» » Тематические выставки в детском саду. Примерная тематика выставок. "Что такое осень. "

Тематические выставки в детском саду. Примерная тематика выставок. "Что такое осень. "

Оксана Тлишева
Выставки в ДОУ

Выставки в ДОУ

Выставки в детском саду являются одной из широко распространенных форм наглядной агитации и пропаганды. Они имеют весьма важное значение, поскольку оказывают большое влияние на повышение уровня работы детских объединений, повышают заинтересованность, содействуют развитию их творческой активности.

При оформлении выставки не следует делать ее многословной, включать в экспозицию лишний текстовой материал, т. к. основное ее достоинство - это наглядность, убедительность изображений и натуральных экспонатов.

Задача выставки состоит в раскрытии конкретной формы в связи с современными насущными задачами. Выставка всегда представляет собой интерес, т. к. здесь, взаимодействуют и дополняя друг друга, участвуют многие средства воздействия на зрителя. Своим силуэтом, цветом, формой она должна еще издали привлечь внимание. Хорошо организованная и глубоко продуманная выставка никогда не оставит зрителя равнодушным.

Выставки оформляются в изостудии или коридоре детского сада.

При оформлении выставки надо помнить о важном значении для развития эстетического вкуса детей, распределение рисунков и подписей к ним на стендах.

Лучше всего размещать рисунки на специальных стендах, не слишком близко друг к другу. Подписи аккуратно пишут на отдельных листочках бумаги. Такие выставки являются настоящим праздником для детей.

Тематические выставки могут быть стационарными (постоянными) и легкими передвижными.

Выставки бывают различные , как по своим масштабам, так и по тематическому назначению.

Виды выставок , проводимые в детском саду.

1. Выставки , посвященные актуальным проблемам современности (экологическая, ПДД и т. д.) .

2. Выставка к памятным датам .

3. Выставки , посвященные жизни и творчеству выдающихся людей.

4. Выставки творческих работ детей.

6. Познавательные выставки .

7. Выставки – ярмарки и т . д.

Тематика выставок планируются на основе годового плана деятельности ДОУ, с учетом возрастных особенностей детей. Учитывая возрастные особенности детей, тематику выставок следует подбирать так, чтобы она отражала их интересы. Очень важно учитывать не только актуальность, но и своевременность экспозиции.

Важно выбрать не только конкретное помещение, но и его соответствующий визуальный центр, что позволяет сконцентрировать внимание посетителей на интересной работе. Размещая выставку в холле , следует подумать об удобном подходе к ней, предлагающим возможность легко обозревать представленные материалы.

Продумывают и другие ситуации : возможность провести по особенно интересной выставке экскурсию .

Экскурсионная работа с детьми ведется со второй младшей группы. Подходя к выставке , как одному из способов переорганизации пространства, опытные педагоги заранее продумывают, где размещать экспозиции : на стеллажах или столах, иногда дополняя их переносными стендами, а также используя поверхности окон, стен или дверей.

В нашем детском саду ежегодно проводятся выставки на различные темы . Ведь организация выставок очень значима как для детей, так и родителей. Во время подготовки к выставкам дети узнают много нового и интересного. В выставках представлены работы детей, детей с родителями, коллективные работы детей групп. Все работы выполняются в разных техниках, как в традиционных так и нетрадиционных. Выставки получаются очень красочными, яркими и радуют своим разнообразием детей и взрослых. Благодаря выставкам у детей повышается самооценка, развивается художественный вкус, вырабатывается ответственность.

Когда объявляем родителям о конкурсах, то часто многие родители откликаются не сразу. Но стоит только принести кому-то одну работу, потом другую и тут же повышается интерес и работ становится все больше. Они все такие разнообразные, неповторимые. Радует реакция детей. С какой гордостью они сообщают всем, что эту поделку делали они вместе с мамой или папой. И совсем не важно, много ли ребёнок принял участие в изготовление этой поделки или мало, всё равно это принесло пользу и для ребёнка и для родителей.

В моей группе организуется немало мини-выставок . Традиционно осенью это «Чудеса с обычной грядки» , «Ярмарка» , выставка рисунков по временам года.

Весной, конкурс посвященный празднованию Светлой Пасхи «Пасхальный сувенир» , «Портрет милой мамы» , «Цветущая весна» , «Наши пернатые друзья» . Зимой «Необычные елки» . Ну а летом конкурс летних участков и многие другие.

Жизнь в детском саду очень активна. И чем больше в ней разнообразных мероприятий, тем интереснее.

Они воспитывают интерес к окружающему миру, развивают креативные способности, а также :

Укрепляют связь дошкольного учреждения с семьёй;

Побуждают родителей к совместной деятельности с детьми и объединяют их в творческую команду;

Стимулируют детей к применению полученных умений и навыков в продуктивной деятельности;

Создают приподнятую эмоциональную атмосферу в преддверии праздников.

Впереди родителей ждут новые конкурсы и выставки . Мы организуем и проводим их постоянно, стараясь внести в жизнь что-то новое, красивое и необычное.

Когда я организовываю, работу по созданию выставки то родители являются не наблюдателями, а соучастниками процесса. Родители проявляют заинтересованность в эстетическом развитии своего ребенка.

После окончания выставки родители принимающие участие в её организации публично поощряются благодарственными письмами на родительском собрании.

Организация тематических мини-выставок в группе позволяет воспитателям успешно решать ряд воспитательно-образовательных задач: приобщать дошкольников к культурно-эстетическим ценностям, побуждать к творческой деятельности; способствовать обогащению представлений о природном и рукотворном мире, развивать познавательные интересы; повышать культуру родителей. Эту неисчерпаемую информацию можно использовать на занятиях по ознакомлению с окружающим миром.

Идея создания мини-выставки в группе возникла по нескольким причинам. Во-первых, такая форма работы позволяет воспитателям успешно решать целый ряд воспитательно-образовательных задач: приобщать дошкольников к культурно-эстетическим ценностям, побуждать к творческой деятельности; способствовать обогащению представлений о природном и рукотворном мире, развивать познавательные интересы; повышать культуру родителей. Во- вторых - мой собственный детский опыт собирания коллекций и семейные традиции родителей в этом направлении. Сначала я увлекалась коллекционированием марок, календариков и открыток с изображениями животных. Отец занимался сбором макета мини -железной дороги. Его отец коллекционировал почтовые марки и почтовые открытки. Младшая сестра собирала в коллекцию разнообразные природные камушки. Одно время набралась коллекция разных поросят - керамических, мягких, резиновых, затем появилась коллекция открыток разных городов России (она пополняется и по сей день), коллекция пасхальных яиц появилась из-за увлечения бисероплетением.

Выход нашелся в моей профессиональной деятельности воспитателя детского сада. Организация тематических выставок в группе позволила одновременно решить несколько этих задач. Прежде всего, в отношении организации взаимодействия с семьями воспитанников - никто не остался равнодушным или пассивным в сборе экспонатов к тематическим выставкам, каждый ребенок и его родитель нашли дома тот предмет, которым можно пополнить вставку.

Другая задача - познавательно-образовательная. Ведь первые попытки классифицирования обязательно содержат в себе зачатки классификации. Это важно для интеллектуального развития детей. Кроме того, тематические выставки несут в себе информационный материал о предмете выставки, его назначении, происхождении и создании. Это неисчерпаемый информационный материал, который можно использовать на занятиях по ознакомлению с окружающим миром, с предметным миром.

А какой эстетический потенциал содержит в себе деятельность по оформлению мини-выставок в групповой комнате! Это и выбор места расположения, расстановка предметов экспозиции, внесение дополнений, включение интересов детей в процесс создания интерьера выставки. Все зависит от творческого потенциала педагога, его умения вовлечь детей и родителей в процесс поиска и собора предметов для выставки.

Первую тематическая выставка была организована в сентябре в подготовительной группе. Тематику подсказали сами дети, которые делились впечатлениями о летних каникулах, проведенных на море. Многие из них привезли сувениры из морских раковин, сами раковины разных форм. Попросив детей принести их в группу, мы совместно оформили уголок "Морские раковины", нашли книги, иллюстрации, классифицировали и собрали в отдельную коробку с ячейками разные морские и речные ракушки. На занятии по ознакомлению с окружающим миром дети рассказывали о принесенных экспонатах, познакомились с тем, как люди в прошлом использовали ракушки, как добывали их, чем они были ценны и как ракушки используются в современном мире. Наших детей поразила и функциональность применения этого природного материала, и его красота, и причудливость форм

Это занятие так увлекло нас, что следующим моим шагом было продумывание тематик других выставок, разработка системы по их организации в других возрастных группах. Приближался Новый год: смена осеннего периода на зимний - смена времен года: время:! Вот и тематика для детей старшего возраста - часы, к тому же решаем образовательную задачу по формированию у детей временных представлений. Очень удачный дополнительный материал по изучению разновидностей часов. Каких только мы с детьми часов не увидели! Дети и родители с удовольствием приносили старинный часы, наручные, песочные, электронные и др., рассказывали о том, как эти часы попали в семью, разные истории из жизни часов. Кроме того, совместно с детьми и родителями был создан альбом для рассматривания с иллюстративным материалом и стихотворным текстом разных поэтов о часах и времени, подобраны книги, изготовлены макеты часов для практического изучения на занятиях. Важным в такой коллекции было то, что дети могли прикоснуться к предметам, потрогать и "почувствовать" время. <Рисунок 1>

В канун Нового года в группе мы организовывали выставку снеговиков. Дети приносили фигурки снеговиков, фигурные свечи, ёлочные украшения, открытки, картинки, календарики, сувениры, предметы домашней утвари с изображением главного персонажа выставки - кружки, тарелки, прихватки, полотенца. Не было ни одной семьи, которая не внесла бы свой вклад в создании этой выставки. Для поддержания интереса мы с детьми читали и разучивали стихи, прослушивали аудиозапись "Школа снеговиков" Андрея Усачева, рисовали, лепили снеговиков из теста, снега, вспоминали мультфильмы и песни в которых есть персонаж снеговик. <Рисунок 2 >

Хотелось бы отметить, что временной отрезок пребывания экспозиции в группе не должен превышать двух недель, пока сохраняется активный интерес к выставке, который можно поддержать разными формами организации детской деятельности.

В старшем дошкольном возрасте познавательными были тематические выставки созданные с учетом поло-ролевых особенностей детей. Это выставка военной техники к празднику Защитника Отечества и выставка фарфоровых куколок к Международному женскому дню 8 Марта. Аналогично по данным мини-выставкам были проведены разные формы организации детской деятельности. <Рисунок 3 >

Мое увлечение коллекционированием пасхальных яиц нашло отражение в выставке в весенний период, целью которой было ознакомление детей с народными традициями, приобщение к культуре своего народа, к традициям изготовления и украшения пасхальных яиц, не затрагивая религиозный аспект. <Рисунок 4 >

Необычно проходила тематическая выставка "Диковинки с грядки" и "Украшаем стол". Кроме внесения в группу домашних заготовок экспонатов, совместно с детьми и их родителями проходило занятие, где им предоставлялась возможность сотворить вместе с ребенком их выращенных овощей причудливой формы какой-нибудь предмет или персонаж сказки. Например из репки с двумя хвостиками - девочка с бантиками, патиссон превратить в черепаху Тортилу, картошку - в бегемота, редиску - в Буратино с длинным носом, подсолнух - в львенка, а тыкву - в карету для Золушки. Параллельно другая часть родителей с детьми создавала украшения для праздничного стола. Здесь мамам представилась возможность проявить свое творчество в кулинарном искусстве. В итоге были созданы шедевры - белоснежный лебедь из яблока, лилия из лука с лягушкой, хрустальная туфелька из кабачка, золотая рыбка из морковки, крокодил из огурца, мышки-норушки из вареных яиц и многое другое. Сколько удовольствия и эмоций получает каждый из участников! <Рисунок 5 >

Особо хотелось рассказать о выставке, посвященной Дню победы в Великой отечественной войне. Очень трогательно и животрепещуще проходит эта тематическая выставка. Ведь почти в каждой семье есть родственник, который участвовал в этом трагическом событии в истории нашей Родины. В тематике этой выставки заложен огромный потенциал по патриотическому воспитанию детей, формированию гордости за свою Отчизну и народ, воспитание гражданина своей страны. Родители совместно с детьми приносили семейные альбомы с фотографиями военных лет, открытки, медали, предметы связанные с войной, находили книги о войне, изготовляли макеты самолетов, подвесные "мобили", макеты сражений, открытки. Никто не остался равнодушным. <Рисунок 6 >

Напомню, что данный вид организации детской деятельности предполагает тесное сотрудничество с семьей, ее активное вовлечение и посильное участие в процессе создания мини-выставок, предполагает неисчерпаемый обмен информацией о собранных экспонатах, участие в их изготовлении. Так же на основе новых Федеральных образовательных требований к Образовательной программе дошкольного образовательного учреждения произошли изменения в структуре воспитательно-образовательного процесса. В связи с этим обязательная часть Образовательной программы должна включать время, отведенное на взаимодействие с семьями детей по реализации основной образовательной программы дошкольного учреждения. А для того, чтобы реализовать это взаимодействие, конечно от воспитателя потребуется много усилий и творческих вложений. Воспитателю придется снабжать родителей надлежащей информацией, проводить наглядную информационную агитацию о всевозможных вариантах участия родителей в мини-выставках, вручить им "напоминалочки" - брошюры с пояснениями и разъяснениями, с иллюстративным материалом, критериями участия и т.п., в дополнении к этому в устной форме обозначить цель организации выставок, необходимые действия родителей. После завершения действия экспозиции необходимо вниманию родителей предоставить фото- отчет о разных формах организации детской деятельности в работе мини-выставки. Неплохо было бы завести фотоальбом для сбора фотографий выставок, который в свою очередь будет являться накопительным "банком" творческой деятельности воспитателя. Для обмена опытом и организации взаимосвязи с другими возрастными группами можно организовать дни посещения выставок - пригласить детей других возрастных групп и провести мини-экскурсию, рассказав об экспонатах.

Остается только вопрос хранения экспонатов выставки и дальнейшее использование в практической работе. Если в детском саде есть параллельные возрастные группы, то можно передать материалы выставки им для оформления в группе, т.о. выставка становится "передвижной" и у детей других групп появляется возможность познакомиться с экспонатами тематической мини-выставки. Дети и родители иногда забирают те экспонаты, которые, которые им дороги как сувениры или память о каком-либо событии, или же безвозмездно передают в коллекцию в группу для дальнейшего использования. В свою очередь мы собираем экспонаты в контейнеры, подписываем и убираем на хранение в педагогический шкаф. Экспонаты выставки, сделанные своими руками можно использовать при проведении ярмарки на масленичной недели, где дети и их родители могут приобрести понравившийся предмет. <Рисунок 7 >

В результате такой творческо-практической деятельности в моей практике сложилась система по организации тематических мини-выставок в группах детского сада, которая нашла свое отражение в таблице "Тематические мини-выставки в детском саду". При планировании использовались принципы музейной педагогики: наглядность;учет возрастных особенностей;принцип активности в усвоении, усвоение через опыт ребенка.

"Тематические мини-выставки в детском саду"

Возрастная группа Осень Зима Весна
Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь Январь Февраль Март Апрель Май
2-я младшая группа /адаптационный период/ Моя любимая игрушка Мы милашки-куклы неваляшки Матрешки Мы с мамой улыбаемся "Я - игрушка заводная"
Средняя группа Сувениры с моря Мишка косолапый Снегурочка Чайничек с крышечкой Миниатюрные кошечки Мой веселый звонкий мяч День семьи - выставка семейных фото
Старшая группа Диковинки с грядки/украшаем стол Интерактивная игрушка Колокольчики Елочка-красавица Игрушки из прошлого времени Шкатулочки Большое космическое путешествие Праздник Победы
Подготовительная группа Выставка Азбуки и букваря Морские диковинки Выставка часов Выставка снеговиков Выставка военной техники Выставка форфоровых кукол Выставка пасхольных яиц Наши деды - славные победы

Мы, взрослые, должны окружать ребенка красотой - всем прекрасным, чем только сможем, по возможности познакомить детей с предметным миром, воспитывать у них интерес к миру предметов.
Контроль воспитательно-образовательного процесса в ДОУ
| организация | организация работы | мини | мини игры | выставок | выставки 2011 | группе | группы песен | детского | детский сад | сада | детский | Страничка методиста | Организация мини выставок в группе детского сада Детский сад

Цель. Привлечение родителей к активному участию в совместном с детьми творчестве.

В нашем детском саду «Белочка» МБДОУ ДС «Родничок» Озёрского городского округа наряду с традиционными формами взаимодействия с родителями (собрания, беседы, наглядная информация, праздники) уже несколько лет организуются выставки семейного творчества. Но если раньше это были выставки осенних поделок, организованных в Дни открытых дверей, то теперь 2-3 раза в год мы организуем тематические выставки, причём, не всегда запланированные ранее.

Тематика наших выставок:

Осенние фантазии

Зимние букеты

Кормушки для птиц

Весёлые снеговички

Моя семья (семейные газеты)

Значение таких выставок велико как для детей, так и для родителей. Это их совместное творчество, которое не только обогащает семейный досуг, но и объединяет детей и взрослых в общих делах. Бывает так, что час совместной творческой деятельности, живой интерес родителей и общие впечатления остаются в памяти ребёнка на всю жизнь. У детей развиваются художественный вкус, конструктивные способности, воображение, знания о материалах, из которых они готовят экспонат для выставки. Ребёнок чувствует свою значимость в процессе совместной работы, гордость за своих родителей, а папы и мамы – ответственность, так как не могут подвести своё чадо, оставив без внимания организованную выставку.

Если раньше родители были недостаточно активными участниками наших выставок, то теперь мы можем порадоваться выбранной нами форме взаимодействия. Интерес родителей к данной форме возрос в разы, их фантазии нет предела, используемые материалы разнообразны, например, одноразовые вилки-ложки, боа, бисер и др.

О предстоящей выставке мы информируем родителей заранее, помещая красочные объявления в уголках для родителей и на центральном стенде. Советуем родителям предпочтение в совместной работе отдавать ребёнку, чтобы основную часть работы он выполнял самостоятельно. Также предлагаем придумывать различные истории, сказки во время совместной творческой деятельности, тем самым развивая связную речь детей, фантазию, воображение.

О начале работы выставки мы сообщаем в приглашении, стараемся создать приятную обстановку в музыкальном зале во время посещения родителями и детьми выставки. Отдельная благодарность «хозяйке» музыкального зала, музыкальному руководителю Некрасовой Т.Е. за музыкальное сопровождение во время открытия выставки.

Приятно, что и папы стали активными участниками наших выставок. Домики для птиц, сделанные их руками с помощью детей, разумеется, поражали своим разнообразием, формой, аккуратностью. С каким удовольствием дети развешивали потом эти домики на участках, сознавая, что благодаря их с папами стараниям птицы на участке зимой не будут голодать.

При оформлении выставок мы продумываем расположение каждого экспоната, чтобы его можно было хорошо рассмотреть, возле каждого – табличка с именем ребёнка и названием группы. Те родители, которые сначала не придавали значения нашим предложениям, увидев, с каким воодушевлением дети тянут родителей в зал, пусть с опозданием, но приносили на выставку свои поделки.

На выставку снеговичков мы приглашали детей из других детских садов. Для них была подготовлена небольшая развлекательная программа, дети вместе играли, фотографиировались, воспитатели оставили свои пожелания в Гостевой книге.

Такая форма взаимодействия стала традиционной, но мы не останавливаемся на достигнутом, а продолжаем искать новые пути сотрудничества с родителями.

Следует отметить, что примером такой формы взаимодействия с родителями для нас послужил опыт работы коллег из Москвы, о котором они рассказали на страницах журнала «Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения» (№8 за 2008год).

Яркие ленты или веревочки и прищепки также отлично послужат в качестве дисплея.

Рамка, веревочки и выставка готова:

Дисплей можно соорудить и не на стенах, а сделать что-то подобное из обычной толстой проволоки, дерева или что есть в наличии:

Прикрепите к стене деревянные рейки к которым можно крепить рисунки:

Несколько советов:

Как бы Вы не собрались организовать детские рисунки, перед тем как отправить их на хранение удостоверьтесь, что не забыли подписать проект, возраст или категорию, а также иную полезную информацию о работе. Вам кажется, что Вы будете всегда помнить в какой момент сделан рисунок, но поверьте мне, все помнить не возможно. В конечном счете Вы можете забыть. Поэтому лучше, если работы будут отсортированы и промаркированы. Как вариант, Вы можете прикрепить к коробке или папке, где храните работы фотографию Вашего ребенка, чтобы не забыть кто из Ваших чад нарисовал ту или иную работу.

Можно создать несколько коробок, одну, в которую Вы будете складывать наиболее понравившиеся работы и которые хотели бы сохранить на память. Вторую для временного хранения, для того, чтобы Ваш ребенок мог улучшить рисунок в течение учебного года. Так Вы сможете сравнить рисунки, поразмышлять вместе с детьми как их можно усовершенствовать.

Посоветуйтесь с Вашими детьми и разбейте работы, которые бы Вы хотели сохранить на категории. Не держите работы, которые нет смысла хранить. Определите критерии вместе с детьми. Иногда в глазах детей некоторые работы, которые могут нам не приглянуться, смотрятся особым образом. Вы можете считать, что эти рисунки можно выбросить, а Ваши дети - совсем наоборот. Нет ничего хуже, если Вы выбросите какую-то детскую работу, а ребенок попросит показать ее через какое-то время. Определять вместе с детьми стоящие работы и рисунки, которые можно выбросить - это тоже обучение, ведь нельзя сохранить все.

Сделайте фотографии лучших художественных работ. Часто дети готовы растаться с какими-то работами, если знают, что у Вас есть их фотографии. Создайте отдельную папку на компьютере, где будете хранить такие работы и время от времени просматривать их вместе с детьми. Создайте вложенные папки и рассортируйте фотографии рисунков по категориям для быстрого поиска. Не забудьте о названиях файлов или даже запишите в текстовой файл название, имя ребенка, создавшего работу и дату создания или возраст ребенка. Такие фотографии Вы можете также использовать, чтобы создать подарочные календари, плакаты или фотоальбомы для себя или своих родственников.

Сделайте видео! Снимите, как Ваш ребенок рисует, лепит или делает аппликацию. Дети очень любят смотреть на себя и свое творчество. Сделайте небольшие видео, также сохраните эти файлы на компьютере. Вы можете в дальнейшем, используя несложные программы скомпоновать эти короткометражки в небольшой фильм, записав его на диск для домашнего просмотра на ТВ. Как приятно оглянуться назад, не правда ли?

Ирина Федотова
Творческие выставки детских работ в ДОУ - форма взаимосвязи педагогов с семьей

Ни одна, даже самая лучшая педагогическая система не может быть в полной мере эффективной, если в ней нет места семье ! Ребёнок не может существовать вне семейной системы. Если дошкольное учреждение и семья закрыты друг для друга, ребёнок оказывается между двух несообщающихся систем. Отсюда конфликты, неуверенность, непонимание. Во избежание этого нужно чтобы детский сад и семья были открыты друг для друга, для взаимодействия . Педагогическим основанием изменений дошкольного образования в соответствии с ФГТ на современном этапе является активное вовлечение родителей в жизнь ДОУ. Установления взаимосвязи ДОУ и семьи является решающим условием обновления системы дошкольного образования. Основной целью установления взаимоотношений нашего ДОУ и семьи является создание единого пространства семья – детский сад , в котором всем участникам педагогического процесса будет комфортно, интересно, безопасно, полезно и эмоционально благополучно. На наш взгляд удачной моделью взаимодействия является модель «родители-ребенок-педагог » , и именно выставки детских творческих работ являются интересной формой взаимодействия с семьей .

Главным здесь должна стать атмосфера доверия, взаимопонимания , добра. Для того чтобы взаимодействие осуществлялось в интересах развития личности ребёнка-дошкольника, семья для воспитателей не должна выступать лишь как объект взаимодействия . Воспитатели должны понимать сами и объяснять родителям, что семейная среда для ребёнка жизненно необходима, во многом определяющая путь развития его личности. Поэтому вовлечение родителей в орбиту педагогического процесса , их заинтересованное участие в воспитательно-образовательном процессе важно для развития их особенного ребёнка. Только в этом случае возможно создание условий, в которых раскроется талант ребёнка, его способности, только тогда он сможет расти здоровым, умным, счастливым.

Руководящая и организующая роль педагогов по отношению к семье , при организации выставок творческих работ , характеризуется комплексом факторов :

1. планомерное, активное распространение педагогических знаний среди родителей;

2. практическая помощь семье в творческом воспитании детей ;

3. организация пропаганды положительного опыта общественного и семейного воспитания;

4. вовлечение родителей в творческую педагогическую деятельность ;

5. активизация педагогического самообразования родителей.

В основу совместной деятельности семьи и ДОУ при организации творческих выставок положены следующие принципы :

Родители и педагоги являются партнерами в воспитании творческих возможностей детей ;

Это единое понимание педагогами и родителями целей и задач творческого воспитания и обучения детей;

Помощь ребенку, уважение и доверие ему как со стороны педагогов , так и со стороны родителей;

Знание педагогами и родителями воспитательных возможностей коллектива и семьи , максимальное использование творческого потенциала в совместной работе с детьми ;

Постоянный анализ процесса взаимодействия семьи и дошкольного учреждения.

Образовательной области «Художественное творчество »

На примере лучших образцов семейного воспитания показывать родителям актуальность развития интереса к эстетической стороне окружающей действительности, раннего развития творческих способностей детей . Знакомить с возможностями детского сада , а также близлежащих учреждений дополнительного образования и культуры в творческом воспитании детей .

Поддерживать стремление родителей развивать творческую деятельность детей в детском саду и дома ; организовывать выставки семейного творчества , выделяя достижения взрослых и детей.

Организовывать семейные посещения музея изобразительных искусств, выставочных залов , детской художественной галереи, мастерских художников и скульпторов.

Важнейшим способом реализации сотрудничества педагогов и родителей является организация совместной деятельности, в которых родители - не пассивные наблюдатели, а активные участники процесса.

Целью : данной работы является совмещение развивающих и творческих задач в технологию для систематизации достижений ребенка.

Задачи : создание условий для творческих работ ; привлечение родителей к творческой работе ; создание и максимальное использование экспозиции детских работ в целях повышения уверенности каждого ребенка в своей индивидуальности, непохожести на других.

Конечный результат : создание презентации достижений воспитанников (в виде папки детских работ ) .

Творческие выставки детских работ с родителями даёт возможность сблизить в совместном творчестве всю семью , развивает творческие и познавательные способности детей, а родителей отвлекает от будничных дел и проблем, возвращает в детство . Выставки становятся стимулом для включения в совместную деятельность с детьми и педагогами тех родителей , которые не делали этого раньше. Творческие поделки становятся украшением групп и помещений детского сада , украшают музыкальный зал к праздникам и досугам, развлечениям.

Выставки которые мы организуем к осенним праздникам - «Осенняя сказка» , «Во саду ли, в огороде» , «Краски осени» , «Ах, какая осень» .

К новогодним праздникам - «Символ года» , «Новогодняя открытка» , «Игрушки на ёлку» .

В рамках различных проектов, акций - «Мама, папа, я и правила дорожного движения» , «Автокресло – детям» , «Светофорик» , «Птичья столовая» , «Весёлый огород» , «Счастливая семейка» , «Моя родословная» , «С Днём рождения, детский сад , «Чудеса вокруг нас» (выставка поделок из природного материала, «Рисуем вместе с папой» (конкурс рисунков ко Дню защитника Отечества, «За чудесами в зимний лес» (выставка рисунков выходного дня) и т. д.

Организуются краткосрочные выставки -просмотры и постоянные, периодически обновляемые выставки . Работы оформляются в паспарту или в рамки.

Детские работы являются не только украшением интерьера, но и служат зрительной информацией для других детей и взрослых (педагогов и родителей ) . Основные принципы организации детских выставок :

Динамичность. Выставки могут меняться в зависимости от сезонности (по временам года, по программе (по определенной тематике, по тематике проектной деятельности.

Сравнений. Подразумевает разнообразие решения детьми заданной темы, развитие интереса к поисковой работе с разными материалами, техник выполнения работы .

Из опыта работы мы знаем , что родители наиболее охотно идут на контакт и сотрудничество с детским садом именно тогда , когда речь идет об их ребенке. Именно этот интерес мы используем при организации творческих выставок поделок или рисунков.

Важно, что в процессе ознакомления с работами других участников выставки родители проявляют особую активность, подолгу рассматривают поделки вместе с детьми, обсуждают разнообразие творческих выдумок , «изюминок» .

Участие семей в конкурсах на лучший рисунок, салфетку, поделку из природного материала, не только обогащает семейный досуг, но и объединяет детей и взрослых в общих делах. Чтобы привлечь родителей к участию в конкурсах, выставках , в ДОУ заранее вывешиваются интригующее, яркое сообщение.

Педагоги продумывают , какую помощь можем оказать родителям. Подготавливаем наглядный материал, который размещается на информационных стендах в группе . Делаем подборку ссылок, и полезные Интернет-ресурсы, помогающие родителям узнать нужную информацию . Важно продумать местоположение выставки , так, чтобы дети и родители могли видеть все работы участников . Родители не остаются равнодушными : собирают рисунки и фотографии, готовят вместе с детьми интересные поделки. Создавая поделки из бросового материала, работая над созданием композиций, рисуя и вышивая вместе с ребенком, родители стали бережнее относится к работам своих детей . Возобновляются традиции домашних альбомов, «картинных галерей» , в которых рисунки маленького художника с первых дней его знакомства с изобразительным материалом собираются и бережно хранятся в семье .

Результат совместного творчества детей и родителей способствует развитию эмоций ребенка, вызывает чувство гордости за своих родителей, радует всю семью .

Если творческие выставки приурочены к празднику или досуговому мероприятию, то целесообразно подвести итоги и наградить участников и победителей грамотами и подарками.

Хотелось бы сказать об одном важном моменте в системе работы с родителями . Каждый человек, сделав какую–нибудь работу , нуждается в оценке своего труда, в этом нуждаются и наши родители.

«Похвала полезна хотя бы потому, что укрепляет нас в доброжелательных намерениях», - писал Ф. Ларошфуко. Это актуально всегда и везде. Не забывайте хвалить родителей, и они отплатят вам тем же. В нашем ДОУ мы помним об этом и всегда благодарим родителей за их работу .

Литература :

1. АгавелянМ. Г., ДаниловаЕ. Ю., Чечулина О. Г. Взаимодействие педагогов ДОУ с родителями . - М.: ТЦ Сфера, 2009.- 128с. (Библиотека журнала»Воспитатель ДОУ»).

2. Евдокимова. Е. С. Педагогическая поддержка семьи в воспитании дошкольника. -М.: ТЦ Сфера, 2008.-96с.