Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Подобные документы
Стратегии маркетинга территории. Оценка имиджа Российской Федерации и отдельного региона на примере Чувашской Республики. Сценарные условия функционирования экономики. Основные направления и необходимые мероприятия для улучшения делового имиджа региона.
курсовая работа , добавлен 17.03.2015
Понятие территориального маркетинга. Механизмы регионального маркетинга, его субъекты и объекты, основные инструменты. Исследование возможностей применения системного подхода к оценке территории на примере маркетингового анализа Костромской области.
курсовая работа , добавлен 26.01.2014
Теория, методология и социально этические проблемы регионального маркетинга. Система продвижения товара на рынке. Зарубежный опыт маркетингового управления промышленного региона. Комплекс сбыта товара как часть современной стратегии маркетинга компании.
реферат , добавлен 24.04.2009
Понятие и необходимость осуществления маркетинга региона, его основные цели и задачи. Условия, в силу которых отдельные регионы добиваются лучшего положения. Определение целевых рынков покупателей услуг территории. Участники процесса маркетинга.
реферат , добавлен 10.08.2009
Сущность и разновидности территориального маркетинга. Субъекты маркетинга территорий, цели и интересы. Инструменты и стратегии. Маркетинг привлекательности как стратегия маркетинга территории: сущность, составляющие, практика применения в разных странах.
курсовая работа , добавлен 11.03.2009
Социально-экономические предпосылки развития регионального маркетинга в России. Принципы регионального маркетинга. Роль маркетинга в согласовании интересов рыночных субъектов разного уровня. Методы прогнозирования маркетинговой деятельности в регионах.
реферат , добавлен 20.08.2015
Понятие и общая характеристика маркетинга территории. Роль маркетинга территории в инвестиционной привлекательности. Роль и значение использования событийного маркетинга на уровне государства. Омский опыт лидерства в брендинге российских регионов.
доклад , добавлен 03.06.2015
Понятие, основные цели и функции маркетинга территорий. Особенности маркетинга территорий в муниципальном образовании. Событийный маркетинг как способ создания позитивного имиджа. Информационное обеспечение управленческой деятельности администрации.
дипломная работа , добавлен 17.06.2017
Имидж страны на уровне бытовой психологии
Для выявления имиджа страны в сознании населения, то есть на уровне бытовой психологии, используют ряд устоявшихся характеристик, параметров: символов, особенностей менталитета нации, ее культуры, негативных аспектов жизнеобеспечения, коммуникативных препятствий. Как же выглядит в бытовом сознании простых жителей других стран современная Россия? По результатам анкетирования, проведенного в 1998 г. журналом "Вокруг света" с участием иностранных корреспондентов, собирательный образ России в глазах жителей США, Франции, Южной Африки, Японии и Австралии составляют: водка, холод, борщ, экономический кризис, бедность, мрачные настроения, очереди, там и сям разбросанные "Макдональдсы", в которых, якобы, купить что-то можно только за доллары. Многие иностранцы не прочь выпить вместе с русскими, но жить в России точно не хотели бы. Оказывается, что, по мнению некоторых, Ленина уже убрали из мавзолея. Радует хотя бы то, что, по мнению опрошенных иностранцев, медведи по Красной площади больше не ходят. Какими критериями определяется степень уважения своей страны самими россиянами, и что они думают в этой связи о своем отечестве? На этот вопрос в определенной степени отвечают результаты опроса 2000 россиян, проведенного Центром исследований и статистики науки РАН. Было задано два очень значимых в контексте маркетинга страны вопроса:- Чем, прежде всего, должна обладать страна, чтобы вызывать уважение других государств?
- Что, прежде всего, вызывает сегодня уважение к России со стороны других государств?
Рисунок 1. Оценка престижа России в мире (% к числу опрошенных)
Как пытаются улучшить имидж страны?
Великобритания. Многие англичане осознали, что им необходим лидер, который улучшит британский имидж. Именно этим и решил заняться пришедший на смену консерваторам новый премьер-министр лейборист Тони Блэр. Выяснилось, что это - вопрос политический. Устаревшие и навязшие в зубах представления об англичанах как о консерваторах, страна которых полна замков, двухэтажных автобусов и смешных полицейских "бобби", в соответствии с концепцией нового премьер-министра, должны уйти в прошлое. Покрытые соломой старинные домики с ухоженными садиками и подвесными корзинками у входов должны преобразиться в многоэтажные дома, а вышколенные гвардейцы Ее Величества Елизаветы Второй, джентльмены в котелках, спешащие на работу в Сити, старушки с пудельками и пышность парадов у дворца королевы уже не будут считаться "символами" Лондона, поскольку, по мнению лейбористов, устарели и выглядят уныло. Старый имидж не дает Британии расправить крылья и заявить о себе как о новой могучей державе. Нужно, считают авторы концепции, забыть о Вестминстерском аббатстве и королевской сокровищнице в Тауэре, как о британских символах и ориентироваться на интересы молодежи. Тони Блэр вынес решение: создать комитет под названием "Панель-2000", в который созвать самых модных дизайнеров, художников и общественных деятелей. "Их энергия и сила - это тот позитивный имидж, который нужен Британии" - было сказано в официальном заявлении. Нельзя не отметить, что со дня, когда данное решение было обнародовано, на головы правительства посыпались критика и негодование. Концентрация на моде и молодежной культуре, вместо того чтобы делать акцент на историческое прошлое, показалась большинству англичан, с подачи СМИ, дурным сном. Премьеру припомнили присутствие прыгающих по сцене "Спайс герлз" и отсутствие королевы в официальном фильме о Британии, контакты с молодежными кумирами Англии, имевшими сомнительные моральные качества. Вне всяких сомнений, смена имиджа страны - весьма и весьма сложная как внешне-, так и внутриполитическая задача, решать которую и призван маркетинг. Румыния. Хотя не так много лет назад румынские курорты притягивали немалое количество туристов, с каждым годом в Румынию их приезжает все меньше. Причины ясны: обветшали и выглядят несовременными гостиницы, плохим остается сервис, а цены высоки. Возник вопрос: зачем иностранцам ехать в Румынию, чего они, попросту говоря, там не видели? Деятели румынского туристического бизнеса решили, выправляя положение, ответить именно на этот вопрос и начать с создания своего рода "информационного плацдарма" . Именно этим займутся 36 фирм, объединившихся в Национальную ассоциацию организаторов конференций и выставок (НАОКВ). Ассоциация располагает серьезными возможностями: в прошлом году услугами вошедших в нее компаний воспользовались 160 тысяч туристов, посетивших Румынию. Турфирмы преисполнены решимости пробиться на мировой "рынок событий"; включить страну в международные туристические каталоги, в том числе и делового туризма, принимать участие в конкурсах на проведение международных мероприятий. Ассоциация решила создать собственный каталог событий в Румынии до 2015 года, участие в которых может заинтересовать зарубежных клиентов. Козырем для Румынии-99 стало то, что из всех европейских стран только здесь можно было наблюдать полное солнечное затмение 11 августа 1999 года. Исключительное природное явление послужило туристам хорошей приманкой. Места в отелях оказались забронированы за четыре месяца до наступления события. Большой бизнес делался на специальных солнцезащитных очках. Наплыв туристов позволил заработать предприятиям общественного питания, торговцам сувенирами и др.Конкурентоспособность страны
Стадии развития и основные факторы. М.Портер определив конкурентоспособность государства как производительность, которая понимается как эффективное использование рабочей силы и капитала и результируется в величине национального дохода на душу населения. Им же разработана система детерминант конкурентного преимущества стран, получившая название "конкурентный ромб" по числу основных групп таких преимуществ. К ним относятся:- факторные условия: людские и природные ресурсы, научно-информа-ционный потенциал, капитал, инфраструктура, в том числе факторы качества жизни;
- условия внутреннего спроса: качество спроса, соответствие тенденциям развития спроса на мировом рынке, развитие объема спроса.
- смежные и обслуживающие отрасли (кластеры отраслей): сферы поступления сырья и полуфабрикатов, сферы поступления оборудования, сферы использования сырья, оборудования, технологий.
- стратегия и структура фирм, внутриотраслевая конкуренция: цели, стратегии, способы организации, менеджмент фирм, внутриотраслевая конкуренция.
Рисунок 2. Мировой рейтинг конкурентоспособности стран в 2000 (1999) г.г. Примером более частных уровней делового имиджа страны (по отдельным аспектам бизнеса) выступает оценка факторов инвестиционной привлекательности страны. Одна из моделей такой оценки, разработанная специалистами из американского неправительственного фонда "Наследие" в основных чертах представлен в таблице на рис. 3. По этой модели была оценена инвестиционная привлекательность стран так называемого "второго эшелона", то есть тех, которые достаточно быстро развиваются, продвигаются к состоянию экономической свободы. Среди 24 стран, составивших итоговый список, России, к сожалению, не оказалось. Самые привлекательными для инвестиций были признаны следующие развивающиеся страны: Ботсвана, Индонезия, Израиль, Панама, Португалия.
|
Что уже делается
Основными проводниками имиджа страны за рубежом выступают субъекты международных сфер: дипломатии, внешнеэкономической деятельности (включая финансовую сферу), туризма, транспорта, гостиничного дела. Комплексной программы такой деятельности в России, к сожалению, не существует, хотя отдельные акции в этом направлении осуществляются, в частности, во взаимоотношениях со Всемирным банком и другими финансовыми институтами в связи с проведением определенной финансово-кредитной, бюджетной политики. Маркетинг страны и займы. Направления формирования позитивного делового имиджа России, вероятно, впервые были определены в проекте "Концепции формирования позитивного образа России", подготовленного отделом по связям с общественностью Российского центра содействия иностранным инвестициям при Министерстве экономики РФ. В этом документе они были сформулированы следующим образом:- подготовка и презентация инвестиционных проектов;
- подготовка банка данных по законодательным, нормативным, экономическим условиям для иностранных инвесторов российской экономики;
- привлечение отечественных и зарубежных СМИ к освещению передовых секторов российской экономики;
- подготовка специальных изданий, проведение конференций для широкомасштабного освещения условий и преимуществ российского рынка инвестиций;
- координация действий государственных органов.
Применительно к стране маркетинг ориентирован на повышение (поддержание) ее имиджа, притягательности для других стран, их хозяйствующих субъектов, других социальных институтов и населения, престижа в международных организациях.
Маркетинг страны не связан с изменением ее границ и является некоммерческим, хотя важнейших опосредованных экономических результатов такого маркетинга можно выделить достаточно много. Это эффекты реализации геофизических, финансовых, технико-технологических и кадровых ресурсов (использование вне территории внутренних ресурсов и притяжение внешних), рост объемов и активизация внешнеэкономической деятельности, результаты участия в международных проектах и др.
Ключевой аспект деятельности в маркетинге страны — целенаправленное формирование, позитивное развитие и продвижение имиджа страны. Имидж страны (как и региона и других территорий) существует на нескольких уровнях осознания — бытовом, социально-экономическом, деловом, финансовом и др.
Имидж страны, по определению Всемирной организации по туризму, — это совокупность эмоциональных и рациональных представлений, вытекающих из сопоставления всех признаков страны, собственного опыта и слухов, влияющих на создание определенного образа. Все перечисленные факторы позволяют при упоминании названия сразу же строить целую цепь ассоциаций по отношению к данной стране.
Имидж страны на уровне бытовой психологии
Для выявления имиджа страны в сознании населения, то есть на уровне бытовой психологии, используют ряд устоявшихся характеристик, параметров: символов, особенностей менталитета нации, ее культуры, негативных аспектов жизнеобеспечения, коммуникативных препятствий.
Как же выглядит в бытовом сознании простых жителей других стран современная Россия? По результатам анкетирования, проведенного в 1998 г. журналом « Вокруг света» с участием иностранных корреспондентов, собирательный образ России в глазах жителей США, Франции, Южной Африки, Японии и Австралии составляют: водка, холод, борщ, экономический кризис, бедность, мрачные настроения, очереди, там и сям разбросанные „Макдональдсы“, в которых, якобы, купить что-то можно только за доллары. Многие иностранцы не прочь выпить вместе с русскими, но жить в России точно не хотели бы. Оказывается, что, по мнению некоторых, Ленина уже убрали из мавзолея. Радует хотя бы то, что, по мнению опрошенных иностранцев, медведи по Красной площади больше не ходят.
Какими критериями определяется степень уважения своей страны самими россиянами, и что они думают в этой связи о своем отечестве? На этот вопрос в определенной степени отвечают результаты опроса 2000 россиян, проведенного Центром исследований и статистики науки РАН.
Было задано два очень значимых в контексте маркетинга страны вопроса:
- Чем, прежде всего, должна обладать страна, чтобы вызывать уважение других государств?
- Что, прежде всего, вызывает сегодня уважение к России со стороны других государств?
Результаты исследования (см. диаграмму на рис. 1) показали: в числе наиболее значимых факторов чаще всего назывались высокий уровень благосостояния, высокий уровень развития науки и техники, военная мощь, соблюдение прав человека, высокоразвитая культура и богатые природные ресурсы. Вместе с тем Россия, по мнению 23% опрошенных, достойна уважения в связи со своими природными ресурсами, 13% отметили военную мощь отечества, включая наличие ядерного оружия, 8% — большую территорию и 4% — высокоразвитую культуру. При этом почти половина (49 %) не нашли вообще ни одного фактора, по которому Россию можно уважать.
Рисунок 1. Оценка престижа России в мире (% к числу опрошенных)
Как пытаются улучшить имидж страны?
Великобритания. Многие англичане осознали, что им необходим лидер, который улучшит британский имидж. Именно этим и решил заняться пришедший на смену консерваторам новый премьер-министр лейборист Тони Блэр. Выяснилось, что это — вопрос политический.
Устаревшие и навязшие в зубах представления об англичанах как о консерваторах, страна которых полна замков, двухэтажных автобусов и смешных полицейских « бобби», в соответствии с концепцией нового премьер-министра, должны уйти в прошлое. Покрытые соломой старинные домики с ухоженными садиками и подвесными корзинками у входов должны преобразиться в многоэтажные дома, а вышколенные гвардейцы Ее Величества Елизаветы Второй, джентльмены в котелках, спешащие на работу в Сити, старушки с пудельками и пышность парадов у дворца королевы уже не будут считаться „символами“ Лондона, поскольку, по мнению лейбористов, устарели и выглядят уныло. Старый имидж не дает Британии расправить крылья и заявить о себе как о новой могучей державе. Нужно, считают авторы концепции, забыть о Вестминстерском аббатстве и королевской сокровищнице в Тауэре, как о британских символах и ориентироваться на интересы молодежи.
Тони Блэр вынес решение: создать комитет под названием « Панель-2000», в который созвать самых модных дизайнеров, художников и общественных деятелей. „Их энергия и сила — это тот позитивный имидж, который нужен Британии“ — было сказано в официальном заявлении.
Нельзя не отметить, что со дня, когда данное решение было обнародовано, на головы правительства посыпались критика и негодование. Концентрация на моде и молодежной культуре, вместо того чтобы делать акцент на историческое прошлое, показалась большинству англичан, с подачи СМИ, дурным сном. Премьеру припомнили присутствие прыгающих по сцене « Спайс герлз» и отсутствие королевы в официальном фильме о Британии, контакты с молодежными кумирами Англии, имевшими сомнительные моральные качества. Вне всяких сомнений, смена имиджа страны — весьма и весьма сложная как внешне-, так и внутриполитическая задача, решать которую и призван маркетинг.
Румыния. Хотя не так много лет назад румынские курорты притягивали немалое количество туристов, с каждым годом в Румынию их приезжает все меньше. Причины ясны: обветшали и выглядят несовременными гостиницы, плохим остается сервис, а цены высоки. Возник вопрос: зачем иностранцам ехать в Румынию, чего они, попросту говоря, там не видели?
Деятели румынского туристического бизнеса решили, выправляя положение, ответить именно на этот вопрос и начать с создания своего рода « информационного плацдарма». Именно этим займутся 36 фирм, объединившихся в Национальную ассоциацию организаторов конференций и выставок (НАОКВ). Ассоциация располагает серьезными возможностями: в прошлом году услугами вошедших в нее компаний воспользовались 160 тысяч туристов, посетивших Румынию. Турфирмы преисполнены решимости пробиться на мировой „рынок событий“; включить страну в международные туристические каталоги, в том числе и делового туризма, принимать участие в конкурсах на проведение международных мероприятий. Ассоциация решила создать собственный каталог событий в Румынии до 2015 года, участие в которых может заинтересовать зарубежных клиентов.
Козырем для Румынии-99 стало то, что из всех европейских стран только здесь можно было наблюдать полное солнечное затмение 11 августа 1999 года. Исключительное природное явление послужило туристам хорошей приманкой. Места в отелях оказались забронированы за четыре месяца до наступления события. Большой бизнес делался на специальных солнцезащитных очках. Наплыв туристов позволил заработать предприятиям общественного питания, торговцам сувенирами и др.
Конкурентоспособность страны
Стадии развития и основные факторы. М.Портер определив конкурентоспособность государства как производительность, которая понимается как эффективное использование рабочей силы и капитала и результируется в величине национального дохода на душу населения. Им же разработана система детерминант конкурентного преимущества стран, получившая название « конкурентный ромб» по числу основных групп таких преимуществ.
К ним относятся:
- факторные условия: людские и природные ресурсы, научно-информа-ционный потенциал, капитал, инфраструктура, в том числе факторы качества жизни;
- условия внутреннего спроса: качество спроса, соответствие тенденциям развития спроса на мировом рынке, развитие объема спроса.
- смежные и обслуживающие отрасли (кластеры отраслей): сферы поступления сырья и полуфабрикатов, сферы поступления оборудования, сферы использования сырья, оборудования, технологий.
- стратегия и структура фирм, внутриотраслевая конкуренция: цели, стратегии, способы организации, менеджмент фирм, внутриотраслевая конкуренция.
По М.Портеру, развитие конкурентоспособности страны проходит четыре основных стадии: движение факторами, движение инвестициями, движение инновациями и движение богатством.
Портер утверждает: политика государства важна не сама по себе, а своим влиянием на « конкурентный ромб». Он рекомендует государству инвестировать в создание факторов, прежде всего — развитых (образования, инфраструктуры, науки). Портер особо подчеркивает значимость такой функции государства, как улучшение качества внутреннего спроса путем использования таких инструментов, как государственные закупки для создания раннего и сложного спроса, обеспечение процедур закупок, облегчающих инновации (например, бесплатное тестирование), не препятствование иностранным конкурентам. За государством остается также функция поддержки и усиления кластеров (в том числе региональных), поощрение внутренней диверсификации, а не поглощений, при одновременном содействии внешнеэкономической активности фирм.
Главный тезис, главная рекомендация Портера: Перспективные конкурентные преимущества создаются не извне, а на внутренних рынках! И маркетинг российским территориям нужен внутри них в том числе и для того, чтобы мог успешно развиваться маркетинг России в целом, как конкурентоспособной страны.
Технологии и оценки. Социально-экономический имидж страны оценивается с помощью комплексного показателя ее благополучия . Это весьма значимо для миграционных потоков, туризма и др. По модернизированной методике Всемирного банка применяются четыре основных показателя: доля ВНП на душу населения, а также уровни обеспеченности населения: производственными ресурсами (основные фонды, дороги, здания); природными ресурсами; человеческими ресурсами (уровень образованности).
Деловой имидж страны характеризуется понятием ее конкурентоспособности . Для анализа конкурентоспособности стран экспертами Международного института развития менеджмента используется 288 оценочных параметров, сформированных на базе статистических данных и отчетов экспертов. Результаты этого анализа представлены на рисунке 2.
Рисунок 2. Мировой рейтинг конкурентоспособности стран в 2000 (1999
) г.г.
Примером более частных уровней делового имиджа страны (по отдельным аспектам бизнеса) выступает оценка факторов инвестиционной привлекательности страны. Одна из моделей такой оценки, разработанная специалистами из американского неправительственного фонда « Наследие» в основных чертах представлен в таблице на рис. 3.
По этой модели была оценена инвестиционная привлекательность стран так называемого « второго эшелона», то есть тех, которые достаточно быстро развиваются, продвигаются к состоянию экономической свободы. Среди 24 стран, составивших итоговый список, России, к сожалению, не оказалось. Самые привлекательными для инвестиций были признаны следующие развивающиеся страны: Ботсвана, Индонезия, Израиль, Панама, Португалия.
|
Рисунок 3. Факторы инвестиционной привлекательности стран
Последствия снижения инвестиционного рейтинга страны. Основные организации по определению рейтинга в США и Великобритании объявили в октябре 1996 г. следующий рейтинг облигационных займов российского правительства: MOODY"S (Moody "s Investor Service, USA): Ba2; S&P (Standard and Poor", USA): BB; IBCA (The international Bank Credit Analist, UK): BB+. Уровни приведенных рейтингов соответствовали рейтингам Мексики, Аргентины, Венгрии. Но ровно через два года рейтинг России как страны-заемщика упал до критического уровня ССС, и к этому не может быть равнодушен ни один российский регион: ведь по международным правилам, рейтинг любого региона не может быть выше рейтинга страны в целом.
После снижения кредитного рейтинга может произойти перелом в самом характере иностранных инвестиций. Вместо поддержки существующих российских компаний и бюджета за счет дешевых заемных денег они будут сориентированы на так называемую реструктуризацию предприятий, то есть на вложения в собственность обанкротившихся российских компаний. А чтобы снизить стоимость их покупки, кредиторы обычно инициируют процедуру банкротства.
Снижение рейтинга крайне болезненно действует на бюджет государства, если он зависим от внешних заимствований или/и от рынка внутренних государственных ценных бумаг. Но еще более опасным долгосрочным последствием этого может стать то, что государство, чей рейтинг снизился, постепенно вытесняется с финансового рынка. Одновременно повышается роль прямых инвестиций, расширяется иностранное присутствие.
Страна и ее соседи по региону. Среди многочисленные рейтингов деловой привлекательности стран, особое внимание стоит уделить рейтингам, действующим в конкретных регионах мира. Россия — евроазиатская страна и, без сомнения, не может быть равнодушна к восприятию ее в азиатском регионе. В Азии одна из наиболее квалифицированных организаций, действующих в этой области — Японский институт облигационных займов (The Japan Bud Research Institute — JBRJ). Этот институт выстроил рейтинги ряда азиатских стран, опираясь на значения стра-нового риска как « риска невозможности возвращения долгов или вывоза инвестированного капитала из-за неблагоприятных изменений в полити-ческой, экономической или социальной ситуации в стране»
Чтобы Россия смогла рассчитывать на расширение технического сотрудничества с зарубежными странами и на привлечение иностранных инвестиций с их стороны, японские экономисты, в частности рекомендуют сосредоточиться на следующих факторах: введение простой и прозрачной схемы налогообложения; совершенствование законодательства об иностранных инвестициях, разделе продукции и др.; соблюдение контрактной дисциплины; установление приоритетов политики, проводимой в промышленности; разграничение роли центрального правительства и регионов; стимулирование возврата российского капитала, вывезенного за рубеж, оцениваемого в 120 млрд. долл. США и притока отечественных инвестиций в размере 30 млрд. долл. США, находящихся на руках у населения. При этом необходимым условием должна быть стабильность политической обстановки в стране.
Что уже делается
Основными проводниками имиджа страны за рубежом выступают субъекты международных сфер: дипломатии, внешнеэкономической деятельности (включая финансовую сферу), туризма, транспорта, гостиничного дела. Комплексной программы такой деятельности в России, к сожалению, не существует, хотя отдельные акции в этом направлении осуществляются, в частности, во взаимоотношениях со Всемирным банком и другими финансовыми институтами в связи с проведением определенной финансово-кредитной, бюджетной политики.
Маркетинг страны и займы. Направления формирования позитивного делового имиджа России, вероятно, впервые были определены в проекте « Концепции формирования позитивного образа России», подготовленного отделом по связям с общественностью Российского центра содействия иностранным инвестициям при Министерстве экономики РФ. В этом документе они были сформулированы следующим образом:
- подготовка и презентация инвестиционных проектов;
- подготовка банка данных по законодательным, нормативным, экономическим условиям для иностранных инвесторов российской экономики;
- привлечение отечественных и зарубежных СМИ к освещению передовых секторов российской экономики;
- подготовка специальных изданий, проведение конференций для широкомасштабного освещения условий и преимуществ российского рынка инвестиций;
- координация действий государственных органов.
Однако проект остался проектом, а реальная практика действия российских властей пока еще далека от подлинно маркетингового подхода и демонстрирует к тому же несогласованность позиций. Пример тому — неудачное размещение российских облигаций ( « евробондов») на мировых финансовых рынках. Усилий отдельного министерства (в данном случае, министерства финансов) для такой работы явно недостаточно.
Так, в третьей декаде марта 1998 г. оптимизации размещения российских « евробондов» в немецких марках сильно помешало неожиданно состоявшееся за два часа до него объявление об отправке в отставку субъекта займа — российского правительства. Потери выразились не столько в росте процентов, сколько в уменьшении фактического объема вырученных средств в результате резкого снижении курса немецкой марки, испытывающего довольно сильное влияние перипетий российской политики и экономики.
Тяжелый удар по престижу страны нанес экономический кризис, разразившийся в августе 1998 г., и прежде всего — банковский дефолт. Однако суверенный дефолт — отказ государства платить по своим обязательствам — ведет к еще более тяжелым последствиям, угрожая стране международной изоляцией. И в этом отношении ключевое значение деятельности основных экономических учреждений страны трудно переоценить.
Пример МЧС. Среди других федеральных министерств определенным позитивным примером в этом отношении может служить деятельность Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России).
Гуманитарные акции не являются бесплатными. Международные операции финансируются чаще всего ООН, в отдельных случаях из национальных резервов (целевые дары правительств). Основные виды продукции: продукты питания, одеяла, палатки, лекарства, техника, стройматериалы, услуги по транспортировке товаров, обслуживанию и ремонту техники, обучению местного персонала. Финансируется также работа специалистов и их оснащение в зонах кризиса.
Главными объектами конкуренции на рынке международных гуманитарных акций выступают: международный престиж страны, многомиллионные суммы заказов, дополнительные рабочие места, возможности последующего коммерческого продвижения товаров, заключения новых контрактов, освоение новых рынков сбыта, дополнительное оснащение национальных спасательных служб, повышение их квалификации.
Последние три года МЧС России активно наращивает свое присутствие на международных рынках гуманитарных акций, сотрудничая с целым рядом международных организаций. Тем самым министерство содействует возрождению международного престижа России на новой, гуманитарной основе, возврату отечественной промышленности на утраченные для нас рынки, продвижению товаров (а с ними — и услуг специалистов), не востребуемых в развитых, но весьма конкурентоспособных в бедствующих странах. Кроме того, МЧС зарабатывает для страны определенные средства и освобождает спасателей от значительных расходов на современную экипировку.
Как обеспечить позитивный имидж страны? Мнения политиков в этом отношении не слишком расходятся. Так, лидер одной из независимых стран, не так давно появившихся на карте мира, президент Казахстана Нурсултан Назарбаев выделил следующие основные факторы притягательности своей республики: политическая стабильность, дружественные отношения с соседями, степень развития рыночной экономики. В подобном ключе высказываются и российские политики, руководители. Так, Юрий Лужков, мэр столицы России, называет в числе ведущих факторов притягательности Москвы стабильность и развитие (в том числе — строительство), а также преобразование столицы из промышленного в научный центр страны.
Обобщая сказанное, можно утверждать следующее. Применительно к стране маркетинг ориентирован на повышение (поддержание) ее имиджа, притягательности для других стран, их хозяйствующих субъектов, других социальных институтов и населения, престижа в международных организациях. Маркетинг страны не ставит своей целью конкретные акты купли-продажи и является некоммерческим, хотя важнейших опосредованных экономических результатов такого маркетинга достаточно много. Это эффекты реализации геофизических, финансовых, технико-технологических и кадровых ресурсов (использование вне территории внутренних ресурсов и притяжение внешних), рост объемов и активизация внешнеэкономической деятельности, результаты участия в международных проектах и др.
Основные аргументы маркетинга страны — повышение уровня жизни и благополучия ее граждан и фирм, политическая стабильность, создание искушенного внутреннего спроса, цивилизованность рынка, перспективные цели и стратегии, распространение современных способов организации и высокий уровень менеджмента фирм, рост инвестиций отечественных резидентов в производство внутри страны, активная государственная политика, направленная на поддержку этих изменений при сохранении открытости экономики страны, в том числе для международной конкуренции.
Территориальный маркетинг страны имеет свою специфику по ряду причин:
ü каждая страна является особой системой, которая объединяет в себе несколько (много) структурных единиц, т. е. имеет определенное количество элементов (административно-политических единиц), которые, взаимодействуя и взаимно дополняя друг друга, придают стране целостность, единство, создают новое качество;
ü именно страны выступают субъектами международных отношений, международного права, являются членами мировых экономических и политических союзов;
ü каждая страна имеет определенную форму политического устройства и систему организации общественной власти, что оказывает влияние на принципы и методы взаимоотношений между властью и обществом;
ü качество жизни населения, уровень социально-экономического развития между странами может значительно различаться;
ü большинство стран уже обременены сложившимися отношениями с другими странами и традиционно «дружат домами» или конфликтуют друг с другом, т.е. имеют определенную историю взаимоотношений, и др.
Маркетинг страны начинается с того, насколько известна и узнаваема эта страна. Образ страны базируется на общих знаниях человека об этой стране, т. е. на той информации, которая хранится в памяти и представляет собой декларативные знания. На основе этих поверхностных знаний возникает некоторая осведомленность о стране, которая позволяет сформироваться образу территории. Ассоциации , связанные с образом страны, несут в себе определенные отличительные характеристики территории и формируют отношение к стране.
Осведомленность о стране возникает на основе знания официальных и неофициальных символов этой страны.
Официальные символы страны - это герб, флаг, гимн, национальные денежные знаки . Учитывая проникновение телевидения и специфику его воздействия на зрителя, наверное, основным официальным символом страны выступает флаг. Именно флаг развевается над государственными учреждениями и украшает машину (самолет) первого лица страны; флаг поднимают при победе спортсмена, используют как атрибут государственных праздников и важных политических и экономических событий (выставки, переговоры).
Флаги континентальных соседей или дружественных стран люди / узнают лучше потому, что видят их чаще. Не менее важен тот факт, насколько флаг «индивидуализирован» и выделяется из общего ряда, что способствует узнаванию.
Люди лучше узнают и выделяют флаги, которые имеют особые запоминающиеся характеристики , например:
ü имеют особое цветовое решение (Ливия, Казахстан, Украина, Германия);
ü выделяются традиционной символикой (Израиль, Турция);
ü имеют крупные по размеру знаки-символы или их сочетания с особым цветовым решением (Великобритания, США);
ü обладают особым дизайном (Южная Корея, Шри-Ланка);
ü имеют особую форму (Непал).
Иногда национальные флаги имеют небольшие по размеру отличительные элементы, расположенные в центральной части флага , которые могут быть просто «потеряны» в складках флага, если он поднят на флагштоке.
ü флаги Индии и Нигера имеют три горизонтальные полосы (одинаковые по цвету и в той же последовательности - желтый, белый, зеленый цвет) и различаются лишь цветом расположенного в центра флага круга.
ü Флаги Египта, Сирии и Йемена имеют три одинаковые горизонтальные цветные полосы в одной и той же последовательности (красная, белая, черная) и отличаются только наличием или отсутствием в центральной части флага небольших по размеру символов.
ü Флаги Мати и Сенегала одинаковы но цветовому решению (три вертикальные полосы в одинаковой последовательности - зеленый, желтый, красный), но флаг Сенегала в центре имеет небольшую по размерам зеленую звезду.
ü Три вертикальные полосы в одной и той же последовательности (красная, белая, синяя) содержат флаги Парагвая и Нидерландов, но на флаге Парагвая в центре содержится небольшого размера символ.
Трудными для быстрого узнавания являются флаги, которые содержат одинаковые элементы :
ü Горизонтальные полосы трех цветов (белый, синий, красный) в разной последовательности содержат флаги четырех государств. Причем флаги Югославии и Нидерландов имеют расположение вертикальных полос в обратном порядке, т.е. если перевернуть флаг одной из этих стран, мы получим флаг другой страны.
ü Красные, белые, зеленые горизонтальные полосы в разной последовательности расположены на флагах Венгрии и Болгарии.
ü Горизонтальные полосы красного и белого цвета в разной последовательности - на флагах Польши и Индонезии.
Казалось бы, разные по цветовому решению, но однотипные по дизайну , трудными для узнавания являются флаги Норвегии, Исландии, Финляндии, Дании, Швеции.
Можно выделить национальные флаги, которые практически полностью повторяют друг друга :
ü Флаги Австралии и Новой Зеландии имеют одинаковое цветовое решение и различаются лишь цветом, количеством и месторасположением мелких элементов - звезд по полю флага.
ü Флаги Ирландии и Италии имеют по три одинаковые вертикальные полосы в одинаковой последовательности (зеленый, белый, красный) и отличаются оттенками зеленого и красного цветов.
ü Лишь оттенком синего цвета отличаются флаги Нидерландов и Люксембурга.
ü Полностью повторяют друг друга флаги Монако и Индонезии (две вертикальные полосы красного и белого цвета).
ü Одинаковыми являются флаги Румынии и Чада (три вертикальные полосы в той же последовательности - синяя, желтая, красная).
Уважая принципы геральдики и историю каждой страны, что сказалось на цветовом и дизайнерском решении национального флага, следует отметить, насколько легко или трудно национальный флаг позволяет выделить, узнать, запомнить страну.
Аналогичный анализ можно провести еще по одному официальному зрительному образу страны - по национальным гербам , среди которых также можно отметить хорошо узнаваемые и узнаваемые с трудом (похожие, имеющие незначительные отличия) гербы.
С точки зрения территориального маркетинга наиболее удачными можно считать те национальные флаги и гербы, которые несут собой хорошо понятные и легко воспроизводимые образы , которые порождают устойчивые, связанные с историей, месторасположением, особыми ресурсами территории ассоциации – это официальные символы:
ü Японии (восходящее солнце),
ü Канады (кленовый лист),
ü Ливана (ливанский кедр).
Если символы флага и герба совпадают или схожи, то это тем более хорошо; например, ливанский кедр есть и на флаге и на гербе страны, стилизованное солнце есть и на флаге, и является гербом Японии.
Национальные гимны звучат реже, тем более музыка запоминается в меньшей степени, чем зрительный образ. Но и здесь, если национальным гимном становится музыкальная тема с «большой историей», например знаменитая Марсельеза Франции, то количество вспомнивших и узнавших страну людей значительно возрастает. В этом смысле смелым и принципиально правильным было решение России сохранить музыку национального гимна времен СССР.
Своеобразным официальным символом страны являются национальные деньги, монеты и банкноты . Монеты и банкноты каждой страны уникальны. Банкноты разных стран отличаются размером, тематикой изображения, диапазоном цветов, типом и размером шрифта, средствами защиты.
Территориальный маркетинг страны имеет свою специфику по ряду причин:
ü каждая страна является особой системой, которая объединяет в себе несколько (много) структурных единиц, т. е. имеет определенное количество элементов (административно-политических единиц), которые, взаимодействуя и взаимно дополняя друг друга, придают стране целостность, единство, создают новое качество;
ü именно страны выступают субъектами международных отношений, международного права, являются членами мировых экономических и политических союзов;
ü каждая страна имеет определенную форму политического устройства и систему организации общественной власти, что оказывает влияние на принципы и методы взаимоотношений между властью и обществом;
ü качество жизни населения, уровень социально-экономического развития между странами может значительно различаться;
ü большинство стран уже обременены сложившимися отношениями с другими странами и традиционно «дружат домами» или конфликтуют друг с другом, т.е. имеют определенную историю взаимоотношений, и др.
Маркетинг страны начинается с того, насколько известна и узнаваема эта страна. Образ страны базируется на общих знаниях человека об этой стране, т. е. на той информации, которая хранится в памяти и представляет собой декларативные знания. На основе этих поверхностных знаний возникает некоторая осведомленность о стране, которая позволяет сформироваться образу территории. Ассоциации , связанные с образом страны, несут в себе определенные отличительные характеристики территории и формируют отношение к стране.
Осведомленность о стране возникает на основе знания официальных и неофициальных символов этой страны.
Официальные символы страны - это герб, флаг, гимн, национальные денежные знаки . Учитывая проникновение телевидения и специфику его воздействия на зрителя, наверное, основным официальным символом страны выступает флаг. Именно флаг развевается над государственными учреждениями и украшает машину (самолет) первого лица страны; флаг поднимают при победе спортсмена, используют как атрибут государственных праздников и важных политических и экономических событий (выставки, переговоры).
Флаги континентальных соседей или дружественных стран люди / узнают лучше потому, что видят их чаще. Не менее важен тот факт, насколько флаг «индивидуализирован» и выделяется из общего ряда, что способствует узнаванию.
Люди лучше узнают и выделяют флаги, которые имеют особые запоминающиеся характеристики , например:
ü имеют особое цветовое решение (Ливия, Казахстан, Украина, Германия);
ü выделяются традиционной символикой (Израиль, Турция);
ü имеют крупные по размеру знаки-символы или их сочетания с особым цветовым решением (Великобритания, США);
ü обладают особым дизайном (Южная Корея, Шри-Ланка);
ü имеют особую форму (Непал).
Иногда национальные флаги имеют небольшие по размеру отличительные элементы, расположенные в центральной части флага , которые могут быть просто «потеряны» в складках флага, если он поднят на флагштоке.
ü флаги Индии и Нигера имеют три горизонтальные полосы (одинаковые по цвету и в той же последовательности - желтый, белый, зеленый цвет) и различаются лишь цветом расположенного в центра флага круга.
ü Флаги Египта, Сирии и Йемена имеют три одинаковые горизонтальные цветные полосы в одной и той же последовательности (красная, белая, черная) и отличаются только наличием или отсутствием в центральной части флага небольших по размеру символов.
ü Флаги Мати и Сенегала одинаковы но цветовому решению (три вертикальные полосы в одинаковой последовательности - зеленый, желтый, красный), но флаг Сенегала в центре имеет небольшую по размерам зеленую звезду.
ü Три вертикальные полосы в одной и той же последовательности (красная, белая, синяя) содержат флаги Парагвая и Нидерландов, но на флаге Парагвая в центре содержится небольшого размера символ.
Трудными для быстрого узнавания являются флаги, которые содержат одинаковые элементы :
ü Горизонтальные полосы трех цветов (белый, синий, красный) в разной последовательности содержат флаги четырех государств. Причем флаги Югославии и Нидерландов имеют расположение вертикальных полос в обратном порядке, т.е. если перевернуть флаг одной из этих стран, мы получим флаг другой страны.
ü Красные, белые, зеленые горизонтальные полосы в разной последовательности расположены на флагах Венгрии и Болгарии.
ü Горизонтальные полосы красного и белого цвета в разной последовательности - на флагах Польши и Индонезии.
Казалось бы, разные по цветовому решению, но однотипные по дизайну , трудными для узнавания являются флаги Норвегии, Исландии, Финляндии, Дании, Швеции.
Можно выделить национальные флаги, которые практически полностью повторяют друг друга :
ü Флаги Австралии и Новой Зеландии имеют одинаковое цветовое решение и различаются лишь цветом, количеством и месторасположением мелких элементов - звезд по полю флага.
ü Флаги Ирландии и Италии имеют по три одинаковые вертикальные полосы в одинаковой последовательности (зеленый, белый, красный) и отличаются оттенками зеленого и красного цветов.
ü Лишь оттенком синего цвета отличаются флаги Нидерландов и Люксембурга.
ü Полностью повторяют друг друга флаги Монако и Индонезии (две вертикальные полосы красного и белого цвета).
ü Одинаковыми являются флаги Румынии и Чада (три вертикальные полосы в той же последовательности - синяя, желтая, красная).
Уважая принципы геральдики и историю каждой страны, что сказалось на цветовом и дизайнерском решении национального флага, следует отметить, насколько легко или трудно национальный флаг позволяет выделить, узнать, запомнить страну.
Аналогичный анализ можно провести еще по одному официальному зрительному образу страны - по национальным гербам , среди которых также можно отметить хорошо узнаваемые и узнаваемые с трудом (похожие, имеющие незначительные отличия) гербы.
С точки зрения территориального маркетинга наиболее удачными можно считать те национальные флаги и гербы, которые несут собой хорошо понятные и легко воспроизводимые образы , которые порождают устойчивые, связанные с историей, месторасположением, особыми ресурсами территории ассоциации – это официальные символы:
ü Японии (восходящее солнце),
ü Канады (кленовый лист),
ü Ливана (ливанский кедр).
Если символы флага и герба совпадают или схожи, то это тем более хорошо; например, ливанский кедр есть и на флаге и на гербе страны, стилизованное солнце есть и на флаге, и является гербом Японии.
Национальные гимны звучат реже, тем более музыка запоминается в меньшей степени, чем зрительный образ. Но и здесь, если национальным гимном становится музыкальная тема с «большой историей», например знаменитая Марсельеза Франции, то количество вспомнивших и узнавших страну людей значительно возрастает. В этом смысле смелым и принципиально правильным было решение России сохранить музыку национального гимна времен СССР.
Своеобразным официальным символом страны являются национальные деньги, монеты и банкноты . Монеты и банкноты каждой страны уникальны. Банкноты разных стран отличаются размером, тематикой изображения, диапазоном цветов, типом и размером шрифта, средствами защиты.
Иногда в качестве основной тематики изображения используются представители флоры и фауны , которые являются в определенном смысле уникальными для этой страны. Но проблема в том, что канадский «опоясанный королевский рыболов» в России называется зимородком, а канадская хищная птица семейства ястребиных оспри в России называется скопой. То есть по поводу одной и той же «картинки» возникают разные названия, что ведет к определенной путанице. Попытка использовать в качестве основной тематики изображения животных и птиц может иметь еще одну негативную сторону. Например, все белорусские деньги в определенный момент истории этой страны получили в обиходе название «зайчики», что скорее отражало негативное отношение к банкнотам и определенную степень недоверия к этой национальной валюте в целом.
Некоторые национальные банкноты содержат на лицевой стороне портрет известной персоны этой страны, что является знаком уважения к человеку и желанием подчеркнуть значимость его труда на благо страны. На банкнотах не принято делать подписи под портретом, и в связи с этим возникает вопрос: насколько узнаваемыми являются эти персоны для жителей не только своей страны, но, что не менее важно, для жителей других стран? Иногда для повышения узнаваемости «известного» человека на оборотной стороне банкноты содержатся подсказки (нотный стан для музыкантов, микроскоп для бактериолога, гусиное перо и раскрытая книга для писателей, фрагменты картин для художников, секстант для математиков и путешественников и т. д.). Кстати, много ли человек распознают в этом приборе именно секстант?
При выборе известных личностей страны в большинстве своем стараются избегать изображений политических лидеров, поскольку иногда историю приходится «переписывать». Если же на банкноте есть изображение политического лидера, то это бесспорные и/или «проверенные временем» политические деятели этой страны.
Иногда в качестве основного тематического изображения на банкноте представлены архитектурные памятники . Так, на банкнотах Европейского союза отражены архитектурные стили семи периодов европейской культуры - классический (античный), романский, готический, Возрождение, барокко и рококо, век железной и стеклянной архитектуры и современная архитектура XX в. При этом все изображения архитектурных сооружений или их элементы сознательно сделаны обобщенными, чтобы их нельзя было соотнести с конкретным сооружением в одной из стран Европейского сообщества и тем самым не вызвать «ревность» со стороны остальных его членов.
Российские банкноты интересны и хорошо выполнены с маркетинговой точки зрения. Каждая банкнота содержит не только изображения узнаваемых памятников, известных зданий и сооружений (во многом уникальных), но и названия российских городов, в которых расположены указанные сооружения или хранится память об этих персоналиях. Красноярск, Санкт-Петербург, Москва, Архангельск, Ярославль, Хабаровск - шесть городов страны, каждый из которых уникален и имеет большую историю и значимость для России.
Монеты национальных денежных систем также выступают в виде официальных символов, но в силу малого размера площади изображения и схожести металла изготовления многие монеты трудно соотнести с определенной страной. Хотя и в этом случае страны пытаются менять вес, размер, толщину монеты (что скорее делается для удобства пользователей, чем для вызова определенных ассоциаций со страной).
В прежних российских монетах номиналом 10 руб. представлена очень интересная серия «Древние города России», благодаря которой можно было узнать об истории и сегодняшнем дне России. Каждая монета содержала название серии, название города, пейзаж и герб этого города. В этом же номинале была еще одна серия, которая представляет субъекты РФ (дано название субъекта Федерации и его герб).
В целом, говоря об официальных символах страны, следует иметь в виду, что даже не очень удачный в маркетинговом плане символ может стать узнаваемым при частом использовании. В этом смысле маркетинг страны начинается с того, насколько уважают и часто используют граждане национальные символы своей страны в качестве знака одобрения, радости, победы. Пропаганда страны за ее пределами начинается с пропаганды страны (и ее символов) внутри страны. Если жители страны вывешивают по праздникам национальный флаг, знают слова и поют гимн страны, носят на одежде значки и эмблемы с национальной символикой, могут объяснить значение символов национального герба и флага, все это является наиглавнейшим средством пропаганды страны.
Кроме информированности человека об официальных символах страны не менее важными бывают знания общего порядка, например, знания географии, биологии, зоологии и других естественных дисциплин. Осведомленность о стране складывается из общеизвестных характеристик климата этого континента, традиционных для этой территории природных ресурсов и полезных ископаемых, представителей флоры и фауны.
Небольшие по площади страны одного континента во многом похожи, образно говоря, являются одной «ассортиментной группой». С точки зрения обобщающих характеристик это неплохо, но, с другой стороны, из этого общего ряда важно выделиться, если хочешь привлечь к себе внимание.
Например: Иран и Ирак. Эти страны действительно очень похожи - имеют территориальное соседство, схожие климатические условия, флору и фауну, в обоих государствах жители исповедуют ислам, а арабский и курдский языки являются официальными, страны экспортируют нефть и газ. К сожалению, немногие вспомнят отличия: именно Ирак является одним из крупнейших экспортеров фиников (до 30% мирового экспорта), а из Ирана экспортируются ковры и кожсырье, или что большая часть Ирана - это плоскогорье с засушливым полупустынным климатом, а реки Тигр и Евфрат протекают через территорию Ирака.
С аналогичной проблемой столкнулись Латвия и Литва. Оба государства находятся на побережье Балтийского моря, жители исповедуют христианство (католики, православные), значительные площади заняты лесами, преимущественно хвойными, много малых озер, развито мясомолочное производство. Правда, болота в Литве занимают 7% территории, а в Латвии - только 4,8%.
Легче всего выделить отличительные черты страны, отталкиваясь от истории, традиционных ремесел и промыслов, использовать в качестве символов страны легкоузнаваемые архитектурные, рекреационные, археологические объекты и памятники, которые находятся на ее территории. Из общеизвестных неофициальных символов можно выделить: египетские пирамиды, английский Стоунхендж, Большой Каньон в Америке, гейзеры Исландии, Великую китайскую стену. Эти Неофициальные символы ассоциируются непосредственно со страной. Иногда неофициальный символ является «принадлежностью» города, но выступает как ассоциация страны в целом, например, римский Колизей, Вестминстерское аббатство в Лондоне, Пизанская башня, афинский Акрополь, Московский Кремль.
Национальными неофициальными символами могут стать продукты питания и блюда национальной кухни : гуляш - Венгрия, спагетти - Италия, фондю - Швейцария, сало - Украина, драники - Белоруссия, суши - Япония, сигары - Куба, оливки - Греция, икра - Россия, трюфели - Франция. Есть устоявшиеся неофициальные символы и по алкогольным или прохладительным напиткам : пиво - Германия, водка, квас - Россия, сакэ - Япония, чай - Индия, чай с молоком - Англия.
К неофициальным символам страны могут быть отнесены национальные костюмы и их элементы , особенно те из них, которые в значительной степени запоминаются и индивидуализированы: тирольская мужская шляпа, мантилья у испанок, кимоно японок, сари индианок, узбекская тюбетейка, российский сарафан и кокошник, украинские шаровары, фетровые круглые шляпы женщин Боливии. Можно просто перечислять названия предметов гардероба, и человек соотнесет эту вещь с континентом и страной, например: сомбреро, мокасины, пончо, сабо, папаха, бурка, чадра, килт.
Неофициальными символами страны могут быть животные, птицы, растения , например, тюльпаны Голландии, кенгуру Австралии, сельдь Исландии, русская береза, нелетающий киви Новой Зеландии, китайская гигантская панда.
Вызывать устойчивые ассоциации со страной могут народные праздники , например испанская коррида. Есть ряд народных праздников, присущих нескольким странам (в этом смысле праздник объединяет эти страны в определенные группы), например: Масленицу отмечают все православные христиане, праздник молодого вина проходит во всех винодельческих странах, праздник пива отмечают в тех странах, где его варят, карнавалы разных стран объединяет наличие специального костюма. Но даже в случае общего названия праздника «карнавал» хорошо бы добиться узнаваемости, подчеркнуть отличия бразильского карнавала от карнавала венецианского.
Предметы быта или товары народного потребления также могут ассоциироваться со страной, во многом благодаря наличию прилагательных, подчеркивающих принадлежность к той или иной стране: австралийский бумеранг, русская матрешка и балалайка, болгарское розовое масло, китайская ваза, индонезийский батик, греческая амфора.
Неофициальными символами страны выступают образы (символы) крупных спортивных соревнований (летние и зимние Олимпиады, чемпионаты мира), которые проходят на территории конкретной страны и бывают поэтому связаны с национальной символикой этой страны.
Спортивные соревнования - это повод явить свои неофициальные символы не только для страны-организатора, это еще и возможность для каждого участника соревнований представить неофициальные символы своих стран.
Вспомним, сколько дискуссий у россиян вызвал Чебурашка как неофициальный символ сборной России на зимней Олимпиаде-2006. Чебурашка вызвал массу вопросов у журналистов других стран, был поводом для расспросов, понравился болельщикам других стран, которые присутствовали или смотрели спортивные соревнования по телевизору. Русский медведь на летней Олимпиаде 1980 г. в Москве был понятнее и привычнее.
Неофициальными символами страны являются также известные люди (группы людей) прошлого и настоящего : Вашингтон, Андерсен, Лейбниц, Вольтер, Гагарин/Пифагор, Сталин, Малевич, Шопен, Вагнер, Битлз, Моцарт, Рубик, Фетисов, Карелин, АВВА, Пиаф и т.д. Личное обаяние одного человека, представляющего страну, может создать благоприятную атмосферу восприятия и страны в целом.
Во многом прав был Королев, выбирая из равных кандидатов Гагарина, в том числе за его улыбку и личное обаяние.
Иногда количество известных людей одной или близкой профессии столь велико, что страна может ассоциироваться с определенной областью деятельности , как, например, Австрия - страна музыки. В Австрии родились Моцарт, Брюкнер, Гайдн, Шуберт, Иоган Штраус - старший и младший, творили Бетховен, Малер, Берг, Рихард Штраус и др.
Образ «традиционного» жителя носит обобщенные черты (так, европейцы будут отличаться от азиатов). Он задается не только общими знаниями о специфике расы, но также определяется видами деятельности и такими неформальными оценками, как характеристики темперамента и черты характера представителей статусной национальности. Образ жителей конкретной страны будет достаточно расплывчат у людей, которые никогда в этой странене бывали или живут далеко от нее. Мнение о соседях всегда более точное.
В этой связи интересно сравнивать, например, что знают (думают, что знают) о жителях России в Латинской Америке и в соседней Финляндии. Жители Финляндии уже вряд ли будут говорить о медведях, которые ходят по улицам российских городов. Мнение о жителях далекой страны - это долгое эхо мнения соседей .
С позиции территориального маркетинга, чем больше отличительных черт и характеристик присуще жителям данной страны, тем быстрее «всплывает» в памяти образ и формируется определенное эмоционально окрашенное отношение к жителям данной страны. В народном творчестве многих стран известны случаи, когда в виде анекдотов, юмористических рассказов высмеиваются отдельные черты характера жителей других стран, например, медлительность жителей северных стран. Иногда поводом для шуток выступают жадность, всеядность, глупость, упрямство. Но, как правило, лучше какой-нибудь образ, чем никакого. Ведь из медлительности можно сделать основательность, из глупости - непосредственность и открытость, из жадности - рачительность и бережливость, из упрямства - настойчивость. У каждой медали - две стороны. Образ жителя страны можно улучшить. Следует осуществить определенные действия, которые способствовали бы улучшению образа, т.е. провести перепозиционирование. Для улучшения образа жителя страны следует целенаправленно пропагандировать лучшую сторону национальных черт характера и национального темперамента.
Таким образом, формирование осведомленности о стране , улучшение мнения о стране и отношения к стране может быть основано на ряде действий:
ü поддерживать возможности и желания жителей страны активно использовать национальную официальную символику, особенно со стороны детей, молодежи, известных людей страны;
ü находить положительные неофициальные символы страны и широко о них информировать общественность;
ü способствовать развитию межличностных коммуникаций, повышать открытость страны, что позволяет желающим пополнить знания и сформировать собственное мнение о стране и ее жителях;
ü формировать первичный интерес к стране и ее жителям, в том числе занимаясь «фирменной рекламой», т.е. рекламой страны в целом, подкрепляя это соответствующими слоганами; например, на телевизионном канале Euronews реклама Казахстана сопровождается слоганом: «Открытие неизведанного»;
ü приветствовать инициативу частных корпораций строить свои рекламные кампании через бренды страны в целом, например, про пылесосы и стиральные машины: «Швеция, сделано с умом», «British Style, German Engineering» (британский стиль, немецкая технология) - немецкая реклама автомобилей Rover (немецкое качество сборки подкрепленное британским дизайном) или «Ритм жизни ощути в Турции» - отдых и развлечения в Турции ;
ü предпринимать усилия для поддержания интереса к стране, вводя новые неофициальные символы;
ü создавать новые интересные, уникальные объекты, праздники, события, которые могут стать неофициальными символами страны, например, музей затонувшего парусного корабля XVII в. в Стокгольме (Музей корабля «Васа») - это рукотворно, осознанно созданная исключительная достопримечательность города, ставшая узнаваемым неофициальным символом Швеции ;
ü пропагандировать положительные черты национального характера;
ü информировать общественность о положительных событиях в стране всеми доступными сегодня средствами, в том числе при помощи Интернета.
В этой связи можно обратить внимание на активизацию работы по продвижению России, например:
Ø общение Президента России с гражданами России и иностранцами в прямом эфире;
Ø личный сайт Президента;
Ø большие пресс-конференции Президента России для журналистов из разных стран;
Ø проведение в России крупных международных саммитов, конференций, форумов по широкой тематике (инвестиции, деятельность общественных организаций, взаимодействие разных мировых религий и т. д.);
Ø активизация международных контактов России, «политико-экономические турне», когда Президента России сопровождает большая группа российских предпринимателей, что позволяет проводить в стране присутствия экономические форумы, посвященные активизации деловых отношений между странами;
Ø международные научно-исследовательские и производственные проекты, в которых России принадлежит роль инициатора и ведущего исполнителя;
Ø успешное участие россиян при поддержке российского правительства в научных олимпиадах для молодежи и конкурсах профессионального мастерства;
Ø реализация комплексных (годовых) программ, таких как «2006 г. - год России в Китае», «2007 г. - год Китая в России», «2010 – год учителя в России», «2011- Год итальянской культуры и языка в России», «2012 - Год российской истории», «2013 - Год Германии в России».
Анализ территориального продукта страны предполагает: 1) анализ ресурсов территории, 2) уровня социально-экономического развития и 3) качества территориального менеджмента.
1) При характеристике ресурсов страны (природных, технологических, социальных) особое внимание следует обращать на следующее:
ü уникальность (исключительность) ресурсов, их количества, качественных характеристик, удобства эксплуатации, особых условий восстановления и рекультивации;
ü выявление новых ресурсов, открытие новых месторождений природных ископаемых;
ü качественные улучшения ресурса и условий его эксплуатации;
ü найдены новые способы использования ранее известных ресурсов;
ü сохранились интересные, ранее закрытые (труднодоступные) для исследователей объекты, популяции животных и птиц, местные сообщества;
ü наличие многообразных ресурсов на территории, что позволяет инвестору со временем, при желании, диверсифицировать деятельность;
ü особые черты характера жителей, специфика местных сообществ, которые, будучи задействованы, могут принести определенную пользу потребителям и т. д.
Описание каждого значимого ресурса следует проводить в динамике и сопровождать сравнительными оценками с аналогичными ресурсами территорий-конкурентов.
2) Оценка достигнутого уровня социально-экономического развития страны в методическом плане достаточно разработана. Регулярно проводятся сравнения разных стран по широкому перечню макроэкономических показателей и показателей социального благополучия. Необходимо скорректировать некоторые методы сравнения и представления информации об уровне социально-экономического развития страны, особенно когда это касается экспертных оценок. Многое в оценках зависит от того, с каким периодом проводить сравнение.
Оценивая социально-экономическое положение России сегодня, можно проводить сравнение с любой другой прошлой датой, здесь многое зависит от честности и порядочности исследователя. Например, сравнивать Россию 2007 г. с Россией 1990 г., а то и с 1985 г., некорректно, если эксперт «забывает» взять из прошлого информацию только об РСФСР, а не статистику всего СССР.
3) Оценить качество территориального управления конкретной страны достаточно сложно, потому что каждая страна имеет особое государственное устройство, свою систему административно-политического деления, особое построение ветвей власти, разное распределение ответственности в вертикали власти, разную роль могут играть другие общественные институты.
Качественный территориальный менеджмент предполагает, что:
ü при той системе, на которую оказывалось осознанное воздействие, страна, достигла намеченных на определенный период времени целей за счет максимально эффективного использования ресурсов
ü государственные служащие и сотрудники государственных учреждений выполняли свою работу эффективно (соотнесение достигнутого результата количественно и качественно с затратами). Например, количественные: объем доходов от использования собственности, количество привлеченных на одного госслужащего инвестиций в течение года, выполнение одинакового объема работы меньшим количеством человек. Или качественные: количество человек, воспользовавшихся публичной (общественной) услугой, меньше затраченного времени на получение услуги или необходимая информация об общественной услуге доведена в понятной, удобной для применения форме
ü уровень удовлетворения населения качеством публичных (общественных) услуг (наличие бланков заявлений, информирование о последовательности процедуры, возможность сделать запрос по Интернету, степень удовлетворенности получателем услуги процессом обслуживания, формами и методами взаимодействия, результатом и т.д.)
Поскольку чиновник оказывает населению услуги, то можно говорить, что уровень удовлетворения потребителя данной услугой можно повысить, если:
§ упрощать процесс пользования данной услугой;
§ информация об услугах будет адресной;
§ будут предусмотрены разные формы оказания услуги (консультация может быть предоставлена устно, письменно, заочно по телефону и Интернету);
§ будет удобный для пользователя график работы чиновника;
§ будет соблюдаться принцип комплексности услуг;
§ более прозрачным станет процесс принятия решений, что позволит соблюдать сроки принятия решений и повысит персональную ответственность чиновника;
§ чиновник будет готов к взаимодействию;
§ чиновник будет уметь общаться и учитывать специфику пользователя услугой.
Внешняя локализация территориального продукта страны – это, прежде всего, определение положения (места) в пространстве и, посредством, ограничения данной части пространства, соотнесение с другими, соседними частями пространства. Предполагает определение, описание места, где находится территориальный продукт, уточнение его границ и территориального соседства, а также насколько интересно и удобно будет пользоваться потребителю такой информацией. Строить свое описание места необходимо так, чтобы подчеркнуть какие-либо особые характеристики месторасположения и соседства , например:
§ обращать внимание на качественные характеристики или особые преимущества соседства (длительность периода хорошо развитой приграничной торговли в силу доброжелательных отношений с соседним государством);
§ соотносить масштаб своей страны с соседними государствами даже в тех случаях, когда страна имеет небольшую площадь; важно подчеркнуть, что, несмотря на это, стране удалось достичь определенных успехов (уточнить каких);
§ можно уточнить время установления нынешних границ, особенно если с изменением границ связаны какие-либо значимые, интересные события, возникли архитектурные и другие памятники материальной культуры;
§ можно выделить какие-либо общие черты с соседними государствами, например наличие общего побережья или общей водной артерии.
Кроме того, необходимо оценить и развитие транспортных коммуникаций между странами - путей сообщения и связи одного места с другим, общение, передача информации от человека к человеку.
Следует определить, какие еще формы взаимодействия между странами важно рассмотреть. Особенно это касается случаев непрямого территориального соседства. Оправдано провести анализ политических, экономических, национальных, религиозных, культурных и других союзов и содружеств, членом которых является государство. Это позволяет выявить разносторонние связи между странами, оценить развитие этих связей, изучить наиболее характерные формы взаимодействия, сделать прогноз позитивных и негативных последствий такого рода связей, не забывая выделять особые характеристики территориального продукта и условий его потребления, которые возникают у жителей и бизнес-структур исследуемой страны. Следует обращать внимание потенциальных потребителей территориального продукта на такие преимущества, которые дает членство страны в каком-либо союзе, как, например:
ü единство языкового и культурного пространства;
ü признание дипломов о профессиональном высшем и среднем образовании;
ü наличие схожей социальной политики;
ü безвизовый режим посещения;
ü развитые деловые и хозяйственные связи, что облегчает поиск и получение работы по специальности в ряде промышленных отраслей;
ü наличие общих целевых программ в разных областях жизнедеятельности и др.
Информируя человека о взаимодействии стран, мы подчеркиваем те преимущества, которые человек может получить от этого взаимодействия на территории своей страны. В результате совокупная полезность для человека возрастает, что может стать особым конкурентным преимуществом страны.
Внутренняя локализация территориального продукта страны. Страна - это определенная система, которая складывается из элементов других, более мелких пространств: административно-политических единиц (субъекты Федерации, земли, графства и др.), территориальных единиц, выделенных по другим критериям, например, территории компактного проживания одного народа. Важно отметить:
ü близость расположения разных ресурсов, удобство их комплексного использования;
ü существование традиционных хозяйственных, научных, межличностных связей;
ü развитие внутренних коммуникаций, в том числе возможность транспортировки (перемещения людей, грузов) разными видами транспорта;
ü возможность трудовой миграции временного (сезонного) характера;
ü возможность создания вертикально и горизонтально интегрированных бизнес-структур;
ü наличие межтерриториальных научных, учебных, культурных, социальных программ поддержки населения и предпринимателей (например, соглашение о сотрудничестве между двумя субъектами РФ).
Оценка внешней и внутренней локализации территориального продукта страны будет более полной, если представить коммуникации между странами и внутри страны как некий процесс движения ресурсов (человеческих, финансовых, материальных и др.), а также товаров и услуг, т.е. оценивать в целом логистический процесс . В качестве особых характеристик территориального продукта страны и его локализации в пространстве следует обращать внимание на следующее:
ü наличие и уровень развития логистических бизнес-услуг;
ü опыт работы и уровень квалификации сотрудников логистических компаний;
ü наличие и уровень развития производственной, дорожной, складской инфраструктуры;
ü существующие «узлы» всех форм коммуникаций (страна может быть удобным пунктом пересадки или единственным пунктом, от которого возможно отправиться дальше в путь с целью посещения привлекательного места);
ü особые характеристики деятельности таких логистических узлов, например, быстрая обработка документов, пропускная способность в период времени, наличие единых (универсальных) сопроводительных документов и т.д.
Подробное описание локализации территориального продукта страны дает представление о возможной специализации страны и создает базу для изучения и развития кооперативных связей (производственных, торговых, научно-исследовательских др.), которые имеют свою историю в прошлом, развиваются особым образом сегодня и могут количественно и качественно измениться в будущем.
Цена территориального продукта страны отражает затраты, которые несет потребитель территориального продукта (физическое лицо или организации), проживая и/или осуществляя деятельность на территории страны. Для потребителя важна величина выраженных в денежной форме затрат (явные издержки) и величина альтернативных издержек использования ресурсов человека и/или предприятия (неявные издержки).
В условиях интеграции и глобализации часто величина издержек проживания и ведения деятельности у разных стран (особенно если эти страны географические соседи и члены одного экономического союза) примерно одинакова. Но иногда разница издержек проживания и/или осуществления деятельности велика и происходит перемещение производственного процесса в другую страну (порой на другой континент). Так, в 1960-1970-х гг. на территории малых азиатских стран было создано большое количество сборочных производственных предприятий американских и европейских производителей. В качестве основного аргумента выступали малые издержки производства по причине дешевой рабочей силы, низкой стоимости сырья и низкими ставками местных налогов. Но и сегодня продолжается «перенос» компаний даже в Европейском Союзе. Например, компания Nokia решила перенести свое производство из Германии в Венгрию, поскольку посчитала, что это будет экономически выгодно за счет значительного снижения издержек производства.
При определении цены территориального продукта страны стоит обращать внимание:
На оценку качества территориального менеджмента. Так, высокое качество территориального менеджмента также может приводить к снижению издержек производства и обращения;
На уникальность территориального продукта в целом (зона Северного полюса) или отдельных его элементов (месторождение шунгитов находится в Карелии), а также на уникальность локализации территориального продукта страны и его элементов;
На цены территориального продукта стран-конкурентов, в том числе и на не ценовые факторы конкуренции;
На количество общественных благ и их качественные характеристики (перечень общественных благ, которые может получить потребитель бесплатно и тем самым снизить свои прямые финансовые затраты).
Ценовые модификации территориального продукта страны . Можно выделить четыре вида ценовых модификаций.
1. Страна - это определенное по размеру пространство с различными меняющимися условиями. Соответственно, цена на один и тот же элемент территориального продукта страны может меняться в зависимости от его места нахождения и условий размещения. Снижение цены на труднодоступные или удаленные природные ресурсы позволяет стимулировать освоение именно этих месторождений. Более высокие затраты предпринимателя по освоению ресурсов можно компенсировать снижением затрат на получение самого права осваивать данные ресурсы.
2. Возможна модификация цен территориального продукта страны через систему скидок . Цена на ресурс может быть снижена, например, в случае, когда предприниматель берет на себя обязательство после разработки карьера, где добывалось сырье для производства строительных материалов, провести восстановление ландшафта или создать условия для использования карьера с другими целями (искусственный водоем, промышленный музей, зона отдыха).
Возможно использование скидок в зависимости от бюджетных задач и финансового положения страны. Иногда в условиях бюджетного дефицита потенциальный потребитель может получить тот или иной ресурс или право его разработки со скидкой, если оплата всей суммы будет произведена сразу, в удобной для страны форме.
3. Модификация цен для стимулирования сбыта также возможна. Например, для стимулирования притока внешних мигрантов или направления потока внутренних мигрантов страна на время, 1-3 года, может предложить премии («подъемные» выплаты). В эту же группу могут быть отнесены низкие цены, установленные на время проведения специальных мероприятий или акций, например, страна может объявить на ограниченный период времени о предоставлении определенного ресурса (в ограниченном объеме) бесплатно или по льготной цене в случае создания приоритетных видов деятельности.
4. Модификация цен в виде ценовой дискриминации , когда одинаковые ресурсы и условия предоставляются по различным цепам. Например, определенные группы потребителей территориального продукта (лица определенных специальностей трудоспособного возраста) могут получить земельный участок под индивидуальное жилищное строительство бесплатно. Или - более высокие цены на ресурсы для тех предприятий, деятельность которых может сопровождаться высоким экологическим риском.
Информация о ценах на территориальный продукт страны и об условиях модификации этой цены должна широко распространяться и иметь адресный характер. Формы, методы и каналы предоставления информации о цене территориального продукта для частных лиц и предпринимателей должны учитывать специфику этих групп потребителей территориального продукта.
Для частных лиц это:
ü описание бюджета средней российской семьи с указанием возраста, профессии, количества детей и их возраста, места и условий проживания (территория страны, населенный пункт, жилое помещение и др.)
ü характеристика тех общественных благ, которые члены семьи и семья в целом могут потреблять бесплатно, а также условия получения и пользования этими общественными благами
ü основные источники, формы и суммы поступлений семьи, в том числе в виде среднемесячных поступлений и разовых выплат, например, условия, сроки и сумма «подъемных»
ü основные статьи расходов семьи, их периодичность, размер, регулярность, уточнить, какие статьи расхода носят постоянный характер
Для предпринимателя информация о затратах ведения деятельности будет другой:
ü информация о цене и условиях потребления основных ресурсов и сопутствующих факторах производства с корректировкой в зависимости от места размещения и профиля деятельности предприятия
ü информация об условиях проживания, ценах на жилье, средних расходах на питание, общественный или частный транспорт и другая «житейская» информация
Как для частных лиц, так и для предпринимателей важно дать представление о полной цене территориального продукта (совокупных затратах). Помимо прямых финансовых затрат следует также описывать процесс, процедуру и временной интервал принятия управленческих решений со стороны территориальных органов власти, а также все другие моменты, которые могут сказаться на размере вмененных затрат потребителей территориального продукта страны.
Например, если финансовые затраты на приобретение земельного ресурса невелики, но сам процесс землеотвода растягивается на месяцы и все это время предприниматель несет расходы на командировки (транспорт, проживание и др.) и теряет свое время, то совокупные затраты могут оказаться столь велики, что оттолкнут предпринимателя. В этом случае низкое качество территориального менеджмента приведет к повышению полной цены территориального продукта, страна потеряет еще одного потребителя и как результат - ряд полезных характеристик (благ) от его деятельности.