургский государственный университет.
  9. Санкт-Петербургский государственный университет промышленных технологий и дизайна.
  10. Российский национальный исследовательский медицинский университет имени Н. И. Пирогова.
  11. Красноярский государственный педагогический университет им. В. П. Астафьева.
  12. Елецкий государственный университет им. И. А. Бунина.
  13. Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники.
  14. Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого.

Место работы

Соцработники могут найти вакансию в государственных структурах (социальный инспектор), развивающих и коррекционных центрах, службах занятости. Часто этих специалистов привлекают к волонтерской деятельности, они могут сотрудничать с «Красным Крестом» и другими общественными благотворительными организациями.

Зарплата Социального работника

Зарплата на 12.09.2019

Россия 18000—50000 ₽

Москва 25000—80000 ₽

Профессиональные знания

  1. Базовое знание психологии, медицины, социальной педагогики, коррекционной работы, конфликтологии.
  2. Виды и правила оказания социальных услуг.
  3. Основные этические нормы социальной работы.
  4. Права и обязанности граждан, которым предоставляется социальная защита и помощь.
  5. Основы волонтерской деятельности.
  6. Методики развития разных возрастных групп детей.
  7. Способы восстановления психологического равновесия.
  8. Основы планирования деятельности, программы для ведения бухгалтерии и учета, базы данных.

Жизнь любого общества – это сложнейший, многоплановый процесс, который сопряжён с большим количеством спорных ситуаций. Существуют социально незащищённые или проблемные группы людей, которые требуют помощи, материальной и моральной поддержки, человеческого участия. Раньше эти функции распределялись между правоохранительными органами, учреждениями образования и здравоохранения. Но с 1991 года в нашей стране появилась профессия социальный работник, деятельность представителей которой направлена на помощь и поддержку нуждающихся.

Сферы деятельности

  • Терапия социального характера на уровне личности или семьи, направленная на социальную адаптацию индивида или разрешение разного рода конфликтных ситуаций в окружающей его среде. К этой сфере относится работа с проблемным ребёнком, с его родителями, поддержка члена семьи в случае домашнего насилия, помощь одинокой пенсионерке и т. п.
  • Работа с группами населения. Они могут различаться по полу, возрасту, интересам или проблемам (отцы-одиночки, пенсионеры и т.п.). Зачастую социальному работнику приходится иметь дело с неблагополучными группами, либо с теми, у кого проблемы с криминалом – алкоголики, наркоманы, трудные подростки, которые состоят на учёте в правоохранительных органах и требуют контроля и реабилитации.
  • Работа в общине. Чаще всего требуется в небольших, достаточно тесных коллективах (например, в селе). Направлена на создание и укрепление межличностных связей в коллективе, организацию взаимопомощи.
  • Особая сфера деятельности профессионалов – социальные проекты. Это может быть организация помощи мирному населению при стихийных бедствиях, во время военных конфликтов. Как пример стоит упомянуть сбор пожертвований, необходимых вещей или питания беженцам.

Специфика профессии

Социальная работа внешне схожа с благотворительностью, которую добровольно оказывают те или иные люди нуждающимся. Однако ключевым моментом в деятельности профессионалов считается та теоретическая база и практические навыки, которые являются основной составляющей специальности. Желающие стать социальными работниками обучаются в вузах на одноимённых факультетах. Дисциплины, которые являются основными для студентов – педагогика, психология, социология. Особое место во время обучения занимает практика. Без неё молодой специалист будет плохо представлять себе, что ему предстоит. Практическая база поможет и в трудоустройстве, и в профессиональном становлении.

Социальную работу определяет квалифицированное содействие группам людей и отдельным личностям в решении их жизненных бед и проблем. Поскольку сложности и сообщества бывают разными, то и труд требует целого ряда навыков и знаний. Данную профессию можно охарактеризовать как носящую интегральный характер. То есть, она соединяет в себе знания, навыки и умения из смежных дисциплин.

Социальный работник, чтобы диагностировать проблемы своего подопечного, пользуется психологическими приёмами, для разрешения проблемы может применять юридические знания (если есть необходимость) или педагогические (в случае работы с подростком, ребёнком из проблемной семьи). Иногда социальная работа напрямую связана с помощью больному: например, реабилитация в случае необратимой травмы или тяжёлой болезни.

Особо следует сказать о деятельности в случае взаимодействия с человеком, пережившим насилие или потерявшим близкого. Здесь важными являются два аспекта: во-первых, теоретические знания и навыки из области психологии, позволяющие найти правильный подход к подопечному, а во-вторых, чуткость, такт, участие и искреннее желание помочь.

Масштаб деятельности социального работника способен быть самым разным. Он может содействовать трансформации личности клиента, а может управлять целой социальной сферой.

Подходы к деятельности

  • Воспитательный. Социальный работник действует как педагог, советчик. Он моделирует ситуации, поведение своего подопечного, устанавливает с ним обратную связь и даёт советы.
  • Адвакативный. Специалист выступает в роли адвоката. Он помогает в сборе документации, в аргументации собственной правоты, содействует клиенту в достижении успеха в той или иной проблемной сфере (например, выправить справки для пособия по инвалидности).
  • Фасилитативный. Подход, который подразумевает помощь в преодолении личностной апатии, дезорганизации. Профессионал моделирует поведение, подбадривает, ищет оптимальные варианты для своего клиента.

Категории соцработы

Специальность подразумевает множество вариантов деятельности, основными из которых являются следующие:

  • Социальная политика. Наиболее широкое направление, подразумевающее улучшение жизни общества в данной сфере, ряд мер, направленных на решение проблем, создание условий для удовлетворения жизненных потребностей тех или иных групп населения.
  • Социальная защита. Такое направление необходимо для обеспечения деятельностного существования граждан, нормальных жизненных условий.
  • Социальное обслуживание. Предполагает бытовую, материальную, медицинскую, психологическую и иную помощь людям в трудной жизненной ситуации.
  • Социальное страхование. Включает защиту работающего населения в соответствии с федеральными законами.
  • Социальные гарантии. Это реализация системы мер, направленных на поддержание нормального жизнеобеспечения граждан.
  • Социальная реабилитация. Особая область в специальности, которая помогает восстановить частично или полностью утраченные социальные функции личности. Сюда относится потеря близкого человека, шок после катастрофы, насилия, иногда восстановление способности жить в обществе после заключения и т. д.

Требования к специалисту

Описание профессии было бы неполным без упоминания о личностных качествах, которые необходимы соцработнику. Поскольку объектом его деятельности является человек, формальное отношение, чёрствость, меркантильность и равнодушие несовместимы с таким трудом. Следует не только понимать и осознавать важность собственной специальности, но искренне жалеть того, кто попал в трудную ситуацию, всей душой пытаться ему помочь. Только в этом случае деятельность принесёт реальные плоды.

Особого упоминания заслуживает и понятие социальной этики. Это одна из важнейших составляющих профессии, без которой продуктивность исключается. Этика важна потому, что соцработник занимается вопросами незащищённых слоёв населения, а также людей, которые приходят к нему с проблемами – алкоголиков, наркоманов, бывших заключённых, неимущих. Уважительное и гуманное отношение – неотъемлемая часть профессии.

Социальная работа – область, которая оплачивается скромно. К сожалению, в нашей стране зарплата работника этой сферы невелика. В среднем она составляет 12 тысяч рублей. Есть возможность брать подработки, получать небольшие надбавки и премии, иногда появляется вероятность уйти в сферу управления, где вознаграждение выше. В целом же, социальный работник – тот, для кого на первом месте стоит не зарплата, а то дело, ради которого он пришёл в свою профессию.

Становление молодежи как социально активной категории населения осуществля­ется через систему государственных и со­циальных институтов. Важную роль в этой системе играет ВУЗ, имеющий свои соци­альные функции. Он является одновремен­но институтом и механизмом получения умений и навыков социально значимой деятель­ности, приобретения и апробации знаний, про­фессионального роста и человеческого об­щения, создает необходимые условия для самореализации и утверждения личности мо­лодого человека.

В отечественной педагогики советского периода активно исследовался процесс воспитания учащейся молодежи (Г.Д. Аверьяно­ва. P.P. Бандура, H.И. Болдырев, А.С. Бык, O.И. Волжина, Б.З. Вульфов, А.Г. Давидюк, З.Д. Джантакова, Е.И. Известнова, P.M. Kaпралова. В.И. Кожокарь, Л.В. Кузнецова, А.Ф. Никитин, И.Н. Руссу, Я.В. Соколов, В.Л. Сухомлинский, А.М. Шаленов, Т.А. Шингерей, Н.И. Щукин, Д.С. Яковлева и др.). Но лишь в немногих трудах затрагивались конк­ретные вопросы воспитания студентов.

Анализ результатов исследований, проведенных современными отечественными специалистами в ряде российских университетов, позволил сформулировать ряд основополагающих концептуальных основ организации воспитательного процесса.

1. Воспитание как целенаправленный процесс социализации личности является неотъемлемым составляющим звеном единого образовательного процесса.

2. Суть, современного понимания воспитания базируется на личностной и культурологической основе: всемерное содействие полноценному развитию личности в неповторимости ее облика посредством приобщения к культуре социального бытия во всех ее проявлениях: нравственной, гражданской, профессиональной, семейной и т.д.

3. Воспитание есть интерактивный про­цесс, в котором достижение положительных результатов обеспечивается усилиями обеих сторон как педагогов, так и воспитуемых.

4. Воспитательный процесс должен обеспечиваться профессионально подготовленными кадрами.

5. Воспитательный процесс должен строиться на основе учета тенденций и особенностей личностных проявлений студенческой молодежи, а также особенностей личностно-значимой для них микросреды.

Однако при организации воспитательного процесса со студентами специальности «Социальная работа» необходимо оговорить специфику процесса. Будущие специа­листы, кроме ряда общечеловеческих качеств, должны обладать высоким уровнем развития личностных и профессиональных качеств, нравственных ориентиров и ценно­стей. Кроме того, моральные и нравствен­ные идеалы и установки специалистов реа­лизуются в работе с клиентами поэтому они должны быть четко сформулированы, ус­тойчивы.

Учитывая специфику воспитательной ра­боты, автором была разработана авторская модель воспитательного процесса, которая включает следующие характеристики.


1. Этап адаптации студентов к особенностям специальности «Социальная работа» (информационно-оценочный). Студенты информируются о профессии, «портрете» специалиста по социальной работе.

2. Этап личностного осмысления и принятия идей и концепций работы (сравнительно-актуализирующий). На данном этапе происходит переосмысление личностных приоритетов формирования в сознании будущих специалис­тов системы идей и ценностей.

3. Этап целенаправленного включения функции осмысления необходимости личностного роста, организации воспитательной работы с младшими и сверстниками (практико-прогностический).

В качестве практической основы реа­лизации данной модели на базе кафедры со­циальной педагогики ВолГУ я начале 2005 года была открыта лаборатория социальных технологий.

Среди основных задач деятельности ла­боратории можно отметить:

· формирование устойчивой личностно-профессиональной заинтересованности в практической деятельности по специаль­ности;

· укрепление позитивного имиджа специальности «Социальная работа» в сознании студентов;

· вооружение студентов навыками практи­ческой работы в социальных учрежде­ниях областного уровня;

· повышение уровня творческой активности и самостоятельности студентов в выборе форм и методов работы;

· на основе практического опыта воспитание в студентах осознанного отношения к выбору дальнейшей специализации и проблемной сферы работы.

Сотрудничество университета с детскими и молодежными объединениями, организациями и учреждениями социального обслуживания населения осуществляется на основе добровольности и инициативности обеих сторон (как организаций, так и студентов) а рамках заключаемых договоров. В ВолГУ договоры заклю­чены со многим субъектами социальной политики Волгоградской области, в том числе социально-реабилитационными центрами для несовершеннолетних (29 по Волгоградской области) «Семья» (34 по Волгоградской области), общественными организациями «За спа­сение детей России», «Марина».

В реализации воспитательного процесса в 2004/05 учебном году задействованы преподаватели кафедры социальной педагогики BолГУ (3 человека), студенты специальности «Социальная работа» 3-й курс (56 человек), 4-й курс (13 человек), специалисты социальных учреждений и организаций (более 100 человек).

В процессе коррекции работы лабора­тории, анализа структуры модели воспитательного процесса были определены веду­щие функции воспитательной работы со сту­дентами:

· Научно-методическая функция направлена:

1. На комплексное нормативно-технологическое обеспечение воспитательного процесса путем целенаправленной работы по
созданию нормативной базы, а также банка технологий воспитательной работы, их систематизации и внедрения в высшие учебные заведения.

2. Научную разработку программ социологической и психологической диагности­ки, позволяющих квалифицировано осуществлять мониторинг личностного состояния студенческой молодежи и социокультурной сре­ды ее взаимодействия.

3. Разработку критериев эффективности воспитательной работы ВУЗа как paзновидности образовательных стандартов, направленных на реальную оценку состояния воспитательной работы в конкретном ВУЗе и сравнительный анализ ее эффективности в пре­делах региона.

· Практико-прогностическая функция определяет направления взаимодействия ВУЗа с организациями и учреждениями региона, ко­торые также могут выступать субъектами в системе воспитательной работы (клубы, досуговые центры, учреждения социального об­служивания населения).

· Информационная функция, включа­ющая пропаганду концептуальных идей, актуальных направлений и технологий воспитательной работы со студентами путем проведения конференций, семинаров, круглых столов, а также подготовки и изда­ния научных публикаций и методических рекомендаций по проблемам воспитания в выс­шей школе.

В качестве основных выводов можно определить, что главными условиями эффективной реализации воспитательной работы и молодежной среде ВУЗа являются:

· расширение участия молодежи в развитии вузовской жизни, молодежных сообществ, общества;

· расширение прав молодых граждан, активизация инициативности в принятии
решений;

· оказание поддержки информационному обеспечению, большей наглядности и отчетности в вопросах личностного и профессионального самоопределения.

19. Организационные аспекты социального образования.

Главной организационной основой модернизации образования вообще и социального образования в частности являются новые государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования. Они определяют фундамент оценки качества, основные требования к содержанию и реализации образовательных программ. С середины 90-х гг. в России началась разработка и внедрение новых стандартов, их адаптация к национально-региональным условиям различных территорий страны. Причем эта работа ведется в контексте становления многоуровнего образования, что в полной мере относится и к социальному образованию во всех его составляющих. Тем самым организационная и содержательная работы оказываются взаимосвязанными.

Взаимозависимость трансформации содержания и организации социального образования особенно сильно обозначилась в 90-е гг. в России в связи с массовым развитием инновационных учреждений образования и образовательной практики, эволюцией полисубъектности образования. Новые формы организации образования, как правило, базируются на инновационных программах, новых технологиях обучения, что, конечно, масштабно дифференцирует социальное образование содержательно. Это далеко не всегда благоприятно сказывается на качестве знаний, соответствует базовым стандартам, их национально-региональной модификации.

В организационном плане введение национально-региональных компонентов стандартов также органично связано с усилением разнообразия содержания образования, особенно по дисциплинам социогуманитарного цикла. В этом смысле содержание социального образования сегодня, сохраняя базовые требования, наиболее сильно дифференцируется по регионам. Оно объективно развивается в контексте формирования концепций и программ национального образования, развития национальных школ. В этом смысле особенно сложным и важным является формирование национально-региональных компонентов и в целом концепции регионально-специфического социального образования.

Еще одним организационным основанием развития социального образования в стране является существование профильных учреждений, выполняющих соответствующие образовательные функции. В этом смысле развитие социального образования в России сегодня опирается на систему профильных средних и высших учебных заведений, а также учреждений начального профессионального образования, готовящих кадры для учреждений социальной сферы и управления, специалистов в области социальных наук.

Принципиально важно и то, что в структуре целого ряда вузов увеличилось количество факультетов и отделений, ведущих подготовку кадров для учреждений социальной сферы, готовящих социальных работников, социологов, психологов, социальных педагогов, валеологов, менеджеров, госслужащих. К середине 90-х годов в вузах страны функционировало уже более 60 факультетов и отделений, где на госбюджетной основе готовились социальные работники, социальные педагоги, валеологи. Также масштабно увеличилось количество факультетов и отделений психологии, экономики и права.

Эти новые организационные структуры социального образования в содержательном плане на первых ступенях своего развития чаще всего испытывали и испытывают серьезные трудности. Особенно это касается тех из них, что были открыты в некоторых технических вузах, не располагающих квалифицированными преподавателями данного профиля. В случае сохранения такой ситуации на длительный период они могут не пройти аттестации и будут закрыты.

Очевидно, однако, и то, что даже в условиях слабой обеспеченности кадрами, научной и методической литературой новые подразделения вузов социогуманитарного профиля, безусловно, играют положительную роль, ибо закладывают традиции, основания для развития социального образования в регионах страны. Опыт последних лет показывает, что наиболее удачно эта работа ведется в классических университетах, педагогических и медицинских вузах.

В организационном плане для социального образования России последнего десятилетия характерно и то, что здесь возникло большое количество кафедр и учебных лабораторий, центров, призванных обеспечивать общее (непрофессиональное) социальное образование. Главным образом этим занимаются кафедры философии, культурологии, социологии, политологии, психологии, истории, основ права, социальной и экономической статистики, основ экономики и самоуправления. Решая проблемы повышения общей культуры будущих специалистов различного профиля, повышения их культуры социального мышления и самоорганизации, управленческой деятельности, гуманизации образования, эти кафедры составляют организационную основу общего (непрофессионального) социального образования.

В организационном плане нельзя не отметить значительного увеличения количества субъектов социального образования вне традиционных форм его осуществления. Это связано с вторжением в сферу образовательной деятельности различных фирм, СМИ, общественных организаций, обществ, объединений и отдельных граждан, других государств, что значительно расширяет круг традиционных учреждений образования, создает принципиально новую ситуацию в стране.

В российском образовании сейчас налицо ситуация, когда государство в значительной мере потеряло контроль над образовательными процессами в обществе, во многом разрушенным оказалось образовательное пространство России как суверенного государства. В стране осуществляются образовательно-воспитательные программы ряда тоталитарных сект, чуждых культуре народов России, образовательные проекты других государств, также далеко не всегда учитывающие интересы нашего государства и народа и не контролируемые государственными органами управления образованием.

Нельзя не сказать и о низкопробных программах развлекательного характера. Полностью бесконтрольными в этом плане оказались радио, телевидение, пресса, книгоиздание. Национально-государственная политика в этой сфере настолько слаба и неэффективна, что говорить о каком-то ее влиянии пока просто бессмысленно. Она никоим образом не управляет социальным образованием и воспитанием, что опасно самыми серьезными разрушительными последствиями как для государства, так и для населения, в особенности того, которое составляет основу социокультурного развития страны.

Таким образом, содержание и организация социального образования в современной России переживают противоречивый процесс обновления и преодоления кризиса, созидания нового и сохранения лучших традиций старого опыта, поиска оптимальных технологий.

Социальное образование активно участвует в формировании новой культуры, социальной жизни, являясь ее составной частью.