» » Транспортные операции во внешнеэкономической деятельности. Роль, место и значение транспорта во вэд и во вэс. Взаимоотношения с отправителем груза

Транспортные операции во внешнеэкономической деятельности. Роль, место и значение транспорта во вэд и во вэс. Взаимоотношения с отправителем груза

Транспортные операции.

Внешнеэкономическая деятельность предприятия тесно связана с транспортным обеспечением, которое является одною из важных составляющих процесса организации доставки товаров от места их изготовления к месту потребления. В сущности оно идентично товарообороту, которое базируется на концепции логистики. Вместе с тем транспортное обеспечение целесообразно рассматривать как самостоятельный аспект системы товарооборота, который имеет свою специфику.

Под транспортным обеспечением понимают совокупность элементов, которые находятся в тесном взаимодействии и составляют единственную транспортную систему, которая объединяет операции, связанные с производством и обращением продукции.

Продукцией транспорта является непосредственно сам процесс перемещения товаров от производителя к потребителю. В этом и заключается суть транспортных услуг. Они - основное связывающее звено между продавцом и покупателем.

Особенности транспортных услуг.

Транспортные услуги имеют свои особенности.

1. Транспорт не производит новый товар или продукт, но именно благодаря перемещению их с одного места в другое обеспечивается продолжение процесса производства и обращения, имеет место конечное потребление выработанных товаров. Перемещение товаров, продукции с места производства к месту потребления и является той потребительской стоимостью, которую создает транспорт, его транспортные услуги.

2. Действие транспортных услуг выражается в таком полезном эффекте, который не может возникать, сохраняться и реализоваться в отрыве от транспорта. Вместе с тем производство транспортных услуг неотрывно от их потребления. Транспортные услуги удовлетворяют потребности в момент своего проявления, то есть создание таких услуг совпадает с их потреблением.

3. Транспорт занимает особенное место в международном товарообороте. С одной стороны, он является необходимым условием осуществления международного разделения труда, внешнеэкономических связей. С другой стороны - транспортная индустрия выступает на мировых рынках экспортером своей продукции, частично, транспортных услуг.

4. Транспортные услуги, которые осуществляются в сфере ЗЕД, поддаются влиянию всех факторов, которые характеризуют развитие рыночной экономики. В первую очередь, это колебание цен на нефть, спроса и предложений на товары, а, соответственно, и на их перевозку; валютного курса; степень вмешательства государства во внешнеэкономическую деятельность, состояние политических и экономических отношений разных государств и много других.

Транспорт играет важную роль в развитии внешнеэкономической деятельности предприятия. Его нормальное функционирование обеспечивает выполнение обязательств сторонами по покупке-продаже, коммерческий эффект внешнеторгового соглашения. Нарушение транспортного процесса часто ведет к материальным потерям експортера и импортера, делает отечественные товары неконкурентноспособными.

Транспортное обеспечение внешнеэкономической деятельности является объективно необходимым. Часто грузовладельцу трудно ориентироваться в транспортной обстановке, которая требует профессиональных знаний законодательства отдельных стран, международных конвенций (соглашений), технико-эксплуатационных характеристик транспортных средств, пунктов перегрузки и перевалки грузов, условий их работы, рынка посреднических услуг и др.

Поэтому, при необходимости отправления груза за границу, целесообразно в первую очередь установить тесные контакты с транспортными предприятиями и организациями, которые занимаются международными перевозками. При этом важно выбрать вид транспорта, которым вы хотели бы отправить груз за границу. Здесь нужно иметь в виду; что в современном мире функционирует шесть видов транспорта:

железнодорожный

автомобильный

воздушный,

трубопроводный.

Виды транспорта разделяются на водяной (морской, речной), наземный (железнодорожный, автомобильный, трубопроводный) и воздушный. Каждый из них имеет свою специфику.

Планирование отправления груза.

Планируя отправление груза и выбор транспорта, нужно учитывать ряд обстоятельств.

Во-первых, вид груза. Грузы, которые перевозятся, разделяются на генеральные, массовые и специальные. К генеральным относятся разные искусственные грузы (в упаковке или без нее). За размерами они разделяются на обычных, длинномерных (больше 3 м) и негабаритных. За массой - легкие и тяжелые (с массой больше 5 тонн за одну грузовую единицу).

Схема системы смазки
1-компрессор; 2-топливный насос высокого давления; 3-выключатель гидромуфты; 4-гидромуфта; 5, 12-предохранительные клапаны; 6-клапан системы смазки; 7-насос масляный; 8-перепускной клапан центробежного фильтра; 9-сливной клапан центробежного фильтра; 10-кран включения масляного радиатора; 11-центробежный фильтр; 13-ла...

Расчет расходных ставок
Расходную ставку на «вагоно-час» вагонов грузового парка определяют делением годовых расходов, связанных с данным измерителем, на количество вагоно-часов. К расходам относят затраты на деповской ремонт и амортизацию грузовых вагонов, а также соответствующую часть общих для видов работ и мест возникновения затрат расхо...

Подбор карт, руководств и пособий для маршрута перехода
Согласно РШСУ-98, подбор навигационных морских карт, пособий, руководств на предстоящий переход (рейс) выполняется по каталогу карт и книг в соответствии с требованиями правил корректуры, комплектования и хранения карт и руководств, для плавания на судах гражданских ведомств 9038. Карты подбираются по откорректированн...

Транспорт – это совокупность путей сообщения и подвижных перевозочных средств, а также различных сооружений и устройств, создающих оптимальные условия для их взаимодействия. Благодаря транспорту создаются необходимые условия для завершения производственных про­цессов по выработке различной продукции. Продукцией транспорта следует считать непосред­ст­венно сам процесс перемещения товаров от изготовителя к потребителю.

В странах с рыночной экономикой свободное предпринимательство с помощью транспорта развивается и совершенствуется, устанавливая и укрепляя связи с различными предпринимате­лями из разных стран. Взаимодействие подобного рода создает необходимые условия для получе­ния прибыли всеми участниками внешнеэкономической деятельности.

Во многих странах мира, как и в России, существуют государственные органы регулирования различных экономических систем, включая транспорт. Государственные железные дороги очень распространены в странах мира, имеются также государственные воздушные линии, авто­мобильный и другой транспорт.

Транспорт имеет ряд особенностей. Основная особенность заключается в том, что он не соз­дает нового товара или продукта, но именно благодаря транспорту меняется местонахождение товара по отношению к потребителю, который после получения товара, продукции сможет реально его использовать для новых целей.

Пространственное перемещение товаров, продукции от места производства к месту потребле­ния и является потребительной стоимостью, создаваемой транспортом.

Важной особенностью транспорта является эффект, возникающий при пере­возке товаров и людей и заключающийся в том, что он не может возникать отдельно от транс­порта, храниться и реализовываться в отрыве от него. Транспортная услуга, являющаяся продук­цией транспорта, осуществляется и потребляется непосредственно с процессом транспортного производства.

Существенной особенностью транспорта является его особое место в международном товаро­обмене. С одной стороны транспорт в международном разделении труда является необходимым условием его осуществления, а с другой – транспортная индустрия выступает на международных рынках экспортером своей продукции, реализуемой в виде транспортной услуги.

Особенностью транспорта во внешнеэкономической деятельности является подверженность его продукции – транспортной услуги – воздействию всех факторов, характеризующих развитие рыночной экономики. Прежде всего это относится к колебаниям цен на топливо, соотношению спроса и предложения на перевозку грузов, состоянию политических и экономических отношений различных государств и другим факторам.

Процесс перемещения товаров, сырья, материалов и людей является необходимым условием функционирования всех видов внешнеэкономической деятельности. Использование транспорта необходимо в международной торговле товарами, в производственно-сбытовой кооперации, строительстве объектов за рубежом и в России с помощью зарубежных партнеров, деятельности предприятий с зарубежными инвестициями, организации туризма, при организации международ­ных выставок и ярмарок.

Транспорт и внешнеэкономическая деятельность находятся в тесной взаимосвязи и оказывают большое влияние друг на друга.

При осуществлении внешнеэкономической деятельности необходимо выполнять сложный и специфический комплекс транспортных операций, обеспечивающих обработку и перемещение огромных масс различных товаров на большие расстояния – от изготовителей до потребителей.

Выполняя эти операции, изготовители, посредники, покупатели, транспортники вступают во взаимодействия, позволяющие регламентировать и нормировать их действия с помощью догово­ров, конвенций, соглашений, базирующихся на международных и национальных правовых нор­мах. Следовательно, транспортные операции являются неотъемлемой и важной составной частью внешнеторговых операций.

Под международными перевозками или международными сообщениями следует понимать перевозки грузов, пассажиров между несколькими странами, особенностью которых является обя­зательное пересечение границы, как минимум, хотя бы двух смежных стран.

Таблица 4.1

Классификация транспортных операций во внешнеэкономической деятельности

Признак классификации

Виды операций

По предмету транспортных операций

Грузовые, пассажирские, багажные

По виду транспорта

Водные (морские, речные), железнодорожные, автомобиль­ные, трубопроводные, смешанные перевозки (участвуют два или более видов транспорта)

В зависимости от транспортной характеристики товара

С сухим грузом: навалочные, руда, уголь, зерно, цемент, ми­неральные удобрения, генеральные или штучные. С налив­ным грузом: нефть и нефтепродукты, растительные масла, жиры, вино, жидкие химические грузы и др.

По периодичности

Регулярные и нерегулярные перевозки: линейное и трамповое судоходство, регулярное воздушное сообщение и чартерные рейсы

В зависимости от порядка прохождения границы

Перегрузочные и бесперегрузочные перевозки

По виду транспортно-технологической системы

Контейнерные, паромные, лихтерные, ролкерные

В зависимости от завершения перевозки в соседней стране

Соседские, транзитные, кольцевые

По виду сообщений

Прямые, непрямые: ломаные с несколькими перевозчиками,

с переотправкой по одному или нескольким договорам пере­возки

В зависимости от состава участников перевозочного процесса

Осуществляемые изготовителем товара, продавцом или по­купателем, заказчиком товара, перевозчиком-посредником

В зависимости от места проведения

Осуществляемые внутри страны и на территории других стран

Необходимо выделить три группы транспортных операций, связанных между собой последо­вательностью их осуществления во временном разрезе.

Первая группа операций включает в себя действия, предшествующие реализации внешнетор­говой сделки. В эту группу транспортных операций входят такие действия: планирование внешне­торговых перевозок, анализ конъюнктуры транспортных рынков, тарифов и условий перевозки товаров в регионе, планирование транспортных расходов.

Вторая группа транспортных операций возникает в процессе реализации внешнеторговой сделки и состоит из включения транспортных условий в контракт, подготовки товара к транспор­тировке, заключения договоров перевозки и их оформления, разработки транспортной и товаросо­проводительной документации, страхования, организации контроля за движением груза, расчетов продавца или покупателя с перевозчиком, оформления таможенных, пограничных, санитарных, ветеринарных операций.

После завершения внешнеторговой сделки осуществляется третья группа транспортных операций , включающая в себя возможные споры между грузополучателем и перевозчиком, экспортером (продавцом) и импортером (покупателем).

В транспортном процессе все его участники: изготовители продукции, заказчики, покупатели, перевозчики, посредники вступают в сложные экономические и коммерческо-правовые отноше­ния, регулируемые различными нормативными актами, национальными законодательствами и между­народными правовыми нормами, обычаями.

Поэтому транспортное обеспечение внешнеэкономической деятельности представляет собой систему, состоящую из совокупности технических, технологических элементов, экономических, коммерческо-правовых, организационных воздействий, различных методов управления транс­портными операциями в сфере производства, обращения и потребления продукции, товаров, перемещаемых между сторонами.

Роль транспорта в обеспечении внешнеэкономических связей

Высокие темпы научно-технического прогресса в мире, неравномер­ность экономического и социального развития отдельных стран во вре­мени, интеграционные процессы на основе международного разделения труда способствуют быстрому росту внешней торговли во всех странах мира. Прогнозы некоторых специалистов позволяют сделать вы вод о том, что в ближайшем будущем примерно треть всей производимой в мире продукции будет предметом международного обмена.

В связи с этим возрастает роль транспорта в целом и железнодорож­ного транспорта в частности в обеспечении внешнеэкономических свя­зей. Под транспортным обеспечением понимается широкая совокупность технических, экономических, коммерческо-правовых и организацион­ных воздействий, а также форм и методов управления транспортными процессами. Транспортное обеспечение входит в сферу производства, обращения и потребления продукции. Одним из важнейших элементов в транспортном обеспечении внешней торговли является транспортное обслуживание в целях выполнения международного договора перевозки с надлежащим качеством и определенной экономической эффектив­ностью. Повышение эффективности транспортного обслуживания определяется минимизацией транспортных и экспедиторских затрат при рассмотрении различных вариантов перевозок. Качество перевозок определяется наиболее важными показателями: сроки доставки, сохран­ность грузов, грузовая масса в пути и др.

Транспортное обслуживание внешнеэкономических связей форми­руется на основе интересов заказчика транспортной перевозки и других видов услуг, входящих в систему доставки груза от склада производителя до склада потребителя. Можно выделить следующие элементы транс­портного обслуживания:

Подготовка грузов к перевозке, включая упаковку, затаривание, складские работы, оформление сопроводительной документации, по­лучение экспортных лицензий, карантинных, ветеринарно-санитарных свидетельств, сертификатов качества и др.;

Доставка грузов к магистральным видам транспорта;

Заключение договора перевозки с первым перевозчиком;

Продукции; погрузочно-разгрузочные и складские работы в пункте отправления

Перемещение товара первым перевозчиком;

Таможенные и санитарно-ветеринарные операции на пограничных станциях;

Складские и перегрузочные операции при передаче товара второму перевозчику;

Заключение договора перевозки и перемещение груза вторым пере­возчиком;

Перегрузочные, складские операции и перемещение груза после­дующими перевозчиками;

Сдача груза получателю;

Розыск груза;

Ведение претензий, исков и арбитражных дел;

Страхование груза;

Транспортно-экспедиторское обслуживание и др. Транспортное обслуживание осуществляется под контролем продавца

и покупателя товара. Оно фиксируется в международных договорах купли-продажи товара в виде базиса поставки и транспортных условий.

В транспортном обеспечении можно выделить технические, техноло­гические, экономические и организационные аспекты. Под техническими аспектами понимается подбор вида перевозки, вида транспорта и типа подвижного состава, наиболее соответствующих перевозимой партии груза. При этом должны быть учтены и экономические факторы, обе­спечивающие дешевизну перевозки, сохранность продукции, стоимость подготовки товара к перевозке. Правильное решение технологических аспектов транспортного обеспечения позволяет повысить эффектив­ность международных перевозок за счет применения прогрессивных транспортно-технологических систем, включающих в себя контейнер­ные, пакетные, паромные и другие способы перемещения грузов укруп­ненными местами.

Экономические аспекты включают планирование и учет транспортной продукции, систему ценообразования и оценки экономической эффек­тивности транспортного обслуживания внешнеэкономических связей.

Под организационными аспектами понимаются, в первую очередь, рациональная структура управления внешнеторговыми перевозками и регулирование производственных процессов, включая коммерческо-правовое регулирование взаимоотношений участников транспортного процесса.

Однако, кроме непосредственных затрат на доставку и переработку груза, необходимо учитывать и другие факторы, под влиянием которых происходит процесс формирования внешнеэкономических связей. В первую очередь это государственно-политические факторы:

Обеспечение государственных интересов и обороноспособности страны;

Обеспечение взаимоотношений с государствами, через территории которых осуществляется транзитная транспортировка груза;

Торговая и транспортная политика стран и союзов, участвующих в процессе перевозки;

Поддержка престижа национальных транспортных предприятий, обеспечивающих независимость осуществления внешнеэкономической деятельности от иностранных перевозчиков и конъюнктуры транспорт­ных рынков.

Железнодорожный транспорт в системе обеспечения евроазиатских

экономических связей

Для повышения эффективности торговых связей международных орга­низаций и заинтересованных европейских и азиатских стран была сформи­рована система международных евроазиатских транспортных коридоров.

Международные транспортные коридоры (MTK) - совокупность наи­более технически оснащенных магистральных транспортных коммуника­ций, как правило, различных видов транспорта, обеспечивающих перевоз­ки пассажиров и грузов в международном сообщении, на направлениях их наибольшей концентрации, связывающих различные страны.

В условиях развития международного сотрудничества и углубления производственной кооперации дальнейшему формированию сети между­народных транспортных коридоров принадлежит центральная роль. Этому отводится особое место в решении транспортных проблем, связан­ных с расширением межгосударственных транспортно-экономических, культурных и других связей, с созданием международной транспортной инфраструктуры, имеющей единые технические параметры и обеспечива­ющей применение единой технологии перевозок как основы интеграции национальных транспортных систем в мировую транспортную систему.

Международные транспортные коридоры формируются с целью раз­вития и улучшения как грузового, так и пассажирского международного сообщения, но в большей степени формирование транспортных кори­доров ориентировано на развитие международной торговли.

Приоритетные направления транспортных связей между Западом и Востоком были определены на Общеевропейских конференциях по транспорту. Они нашли отражение в создании десяти панъевропейских (Критских) транспортных коридоров, три из которых (№ 1, № 2 и № 9) проходят по территории Российской Федерации.

Для расширения и повышения качества международных перевозок на­ряду с европейскими транспортными коридорами важное значение имеет также развитие инфраструктуры транспорта евроазиатского значения, проходящей по территории России. Это международные транспортные коридоры «Север-Юг» и «Запад-Восток», связывающие европейскую и азиатскую части страны и являющиеся сухопутным мостом между Азиатско-Тихоокеанским регионом и Европой.

Совершенствование транспортных магистралей и повышение их технического оснащения имеет целью обеспечить достаточную про­пускную способность, а также высокие качественные показатели перевозок и других оказываемых пользователям услуг. Для нормаль­ного функционирования международных транспортных коридоров обеспечивается упрощение процедур пересечения государственных границ, согласование национальных законодательств заинтересо­ванных государств в части налогообложения, таможенных пошлин и других ограничений, препятствующих расширению транспортно-экономических связей.

В последние годы наметился рост объемов международных перевозок России железнодорожным транспортом. Более двух третей всей пере­возочной работы российских железных дорог приходится на европей­скую часть России, при этом основная масса грузов перевозится здесь по магистральным направлениям, связывающим промышленно развитые центральные районы с югом России, Северо-Западным и Северным экономическими районами.

Основу большей части европейских и российских международных транспортных коридоров составляет инфраструктура железнодорожного транспорта. Осью российской части Критского коридора № 2 является железнодорожная магистраль граница с Белоруссией-Москва-Нижний Новгород. На эту магистраль приходится порядка 7 % перевозок от объема всех внешнеторговых грузов, перевозимых железнодорожным транс­портом, в том числе в торговле с дальним зарубежьем. Основной объем перевозок осуществляется между Московским регионом и странами Западной Европы.

Логическим продолжением Критского коридора № 2 является Транс­сибирская магистраль, которая обеспечивает не только внутренние и внешнеэкономические связи России, но и транзитные перевозки евро­пейских стран со странами Азиатско-Тихоокеанского региона.

Для увеличения объема транзитных перевозок в торговле стран Европы со странами Азиатско-Тихоокеанского региона разработана Концепция государственной поддержки транзитных перевозок по Транссибирской магистрали. ведомств На ее основе Правительством РФ принят план совместных действий министерств, и транспортных организаций по раз­витию транзитных перевозок грузов по Транссибирской магистрали. В соответствии с ним в настоящее время осуществляются конкретные ме­роприятия, направленные на реализацию беспрепятственного пропуска транзитных грузов в сообщении Европа-Азия, и ведутся исследования стоимостных показателей перевозок с целью повышения их конкурен­тоспособности.

В направлении Север-Юг международные перевозки осущест­вляются по железнодорожным линиям, входящим в состав Критского коридора № 9.

Железнодорожная магистраль граница с Финляндией-Выборг-Санкт-Петербург-Тверь-Москва и дороги, являющиеся ее продол­жением от Москвы до Новороссийска через Рязань, Липецк, Воронеж, Ростов-на-Дону и до Астрахани через Рязань, Липецк, Тамбов, Волгоград, обеспечивают связи центра европейской части России со странами Се­верной и Южной Европы, Ближнего, Среднего Востока и Закавказья. На эти магистрали приходится 14 % всех перевозок внешнеторговых грузов железнодорожным транспортом.

На южном направлении наибольший объем экспортно-импортных перевозок осуществляется по дорогам, связывающим центр России с регионом Черноморского экономического сотрудничества (ЧЭС). Удельный вес внешнеторговых перевозок грузов на этом направлении составляет 8 % от общего объема экспортно-импортных грузов России, следующих по железным дорогам.

На направлении, связывающем центр России с прикаспийскими стра­нами (направление на Астрахань), перевозятся внешнеторговые грузы в основном в ближнее зарубежье. Однако это направление является весьма перспективным в обеспечении транспортно-экономических связей Рос­сии и стран Европы с Ираном со странами Индийского океана.

На железнодорожных магистралях, являющихся продолжением международных транспортных коридоров до Нижнего Новгорода и до Новороссийска, прослеживается устойчивая тенденция к росту экспортно-импортных перевозок грузов, особенно со странами дальнего зарубежья.

Сеть железных дорог европейской части России, на которой форми­руются основные товарные потоки массовых грузов (сырья, топлива, промышленной и сельскохозяйственной продукции), представлена мощными, в основном двухпутными направлениями, а также соеди­нительными линиями, по которым осуществляется перераспределение потоков грузов между магистралями и обеспечивается обход напряженно работающих железнодорожных участков, узлов и станций.

Железнодорожные магистрали России, входящие в состав Критских коридоров и их дополнительных направлений, имеют достаточную пропускную способность и высокое техническое оснащение, которое в основном соответствует международным требованиям.

Дальнейшее развитие сети железных дорог в связи с формированием МТК должно быть направлено на приведение технико-экономических показателей коридоров в соответствие с международными стандартами. Для этого необходимы модернизация инфраструктуры с целью повы­шения скоростей движения поездов, создание сети современных пере­грузочных терминалов для переработки контейнеров, реконструкция существующих и строительство новых пограничных и припортовых станций, подходов к строящимся портам, совершенствование инфор­мационных и других сервисных служб.

Экономическая эффективность внешнеторговых перевозок

Высокие темпы развития внешней торговли усиливают воздействие транспортного фактора на эффективность внешнеэкономической деятельности. Транспортные услуги в цене отдельных видов товаров во внешней торговле достигают 40 % и более. Поэтому рациональное ис­пользование транспортной системы страны, внедрение прогрессивных видов перевозок способствуют сокращению транспортных затрат и по­вышению экономической эффективности внешней торговли.

Экономическая эффективность транспортного обслуживания внеш­неэкономических связей, как правило, рассчитывается при выборе направлений перевозок, видов транспорта, способа перевозки, выборе наиболее эффективных вариантов развития международных сообщений, оценке эффективности деятельности транспортных и внешнеторговых организаций.

Величина транспортной составляющей в цене экспортного или им­портного товара зависит от базиса поставки. Если товар поставляется «с завода», то транспортные затраты продавца минимальны, а покупателя - максимальны. В этом случае в экспортную цену товара включаются только затраты по его упаковке. При поставке товара на условиях «по­ставка с оплатой пошлины», наоборот, затраты продавца максимальны, а покупателя - минимальны. В данном случае в экспортную цену товара включаются затраты на упаковку, доставку до основного перевозчика, на все погрузочно-разгрузочные и перегрузочные операции в процессе доставки, оплату основного транспорта и доставку от основного транс­порта до склада предприятия, оплату таможенных сборов и пошлин, страхование груза в случае его порчи или утраты, затраты на транспортно-экспедиторское обслуживание.

В стране с устойчивой рыночной экономикой, развитой транспортной системой, работающей в условиях здоровой конкуренции между видами транспорта, экономический эффект транспортного обеспечения внешне­экономических связей предприятия отдельно не рассчитывается. Транс­портное обеспечение является одной из составляющих общей эффективно­сти внешнеэкономических связей предприятия или фирмы. В этом случае в расчеты не обязательно включать вариант перевозки с минимальными затратами на транспорт, поскольку дополнительные затраты на передви­жение товара могут окупиться за счет снижения расходов предприятия по другим элементам сферы обращения. Выбор типа подвижного состава, способа перевозки определяется предприятием на основе минимизации влияния тарифов, фрахта и других транспортных и нетранспортных рас­ходов на величину прибыли предприятия от конкретной торговой сделки при доставке товара от «двери» отправителя до «двери» получателя.

В общем виде в транспортную составляющую цены внешнеторго­вого товара необходимо включать затраты, связанные со следующими операциями:

Подготовка товара к транспортировке на складе отправителя, его упаковка и хранение;

Погрузка товара на транспортное средство первого перевозчика;

Транспортировка груза со склада отправителя в пункт передачи товара второму перевозчику;

Транспортно-экспедиторское обслуживание на первом этапе перевозки;

Аренда транспортного оборудования на первом этапе перевозки (контейнеры, средства пакетирования и др.);

Выгрузка товара в пункте перевалки;

Хранение товара в пункте перевалки;

Погрузка товара на транспортное средство второго перевозчика;

Оплата таможенных пошлин и сборов;

Страхование груза на случай его порчи или утраты;

Транспортно-экспедиторское обслуживание и другие виды услуг;

Транспортировка товара вторым перевозчиком;

Аренда транспортного оборудования на втором этапе перевозки;

Выгрузка товара из транспортного средства второго перевозчика;

хранение товара в пункте перегрузки и перегрузка на транспортное средство следующего перевозчика. Повышение эффективности и качества внешнеторговых пере­возок во многом определяется объемом внедрения прогрессивных транспортно-технологических систем (TTC) в транспортный процесс и их разнообразием.

При формировании TTC можно выделить следующие направления их развития:

Комбинирование разных видов транспорта, позволяющее ликви­дировать лишние перегрузки груза;

Разделение на стоянке основных частей транспортного средства (грузового помещения и энергетической установки с движителем), чтобы под грузовыми операциями отвлекалась только грузовая часть и расходы по ее содержанию были бы минимальными;

Укрупнение грузовых мест для повышения интенсивности грузовых операций в пунктах перевалки товара с одного вида транспорта на другой при наименьших материальных и трудовых затратах (контейнеризация, применение поддонов и др.);

Применение новых принципов перемещения с целью резкого по­вышения скоростей доставки ценных грузов.

Внедрение прогрессивных TTC требует создания специализиро­ванного подвижного состава, перегрузочных механизмов, изменений в технологических процессах, новых форм взаимоотношений между смежными видами транспорта. Однако основное звено прогрессивных TTC - комплексы специализированных технических средств.

Наиболее важной является контейнерная ТТС. Она включает в себя: специализированный флот судов-контейнеровозов различной грузовме­стимости; специализированные перегрузочные комплексы; специали­зированный железнодорожный и автомобильный подвижной состав; склады комплектации или расформирования контейнеров; устройства и сооружения для технического обслуживания, ремонта контейнеров и средств механизации; систему информационного обеспечения; парк универсальных и специальных контейнеров.

Основной экономический эффект от применения прогрессивных TTC связан с экономией затрат на упаковку и погрузочно-разгрузочные работы, с повышением сохранности грузов, ускорением доставки и - при высокой интенсивности обработки подвижного состава - с сокращением эксплуатационных расходов, инвестиций на перевозку грузов.

Экономическая эффективность прогрессивных ТТС также связана и с координацией взаимодействия отдельных видов транспорта. Это позволяет существенно сократить простои подвижного состава, более эффективно использовать перегрузочную технику, снизить затраты труда работников, занятых в этих перевозках.

Организация внешнеторговых и транзитных железнодорожных перевозок

Основным инструментом, с помощью которого разрешаются вопро­сы международного сотрудничества, в том числе и в области железно­дорожных перевозок, являются международные соглашения. В области железнодорожного транспорта первой организацией международного сотрудничества для советских железных дорог стала Организация со­трудничества железных дорог социалистических стран (ОСЖД). На ОСЖД были возложены вопросы развития экономических связей в области железнодорожного транспорта между социалистическими странами. Для организации и осуществления перевозок первым было заключено Соглашение о международном железнодорожном грузовом сообщении (СМГС), которое вступило в силу с 1 ноября 1951 г. В на­стоящее время участниками СМГС являются страны СНГ, бывшие социалистические страны Азии (Китай, Монголия, Северная Корея, Вьетнам), Болгария и Польша, а также Венгрия, Чехия, Словакия, Румыния, которые денонсировали СМГС, однако готовы пользо­ваться его положениями, пока с ними не подписано новое подобное соглашение. СМГС - многостороннее соглашение, заключенное на ведомственном уровне. Из характера СМГС следует, что оно регулирует взаимоотношения между железными дорогами стран - его участниц при осуществлении ими международных перевозок: когда отправитель заключает договор с одной из железных дорог стран-участниц на отправление груза и по крайней мере еще одна железная дорога другой страны-участницы впо­следствии также задействована в данной перевозке.

В СМГС приведены унифицированные правила перевозок грузов и пассажиров, касающиеся условий перевозок по родам грузов и странам, ограничений и дополнений к основным условиям, претензионных про­цедур и др.

Важная задача СМГС - создание единого регламента в вопросах, связанных с закл ючением международного договора перевозки, содержа­нием взаимных прав и обязанностей сторон, с результатом его невыпол­нения и урегулированием претензий, а также правами и обязанностями лица, в пользу которого осуществлялась перевозка (т.е. получателя груза). Обязанность соблюдать постановления СМГС относится не только к железным дорогам, заключившим его, но и к каждой железной дороге, принимающей участие в данной перевозке и участвующей в СМГС.

В соответствии с положениями СМГС перевозки грузов в прямом международном железнодорожном сообщении оформляются документом единого образца. Комплект состоит из пяти листов.

1.Оригинал накладной - сопровождает отправку до станции назна­чения и выдается получателю вместе с листом уведомления о прибытии груза и самим грузом.

2.Дорожная ведомость - сопровождает отправку до станции назна­чения и остается на дороге назначения.

3.Дубликат накладной - выдается отправителю после заключения договора перевозки.

4.Лист выдачи груза - сопровождает отправку до станции назначения и остается на дороге назначения.

5.Лист уведомления о прибытии груза - сопровождает отправку до станции назначения и выдается получателю вместе с оригиналом на­кладной и грузом.

В пути следования в перевозочные документы вносятся сведения обо всех операциях с грузом, таких как: перегрузка на пограничной станции в вагон другой колеи, проверка состояния тары, проверка состояния груза и т.п. В документах проставляется также время прохождения грузами пограничных станций. Все эти данные заверяются подписями работни­ков дороги и календарными штемпелями станции. Сопроводительные документы, касающиеся выполнения в пути таможенных, санитарных, ветеринарных и других формальностей, отправитель прикладывает к накладной, перечисляя их в соответствующей графе.

Положения СМГС предусматривают, что при перевозке грузов по документам прямого железнодорожного сообщения от станции отправ­ления на железной дороге страны отправления до пограничных станций провозная плата взимается по тарифам, принятым для внутреннего со­общения. То же установлено для перевозок грузов по железной дороге страны назначения.

При транзитном сообщении за транспортировку по железным доро­гам страны отправления и страны назначения плата взимается также по отдельным внутренним тарифам для этих дорог, а для транзитных дорог третьих стран - по специальным транзитным тарифам.

Исчисляется же плата по кратчайшему расстоянию между теми по­граничными станциями, которые указаны в накладной отправителем. Но перевозчик имеет право транспортировать грузы и через другие по­граничные станции по более короткому пути, и тогда плата взимается по фактическому маршруту. Важно отметить, что провозные платежи и штрафы при транспортировке по дорогам страны отправления и страны назначения исчисляются в местной валюте. За перевалку грузов в вагон для колеи другой ширины или перестановку колесных пар вагонов на пограничных станциях взимаются дополнительные сборы. Если эти операции производит дорога назначения, такие сборы определяются по ее внутреннему тарифу, а в остальных случаях - по ставкам тран­зитных тарифов. СМГС в начале 50-х гг. был принят Единый транзит­ный Транзитные тарифы - это важнейшая составная часть СМГС. Одновременно с тариф (ETT). Основная его цель - создать благоприятные условия для развития перевозок внешнеторговых грузов транзитом по железным дорогам стран - участниц СМГС. Этот документ предназначен для исчисления и оплаты стоимости транзитных перевозок грузов по всем железным дорогам стран - участниц данного соглашения для опреде­ления порядка оформления перевозок с назначением в третьи страны, не участвующие в нем.

При разработке ETT его ставки были определены на основе наи­более низких национальных тарифов, которые в тот период приме­нялись для транзитных перевозок грузов между членами СМГС. При этом предусматривалось, что, если какая-либо страна установит более низкие тарифы, соответственно меняется общий для всех них уровень транзитным тарифов. Так, в 1953 г., когда к СМГС присоединилась КНР и ее тарифы оказались ниже, ETT был пересмотрен в сторону снижения.

С тех пор на железных дорогах стран - участниц СМГС произошли существенные изменения (модернизация самих дорог и станционного хозяйства, реконструкция железнодорожных станций, появление но­вого парка вагонов), которые потребовали новых капиталовложений. Увеличились эксплуатационные расходы железных дорог. Расширилась номенклатура грузов.

Все это вызвало необходимость общего пересмотра тарифа. В резуль­тате в 1977 г. было заключено соглашение о Международном транзитном тарифе (MTT). Этот документ подписали представители социалисти­ческих стран Восточной Европы и Монголии. MTT вступил в силу с 1 октября 1977 г. В настоящий момент оба тарифа (MTT и ETT) про­должают действовать, однако при перевозках грузов между Россией, странами СНГ и восточноевропейскими странами - участниками СМГС все расчеты за транзитные железнодорожные перевозки осуществляются по ставкам MTT, но в свободно конвертируемой валюте. По СМГС провозные платежи взимаются:

За перевозку груза по железной дороге страны отправления - с от­правителя, на станции отправления;

За перевозку по железной дороге страны назначения - с получателя, на станции назначения;

За перевозку по транзитным дорогам - с отправителя или с получа­теля в зависимости от базисных условий внешнеторговых контрактов.

Помимо СМГС, Россия имеет двусторонние соглашения со странами Балтии, а также с Австрией, Югославией, Турцией, Ираном, Финляндией и Афганистаном.

Эти документы предусматривают установление прямого железно­дорожного сообщения. Каждый из них включает Соглашение об орга­низации железнодорожного сообщения и выработанные на его основе правила об условиях перевозок.

Взаимоотношения железных дорог в рамках этих соглашений регули­руются также рядом дополнительных соглашений, инструкций, прави­лами пользования вагонами, пограничными соглашениями, правилами расчетов и другими согласованными документами. В них оговариваются условия транспортировки грузов, устанавливаются нормы ответствен­ности сторон, права и обязанности перевозчиков, грузоотправителей и грузополучателей.

Страны Западной Европы являются участниками Международной конвенции по перевозке грузов по железным дорогам (CIM). Это со­глашение - одно из старейших в Европе: оно было заключено еще в 1890 г. в Берне (Швейцария), и потому его часто называют Бернской конвенцией. Первоначально в ней участвовало 9 европейских государств, в том числе и Россия. В настоящее время ее участниками выступают 33 государства, большинство из них - страны Европы (и, в частности, Восточной Европы), а также ряд стран Азии и Северной Африки. Россия в этой конвенции пока не участвует.

Международная конвенция - это межправительственное согла­шение. В соответствии с этим документом для решения вопросов, связанных с ним, один раз в пять-шесть лет созывается специальная конференция. При перевозке грузов применяется накладная единого образца - накладная CIM, реквизиты которой примерно аналогичны накладной СМГС.

Весной 1980 г. в Берне проводилась конференция по пересмотру Конвенции, на которой было принято Соглашение о международных железнодорожных перевозках (COTIF). В части, касающейся органи­зации перевозок, оно базируется на положениях ОМ, за исключением отдельных вопросов.

Поскольку Россия и страны СНГ не являются участниками COT1F, то перевозки между ними и западноевропейскими странами в прямом международном железнодорожном сообщении невозможны. Поэтому они осуществляются при помощи посредников, которые занимаются переотправкой российских внешнеторговых грузов и составлением на пограничных станциях новых перевозочных документов. В соответствии с СМГС функции посредников взяли на себя железные дороги стран - участниц СМ ГС, которые, в свою очередь, участвуют в СОТ IF. Это стра­ны Восточной Европы (Чехия, Словакия, Польша, Венгрия, Румыния), вступившие как в СМГС, так и в COTIF.


очень нужно

В международном разделении труда транспорту принадлежит особая роль как регулятору международной торговли - от функционирования транспорта зависят возможности , эффективность, качество и развитие внешнеэкономических связей.

Внешнеэкономические связи (ВЭС) как совокупность направлений, методов и средств торгово-экономического сотрудничества разных стран включают в себя несколько основных форм - внешнюю торговлю, международное производственное сотрудничество, экономическое и техническое содействие . Все эти формы ВЭС сложно представить без существования надежных транспортных систем. Даже в такой далекой от транспорта форме ВЭС, как валютно-кредитные отношения, используются транспортные документы. Транспорт обеспечивает практически все виды международных экономических отношений. Деятельность транспорта приносит стране значительные суммы валютных поступлений от экспорта транспортных услуг. В отличие от ряда экспортно-ориентированных сырьевых отраслей экономики, имеющих ограниченные ресурсы, транспорт обладает способностью полностью восстанавливать свой экспортный потенциал.

Важнейшие условия эффективности и качества транспортного обеспечения ВЭС, а также экспорта транспортных услуг - бесперебойность, регулярность, ритмичность, надежность, высокая скорость доставки продукции из пунктов производства в пункты потребления без потерь, порчи, полной или частичной утраты товаров.
Транспорт – совокупность путей сообщения и эксплуатируемых подвижных транспортных средств в целях обеспечения передвижения пассажиров , почты, багажа, грузов; связующее звено между отраслями экономики, это необходимое условие существования экономики любой страны Транспорт – сфера услуг . Ни один ВТ контракт не может быть осуществлен без физической доставки товара.

На время перевозки средства «выпадают» из оборота фирмы. Транспортная составляющая в контрактной цене товара достигает порядка 10%. По ЮНКТАД – 7-8% по CIF.

Значение.

Транспорт несет 2 основные функции в ВЭД:


  1. Обеспечивающая функция транспорта. Транспортное обеспечение ВЭС или ВЭД (связи – уровень государства, деятельность – уровень фирмы). Транспорт – это слуга, который дает возможность существовать внешнеэкономическим связям страны.

  2. Экспорт транспортных услуг. Каждое гос-во заботится об экспорте транспортных услуг. Экспорт транспортных услуг – оказание международных транспортных услуг национальным перевозчиком при пересечении грузом государственное границы страны или при перевозке грузов иностранных грузовладельцев.

  • Внешнеторговые перевозки

    • Транзит через территорию страны или в более общем виде – перевозки грузов иностранных грузовладельцев. У нас таких маршрутов всего 2: транссибирская магистраль (Порт Восточный и Находка)

    • Перевозка между инстр портами. Российский флот практически не обслуживает нашу ВТ. Стоимость судозахода отечественных судов выше, чем для иностранных. Только 4% ВТ по морским перевозкам обслуживается судами под нашим флагом. Наши суда работают между иностранными портами, т.е. не заходя в национальный порт.

    • Экспортные услуги транспортной инфраструктуры . За грузопотоки надо бороться, поэтому необходимо улучшать инфраструктуру.
Место.

Развитие транспортной системы развивает ВЭС между странами и экономику страны.

Оценка деятельности транспорта.

В ВТ существует показатель транспортная составляющая в контрактной цене товара .
Цена транспортного услуги / цена контракта.

В РФ транспортная составляющая – 12-14%, в ЕС – 6-7%. Это объясняется тем, что мы возим дешевый, не обработанный товар. Высокотехнологичные товары очень дорогие, для того , чтобы цена контракты была адекватной, транспортная составляющая очень маленькая.


  1. Транспортное обеспечение ВЭД и транспортное обслуживание ВЭС.
Транспортное обеспечение – система, представляющая совокупность технических, технологических элементов, экономических, организационных и правовых воздействий, форм и методов управления транспортными процессами и операциями. Транспортное обеспечение - неотъемлемая составная часть внешней торговли. Транспортные операции начинают и завершают процесс реализации внешнеторговой сделки. Затраты на транспортировку продукции и связанные с ней операции входят в издержки товара и включаются в цену товара или проявляются в ней в косвенном виде. Недостаточный уровень транспортного обеспечения внешней торговли может оказать негативное воздействие на результаты контрактной работы.

Особенности ТО:


  1. продукция транспорта выступает на международных рынках как объект купли-продажи. Транспортная продукция реализуется через межд рынки трансп услуг.

  2. Острое восприятие и учет на межд трансп рынках качества трансп обслуживания, кот проявл в цене транспортной продукции.
Таким образом , уровень ТО ВЭС оказывает существенное влияние на эффективность ВТ, проявляясь в цене товара в качестве транспортной составляющей.

Этапы транспортного обеспечения:


  1. подготовка продукции к перевозке, включая упаковку, затаривание, маркировку

  2. складские работы на складе отправителя

  3. информирование перевозчика и покупателя о готовности товара к отгрузке
    подготовка необходимой товаросопроводит документации , получение карантинных, ветеринарных, санитарных свидетельств, упаковочных листов, сертификатов

  4. доставка продукции к магистральным видам транспорта

  5. заключение договора перевозки и необходимые расчеты со всеми перевозчиками

  6. погрузочно-разгрузочные и складские работы в пункте отправления продукции

  7. перемещение товара первым перевозчиком

  8. таможенные, пограничные, санитарные, ветеринарные, карантинные операции на пограничных пунктах

  9. складские, погрузочно-разгрузочные, стивидорные операции при передаче второму перевозчику

  10. перемещение груза вторым перевозчиком

  11. складские, погрузочно-разгрузочные, стивидорные операции при передаче i-ому перевозчику

  12. погрузочно-разгрузочные, стивидорные, складские операции, раскредитование перевозных документов в пункте назначения

  13. сдача груза получателю

  14. розыск грузов

  15. ведение претензий, исков, арбитражных дел
На каждом этапе могут возникать сопутствующие операции: страхование груза и ТС, хранение и консолидация грузов, лизинг и агентирование ТС, брокерская деятельность и др. Все этапы проводятся под контролем продавца и покупателя, оговариваются и фиксируются в договорах К-Пр в виде базиса поставки и трансп условий.

Элементы транспортного обеспечения:

1. технический - соответствие вида и рода груза параметрам транспортных средств

2. технологический - способы перевозки, прогрессивные транспортно-технологические системы (контейнерные, пакетные, лихтеровозные)

3. организационный - информационное обеспечение, организационная структура фирмы-участника ВЭД

4. экономический - государственное регулирование – налоги, пошлины, тарифы, лицензирование

5. правовой - государственные нормативные акты, м\н соглашения (правила, обычаи), суды и арбитраж
В рамках ТО находится транспортное обслуживание – проявляется в системе транспортного обеспечения как конечный результат деятельности трансп фирм по выполнению договора перевозки и представляет собой совокупность средств, форм и методов , обеспечивающих производство трансп продукции надлежащего качества.

Качество трансп услуги (скорость, регулярность, сохранность, надежность) прямо или косвенно воздействует на формирование цены товара, увеличивая ее при высоком трансп сервисе или же уменьшая при низком уровне трансп обслуживания.


  1. Экспорт транспортных услуг и его составляющие.
Экспорт транспортных услуг – оказание международных транспортных услуг национальным перевозчиком при пересечении грузом государственной границы страны или при перевозке грузов иностранных грузовладельцев.

Состоит из:

1. Внешнеторговые перевозки. Ех.1. экспорт товара из РФ. Если доставляет российский перевозчик, то имеет место экспорт транспортных услуг, товар экспортируется вместе с транспортной услугой. Если экспортер нанимает иностранного перевозчика, то имеет место импорт транспортных услуг. Экспорт транспортных услуг может сопутствовать импорту товара, если доставку импортного груза осуществляет национальный перевозчик. Если перевозка признается экспортом транспортных услуг (экспортная перевозка с экспортным товаром, экспортная перевозка с импортным товаром), то НДС начисляется по ставке 0%.

2. Транзитные перевозки по территории РФ и перевозки между иностранными портами. В этом случае экспортные услуги оказываются только иностранным грузовладельцам.

Транзит : ж\д, автомобильный транспорт. Главная проблема – таможенный досмотр транзитного груза. Сбор за транзит –17$ (45-50 млн. тонн в год по территории РФ).

Перевозка между иностранными портами. Проблема – флаг судна. Российским судовладельцам невыгодно ходить под национальным флагом, т.к. в РФ не существует единого реестра судов , что приводит к увеличению издержек. Некоторые государства предоставляют льготные условия для регистрации судов под своими флагами (Самый большой флот – Либерия (по количеству судов), Панама (по тоннажу)).
3. Экспортные услуги транспортной инфраструктуры . Кроме ВТ перевозок к экспорту транспортных услуг относят операции по обработке грузов в пунктах перевалки, портах (морских \ речных), аэропортах, на автомобильных и ж\д терминалах, т.е. в экспорт транспортных услуг входит не только перевозка, но и операции необходимые для их обеспечения и реализации. В экспорт транспортных услуг входят услуги связанные с организацией ВТ перевозки, в частности экспедирование груза (а также заправка самолётов, судов, ремонт и т.д.). За грузопотоки надо бороться, поэтому необходимо улучшать инфраструктуру.


  1. Присоединение России к ВТО: транспортный аспект.

  • Вступление России в ВТО для российских транспортных компаний возможно грозит слияниями и поглощениями.

  • Опросы российских перевозчиков показывают, что готовыми успешно конкурировать на отечественном рынке считают себя лишь 1/4 российских предприятий, к конкуренции на рынках СНГ настроены 18%, в дальнем зарубежье – 9%, а готовыми к членству в ВТО – 10% транспортных компаний.

  • Присоединение к ВТО обеспечит, рост внешнеторгового обмена , что вызовет рост грузооборота, в том числе за счет увеличения объемов перевалки транзитных грузов, рост инвестиций в терминально-складские хозяйства, а также оптимизацию работы регулирующих и фискальных органов. Однако помимо преимуществ, которые получит транспортный бизнес страны, существуют и явные риски. Основными из них являются унификация транспортных тарифов, унификация тарифов на погрузочно-разгрузочные работы.

  • По данным Минтранса, нормам соответствуют лишь 37% федеральных и 24% региональных автодорог. С вступлением России в ВТО возрастут объемы внешнеторгового оборота, увеличатся объемы международных грузоперевозок, а уровень загрузки автодорог уже сегодня значительно выше нормы. Все это приведет к росту издержек при перевозках. Еще одна больная проблема, которая пагубно влияет на российских перевозчиков даже при наличии у них современного парка автомобилей , – сложность оформления виз.

  • В целом присоединение России к ВТО прямого влияния на транспортный комплекс оказать не должно. В будущем, возможно позитивное влияние, т.к. полноправное участие России в многосторонней торговой системе, гарантированная нормами ВТО транспортное законодательство должны привести к росту международного товарооборота, повышению инвестиционной привлекательности, а также росту возможностей транзитного потенциала.
    Однако хорошо известно, что наше участие в Соглашении о международном грузовом сообщении (СМГС) и наше неучастие в Бернских грузовых конвенциях COTIF как раз и приводят к ограничению возможностей наших транспортировщиков на других рынках товаров и услуг. Поэтому, России нужно просто взять и присоединиться к ВТО.
ПРИСОЕДИНЕНИЕ РФ К ВТО. ТРАНСПОРТНЫЙ АСПЕКТ.

1. При присоединении российские перевозчики формально получат доступ к иностранным рынкам.

В переговорном процессе у РФ жесткая позиция по следующим проблемам:


  • энергетика

  • банковский сектор
Уступки:

Транспорт (открытие рынка – вход \ выход на рынок без лицензирования).

Ех.1. ЕС хотят получить национальный режим для внутреннего речного транспорта. РНБ -> НР.

Ех.2. Китай хочет получить свободное судоходство по Амуру + хотят получить разрешение на рыболовное судоходство в Охотском море + официальный допуск китайских автомобильных перевозчиков к работе в Приморском и Хабаровском крае.

Ех.3. США и Канада требуют открыть транссибирские воздушные коридоры (без транзитных платежей).

Т.о. присоединение РФ к ВТО полностью откроет транспортные и транспортно-экспедиторские рынки. На сегодняшний день существует разрешительная система.

2. Повышение качества.

Наши перевозчики не справятся.

3. Рабочие места.

Возможна потеря отрасли çè глобализация


  1. Внешнеторговые перевозки и международные перевозки.
Международная перевозка – носит юр характер. В процессе перевозки груз должен пересечь гос границу страны. Данная перевозка есть там, где заключен договор межд перевозки груза. Регулируется нормами межд права. Если в соответствии с договором груз должен пересечь границу, но не пересек (таможня не выпустила, груз не прошел специальные вида досмотра и т.п.), то перевозка все равно считается международной.

Внутренняя (национальная) перевозка – груз должен пересечь территориальную границу. (перевозка внутри страны) Регулируется нормами нац права.
ВТ перевозка – экономический характер. Отражает характер перевозимого груза (д.б. ВТым: экспорт, импорт, НЕ транзит)).


Термин внешнеторговая перевозка носит только экономический характер. Характер груза также подразумевается. Для того чтобы выяснить все виды грузов, надо посмотреть в таможенный кодекс и таможенные режимы.

Внешнеторговая перевозка может быть внутренней. Из Москвы в Берлин, например , можно везти груз напрямую, тогда внешнеторговая перевозка совпадает с международной. В том случае, если груз доставляется через другой город, например Смоленск. Там экспедитор по просьбе экспортера закрывает договор внутренней перевозки, после чего заключает договор от имени экспортера на международную перевозку, но уже от Смоленска. В этом есть смысл т.к. есть разница в тарифах: внутренний железнодорожный тариф намного ниже, чем тариф на перевозку международного груза через границу. Поэтому выгоднее отправить груз по внутреннему договору до экспедитора, а далее от экспедитора до конечной цели.

Точно также международная перевозка может не быть внешнеторговой.

Международные перевозки (но не ВТ):

Ярмарки и выставки (некоммерческие грузовые перевозки)

Транзит

Морская перевозка между иностранными портами

Гуманитарная помощь

Внешнеэкономическая деятельность (ВЭД) включает международный обмен товарами, информацией, услугами, а также результатами интеллектуальной деятельности. После того, как ваша организация определилась с перечнем товаров, начинается кропотливая работа по налаживанию документооборота. Продумать нужно всю схему работы с партнёрами, выбрать оптимальный способ грузоперевозки, заранее узнать, какие документы нужны, в какие организации нужно обращаться и прочее. Ваша компания определяет цену и стоимость договора, объем и сроки поставки на основе окупаемости и с учетом финансовых и технических возможностей.

Таможенное оформление

При пересечении таможенной границы осуществляют необходимые формальности. При таможенном оформлении нужно предъявить товаросопроводительные и разрешительные бумаги. Необходимо заполнить таможенную декларацию и предъявить ее вместе с товарами. Таможенные платежи должны быть уплачены в полном размере. Перечень необходимых документов зависит от направления (импорт/экспорт), цели и условий перевозки, формы расчетов между партнёрами, выбранного режима работы с таможней, а также вида товара и связанных с ним ограничений. Классификация товаров осуществляется по Правилам, описанным в ТН ВЭД СНГ .

Список документов для таможенного оформления вы можете найти в Википедии .

Таможенный кодекс

Таможенный кодекс регулирует отношения и перемещение товаров через таможенную границу. Таможенный кодекс Таможенного союза заменил кодексы стран-участниц Таможенного союза с 1 октября 2011 года. Не лишне будет проштудировать этот базовый документ.

Договор ВЭД

Важный элемент внешнеторговых отношений – это договор (контракт). Это основной документ между резидентом и нерезидентом, выступающий гарантом исполнения договорных обязательств. К составлению этого важного документа стоит подойти серьезно.

Следует учитывать как национальные, так и международные требования и рекомендации по их составлению:

  • Конвенция Организации Объединенных Наций о договорах международной купли-продажи товаров (КМКПТ) , Вена, 11.04.1980 г.
Для подписания договора вы можете воспользоваться услугами DHL или Poni-express, если личное присутствие другой стороны не возможно. Документы могут быть доставлены в назначенное время, и возвращены курьерской службе уже подписанными в тот же день.